Открытый урок русского языка в 4 классе «Знаки препинания при однородных членах предложения, обобщающее слово».

Тип урока: ОНЗ

Материал : документ+ презентация

Слайд 1

  • О чем говориться в этом предложении и что в нем не так?
  • В этом предложении говорится об осени. Есть однородные члены предложения.

  • И мы продолжаем работать над однородными членами предложения.

  • И для того чтобы отредактировать предложение, вспомните правила об однородных членах предложения.

Слайд 2+ карточки каждому ученику

Проверка по образцу. Слайд.

  • Предположите, какова тема урока.
  • Отредактируйте предложение. Объясните постановку запятых.
  • Сколько в предложении однородных членов?

  • 4

  • Можете доказать, что это однородные члены?

  • Да, зададим от слова лежать вопрос к однородным членам.

  • Молодцы!

Слайд и карточки каждому ученику

Возьмите карточки. Прочитайте высказывания.

Запятые при однородных членах предложения ставятся:

  • Опираясь на правило о постановке знаков препинания при однородных членах соедините высказывание со схемами, где сможете.
  • Какие схемы вы не соединили с высказыванием? Почему?
  • В чём причина затруднения?
  • Предположите цель нашего урока.

Игра «Назови одним словом»

Как назвать слово, которым вы объединяли группу слов?(общее для всей группы слов)

  • Обобщающее слово.

  • Правильно.

  • А в схемах обобщающее слово обозначается кружком с точкой.

  • Разминка.

Фронтальная работа.

Слайд + карточки ученикам.

  • Запишите предложения. Попробуйте расставить знаки препинания в схемах опираясь на предложения. Обратите внимание на выделенные слова.

Слайд с правилом и схемами.

Сверимся с правилом в учебнике, правильно ли мы рассуждали.

Работа в парах с разрезными карточками.

  • Опираясь на правило, расставьте знаки препинания в предложениях. Подберите к ним схемы.

Проверка по образцу :

Сам. работа.

Рабочая тетрадь с. 77, упр. 2

Спиши, расставь знаки препинания.

1.Сады луга леса всё зазеленело в майские дни.

2.Все мои родные мама папа брат и сестра ждали моего возвращения.

3.Шапка куртка брюки вся одежда была мокрой от дождя.

4.Папе понравилось всё и пирожки и ватрушки и кексы и леденцы.

Самопроверка:

  • Вспомните цели нашего урока.
  • Достигли целей?

  • Да.

  • Что понравилось на уроке ?

  • Что оказалось особенно трудным?

  • Кто усвоил материал в полном объёме, поднимите красную карточку.

  • У кого остались сомнения, вопросы – зелёную карточку.

  • А есть в классе те, кому урок оказался непонятен? Поднимите синюю карточку.

Дом. Задание : Рабочая тетрадь с 77 № 1. Объяснить знаки препинания в предложениях с однородными членами. Списать, подчеркнуть обобщающие слова.

ПРАВИЛО С. 76-77.

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Красивые охапки жёлтых листьев  лежат на траве на аллеях на дорожках  и тропинках.

Красивые охапки жёлтых листьев

лежат на траве на аллеях на дорожках

и тропинках.

Отметьте знаком «+» верные высказывания  1 .выражены только главными членами предложения  2. отвечают на один и тот же вопрос  3. относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения  4. выполняют одинаковую синтаксическую  функцию 5. с 5.связаны интонацией и союзами    Однородные члены :

Отметьте знаком «+» верные высказывания

1 .выражены только главными членами

предложения

2. отвечают на один и тот же вопрос

3. относятся к одному и тому же члену

предложения или поясняются одним

и тем же членом предложения

4. выполняют одинаковую синтаксическую

функцию

5. с 5.связаны интонацией и союзами

Однородные члены :

Отметьте знаком «+» верные высказывания  1 .выражены только главными членами предложения  2. отвечают на один и тот же вопрос  3. относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения  4. выполняют одинаковую синтаксическую  функцию 5 5 . связаны интонацией и союзами    Однородные члены : - + + + +

Отметьте знаком «+» верные высказывания

1 .выражены только главными членами

предложения

2. отвечают на один и тот же вопрос

3. относятся к одному и тому же члену

предложения или поясняются одним

и тем же членом предложения

4. выполняют одинаковую синтаксическую

функцию

5 5 . связаны интонацией и союзами

Однородные члены :

-

+

+

+

+

Тема урока Постановка знаков препинания при однородных членах предложения

Тема урока

Постановка знаков препинания при однородных членах предложения

Красивые охапки жёлтых листьев  лежат на траве на аллеях на дорожках  и тропинках.

Красивые охапки жёлтых листьев

лежат на траве на аллеях на дорожках

и тропинках.

Красивые охапки жёлтых листьев  лежат на траве, на аллеях, на дорожках  и тропинках.

Красивые охапки жёлтых листьев

лежат на траве, на аллеях, на дорожках

и тропинках.

: , , Если между ними нет союзов  , а  , , -   : , , - ... Перед союзами а, но   , ,  .   Перед вторым и последующими союзами и, или и , и , и   или , или

: , ,

Если между ними нет союзов

, а

, , -

: , , - ...

Перед союзами а, но

, ,

.

Перед вторым и последующими

союзами и, или

и , и , и

или , или

: , , Если между ними нет союзов  , а  , , -   : , , - ... Перед союзами а, но   , ,  .   Перед вторым и последующими союзами и, или и , и , и   или , или

: , ,

Если между ними нет союзов

, а

, , -

: , , - ...

Перед союзами а, но

, ,

.

Перед вторым и последующими

союзами и, или

и , и , и

или , или

: , , Перед союзами а, но  , а  , , - ?   ?  : , , - ...  Если между ними нет союзов  , ,  .   ? и , и , и   или , или  Перед вторым и последующими союзами и, или

: , ,

Перед союзами а, но

, а

, , -

?

?

: , , - ...

Если между ними нет союзов

, ,

.

?

и , и , и

или , или

Перед вторым и последующими

союзами и, или

- Причина затруднения  Не знаю, почему ставятся тире или двоеточие при однородных членах предложения Не умею читать новые схемы Не умею ставить тире или двоеточие при однородных членах предложения

-

Причина затруднения

Не знаю, почему ставятся тире или двоеточие при однородных членах предложения

Не умею читать новые схемы

Не умею ставить тире или двоеточие при однородных членах предложения

+ - Причина затруднения Цель Не знаю, почему ставятся тире или двоеточие при однородных членах предложения Не умею читать новые схемы Не умею ставить тире или двоеточие при однородных членах предложения

+

-

Причина затруднения

Цель

Не знаю, почему ставятся тире или двоеточие при однородных членах предложения

Не умею читать новые схемы

Не умею ставить тире или двоеточие при однородных членах предложения

- + Причина затруднения Цель Не знаю, почему ставятся тире или двоеточие при однородных членах предложения Узнать, почему ставятся тире или двоеточие при однородных членах предложения Не умею читать новые схемы Не умею ставить тире или двоеточие при однородных членах предложения

-

+

Причина затруднения

Цель

Не знаю, почему ставятся тире или двоеточие при однородных членах предложения

Узнать, почему ставятся тире или двоеточие при однородных членах предложения

Не умею читать новые схемы

Не умею ставить тире или двоеточие при однородных членах предложения

- + Причина затруднения Цель Не знаю, почему ставятся тире или двоеточие при однородных членах предложения Узнать, почему ставятся тире или двоеточие при однородных членах предложения Не умею читать новые схемы Не умею ставить тире или двоеточие при однородных членах предложения Освоить умение читать новые схемы Освоить умение ставить тире или двоеточие при однородных членах предложения

-

+

Причина затруднения

Цель

Не знаю, почему ставятся тире или двоеточие при однородных членах предложения

Узнать, почему ставятся тире или двоеточие при однородных членах предложения

Не умею читать новые схемы

Не умею ставить тире или двоеточие при однородных членах предложения

Освоить умение читать новые схемы

Освоить умение ставить тире или двоеточие при однородных членах предложения

: , , -… Дуб, берёза, клён, осина-  деревья Морковь,лук,свёкла, огурец —  овощи Подберёзовик , мухомор,груздь —  грибы Сапоги, кеды, туфли, тапочки -  обувь  , , -   : , ,  .

: , , -…

Дуб, берёза, клён, осина-

деревья

  • Морковь,лук,свёкла,

огурец —

овощи

  • Подберёзовик , мухомор,груздь —

грибы

  • Сапоги, кеды, туфли, тапочки -

обувь

, , -

: , ,

.

Старик наловил на уху  рыбы: лещей, подлещиков, окуней.    Деревья, поля, реки — всё сияет таинственным блеском в свете луны.   Везде : над головой, под ногами, рядом с тобой — живёт железо.  : , ,  , , -  : , , - …

Старик наловил на уху рыбы: лещей, подлещиков, окуней.

Деревья, поля, реки — всё сияет таинственным блеском в свете луны.

Везде : над головой, под ногами, рядом с тобой — живёт железо.

: , ,

, , -

: , , - …

: , , -…   Если однородным членам предложения предшествует обобщающее слово ( или словосочетание), то перед ними ставится двоеточие.   Если обобщающее слово следует за однородными членами предложения, то перед ними ставится тире.   Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них — тире.  : , ,   , , -

: , , -…

Если однородным членам предложения предшествует обобщающее слово ( или словосочетание), то перед ними ставится двоеточие.

Если обобщающее слово следует за однородными членами предложения, то перед ними ставится тире.

Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них — тире.

: , ,

, , -

Мы купили карандаши краски альбом всё необходимое.   В лесу мы собирали ягоды землянику ежевику клюкву и голубику.  Удивительные звуки громкий перезвон колоколов чудесное пение раздавались совсем рядом.

  • Мы купили карандаши краски альбом всё необходимое.
  • В лесу мы собирали ягоды землянику ежевику клюкву

и голубику.

  • Удивительные звуки громкий перезвон колоколов чудесное пение раздавались совсем рядом.

: , , -…   Мы купили карандаши, краски, альбом - всё необходимое.   В лесу мы собирали ягоды : землянику , ежевику, клюкву и голубику.  Удивительные звуки : громкий перезвон колоколов , чудесное пение - раздавались совсем рядом.  , , -  : , ,

: , , -…

  • Мы купили карандаши, краски, альбом - всё необходимое.
  • В лесу мы собирали ягоды : землянику , ежевику, клюкву и голубику.
  • Удивительные звуки : громкий перезвон колоколов , чудесное пение - раздавались совсем рядом.

, , -

: , ,

с.77 упр.2  Спиши, расставь знаки препинания

с.77 упр.2 Спиши, расставь знаки препинания

с.77 упр.2  Спиши, расставь знаки препинания Сады, луга, леса — всё зазеленело в майские дни. Все мои родные: мама, папа, брат и сестра — ждали моего возвращения. Шапка, куртка, брюки- вся одежда была мокрой от дождя. Папе понравилось всё: и пирожки, и ватрушки, и кексы, и леденцы.

с.77 упр.2 Спиши, расставь знаки препинания

  • Сады, луга, леса — всё зазеленело в майские дни.
  • Все мои родные: мама, папа, брат и сестра — ждали моего возвращения.
  • Шапка, куртка, брюки- вся одежда была мокрой от дождя.
  • Папе понравилось всё: и пирожки, и ватрушки, и кексы, и леденцы.

Целей достигли? Узнать, почему ставятся тире или двоеточие при однородных членах предложения Освоить умение читать новые схемы Освоить умение ставить тире или двоеточие при однородных членах предложения

Целей достигли?

Узнать, почему ставятся тире или двоеточие при однородных членах предложения

Освоить умение читать новые схемы

Освоить умение ставить тире или двоеточие при однородных членах предложения

Домашнее задание

Домашнее задание

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее