Конспект урока по русскому языку
по теме:
«Знаки препинания в предложениях
с однородными членами».
(4 класс, УМК «Школа России»,
Авторы учебника Канакина, Горецкий).
Разработал учитель
начальных классов
МБОУ «СШ№61» г. Иваново
Алимова М.М.
Цель: развивать умение находить однородные члены в предложениях, на слух и зрительно определять , как связаны однородные члены предложения, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Планируемые результаты
Предметные :познакомить с особенностями однородных членов предложения.
Метапредметные:
П-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий .
К –инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками .
Р- постановка учебной задачи. Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном . Оценивание качества и уровня усвоения материала.
Л- ставить учебную задачу , выполнять её и оценивать по предложенным критериям.
Оборудование: интерактивная доска, карточки для учащихся, схемы однородных членов предложения, учебник.
Ход урока.
Организационный момент.
Чистописание.
Пп, Рр – написание соединений.
Актуализация знаний.
(работа по вариантам).
Цель: обобщить знания об однородных членах предложения.
Карточка1.(жёлтого цвета)
Поставь знак + рядом с предложениями , в которых присутствуют однородные сказуемые.
На поле, на кургане стоит курочка с серьгами.
Стояла берёза, встречала рассвет, качала ветвями.
Летнее солнце плывёт над поляной и пыльной дорогой.
Кот увидел Каштанку , вскочил, выгнул спину, задрал хвост.
В лесах водятся белки, лисицы, соболи, рыси.
Карточка 2. (синего цвета).
Поставь знак + рядом с предложениями , в которых присутствуют однородные подлежащие.
Кот увидел Каштанку , вскочил, выгнул спину, задрал хвост.
Дождик, ветер, снегопад с неба кубарем летят.
По опушкам лесов растут подосиновики, подберёзовики, грузди.
Стояла берёза, встречала рассвет, качала ветвями.
Ребята нашли на столе фиолетовые, розовые и голубые краски.
В роще распускались ромашки и серебристые колокольчики.
Проверка задания: ученики читают выбранные предложения. Вслух называют однородные члены предложения.
По окончанию проверки задания, делают вывод о том , что такое «однородные члены предложения».
Самоопределение к деятельности.
(учитель включает интерактивную доску).
1 слайд: определение понятия «Однородные члены предложения». Учащиеся сверяют свои ответы.
2 слайд: на слайде схемы. По ним определяют постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами (повторение пройденного).
- Как могут быть связаны в предложениях однородные члены?
(интонацией и союзом И).
3 слайд: текст упражнения из учебника с. 32 Упр. 42 . (открывают учебник)
Ученик читает вслух текст упражнения.
- Как назовём предложения, которые прочитали?(пословицы)
- Раскроем смысл пословицы под цифрой 2. Определим значение слова «Зазнайство» (ответы детей).
- Давайте понаблюдаем. Есть ли в предложениях однородные члены?(есть)
- А что необычного заметили в построении предложений?(союза А и НО).
- Что видим перед союзами? (запятые)
- Чему будем учиться сегодня на уроке? (ученики формулируют цель урока).
4 слайд: «Сделайте вывод».
- Когда будем ставить запятую в предложениях с однородными членами? (перечисляют ситуации, учитель записывает на доске ответы детей в виде схем)
О, О
О, но О
О, а О
О и О
Физкультминутка .
Работа по теме урока.
Каждый ученик получает карточку с заданием.
Прочитайте. Вставьте в предложения пропущенные союзы(а, и, но) и , где нужно , запятые. Спишите предложения.
Утро наступило пасмурное____ тёплое.
Огонёк ярко вспыхнул____потух.
Ученье____труд рядом живут.
Кувшинка свои лепестки раскрывает утром ____закрывает вечером.
Дети по очереди выходят к доске. Записывают предложения , подбирают пропущенные союзы. Ставят запятые. Объясняют постановку.
Чтение правила из учебника с. 33.
Подведение итогов урока.
- Ребята , когда же в предложениях с однородными членами мы поставим запятые, а когда не будем?(дети отвечают, используя схему на доске).
8. Рефлексия.
У учащихся на партах карточки красного, жёлтого и зелёного цвета. С помощью них они показывают учителю степень своего понимания материала проведённого урока.
9 Домашнее задание.
С. 33 Упр. 45 запись и объяснение домашнего задания.