Урок музыки 3 класс по программе «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской учитель музыки Хабибуллина Нелли Вайсильевна Методическая разработка урока Тема урока: «Древнейшая песнь материнства». Тип урока: интегрированный. Презентация. Цель урока: • Образы Благовещения-образ матери, воспетые в церковной музыке, в стихах поэтов, картинах художников; • Показать, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери. Задачи. Обучающие.Формировать знания о духовной музыке русских и зарубежных композиторов, пробуждать интерес к церковной музыке, выявлять интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику, распевность. Развивающие. Совершенствовать музыкальное восприятие, музыкальную память, творческий потенциал в процессе изучения темы, развивать умение анализировать, сравнивать музыкальные произведения с поэтическими текстами, художественными полотнами. Узнают понятия песнопение, молитва, икона. Воспитательные.Развитие духовно-нравственных и этических чувств, понимание и сопереживание. Почитание Богородицы; внимательное, заботливое отношение и уважение к матери в семье. Формирование лучших качеств (доброта, любовь к близким людям, забота). Оборудование: музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, диски. УМК: хрестоматия музыкального материала, фонохрестоматия, учебник. Художественный материал: портреты композиторов: С. Рахманинова, Ф. Шуберта; С. Рахманинов «Богородице Дево Радуйся», Ф. Шуберт «AveМария!»; картины В. Васнецова и Рафаэля; поэтические строки А. Пушкина и Данте, мультимедийная презентация.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие.
Читаю эпиграф к уроку:
Пусть ей вечно солнце рукоплещет!
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин,
Женщина с ребенком на руках.
(Сергей Островой)
Вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем с вами говорить?
Молодцы, ребята!
А как же называется наш урок сегодня? Откройте страницу 44 учебника. Прочитайте! (ответы детей)
Тема нашего урока: «Древнейшая песнь материнства».
Слайд№2
Введение в тему урока.
В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема женщины, и сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, о самом близком для каждого из нас человеке- о матери. Композиторы, художники, писатели всего мира воспевали женщину-мать. Тема материнства для многих вечная тема. Она волновала и будет волновать многие и многие века. Эта тема близка каждому человеку.
Изучение нового материала.
«Аве, Мария!», «Богородице Дево, радуйся» две молитвы — два музыкальных обращения к Богородице. Их авторы- Ф. Шуберт и С.В. Рахманинов.
Слайд №3
Давайте послушаем эти произведения, постараемся выявить интонационное сходство молитв через характер звучания, лад, динамику, распевность. Почувствуем красоту гармонии, чистого и благозвучного обращения к образу Богородицы.
Звучит молитва С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!»
Ф.Шуберта «Аvе, Маria» исполняет итальянский мальчик Робертино Лоретти
Слайд №4,5
У.- Как вы думаете, где можно услышать эту музыку?
Д.-такая музыка звучит в церкви, в соборе
Слайд №6
У.- Как можно назвать это музыкальное произведение, которое исполнялось в церкви, храме.
Д.-молитва
У. Кто из вас когда-то посещал собор или церковь, кто был на службе? Ваше впечатление?
(технология педагогики сотрудничества)
Есть музыка, которая передает настроение, связанное с образами природы, а есть музыка, которая отражает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром, музыка, которая очищает душу, просветляет ее. Это музыка – духовная.
В православных храмах в честь святых и праздников звучат особые песнопения, называется Тропарь.
Тропари составлены и написаны ко всем иконам Божией Матери много лет назад (а их в церковном календаре более ста). Существует тропарь и к иконе Владимирской Божией Матери. В нём частично рассказана история иконы.
(личностное УУД: понимание музыкально-эстетического чувства, его функций в жизни человека)
Слайд №8
У.- Кто исполняет эту музыкальную молитву?
Д.- хор
У.- Есть ли музыкальное сопровождение?
Д.- нет, звучали только голоса
У.- Как называется такое исполнение хора, без сопровождения?
Д.- «a capella)
У.- К кому она обращена?
Д.- к Божьей матери
(познавательное УУД: восприятие музыки, размышление о ней).
(монолог композитора)
Сергей Рахманинов, в детстве любил слушать колокольный звон, старинные русские песни, древние былины. Он родился в Новгородском крае, в живописном месте у озера Ильмень недалеко от речки Волхова. Его отец был дворянин, а мама – генеральская дочь, профессиональный историк. Но бабушка была самым дорогим ему человеком. К ней в дом приходили звонари и исполнители, русские песен.
Когда Сергей Рахманинов повзрослел, он любил с гордостью повторять: «Я русский композитор и моя Родина наложила отпечаток на мой характер, на мои взгляды. Моя музыка – русская музыка». И ещё: «До чего ж наш народ музыкален. Наши народные песни прекрасны. Как я их люблю!»
(технология педагогики сотрудничества)
У. А как еще называют Божью Матерь?
Д.- Богородица, Царица небесная, Всепетая, Дева Мария, Мадонна
У.- А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете? (дети отвечают).
Образ Божьей Матери это пример великой любви ко всему человечеству. Богородица – это, прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах, как вечный символ страдающей матери.
У.- Дева Мария появилась на свет более двух тысяч лет назад чудесным образом. Ее родители Иоаким и Анна были добры и милосердны, но у них не было детей. Горячо молясь и прося милости и прощения, они испросили у Бога даровать им дитя и поклялись, что с трех лет отдадут ребенка в храм на воспитание. Господь даровал им Марию, когда они были уже старыми, потеряв всякую надежду.
При рождении Марии - Анне возвестили, что ею - Марией - дастся спасение всему миру.
Когда девочке исполнилось три года, родители привели ее в храм, и как только она вошла в храм, он озарился божественным светом, как будто предрекая ей особую судьбу.
Слайд №9
Спустя много лет Архангел Гавриил принес Марии благую весть о том, что избрана она между женами, и от нее воплотиться Сын Божий. Ангел сказал ей такие слова: «Радуйся, Мария, Господь с тобою благословенна ты в женах и Благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила ты всех душ наших!»
Слайд№10
У. Как вы думаете, почему Господь выбрал именно Марию?
У.- Господь выбрал Марию за ее чистоту и непорочность, за кроткий нрав, долготерпение и святость. Это произошло более двух тысяч лет назад, примерно седьмого апреля. С этого времени православные верующие празднуют светлый праздник Благовещение Пресвятой Богородицы.
(Регулятивные:выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя).
У. Как нужно исполнять молитву? В жанре песни, танца или марша?
Д.- Песенная
У.-А почему?
Д.-Лучше передает лирические чувства, простая и одновременно величественная
(познавательные УУД: эмоциональный отклик, оценка музыкального произведения)
Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Ей посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы.
У.- Всмотритесь в картину русского художника В. Васнецова «Богоматерь с младенцем» (икона)
слайд№11
(интегральная технология)
(информационное УУД: картины Рафаэля, В. Васнецова)
У.- Что вы видите на картине? (ответы детей)
Мы видим изображение Божьей Матери с младенцем Иисусом художника Виктора Васнецова. Эту великолепное произведение можно увидеть в алтарной части Владимирского собора в Киеве. Сколько любви, кротости, нравственной чистоты в образе Божьей Матери. С какой нежностью, бережностью она обнимает младенца и небесный свет озаряет ее лик.
(технология ИКТ).
У.- (читает стихотворение) Одной картины я желал быть вечный зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая наш Божественный Спаситель- Она с величием, Он с разумом в очах- Взирали, кроткие, во славе и в лучах: (А.С.Пушкин) (учебник страница 43 )
Как вы думаете, что хотел передать нам А.С. Пушкин этими строками?
(ответ детей)
У.- В этих строках поэт А.С. Пушкин передает свое преклонение перед образом Богородицы, воспевая ее вселенскую любовь к людям. На Руси Божью Матерь называют Богородицей.
Скажите, ребята, а без чего мы себе не можем представить храм?
Д.- без иконы
У.- А что такое икона?
Слово «икона» по-гречески – образ.
Образы святых людей сопровождали человека повсюду – в храме, в доме, в дороге…
Что зажигают перед иконой?
Д.- свечу
Физкультминутка
-Сейчас мы возьмем дыхание, не поднимая плечи. Представим, что перед нами свеча, будем дуть на ее пламя. Но так, чтобы оно не погасло. (упражнение повторить 2 раза).
Теперь резким выдохом задуваем свечу (2 раза)
(технология арт-терапии и здоровье сбережения)
У.- Посмотрите, пожалуйста, еще одну всемирно известную картину Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Художник нам рисует Деву Марию, бережно несущую людям самое дорогое, что у нее есть на свете, сына. Ее глаза светятся любовью и нежностью.
Слайд №12
У.- А сейчас ребята откройте страницу 41 и прочитайте стих Данте.
Картину Рафаэля от иконы В. Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. Образ Марии- величественна, благородна, спокойна.
Давайте сравним эти два произведения
Слайд №13
У.- Скажите, откуда Дева Мария спускается к людям?
(с облаков)
У.- Какой цвет преобладает?
(белый цвет у Рафаэля)
У.- Посмотрите на картину Васнецова. Какой цвет преобладает?
(золотистый)
У.- Белый цвет символизирует чистоту и непорочность, а золотистый - божественный.
Почему женщина с младенцем без короны, богатой одежды, а весь мир называет Ее Царицей Небесной? (ответы детей)
У.- Ребята, мы сегодня на уроке познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта. Давайте попробуем их сравнить, Что между ними общего и в чем различие? используя средства музыкальной выразительности.
Чем похожи эти музыкальные молитвы двух композиторов?
- Выразительное интонационное выделение обращения к Богородице и Деве Марии с последующим распеванием на один слог, что придает мелодии, светлую торжественность. Мелодия как бы расцветает и наполняется светом.
- Оба произведения написаны в мажоре. Это придает музыке особую возвышенную радость приобщения к таинству молитвы. Церковная музыка не признает уныния, и даже скорбь в ней светлая.
- Темп и динамика – тоже схожие. Спокойная неторопливость тихой мелодии молитвы есть и у Рахманинова и у Шуберта.
- Созвучны ли картины В. Васнецова и Рафаэля музыке, которая прозвучала на уроке?
(технология ассоциативно-образного мышления)
Итог урока: Слайд №14
Музыка, литература и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, они помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.
Духовные произведения всегда песенные. Найдите еще раз слова, которые передают наши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвященные Богоматери.
(доброта, любовь, спокойствие, умиротворенность, благородство, сердечность)
Слайд №15
У.- Образ Богородицы близок образу матери, тема материнства для многих композиторов, художников, поэтов – вечная тема. Она волновала, и будет волновать многие и многие века. Эта тема близка каждому человеку, потому, что самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Любите и берегите своих матерей!
Исполнение песни о маме.
Слайд №16
Домашнее задание:-Нарисуйте свою маму или образ Божьей матери.
Попробуйте сочинить стихи о маме.
Рефлексия: оцените свою активность на уроке с помощью смайликов.