Урок геометрии в 8 классе
«Четырёхугольники»
УМК: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.
Цель деятельности учителя: систематизировать в памяти обучающихся знания о четырёхугольниках, их видах, свойствах, признаках, отработать умение решать задачи по данной теме.
Тип урока: урок обобщения изученного
Цели деятельности обучающихся: умение добывать информацию из разных источников, осмысливать и анализировать её; умение работать в команде, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную речь.
Планируемые результаты:
Предметные: знать виды четырёхугольников, их свойства и признаки, уметь решать задачи на нахождение неизвестных величин и на доказательство, умение выстраивать логичную последовательность действий.
Метапредметные:
Познавательные УУД: самостоятельно формулируют познавательные цели, применяют методы информационного поиска, обосновывают выбор эффективного способа решения задачи, строят логическую цепочку утверждений.
Регулятивные УУД: формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; составляют план и последовательность действий, оценивают правильность выполнения действий, адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные УУД: учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в группах, формулируют собственное мнение, задают вопросы.
Личностные УУД: адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому совершенствованию, развитие творческих способностей.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания |
| Приветственное слово учителя. (класс поделен на команды по 4-6 человек, для малокомплектных школ – по 2-3 человека) Для привлечения внимания обучающихся к теме урока используется техника «Правда – ложь» (на экране проецируются три предложения: два невероятных факта и одна правдивая выдумка. Командам предлагается найти вымысел после недолгого обсуждения. Отвечает один представитель от каждой команды, аргументируя свой выбор) Предложения:
| Личностные результаты: интерес к изучению геометрии Регулятивные: анализируют информацию, делают выводы Коммуникативные: развивают умение работать в команде, приходить к единому мнению |
| Учитель: запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа. Далее каждой команде выдается «Модель Фрейера» и один из видов четырехугольника. Командам предлагается заполнить модель. На заполнение дается 3-5 минут. Представление модели (1 человек от команды) 1-2 минуты. После представления другие команды и учитель могут задавать дополнительные вопросы и вносить корректировки. По завершению выступлений вместе формулируют тему урока Учитель: Запишите тему урока «Четырёхугольники». | Познавательные: анализировать, сравнивать Регулятивные: высказывать своё мнение, слушать мнение других Коммуникативные: работать в команде Личностные: развитие творческих способностей |
| Учитель: чем отличаются признаки известных нам четырёхугольников от их свойств? Предположите, о чем еще мы сегодня будем говорить. | Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать Регулятивные: высказывать предположение на основе наблюдения |
| Учитель: попробуйте определить цели сегодняшнего урока. Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы. В процессе обсуждения составляется план повторения темы «Четырёхугольники»:
| Регулятивные: определять цель урока, осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
|
(Задачи распределяются между командами, на решение даётся 5-6 минут. Далее разбираются решения, выступает член команды, который не выступал до этого, изображение задачи выводятся на экран с помощью документ-камеры или на слайде презентации, заранее подготовленной учителем) Пример задач:
Задача на нахождение неизвестного: №392. Задача на доказательство: № 404 Задачи решаются с подробным комментированием, озвучиванием всех используемых свойств и признаков. При возникновении затруднений обучающийся может воспользоваться консультацией своей команды или учителя на выбор. Физкультминутка | Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать, формулировать логическую цепочку утверждений Регулятивные: искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные: осуществлять взаимоконтроль, оказывать взаимопомощь, слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения |
| Обучающимся предлагается самостоятельно заполнить таблицу (в приложении). После этого на каждую команду даётся таблица с ответами. Самопроверка. Учащиеся ставят на своём экземпляре количество полученных баллов и выставляют оценки. “5”-20 баллов “4”-16-19 баллов “3”-11-15 баллов. Учитель устно проверяет решение учащихся. Обучающиеся говорят сколько баллов они набрали.
| Регулятивные: умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи Личностные: адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания |
| Учитель: - какую тему повторяли сегодня на уроке? - какие трудности испытывали в процессе работы? - как вы их преодолевали? | Познавательные: анализировать, сравнивать Личностные: адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания |
| Учитель: достигли ли мы цели нашего урока? Дали ли ответы на проблемные вопросы? дайте оценку вашей работе в команде. Оцените ваши знания о четырёхугольниках по системе «Светофор» (зелёный – все понятно, желтый – в целом тема понятна, но иногда испытываю затруднения, красный – испытываю большие затруднения при решении задач). Дети поднимают цветные карточки, которые лежат у них на столах | Коммуникативные: строить связанное монологическое высказывание Регулятивные: соотнести цели и результат своей деятельности Личностные: адекватная самооценка учебной деятельности |
| Вопросы стр.113-114 (устно), приготовить по 3 карточки вопрос –ответ по теме «Четырёхугольники»
Вопрос
Ответ
|
|
Приложение
| Паралле лограмм | Прямо угольник | Ромб | Квадрат | Оценка |
1 .Противолежащие стороны параллельны и равны |
|
|
|
|
|
2.Все стороны равны |
|
|
|
|
|
3 .Противолежащие стороны равны, сумма соседних углов равна 180 |
|
|
|
|
|
4.Все углы прямые. |
|
|
|
|
|
5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делиться пополам. |
|
|
|
|
|
6.Диагонали равны |
|
|
|
|
|
7.Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов. |
|
|
|
|
|