ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Шкирдова Е.М.
МБДОУ «Детский сад № 146 «Петушок» г.Чебоксары
Чувашской Республики
Аннотация. Временные представления формируются в дошкольном возрасте, когда дети узнают о смене частей суток, времен года, смене явлений и поколений. Детям с ОВЗ усвоение временных представлений дается нелегко, что выражается в бедном словаре, неточном употреблении слов, обозначающих временные категории, неумении различать временные явления и события.
Ключевые слова: временные представления, логопед, дошкольники.
В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении. Представление о времени возникает в процессе жизни ребенка на основе его личного опыта. С помощью взрослых ребенок учится определять время по календарю и часам, использовать слова для его обозначения, чувствовать его длительность [1, С. 4].
Изучением временных представлений у детей занимались такие исследователи, как А.М.Леушина, Т.А.Мусейибова, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова и др. Все они сходились в том, что время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста, так как его нельзя потрогать, оно неосязаемо. Поэтому одной из задач ученых была разработка таких моделей временных представлений, которые помогли бы детям понять и усвоить категории времени, связать между собой имеющиеся единицы измерения времени (неделя, месяц, год и т.д.).
Тема временных представлений является одной из важных областей в коррекционной работе логопеда: при изучении лексических тем «Времена года», при обучении детей умению составлять предложения, рассказы, выстраивать последовательность событий и т.д.
Освоение времени ребенком, особенно у детей с ОВЗ, идет медленно и трудно:
- дети путают названия частей суток, с трудом ориентируются в последовательности дней недели, не могут назвать месяцы текущего времени года;
- дети испытывают трудности при различении слов вчера-сегодня-завтра, рано-поздно, теперь, сейчас, сначала-потом и т.д.;
- при составлении предложений с временными категориями дети неправильно употребляют глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени, не придерживаются последовательности событий, из-за чего искажается смысл высказывания.
Учителя-логопеды в практической деятельности помогают детям различать временные явления: части суток, времена года, дни недели. Учат находить начало, середину и конец пересказываемой истории, понимать слова вчера, сегодня, завтра и другие временные категории. Закрепляют правильное употребление глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени при составлении предложений с временными понятиями.
Так как для дошкольного возраста приоритетным является наглядно-образное мышление, то и при знакомстве с временными понятиями мы решили опираться на модели, когда-то предложенные исследователями в данной области. Наглядные пособия помогают детям понять целостность и цикличность временных понятий, которые невозможно потрогать и как-то исследовать.
Нами были изготовлены модели в виде кругов со стрелкой «Части суток», «Времена года», «Дни недели». Каждый круг разделен на разноцветные сектора, цвета которых помогают детям запоминать и узнавать определенный временной промежуток. В дополнение к моделям были подготовлены разнообразные картинки и карточки, соответствующие тому или иному времени.
Так как первоочередной задачей является речевое развитие, то упражнения для формирования временных представлений больше словесные, активизирующие мыслительную деятельность и направленные на пополнение активного словаря, умение грамотно строить высказывание.
Например, в игре «Назови соседей» предлагаем ребенку назвать соседей у вечера (ночи, утра, дня). При необходимости помогаем ребенку начать предложение: «Соседи у вечера: день и ночь». Также можно закрепить времена года, дни недели.
В игре «Исправь ошибку» ребенку нужно внимательно послушать высказывание и исправить его. Например: предложение «Я вчера поеду к дедушке в деревню» ребенок исправляет на правильный вариант: «Я завтра поеду к дедушке в деревню».
Игру «Что было, есть и будет?» можно проводить с картинками с изображенными действиями. Предлагаем ребенку составить предложения с различными глаголами, например, с глаголом поливает: «Вчера я поливал цветы. Сегодня я поливаю цветы. Завтра я буду поливать цветы».
В таких играх и упражнениях ребенок при затруднении опирается на наглядные модели и картинки, которые помогают ему правильно определить время, последовательность событий.
Для изучения последовательности и темпа времени проводятся игры «Что сначала, что потом?», «Кто старше (моложе)?», «Кто (что) быстрее (медленнее)?» и т.д.
Подобранные словесные игры способствуют формированию временных представлений у детей с ОВЗ. Дети учатся не только различать части суток, времена года, дни недели, месяцы, их последовательность, но и правильно употреблять в самостоятельной речи слова, обозначающие временные категории. При обучении детей умению составлять рассказы они учатся понимать последовательность действий и событий, строить грамотные высказывания. Осваивают умение правильно употреблять глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени при составлении предложений с временными категориями;
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью коррекционной деятельности учителя-логопеда.
Литература
1. Непомнящая, Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 64 с.
2. Шорыгина, Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. – М.: Книголюб, 2005. – 93 с.
3. Щербакова, Е., Фунтикова, О. Формирование временных представлений //Дошкольное воспитание. – 1988. - №3. – С.48-54.