«Зимний фестиваль знаний 2025»

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий природный мир» - предметная область «Окружающий мир» (вариант 2)

. Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету "Окружающий природный мир" рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются:

  • формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
  • формирование временных представлений;
  • формирование представлений о растительном и животном мире.

    . Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету "Окружающий природный мир" рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

    Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

    Основными задачами программы являются:

  • формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
  • формирование временных представлений;
  • формирование представлений о растительном и животном мире.
Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Специальная общеобразовательная школа - интернат" г. Губаха, Пермского края


Рассмотрено

ППО «Сопровождение»

Протокол

№__от 2024г.


Согласовано

Педагогическим советом

Протокол №__

«__» 2024г.


Утверждаю

Директор МБОУ СОШИ

________О. В. Шатунова

«__»___2024г.














АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Окружающий природный мир» -
предметная область «Окружающий мир»
(вариант 2)

Составитель программы:

учитель класса «Особый ребенок 2»

Шакирова А.Е.




2024 - 2025 учебный год

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной образовательной программы (вариант 2) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Специальная общеобразовательная школа - интернат».

Перечень нормативных документов

  1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

  2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).

  3. Конституция Российской Федерации (1993 года).

  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.

  5. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. (с изменениями от 22.12.2008 г.).

  6. Приказ Министерства науки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35850)

  7. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  8. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26

  9. Учебный план МБОУ СОШИ на 2024-2025 учебный год.

Актуальность. Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету "Окружающий природный мир" рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются:

  • формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;

  • формирование временных представлений;

  • формирование представлений о растительном и животном мире.

Общая характеристика учебного предмета

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание обучающегося обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений должно происходить по принципу "от частного к общему". Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные или несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.

Беседа на уроке является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами: зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач урока беседа может иметь различное назначение и должна сопровождаться наглядностью. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на уроке.

При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические методы: моделирование реальных ситуаций с элементами игры - можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения; экскурсии; широко использовать наглядные средства обучения, демонстрацию учебных фильмов, особенно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно. Полезно использовать возможность замедленного показа или остановки кадра для более полного понимания детьми учебного материала. Так как учащиеся со сложной структурой дефекта не могут воспринимать большое количество информации, нужно выбирать фрагмент, который наиболее соответствует достижению поставленной цели, и сосредоточить внимание на нём.

Предмет «Окружающий природный мир» реализуется в форме индивидуальных и групповых занятий, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии / консилиума и индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ. Современное традиционное обучение (классно - урочное).

Место предмета в учебном плане

На изучение предмета «Окружающий природный мир» отводится 3 часа в неделю, курс рассчитан на 102 часа (34 учебные недели).

Содержание учебного предмета

Программа представлена следующими разделами: "Растительный мир", "Животный мир", "Временные представления", "Объекты неживой природы".

Разделы программы призваны обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.

Растительный мир.

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан, тополь, лиственница). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор,подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика). Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов(корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.

Животный мир.

Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).

Объекты природы.

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе. Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и др), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.

Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Освоение учебного предмета «Окружающий природный мир», созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных.

Ожидаемые личностные результаты освоения учебного предмета «Окружающий природный мир»:

- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

- формирование уважительного отношения к окружающим;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты освоения» учебного предмета «Окружающий природный мир»:

- появление интереса к объектам и явлениям живой и неживой природы;

- уметь называть времена года и характерные признаки времен года;

- иметь элементарные представления о животном и растительном мире;

- уметь заботиться и бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними;

- уметь соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.);

- иметь элементарные представления о временах года, характерных признаках времен года;

- иметь элементарные представления о животном и растительном мире;

- уметь различать части суток.

Базовых учебных действий учебного предмета «Окружающий природный мир»:

- радоваться вместе с детьми;

- выполнение действие способом рука-в-руке;

- подражать действиям, выполняемыми педагогом;

- последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Коммуникативные учебные действия учебного предмета «Окружающий природный мир»:

-  открывать учебник, выполнять инструкции педагога: дай, встань, сядь, посмотри, выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения);

- ппринимать помощь, доброжелательно относиться к другим людям.

Регулятивные учебные действия учебного предмета «Окружающий природный мир»:

- уметь делать простейшие обобщения, классификацию;

- уметь работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание);

- могут последовательно выполнять несколько заданий с помощью.

Система оценки достижения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения предмета «Окружающий природный мир».

Текущая аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы. В ее состав входит родитель (законный представитель) ребенка, учитель, воспитатель, педагог - психолог, педагог - дефектолог и учитель - логопед.

Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции. Основой оценки служит анализ результатов поведения ребёнка и динамики его развития в повседневной жизни.

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями в развитии за год по каждому показателю по следующей шкале:

0 - отсутствие динамики или регресс.

  1. - динамика в освоении минимум одной операции, действия.

  2. - минимальная динамика.

  3. - средняя динамика.

  4. - выраженная динамика.

  5. - полное освоение действия.

По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.

Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.

При оценке результативности обучения важно учитываются затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др.

При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные,

графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 - действие не выполняет.

  1. - действие выполняет со значительной физической помощью.

  2. - действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью.

  3. - выполняет самостоятельно по образцу.

  4. - выполняет самостоятельно по инструкции (вербальной или

невербальной).

  1. - выполняет действие самостоятельно.

  • «узнает объект»,

  • «не всегда узнает объект»,

  • «не узнает объект».

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно - развивающей работы.

В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.









УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название раздела и тем

Количество часов

1.

Растительный мир.


21

2.

Животный мир.


28

3.

Объекты природы.


18

4.

Временные представления.


35

Всего


102 часа













ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование раздела программы и тем урока

Кол- во часов

Цель и элементы содержания

Возможные результаты освоения обучающимися учебного пред­мета, курса

Оборудование, дидак­тический материал, ТСО и ИТ

1 четверть (24 часа)

Растительный мир.

1.

Вводное занятие. Растительный мир.

1

Знакомство с разными видами растений.

Нахождение их в природе.

Находим различие между ними, проговариваем их названия (дерево, куст, трава).

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) знать их название.

Пиктограммы, картинки, презен­тация.

2.

Деревья.

1

Прорисовывание по точкам дерева и разукрашивание.

Узнавание (различение) видов деревьев.

Пиктограммы, картинки, цветные карандаши, альбом.

3.

Названия деревьев.

1

Знакомство с разными видами деревьев.

Узнавание (различение) деревьев (береза, дуб, ель, каштан). Игра

«Отгадай, какое это дерево?».

Узнавание (различение) деревьев (береза, дуб, ель).

Пиктограммы, картинки.

4.

Названия деревьев.

1

Прорисовывание по точкам березу и раскрашивание

(береза, дуб, ель).

Узнавание (различение) деревьев (береза, дуб, ель)

Пиктограммы, картинки, цветные карандаши.

5.

Строение дерева.

1

Прорисовывание по точкам дерева и разукрашивание.

Узнавание (различение) частей дерева (корень, ствол, ветка, лист).

Пиктограммы, картинки, цветные карандаши, альбом.

6.

Плодовые деревья.

1

Беседа: «Сведения о плодовых деревьев».

Видео: «Плодовые деревья».

Узнавание (различение) плодовых де­ревьев

(вишня, яблоня, груша, слива).

Видео: «Плодовые деревья».

7.

Плодовые деревья.

1

Просмотр презентации: «Плодовые деревья».

Игра «Что растет на этом дереве?».

Узнавание (различение) плодовых де­ревьев (вишня, яблоня, груша, слива).

Презентация:

«Плодовые деревья».

8.

Хвойные и лиственные деревья.

1

Расширить представления о хвойных и лиственных деревьев.

Беседа: «Хвойные и лиственные деревья».

Отгадывание загадок.

Развивающий набор: «Хвойные и лиственные деревья».

Узнавание (различение) лиственных и хвойных растений.

Пиктограммы, картинки.


9.

Хвойные и лиственные деревья.

1

Прорисовывание иголочек на веточке елки.

Узнавание (различение) лиственных и хвойных растений.

Картинки, цветные карандаши, альбом.

Развивающий набор.

10.

Кустарники.


1

Расширить представления о кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник).

Узнавание (различение) садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека.

Пиктограммы, картинки.

11.

«Подарок осени».

1

Расширить представления о растительном мире (фрукты).

Выделение существенных

призна­ков.

Отгадывание загадок про фрукты. Рисуем по образцу фрукты.

Уметь узнавать (различать) фрукты

(яблоко, виноград, гру­ша) по форме и цвету, рисовать фрукты по образцу.

Предметные картинки, альбом, цветные каран­даши, фломастеры, за­гадки.

12.

«Богатый урожай».

1

Расширить представления о расти­тельном мире (овощи).

Выделение существенных призна­ков.

Чтение стихотворений об урожае.

Рисуем по образцу овощей.

Уметь узнавать (различать) овощи по внешнему виду (фор­ма, цвет), рисовать овощи по образцу.

Предметные картинки, пиктограммы, загадки, альбом, цветные карандаши, образец работы учителя.

13.

«В лес по грибы».

1

Расширить представления о растительном мире (грибы) съедобные и несъедобные.

выделять существенные признаки.

Раскрашивание грибов;

Записывание названия съедобных грибов в рабочую тетрадь.

Уметь узнавать (различать) гри­бы по внешнему виду (форма и цвет).

Уметь наблюдать за действиями педагога.

Предметные картинки, пиктограммы, альбом, цветные карандаши, рабочая тетрадь.

14.

«Полезные ягоды».

1

Расширить представления о растительном мире (ягоды).

Выделять существенные признаки.

Раскрашивание ягод.

Записывание название ягод в рабо­чую тетрадь.

Знать (понимать) названия ягод. Уметь найти на картинке ягоды и назвать.

Предметные картинки, пиктограммы, альбом, цветные карандаши, рабочая тетрадь.

15.

Цветы осени.

1

Просмотр презентации: «Цветы осе­нью».

Чтение стихотворений о цветах.

Изготовление аппликации «Астра».

Знать (понимать) осенние цветы. Проявлять положительное от­ношение к учебе.

Пиктограммы, картин­ки, презентация: «Цве­ты осенью», цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

Временные представления.

16.

Экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе.

1

Экскурсия.

Наблюдение за изменениями в при­роде.

Называние признаков осени.

Сбор осенних листьев для гербария.

Уметь наблюдать за изменения­ми в природе и устанавливать взаимосвязь, осознавать необхо­димость бережного отношения к природе.

Уметь называть признаки осени. Проявлять положительное

от­ношение к учебе.

Пледы, складные стульчики.

17.

Природа Пермского края, города Губахи.

1

Знакомство с природой нашей мест­ности.

Беседа: «Осенние изменения в при­роде».

Просмотр видео: «Природа нашей местности».

Знать (понимать) природу нашей местности.

Проявлять интерес к окружаю­щим природе.

Картин­ки, видео: «При­рода нашей местности».

18.

Погода осенью.

1

Наблюдение за погодой осенью. Работа с календарем погоды

(отме­чаем в дневнике облачность, осад­ки).

Просмотр презентации:

«Погода осенью».

Уметь наблюдать за изменения­ми в погоде осенью, отмечать в дневнике облачность и осадки, если есть.

Картинки, презентация: «Погода осенью», дневник.

19.

Осенние явления природы (ветер).

1

Рассказывание и показ «Что такое ветер».

Наблюдения в окружающей среде. Рассматривание иллюстраций, кар­тинок.

Стремление к новым знаниям.

Уметь проводить несложные наблюдения в окружающей сре­де.

Иллюстрации, картинки.

20.

Труд людей осенью.

1

Представления о труде людей в за­висимости от времени года.

Составление рассказа про серии сю­жетных картинок «Труд людей осе­нью».

Уметь проводить несложные наблюдения в окружающей сре­де.

Уметь рассматривать сюжетные картинки и с помощью учителя составлять рассказ.

Сюжетные картинки, иллюстрации.

21.

Экскурсия «Труд людей осенью».

1

Представления о труде людей в за­висимости от времени года.

Практическая работа (Уборка сухих веточек).

Уметь проводить несложные наблюдения в окружающей сре­де.

Уметь помогать взрослым.

Садовый инвентарь.

22.

Мир живой и неживой природы.

1

Беседа: «Живая и неживая природа».

Рассмотрение картин.

Совместная работа с учителем по складыванию пазлов об осени.

Отгадывание загадок.

Чтение стихотворений об осени.

Знать (понимать) живую и не­живую природу.

Уметь замечать осенние измене­ния в природе и рассказывать о них по картинке, собирать пазлы.

Пиктограммы, картин­ки, пазлы.

23.

Сезонные изменения в при­роде. Дождь.

1

Сезонные изменения в природе.

Дождь.

Просмотр видео: «Дождь». Рисование дождя акварельными краскам.

Знать сезонные изменения в природе. Дождь.

Уметь рисовать дождь по об­разцу.

Видео: «Дождь». Предметные картинки, альбом, акварельные краски, кисточки, ба­ночка для воды, сал­фетка.

24.

Одежда и обувь человека осенью.

1

Беседа: «Как надо одеваться осе­нью».

Задание на листочке: выбрать нуж­ный предмет (изображение) из груп­пы предметов с учётом сезонных из­менений природы.

Уметь называть предметы одеж­ды или обуви, выбирать нуж­ный предмет (изображение) из группы предметов с учётом се­зонных изменений природы.

Предметные картинки, листочек с заданием.


2 четверть (21 час)


Животный мир.

25.

Животный мир.

1

Знакомство с животными.

Узнавание (различение) животных (корова, собака, лиса, жираф, слон).

Презентация: «В зоопарке».

26.

Строение животного.

1

Рассказ о строение животного.

Лепка собачки из пластилина.

Узнавание (различение) строения жи­вотного голова, туловище, лапы, ноги, хвост, рога,) по внешнему виду.

Картинки, игрушки,

пластилин, образец

работы учителя.

27.

Перелетные птицы.

1

Представление о перелетных птицах. Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербаль­ными и невербальными.

Чтение рассказов о перелетных пти­цах.

Просмотр презентации: «Перелетные птицы».

Иметь представление о пере­летных птицах.

Уметь владеть доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.

Пиктограммы, картин­ки, презентация: «Пе­релетные птицы».

28.

Птицы зимующие.

1

Представление о зимующих пти­цах. Овладение доступными сред­ствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными; Рисование птички в нетрадиционной технике.

Иметь представление о зимую­щих птицах.

Уметь владеть доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и не­вербальными.

Пиктограммы, картин­ки, предметные картин­ки, акварель, зерна, клей.

29.

Животные готовятся к зиме.

1

Беседа: «Как животные готовятся к зиме».

Чтение рассказов про животных. Просмотр презентации: «Как живот­ные готовятся к зиме».

Иметь представления как жи­вотные готовятся к зиме.

Уметь рассматривать иллюстрации, смотреть презентацию.

Иллюстрации. Картин­ки, презентация: «Как животные готовятся к зиме». Рассказы про животных Бианки.

Объекты природы.

30.

Представления о Солнце.

1

Просмотр презентации: «Солнце».

Рисование на крупе «Солнце».

Узнавание солнца на картинке.

Картинки, книжки, крупа.

31.

Значение солнца в жизни че­ловека.

1

Знание значения солнца в жизни человека.

Просмотр презентации: «Солнце».

Узнавание солнца на картинке и в природе.

Картинки, книжки, презентация.

32.

Представления о Луне.

1

Просмотр презентации: «Луна».

Отгадывание загадок.

Выполнение аппликации «Луна».

Узнавание луны на картинке и в природе.

Предметные картинки, альбом, цветная бумага, картон, клей ПВА, ножницы.

33.

Значение луны в жизни че­ловека.

1

Просмотр презентации: «Значение луны в жизни человека».

Раскрашивание звездного неба с лу­ной.

Знать (понимать) значение луны в жизни человека.

Уметь узнавать природный объ­ект.

Предметные картинки, загадки, раскраски, цветные карандаши, фломастеры.

34.

Земля, небо.

1

Определение месторасположения объектов на земле и на небе.

Игра «Покажи, что находится на небе?».

Определение месторасположения объектов (самолет, солнце, звезды) на небе.

Картинки.

35.

Небесные тела.

1

Рассказывание о небесных тел (планета, звезда), обводка по шаблону звезды и разукрашивание.

Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда).

Шаблоны, цветные карандаши, фломастеры.

36.

Знамениты космонавты.

1

Рассказывание о знаменитых космонавтов.

Работа с иллюстрациями, картинка­ми.

Знание знаменитых космонавтов.

Иллюстрации, картинки.

37.

Узнавание полезных ископаемых (уголь, глина).

1

Рассказывание о полезных ископаемых (уголь, глина).

Рисование углём.

Работа с глиной.

Знание способов их добычи и значения в жизни человека.

Уголь, глина.



38.

Узнавание некоторых полезных ископаемых

(гранит, известняк, песок).

1

Рассказывание о полезных ископаемых (гранит, известняк, песок).

Работа с песком.

Знание способов их добычи и значения в жизни человека.

Песок.



39.

Явления природы «Осто­рожно! Огонь!».

1

Просмотр презентации: «Осторож­но! Огонь!».

Беседа: «Соблюдение правил об­ращения с огнем».

Знать (понимать) правила обра­щения с огнем.

Уметь узнавать природный объ­ект.

Презентация: «Осто­рожно! Огонь!».

40.

Значение огня в жизни чело­века.

1

Беседа: «Значение огня в жизни че­ловека».

Просмотр презентации: «Огонь и человек».

Отгадывание загадок.

Знать (понимать) значение огня в жизни человека.

Пиктограммы, загадки- картинки, иллюстрации. Презентация: «Огонь и человек».

41.

Воздух. Значение воздуха в жизни человека.

1

Беседа: «Значение воздуха в жизни человека».

Просмотр презентации: «ЗОЖ".

Знать (понимать) что такое воз­дух.

Уметь узнавать природный объ­ект.

Презентация: «ЗОЖ».

Временные представления.

42.

Части суток Утро и день.

1

Элементарные представления о ча­стях суток.

Игра: «Что мы делаем утром и днем?».

Умение рассматривать иллю­страции, развитие зрительного восприятия при выделении изу­чаемого объекта/явления.

Картинки, пиктограм­мы, иллюстрации, книжки, игра.

43.

Вечер и ночь.

1

Представление о сутках как о после­довательности (утро, день, вечер, ночь).

Игра « Что мы делаем в вечером и ночью?».

Знание о сутках как о последо­вательности (утро, день, вечер, ночь).

Картинки, пиктограм­мы, иллюстрации, книжки, игра.

44.

Полночь.

1

Беседа: «Что такое полночь?».

Чтение рассказов.

Стремление к новым знаниям.

Картинки, пиктограм­мы, иллюстрации, книжки, игра.

45.

«Мир, в котором мы живем».

1

Игра: «Узнай что это?» (картинки с изображением объектов природы»), чтение стихов о природе, просмотр фрагментов мультфильмов.

выделение существенных при­знаков объекта

Уметь использовать знаково­символические средства.

Просить помощь у взрослых.

Картинки, книжки, иг­ры.


3 четверть (33 часа)


Растительный мир.

46.

Зима в мире растений.


1

Рассказывание о лиственных деревь­ях (сосна, лиственница, ель, можже­вельник).

Работа с предметными картинками.

Игра: «Определи дерево по его пло­дам.

Уточнение представления о расте­ниях.

Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несу­щественных признаков (лист- иголка).

Иметь представления о расте­ниях.

Уметь осуществлять анализ объ­ектов с выделением существен­ных и несущественных призна­ков (лист-иголка).

Предметные картинки, игра.

47.

Растения в домашней аптеч­ке.

1

Рассказывание и показ лекарствен­ных растений (Тысячелистник, по­дорожник, календула, валериана, шиповник, липа, мята, душица). Просмотр презентации: «Растения в домашней аптечке».

Стремление к новым знаниям.

Презентация: «Растения в домашней аптечке».

48.

Растения в домашней аптеч­ке.

1

Рассказывание и показ лекарствен­ных растений (Тысячелистник, по­дорожник, календула, валериана, шиповник, липа, мята, душица). Записывание рецепт полезного чая из лекарственных растений.

Чаепитие.

Стремление к новым знаниям.

Видео: «Растения в домашней аптечке», рабочая тетрадь, завар­ной чайник, травы: мя­та, липа, ромашка.

49.

Правила зимнего полива комнатных растений.

1

Беседа: «Правила зимнего полива комнатных растений».

Знать (понимать) правила зимнего полива комнатных растений.

Уметь поливать цветы.

Учебник, открытки с комнатными растениями, журналы, презентация о цветах.

50.

Удобрение для растений.

1

Беседа: Как надо ухаживать за комнатными растениями». Просмотр картинок, журналов.

Знать (понимать) от чего зависит уход за комнатными растениями.

Учебник, открытки с комнатными растениями, журналы, удобрение для растений.

51.

Уход за растениями в классе.

Практическая работа.

1

Практическая работа по уходу за растениями в классе.

Уметь выполнять работу по показу учителя.

Кисточки, тряпочки для удаления пыли, пульверизатор, палочки для рыхления земли, лейка с водой.

Временные представления.

52.

Природные изменения зи­мой Зима в неживой приро­де.

1

Рассказывание о зимних изменениях в природе.

Работа с иллюстрациями, картинка­ми.

Вопросы и ответы с опорой на наглядность.

Уметь замечать зимние измене­ния в природе.

Рассказывать об изменениях в природе по картинкам с помо­щью учителя, научиться работать с иллюстра­циями.

Иллюстрации, картинки.

53.

Экскурсия. «В гости к зи­мушке Зиме».

1

Наблюдение за изменениями в при­роде и установление взаимосвязи. Экскурсия в школьный сад.

Чтение загадок о зиме.

Уметь наблюдать за изменения­ми в природе и устанавливать с помощью учителя взаимосвязь.

Инвентарь для уборки снега.

54.

Одежда и обувь человека зимой.

1

Рассказывание о зимней одежде, ее назначении.

Работа с предметными картинками.

Игра: «Найди зимнюю одежду».

Иметь представления о зимней одежде, ее назначении.

Предметные картинки, игра.

55.

Явления природы Зимние явления природы (снегопад).

1

Просмотр презентации: «Снегопад». Узнавание изученного явления природы (снегопад).

Уметь узнавать изученные при­родные явления.

Презентация: «Снего­пад».

56.

Зимние явления природы (метель).

1

Рассказывание и показ «Что такое метель».

Наблюдения в окружающей среде. Рассматривание иллюстраций, кар­тинок.

Стремление к новым знаниям.

Уметь проводить несложные наблюдения в окружающей сре­де.

Иллюстрации, картинки.

57.

Зимние явления природы (гололед).

1

Рассказывание и показ «Что такое гололед».

Наблюдения в окружающей среде. Рассматривание иллюстраций, кар­тинок.

Стремление к новым знаниям. Уметь проводить несложные наблюдения в окружающей сре­де.

Иллюстрации, картинки.

58.

Зимние игры.

1

Рассказывание о зимних развлече­ниях людей на картинках и схемах. Имитирование действий людей. Просмотр мультфильма.

Уметь узнавать действия и за­нятия людей на картинках и схемах, имитировать действия людей.

Картинки, схемы, пиктограммы, мультфильм.

59.

Звездное небо зимой.

1

Просмотр презентации: «Звездное небо зимой». Чтение сказки «Созвездие Малая Медведица».

Стремление к новым знаниям. Уметь проводить несложные наблюдения в окружающей сре­де.

Презентация: «Звездное небо зимой».

Животный мир.

60.

Зимняя жизнь зверей.

1

Представление о животных, их уме­нии приспосабливаться к климатиче­ским условиям.

Просмотр презентации: «Зимняя жизнь зверей».

Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Отгадывание загадок о животных.

Иметь представление о животных, их умении приспосабливаться к климатическим условиям.

Уметь с помощью учителя осу­ществлять анализ объектов с вы­делением существенных и несу­щественных признаков.

Презентация: «Зимняя жизнь зверей».

Предметные картинки, загадки.

61.

Питание диких животных.

1

Игра «Кто что ест?». Обводка по шаблону зайца с морковкой, разукрашивание.

Узнавание (различение) питания диких животных.

Пиктограммы, картинки, рисунки.

62.

Детеныши диких животных.

1

Просмотр мультфильм. Обводка по шаблону медвежонка, разукрашивание.

Узнавание (различение) детенышей диких животных

(лисенок, зайчонок, медвежонок) по внешнему виду.

Мультфильм «В лесу», альбом, цветные карандаши.

63.

Домашние животные. Взаи­модействие с человеком.

1

Беседа о домашних питомцах, взаимодействие с человеком.

Чтение рассказа о домашних живот­ных.

Знать (понимать) значение ля человека, забота и уход за животным.

Уметь ухаживать за домашними животными.

Картинки, книжки с иллюстрациями.

64.

Домашние животные.

1

Просмотр презентации: «До­машние животные». Игра «Кто, как говорит?».

Узнавание (различение) домашних жи­вотных (корова, свинья, лошадь, коза, баран) по внешнему виду.

Презентация: «Домашние жи­вотные».

65.

Домашние животные.

1

Обводка из картона домашнего животного, разукрашивание.

Узнавание (различение) домашних жи­вотных (корова, свинья, лошадь, кошка, собака) по строению.

Пиктограммы, картинки, рисунки.

66.

Детеныши домашних животных.

1

Игра «Кто как говорит?», Чтение стихотворений про животных.

Узнавание (различение) детенышей до­машних животных (теленок, поросенок, жеребенок, ко­тенок, щенок) по строению и внешнему виду.

Пиктограммы, картинки, рисунки.

67.

Питание домашних

Животных.

1

Рассказывание о питании домашних животных.

Работа с картинками.

Раскраски «Питание домашних животных».

Узнавание (различение) питания домашних животных (корова, собака, кошка).

Пиктограммы, картинки, рисунки, цветные карандаши.

68.

Охрана природы зимой.

1

Просмотр видеофильма: «Охрана природы зимой».

Беседа: «Как помочь птицам зи­мой».

Чтение рассказов о животных.

Стремление к знаниям об охране зимой.

Уметь с помощью взрослых подкармливать птиц.

Видеофильм: «Охрана природы зимой».

69.

Зимняя жизнь птиц.

1

Представление о птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям.

Просмотр презентации: «Птицы зи­мой».

Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Отгадывание загадок о птицах.

Иметь представление о птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям.

Уметь с помощью учителя осу­ществлять анализ объектов с вы­делением существенных и несу­щественных признаков.

Презентация: «Птицы зимой».

Предметные картинки, загадки.

70.

Птицы.

1

Беседа «Что мы знаем о птицах?».

Игра «Найди и назови птицу».

Узнавание (различение) птиц по внешнему виду.

Картинки, рисунки, рассказ про птиц.

71.

Питание птиц.

1

Рассказывание о питании птиц.

Обводка по шаблону птиц, разукрашивание, вырезание.

Узнавание (различение) птиц.

Картинки, рисунки, образец работы учителя, альбом, фломастеры, цветные карандаши, ножницы.

72.

Домашние птицы.

1

Просмотр презентации: «До­машние птицы».

Лепка птички из пластилина, работа с шаблоном.

Узнавание (различение) птиц по строению.

Презентация: «До­машние птицы», пластилин.

73.

Питание домашних птиц.

1

Беседа: «Питание домашних птиц».

Узнавание (различение) питания домашних птиц (курица, петух, утка).

Картинки, иллю­страции, песенки, пазлы из двух частей.

74.

Детеныши домашних птиц.

1

Беседа: «Детеныши домашних птиц, прорисовывание по точкам цыпленка и разукрашивание.

Наблюдение и анализ поведения.

Картинки, иллю­страции, песенки, альбом, цветные карандаши.

75.

Водоплавающие

птицы.

1

Представление о птицах, их умении приспосабливаться к условиям.

Беседа: «Водоплавающие птицы», рисование ладошкой рыбки и разукрашива­ние.

Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь) по внешнему виду.

Картинки, иллю­страции, песенки, альбом, цветные карандаши.

76.

Рыбы.

1

Просмотр презентации

«В подводном мире», рисование ладошкой рыбки и разукрашива­ние.

Узнавание (различение) рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры) по строению.

Презентация: «В подводном мире».

77.

Питание рыб.

1

Беседа: «Чем питаются рыбы?».

Узнавание (различение) питания рыбы.

Презентация: «В подводном мире».

78.

Морские обитатели.

1

Рассказывание о морских рыбах.

Работа с иллюстрациями, картинка­ми,

Вопросы и ответы с опорой на наглядность.

Узнавание (различение) морских обита­телей (дельфин, морской конек, медуза) по строению.

Иллюстрации, картинки.


4 четверть (24 часа)


Временные представления.

79.

Весенние изменения в при­роде. Весна - утро года.

1

Рассказ о весенних изменениях в природе.

Учиться работать с иллюстрациями.

Стремление замечать весенние изменения в природе и расска­зывать о них с помощью учите­ля, учиться работать с иллюстрациями.

Иллюстрации с изображением весны.

80.

Экскурсия. Наблюдения за природой.

1

Экскурсия в школьный сад. Наблюдение за природой.

Уметь наблюдать за природой.

Иллюстрации с изображением природы.

81.

Весна в неживой природе.

1

Рассказ о весенних изменениях в природе.

Стремление замечать весенние изменения в природе и расска­зывать о них с помощью учите­ля. Учиться работать с иллюстрациями.

Иллюстрации с изображением весны.

82.

Одежда и обувь весной.

1

Формирование бережного отноше­ния к материальным ценностям.

Узнавать и выделять предметы одежды среди 2-3х совместно с учителем.

Предметные картинки, одежда, обувь.

83.

Явления природы Рассвет.

1

Просмотр презентации: «Рассвет».

Рисование по образцу солнышка.

Уметь узнавать природный объ­ект.

Презентация: «Рас­свет», альбом, цветные карандаши.

84.

Закат.

1

Просмотр презентации: «Закат».

Чтение рассказов

Уметь узнавать природный объ­ект.

Презентация: «Закат».

85.

Весенние изменения в при­роде. Весна в мире животных.

1

Представления о животных, их обра­зе жизни и повадках весной.

Просмотр видеоролика: «Весеннее пробуждение в природе».

Умение строить понятные для партнёра высказывания.

Узнавать объекты окружающей природы.

Картинки, пиктограм­мы.

Видеоролик: «Весеннее пробуждение в приро­де».

86.

Весна в мире птиц.

1

Просмотр презентации: «Птицы вес­ной».

Работа по картинкам.

Отгадывание загадок.

Раскрашивание птиц.

Умение отличать птиц от жи­вотных (узнавание).

Проявлять интерес к природе.

Картинки, пиктограммы, загадки, фломасте­ры, цветные карандаши.

87.

Экскурсия «Кормление птиц».

1

Беседа: «Охрана природы весной». Кормление птиц.

Знать чем питаются птицы. Уметь с помощью учителя насыпать зерна в кормушку для птиц.

Корм для птиц.

88.

Весна в мире насекомых.

1

Представления о насекомых, их об­разе жизни, выделение существен­ных признаков, сравнение с другими живыми существами.

Работа с предметными картинками «Насекомые».

Просмотр презентации: «Стрекоза».

Уметь найти на картинке и назвать насекомых.

Предметные картинки, презентация: «Стреко­за».

89.

Весеннее пробуждение рас­тений.

1

Просмотр презентации: «Весеннее пробуждение растений».

Рисование по образцу веточку вербы.

Иметь представление о весенних пробуждениях растений.

Презентация: «Весен­нее пробуждение рас­тений», альбом, цвет­ные карандаши.

90.

Весенний труд людей.

1

Представление о занятиях людей весной. Установление взаимосвязей.

Иметь представление о занятиях людей весной.

Картинки, пиктограм­мы, иллюстрации, рас­сказы.

91.

Экскурсия. «Весенняя про­гулка».

1

Беседа на природе: «Весенние де­нечки».

Уметь называть весенние изме­нения в природе.


92.

Охрана природы весной.

1

Беседа: «Охрана природы весной». Просмотр видеофильма: «Как мы помогаем птицам».

Стремление к новым знаниям.

Видеофильм: «Как мы помогаем птицам».

Животный мир.

93.

Дикие животные Арктики и Антарктиды.

1

Узнавание (различение) животных Арктики и Антарктиды (Южный морской слон).

Просмотр презентации: «Дикие жи­вотные Арктики и Антарктиды».

Рисование по образцу морского сло­на, раскрашивание.

Знать (понимать) животных Арктики и Антарктиды.

Презентация: «Дикие животные Арктики и Антарктиды», альбом, цветные карандаши, трафарет.

94.

Дикие животные Арктики и Антарктиды.

1

Просмотр презентации: «Дикие жи­вотные Арктики и Антарктиды» (Пингвин).

Чтение рассказа про пингвинов.

Рисование по образцу пингвина.

Знать (понимать) животных Арктики и Антарктиды.

Презентация: «Дикие животные Арктики и Антарктиды», картинки, рисунки.

95.

Разная зима. Дикие живот­ные жаркого пояса.

1

Просмотр презентации: «Дикие жи­вотные жаркого пояса» (Зебра).

Отгадывание загадок про зебру. Рисование по точкам зебры и раскрашивание.

Узнавание (различение) диких животных жаркого пояса (зебра) по внешнему виду.

Презентация: «Дикие животные жаркого поя­са», картинки, иллю­страции, загадки, альбом, цветные каранда­ши.

96.

Морские обитатели. Как узнать рыбу.

1

Просмотр презентации:

«Морские обитатели».

Отгадывание загадок.

Рисование акварельными красками рыбок.

Узнавание (различение) морских обитателей.

Картинки, загадки, Презентация: «Морские обитатели», альбом, акварельные краски, кисти, емкость для во­ды, салфетка.

Объекты природы.

97.

Значения леса в природе и жизни человека.


1

Знание значения леса в природе и жизни человека.

Игра «Что растет в лесу?», «Кто живет в лесу?».

Знание значения леса в природе и жизни человека.

Картинки, книжки.

98.

Горы.

1

Просмотр презентации: «Горные долины».

Работа с предметными картинками.

Знать (понимать) что такое горы.

Уметь узнавать природный объ­ект, найти на картинке.

Предметные картинки с изображением гор. Презентация «Горные долины».

99.

Значения гор в природе и жизни человека.


1

Рассказ о значение гор в природе и жизни человека.

Работа с предметными картинками.

Знать (понимать) значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека.

Предметные картинки с изображением гор.

100.

Океан.

1

Беседа: «Что такое океан?».

Просмотр презентации: «Тихий оке­ан».

Работа с предметными картинками.

Стремление к новым знаниям.

Уметь узнавать природный объ­ект.

Презентация: «Тихий океан», предметные картинки.

101.

Реки.

1

Беседа: «Что такое реки?».

Просмотр презентации: «Река-Усьва», «Река-Косьва».

Работа с предметными картинками.

Стремление к новым знаниям.

Уметь узнавать природный объ­ект.

Презентация: «Река- Усьва», «Река-Косьва»,

предметные картинки.

102.

Значения водоемов в природе и жизни человека.

1

Беседа: «Водоёмы в природе и жизни человека».

Работа с предметными картинками.

Знание водоемов в природе и жизни человека.

Предметные картинки.











ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Материально-техническое обеспечение предмета включает:

  • объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);

  • наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);

  • муляжи овощей, фруктов;

  • пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари;

  • изображения сезонных изменений в природе;

  • рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;

  • обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;

  • огород, теплица и др.

  • разрезные картинки с изображением объектов природы;

  • глобус.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой; СПб.; ЦДК проф. Л.Б.Баряевой 2015.

  2. Морозова И.А., Пушкарева М.А.Ознакомление с окружающим миром». Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2017

  3. Баряева Л.Б., ГаврилушкинаО.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. - СПб.: НОУ «СФЕРА», 2018. - 103с. [Сер. «Игры для детей с проблемами в развитии»]

  4. .Н.Б.Матвеева, М.С.Котина, Т.О.Куртова «Живой мир» 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2017.

  5. Баряева Л.Б., ГаврилушкинаО.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2015. - 103с. [Сер. «Игры для детей с проблемами в развитии»]

  6. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я - говорю! Я - ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: ДРОФА, 2017.

  7. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей- форма, цвет, звук. Ярославль: «Академия развития»,2017.-237с.

  8. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. Пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.-М.: ТЦ Сфера, 2015.

  9. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром». Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2017.

  10. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. Пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.-М.: ТЦ Сфера, 2018.

  11. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - 2-е изд., переработано и дополн. - СПб.: Речь, 2019. - 477 с.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее