«Методическая разработка урока по математическому представлению
в соответствии с требованиями ФГОС
по теме «Временные представления. Вчера, сегодня, завтра»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование временных представлений является частью математической подготовки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как ориентировка во времени может внести большой вклад в коррекцию личности и всей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Уровень сформированности временных представлений оказывает влияние и на овладение грамматическими знаниями, в частности, грамматической категорией времени учащимися.
У умственно отсталых детей нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости, они имеют очень нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью. В связи с чем, формирование временных представлений, в частности, понятий «вчера», «сегодня», «завтра» представляются актуальными и педагогически обоснованными.
Особенности детей с нарушением интеллекта с их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия, требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, что учитывалось при разработке конспекта данного занятия.
Предметная область – математика, учебный предмет – математические представления, 1 класс.
Продолжительность урока – 35 минут.
Тип урока: урок - игра.
Цель урока: уточнение и формирование временных представлений
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с временными эталонами: «вчера», «сегодня», «завтра»;
- систематизировать знания детей о частях суток, их признаках, последовательности;
- учить определять последовательность временных представлений;
Коррекционно – развивающие:
- формировать умение запоминать и воспроизводить информацию
- обогащать, уточнять и активизировать словарный запас;
- развивать память, мышление, внимание, речь.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, самоконтроль по результату деятельности, умение осуществлять рефлексию;
- воспитывать положительную учебную мотивацию, познавательный интерес к предмету
Формируемые УУД:
личностных: стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного знания, эмоциональный мотив, позиционный мотив;
регулятивных: следовать заданной цели, видеть и исправлять указанные ошибки;
коммуникативных: деятельность в рамках сотрудничества, умение работать в группе, умение общаться, слышать и слушать;
познавательных: анализ объекта с целью выделения признака, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек рассуждения.
Основные термины и понятия: день недели, утро, день, вечер, ночь, часть суток, вчера, сегодня, завтра.
Подготовительная работа.
Еще в пропедевтический период учитель ставит перед собой задачу уточнить и развить временные представления (вчера, сегодня, завтра). С этой целью он организует наблюдения над явлениями и событиями, характеризующими время, использует картинки, отражающие деятельность детей, взрослых, календарь дежурств и т. д. Каждый учебный день учитель начинает с беседы о том, что сегодня должны делать, подчеркивая слово «сегодня», вспоминает, что делали вчера. В конце учебного дня учитель обязательно сообщает, какие события ждут учеников завтра.
В результате у учащихся накопится некоторый опыт и они научатся различать временные понятия вчера, сегодня, завтра, соотносить их с определенными событиями.
Ресурсы для проведения занятия (оборудование, демонстрационный и раздаточный материал): силуэт солнца, раздаточный материал (разрезные карточки с изображением зайца), силуэт феи, силуэт цветка, раздаточный материал (карточки красного, синего, желтого цвета), 3 корзины, 3 ленты (красного, синего, желтого цвета), силуэты цветов синего, красного, желтого цвета, магнитная доска, магниты.
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый.
Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий.
Использованные технологии: ИКТ – технологии, здоровьесберегающие, игровые.
КОНСПЕКТ УРОКА
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | ||
Используе мый дидак тический и наглядный материал | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1.Организаци онный момент. Подготовка к уроку.
| Презентация. СЛАЙД 1
| Проверяет готовность к уроку. Настраивает детей на урок. - Доброе утро! Посмотрите, какая сегодня чудесная погода. Давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на урок. Совместное проговаривание стихотворения с элементами самомассажа. Доброе утро, глазки! (поглаживание век) Вы проснулись? Проснулись! Доброе утро, щёчки! (поглаживание щёк) Вы проснулись? Проснулись! Доброе утро, ушки! (разминание кончиков ушей) Вы проснулись? Проснулись! Доброе утро, ручки! (потереть ладони друг о друга) Вы проснулись? Проснулись! | Найти по звонку своё место. Правильная посадка за партой. Настрой на работу. Взаимное приветствие |
2. Повторение и актуализация знаний
| СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4
СЛАЙД 5 | В режиме «вопрос - ответ» происходит повторение изученного материала: - Ребята, вы заметили, что мы произносили «Доброе утро»? Почему, как вы думаете? - Правильно, потому что сейчас утро. А чем мы утром занимаемся? Солнышко только-только появляется на небе. - Какое время суток наступит потом? Правильно – день. - Чем мы занимаемся днем? Как можно поздороваться днем? Солнышко уже высоко (учитель обращает внимание учеников на месторасположение солнца на слайде). - Стало темнеть, солнышко опустилось за ветки. Ребята, какое время суток наступило? Что мы делаем вечером? И вот стало совсем темно. Когда так бывает? Что мы делам ночью? | Дети слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы: -Здороваемся, сейчас утро - Просыпаемся, делаем зарядку, умываемся, завтракаем -Обедаем, отдыхаем, делаем уроки. - Добрый день. -Вечер. -Отдыхаем, гуляем, готовимся ко сну. -Ночью. -Спим. |
3. Подготовка к восприятию нового материала Физминутка. Работа с раздаточным материалом
| СЛАЙД 7
Разрезные картинки | Организация первичного обобщения и систематизации учебного материала. -Ребята, посмотрите, какой красивый цветок (обращает внимание учеников на слайд). Это домик нашей знакомой феечки Эи. Но она еще спит, давайте ее разбудим и поможем проснуться. Каждый день мы по утрам делаем зарядку. Очень нравится нам делать по порядку: Весело шагать, Руки поднимать, Приседать и вставать, Прыгать и скакать. - Ребята, вы помните, что фея очень любопытна? Она опять не послушала маму и улетела в лес. Было тихо, только чьи-то печальные вздохи раздавались с разных сторон. Феечка хотела было испугаться и тоже грустно повздыхать, но ей стало очень интересно, а кто же там плачет? И вот, она заглянула под кустик. - У вас на столах лежат части картинки, собрав их, вы узнаете, кого встретила Эя. - Все собрали картинку? Молодцы! Кто это? Правильно. Заяц это домашнее животное или дикое? Что любит кушать заяц? | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Выполняют движения за учителем. Собирают картинку из частей - Заяц. - Дикое. - Морковку. |
4. Первичное усвоение новых знаний Физминутка | СЛАЙД 8
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
СЛАЙД 11
| Опираясь на наглядный материал, учитель, рассказывая сказку, знакомит детей с новыми понятиями: -С зайчонком феечке было не так страшно. И они пошли вперёд по единственной тропинке. Но вдруг тропинка разделилась на три, а на перекрёстке стоял указатель: налево тропинка под названием «Вчера», прямо – «Сегодня», направо – «Завтра». «Куда же нам идти? Где левая тропинка, а где правая?» - вслух подумала Эя. - Ребята, поможем феечке определить правую и левую стороны. — Зайка, зайка длинноухий, Покажи домой дорогу. — Топай правою ногою, Топай левою ногою, После — вправо повернись, После — влево обернись. Махни — правою рукой, Снова — левою рукой. И тогда придешь домой. - Пойдём по тропинке «Вчера»! - предложил зайчонок и ускакал налево. – Тут я вчера гулял, вот эту морковку я вчера ел… - и зайчонок попробовал схватить сочную морковку. Но не тут-то было!!! Морковка тут же исчезла, на ее месте было написано ««Съедено ещё ВЧЕРА». Зайчонок попытался схватить красивую веточку, которой рисовал вчера на песке, но веточка тоже исчезла на ее месте была надпись «Игра была ВЧЕРА». Когда они вернулись к перекрёстку, зайка сразу побежал по дорожке «Завтра» с криком: «Мама обещала, что ЗАВТРА мы пойдём к бабушке Заюшке в гости!!!». Но и тут зайчонку не повезло. Каждая вещь здесь была будто под стеклянным колпаком, и невозможно было ни понюхать цветочек, ни скушать какую-нибудь вкусную травинку – сразу носик упирался в стекло. И возникала на этом стекле надпись: «Понюхаешь ЗАВТРА», «Съешь ЗАВТРА». И вот, осталась последняя дорожка - «Сегодня». Зайчонок на руках у Эи успел проголодаться, и уже оглядывался во все стороны в поисках чего-нибудь вкусненького. И он первый учуял сладкий запах, и выскочил с её рук, чтоб найти, откуда же этот запах доносится. На пенёчке лежала морковка, а рядом с ней – записка: «Моему зайчонку СЕГОДНЯ на завтрак! Приятного аппетита!!!». Зайчонок схватил морковку – и о чудо!!! – она не исчезла, а сочно захрустела на зубках малыша! И тут они увидели маму Зайчиху. Она обняла зайчика, а феечке сказала большое спасибо и показала выход из леса. Маленькая феечка быстро-быстро полетела домой, чтоб рассказать маме и папе о своих невероятных приключениях, которые произошли с ней СЕГОДНЯ. | Слушают учителя Выполняют движения за учителем. |
5.Этап первичной проверки понимания |
| Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией. Ребята, понравилась вам сказка? По каким дорожкам путешест вовали Эя и зайка? | Вместе с учителем проговаривают «вчера – сегодня - завтра». |
6.Этап первичного закрепления и систематизации знаний Игра «Вчера, сегодня, завтра»
| Задание по карточкам. | Выработка соответствующих навыков и умений. Учитель читает стихотворение: День, который наступил – называется сегодня. День, который уже закончился – вчера. А день, который ещѐ только будет – завтра. |
Дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении и показывают соответствующую карточку (сегодня – красная, вчера- синяя, завтра- желтая).
|
7.Активная деятельность обучающихся по обобщению и систематизации изученного. Игра «Собери корзинку»
| Корзины с повязанными на них лентами, силуэты цветов | Создание условий для выработки необходимых умений и навыков. Организация совместной фронтально-индивидуальной деятельности. Учитель организует игру. В завершении обращает внимание детей на то, что корзины заполнены не равномерно: в корзине «Вчера» много цветов, в корзине «Сегодня» поменьше, в корзине «Завтра» - нет цветов. Объясняет почему так получилось. | Ребенок, подходя к корзине, кладет в нее цветок того же цвета, называя, чем он занимался вчера (корзина «Вчера»). Затем, также заполняется корзина «Сегодня»).
|
8.Подведение итогов. Рефлексия | СЛАЙД 12
| Наше занятие подошло к концу. Мне понравилось, что все сегодня активно выполняли задания, хорошо поработали. Вспомните, что мы делали на занятии, какие задания вам понравились больше всего? Какие были сложными? Сейчас я раздам вам морковки. Если вам понравилось занятие, вам легко было делать все задания, положите морковку на зеленое поле. Если вам было немного сложно делать задания –на синее поле. А если вы совсем не справились, вам было очень сложно – на красное поле. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу, выполняя задание учителя. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Бантова Н.А., Бельтюкова Г.В. "Методика преподавания математики в начальных классах", Москва, 1984 г.
Воронина М. В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 1996г., № 3
Эк В. В. "Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы", Москва, 1990 г.
Конспект урока математики для обучающихся 1 класса специальной коррекционной школы VIII вида http://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/29905-konspekt-uroka-vremennye-predstavleniya-1-klass.html
Материалы для учителей https://infourok.ru/konspekt-urok-na-temu-formirovanie-vremennih-predstavleniy-detsad-804625.html
Вербицкая Т.Л Физминутки на все случаи http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/06/fizminutki-na-vse-sluchai-elektronnoe-posobie
Перова М. Н. Развитие временных представлений о единицах измерения времени http://infopedia.su/4x3048.html
Храмченко И.А. Сказка про вчера, сегодня, завтра http://do100verno.com/blog/3408/70535
16