«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг)

Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей.

Утренний сбор позволяет гармонично использовать все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие и социально – коммуникативное развитие.

Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех.

Детям с речевыми нарушениями, а также застенчивым трудно реализовать себя и почувствовать значимыми в какой-либо сфере деятельности. Непрерывный личностный диалог воспитателя и воспитанника, живой отклик в процессе взаимодействия, нацеленность на создание условий для индивидуального опыта ребенка, воздействие на личностные черты и качества будут способствовать повышению активности ребенка, проявить свою речевую активность

Утренний сбор – это возможность создать благоприятную эмоционально комфортную атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Педагогу важно умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.

Целью организации утреннего круга являются организация свободного общения детей, установление эмоционального контакта.

С учетом этого основными задачами утреннего сбора являются:

1. Создание эмоционального настроя на весь день - “задать тон”.

2.Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками (развивать умения “считывать информацию” об эмоциональном состоянии других людей, учить объяснять словами свое эмоциональное состояние)

3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

В ходе свободного общения дети могут высказаться и выслушать друг друга, обсуждать планы на день, а также то что произошло по дороге из детского сада, в детский сад, получать удовольствие от общения; сопереживать друг другу; выбирать собеседника по своему желанию.

Круг обладает следующими компетенциями, он помогает ребятам младшего дошкольного возраста- Делать выбор; принимать решение; ставить цель. Говорить предложениями.

А детям старшего возраста- Инициировать разговор, включаться в него и поддерживать общение. Обращаться к источнику полученных знаний.

Принимать разные социальные роли, действовать в соответствии с ними в контексте ситуации. Управлять своим поведение и способами общения.

Разрешать конфликтные ситуации. Обеспечить комфортное и конструктивно- деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании.

Установить и удержать культурную рамку (помогать детям осваивать своеобразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога. Устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми.

Утренний круг проводится в форме развивающего общения- диалога. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте может занять от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Используя утренний сбор как одну из форм организации образовательного процесса с детьми выделяют в нем несколько основных этапов, которые могут меняться в зависимости от поставленных задач.

Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.

Первое с чего начинается утренний круг это позывные

Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга: это может быть веселая музыка, звон колокольчика, какая-нибудь речёвка. В любом случае, позывные возможно связать с требуемой темой.

Приветствие

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге.

Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю.

Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых занимательных, уважительных приветствий. Они могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов.

Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.

Обмен информацией

Также важно, чтобы на утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

Новости.

Одной из самых любимых частей утреннего сбора для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями.

Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важно отметить, что после новости, рассказанной ребенком, другие могут задать ему вопросы. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей.

Для решения данной проблемы мы предлагаем детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Правила подачи новостей:

· Не регламентируем- нельзя требовать от детей только по одному длинному или по два коротких сообщения

· Не отбираем- принцип «Только хорошая информация» не подходит

· Не вытягиваем – фразы «А почему ты молчишь?» или «Мы ещё не слышали твоих новостей» недопустимы

· Не запрещаем- запретных тем нет

Вернемся к структуре круга, после обмена информацией, новостей следует

Проблемная ситуация.

Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации. Если вы обратите внимание, то здесь стрелка с двумя концами, т.е исходя из задач вашего утреннего круга, вы можете менять местами.

Одной из частей утреннего круга, является Динамическая пауза. Детям тяжело сидеть на одном месте и хочется подвигаться. В зависимости от обстановки вы можете определить, когда необходимо добавить движения в ваш «Утренний круг»

Игры по теме.

Этот компонент утреннего сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком.

Также это может быть презентация какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи, или плакат «Интересы моей семьи», или даже семейные фотографии).

Предоставление права выбора центра активности.

Завершающим компонентом утреннего сбора является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на Доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.

У детей формируется познавательный интерес, и интеграция дает высокую результативность в этом плане, так отражает знание из различных областей. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс.

Утренний сбор, как интегрированный процесс, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

«Вечерний круг» Проводиться в форме рефлексии- обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.

Цель вечернего круга научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Задачи :

Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).

Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течении дня, повести к самостоятельному решению).

Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).

Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).

Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).

Практическая значимость.

Таким образом, дети учатся: правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; развиваются все компоненты связной речи; обогащается и активизируется словарный запас; развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей.

Утренний сбор позволяет гармонично использовать все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие и социально – коммуникативное развитие.

Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех.

Детям с речевыми нарушениями, а также застенчивым трудно реализовать себя и почувствовать значимыми в какой-либо сфере деятельности. Непрерывный личностный диалог воспитателя и воспитанника, живой отклик в процессе взаимодействия, нацеленность на создание условий для индивидуального опыта ребенка, воздействие на личностные черты и качества будут способствовать повышению активности ребенка, проявить свою речевую активность

Утренний сбор – это возможность создать благоприятную эмоционально комфортную атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Педагогу важно умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.

Целью организации утреннего круга являются организация свободного общения детей, установление эмоционального контакта.

С учетом этого основными задачами утреннего сбора являются:

1. Создание эмоционального настроя на весь день - “задать тон”.

2.Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками (развивать умения “считывать информацию” об эмоциональном состоянии других людей, учить объяснять словами свое эмоциональное состояние)

3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

В ходе свободного общения дети могут высказаться и выслушать друг друга, обсуждать планы на день, а также то что произошло по дороге из детского сада, в детский сад, получать удовольствие от общения; сопереживать друг другу; выбирать собеседника по своему желанию.

Круг обладает следующими компетенциями, он помогает ребятам младшего дошкольного возраста- Делать выбор; принимать решение; ставить цель. Говорить предложениями.

А детям старшего возраста- Инициировать разговор, включаться в него и поддерживать общение. Обращаться к источнику полученных знаний.

Принимать разные социальные роли, действовать в соответствии с ними в контексте ситуации. Управлять своим поведение и способами общения.

Разрешать конфликтные ситуации. Обеспечить комфортное и конструктивно- деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании.

Установить и удержать культурную рамку (помогать детям осваивать своеобразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога. Устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми.

Утренний круг проводится в форме развивающего общения- диалога. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте может занять от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Используя утренний сбор как одну из форм организации образовательного процесса с детьми выделяют в нем несколько основных этапов, которые могут меняться в зависимости от поставленных задач.

Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.

Первое с чего начинается утренний круг это позывные

Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга: это может быть веселая музыка, звон колокольчика, какая-нибудь речёвка. В любом случае, позывные возможно связать с требуемой темой.

Приветствие

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге.

Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю.

Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых занимательных, уважительных приветствий. Они могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов.

Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.

Обмен информацией

Также важно, чтобы на утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

Новости.

Одной из самых любимых частей утреннего сбора для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями.

Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важно отметить, что после новости, рассказанной ребенком, другие могут задать ему вопросы. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей.

Для решения данной проблемы мы предлагаем детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Правила подачи новостей:

·         Не регламентируем- нельзя требовать от детей только по одному длинному или по два коротких сообщения

·         Не отбираем- принцип «Только хорошая информация» не подходит

·         Не вытягиваем – фразы «А почему ты молчишь?» или «Мы ещё не слышали твоих новостей» недопустимы

·         Не запрещаем- запретных тем нет

Вернемся к структуре круга, после обмена информацией, новостей следует

Проблемная ситуация.

Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации. Если вы обратите внимание, то здесь стрелка с двумя концами, т.е исходя из задач вашего утреннего круга, вы можете менять местами.

Одной из частей утреннего круга, является Динамическая пауза. Детям тяжело сидеть на одном месте и хочется подвигаться. В зависимости от обстановки вы можете определить, когда необходимо добавить движения в ваш «Утренний круг»

Игры по теме.

Этот компонент утреннего сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком.

Также это может быть презентация какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи, или плакат «Интересы моей семьи», или даже семейные фотографии).

Предоставление права выбора центра активности.

Завершающим компонентом утреннего сбора является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на Доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.

У детей формируется познавательный интерес, и интеграция дает высокую результативность в этом плане, так отражает знание из различных областей. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс.

Утренний сбор, как интегрированный процесс, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

«Вечерний круг» Проводиться в форме рефлексии- обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.

Цель вечернего круга научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Задачи :

Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).

Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течении дня, повести к самостоятельному решению).

Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).

Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).

Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).

Практическая значимость.

Таким образом, дети учатся: правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; развиваются все компоненты связной речи; обогащается и активизируется словарный запас; развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

 



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее