ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ
Главная задача взрослых, принимающих участие в воспитании детей, заключается не только в том, чтобы обеспечить их физическое и психическое благополучие, но и в том, чтобы научиться выстраивать продуктивное общение. Трудности, связанные с так называемыми «трудными» детьми, можно преодолеть, если взаимодействие строится на понимании ребенка, его потребностей и особенностей, а также на знании основных закономерностей формирования личности.
Как правильно вести себя родителям, чтобы наладить гармоничные отношения с ребёнком и способствовать его развитию? Вот несколько ключевых рекомендаций:
1. Умейте активно слушать своего ребёнка. В процессе общения старайтесь переформулировать его слова, отражая то, о чём он рассказал, и отмечайте его эмоции. Это поможет наладить доверительный контакт, показывая, что вы поддерживаете и принимаете его полностью — вместе с отказами, тревогами и переживаниями.
2. Позволяйте ребёнку решать возникающие трудности самостоятельно, если он справляется без вашей помощи. Вмешивайтесь только в те дела, которые ему действительно не по силам. Постепенно передавайте ему новые задачи, призывая к самостоятельности и уверенности в своих силах.
3. Избегайте негативной оценки его действий. Такая критика может угасить интерес к деятельности, лишить уверенности в себе. Важно помнить: негативные отзывы о результатах труда не должны перерастать в критику личности ребёнка, так как это блокирует его развитие и формирует чувство неполноценности.
4. Обращайте внимание на интонацию и эмоциональное наполнение ваших высказываний. Дети воспринимают не только смысл сказанного, но и тон, который показывает ваше отношение к ним. Постарайтесь говорить доброжелательно, чтобы поддерживать положительную эмоциональную атмосферу.
5. Никогда не сравнивайте ребёнка с другими людьми. Сопоставление его достижений с успехами окружающих может вызвать негативизм, зависть или даже эгоизм. Каждый ребёнок уникален — уважайте эту уникальность.
6. Избегайте резких перемен в вашем поведении: от постоянных похвал к резкой критике или от строгого тона к мягкому. Такая нестабильность создаёт у ребёнка чувство неуверенности и сложности в понимании ваших ожиданий.