Формирование пространственных представлений
Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, закреплённой всем опытом человека системой ориентации – является схема тела.
Формирование у ребёнка пространственных представлений – одно из важных условий его успехов.
Формирование пространственных представлений начинается на самых ранних этапах развития, а заканчивается только к концу начального школьного возраста. На первой стадии у малыша начинает формироваться представление о собственном теле и о расположении внешних объектов по отношению к собственному телу. Пространственные представления существенно расширяются после освоения прямохождения и передвижения в пространстве. Появляются представления ближнего и дальнего пространства, больших и маленьких предметов – основа будущих представлений о размерах (см, мм, дм и м).
С появлением речи становится возможным словесное обозначение пространственных отношений, и ребёнок начинает понимать и употреблять в своей речи слова: «верх», «низ», «близко», «далеко», «впереди», «сзади» и т.п.
Не сформированность пространственных представлений – одна из частых причин трудностей обучения ребёнка в начальной школе, прежде всего по математике и русскому языку:
• понимание значения чисел (например – «25» и «52»);
• правильное, незеркальное написание пространственно сходных цифр и букв (например, «6» и «9», «Е» и «З»);
• понимание отношений сравнения («больше-меньше», «ближе-дальше», «раньше-позже»);
• формирование геометрических представлений, возможностей рисования и черчения и т.д.
Как развивать пространственные представления.
Необходимо определиться в существовании правой и левой стороны, верха и низа. На это знание можно накладывать сведения о внешнем мире.
Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам.
В целом развитие пространственных схем начинается с формирования ориентировки «на местности», затем на листе бумаги и графического воспроизведения направлений. При необходимости проведите сопоставление листа бумаги с высоким домом, у которого покажите верх, низ, все углы.
Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребёнок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, разрезные картинки, мозаики. Так, например, ребёнку важно при усвоении букв и цифр самому «творить» их из ниток, пластилина.
Игры и упражнения на развитие пространственной представлений
Робот.
Взрослый предлагает ребенку представить, что он робот с дистанционным управлением и подает ему команды, которые он должен выполнять четко и дословно, например: «Иди вперед, поверни вправо, подними левую руку, повернись налево». Поменяйтесь ролями, теперь вы робот, а ребенок пусть вами руководит.
Поиски.
Взрослый прячет какую-либо игрушку или вещь и просит ребенка найти ее, строго следуя словесным указаниям: иди вперед, поверни направо, сделай шаг назад, посмотри внизу, под столом, на полке, выше, ниже и т.д. заранее продумайте маршрут.
В качестве варианта игру можно провести иначе: на полу разложить разноцветные стрелки в разных направлениях, а ребенок, следуя стрелкам, на каждый поворот должен говорить, куда он повернул: направо или налево.
Далеко и близко, высоко и низко.
В эту игру можно играть дома и на прогулке. Попросите ребенка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него. Помогайте ему наводящими вопросами: что перед ним, что сзади, что справа, что слева, что снизу, что вверху, что близко, что далеко. Попросите его развернуться на 90, 180 градусов. Что теперь находиться справа и слева, впереди и сзади.
Игра «Холодно – Горячо; Право – Лево».
Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве.
Методика проведения: Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо, два шага вперед, три налево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Если ребенок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, можно использовать план-схему.
Используемая литература:
1. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева Е.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. - СПб.: «Питер», 2006.
2. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие – М.: Генезис, 2007.