«Зимний фестиваль знаний 2025»

Технологическая карта урока русского языка. Тема. Обобщающие слова при однородных членах предложения. 8 класс

Технологичекая карта урока по русскому языку, 8 класс. Тема. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Тип урока: изучение нового материала. Разработанная карта способствует формированию первичных знаний об обобщающих словах при однородных членах предложения, выработке умения и навыка постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Русский язык

Класс

8

Тема урока

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Урок в разделе

№18, в теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения» - №1

Тип урока

Изучение нового материала

Учебник

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. Научный ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2017 год.

Программа

«Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова,

Л. А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [М.Т.Баранов,

Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др.] – М.: Просвещение, 2016.

Цель урока

Способствовать формированию первичных знаний об обобщающих словах при однородных членах предложения, выработке умения и навыка постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения.

Основные понятия

Обобщающие слова, однородные члены предложения.

Технологии

Технологии: элементы проблемного обучения, развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения.

Методы

Словесный; практический; объяснительно-иллюстративный (работа со схемами)
частично – поисковый (самостоятельная работа; творческое задание).

Формы работы

Индивидуальная, парная, фронтальная

Оборудование

Мультимедийная презентация для урока, раздаточный материал (практикум для учащихся).


Универсальные учебные действия:

1. Личностные УУД: способствовать осознанию рефлексивного алгоритма «Я – мы - дело», помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

2. Метапредметные УУД:

- Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, выделения главного; содействовать развитию умения наблюдать и исследовать; формировать умения структурировать информацию.

- Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

- Коммуникативные: содействовать развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.

3. Предметные УУД: организовать деятельность учащихся по изучению новой темы, разработать алгоритм нахождения обобщающего слова в предложении; начать развитие умения находить обобщающее слово в предложении, ставить правильный знак препинания после него; графически обозначать обобщающие слова.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организацион-

ный момент

Учитель приветствует обучающихся. Обеспечивает положительную обстановку на уроке: наличие необходимого оборудования, документации, психологический настрой. Привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности.

Подготовка к занятию.

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Формулировка

темы и целей урока

Предлагает обучающимся задание для определения темы и целей урока.

Прочитайте предложения, подумайте, что объединяет эти два предложения и сформулируйте тему и цели нашего сегодняшнего урока.

1. Суриков, Репин, Шишкин, Левитан – художники.

2. Шишкин воспел русскую природу в своих картинах: "Утро в сосновом бору", "Рожь", "На севере диком", "Корабельная роща" (предложения записаны на доске)

- Откройте тетради и запишите число, тему урока






















- Верно. Мы повторим сведений об однородных членах предложения, познакомимся с новым материалом по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения».

- А еще сегодня будем анализировать схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах, которые помогут нам расставить правильно знаки препинания.

- Скажите, какими знаниями и умениями вы должны обладать, работая по данной теме?






Учитель мотивирует обучающихся к изучению темы.

– Я уверена, что все вы овладеете необходимыми знаниями и будете успешно применять их на практике.

Формулируют на основе данных предложений тему урока:

«Обобщающие слова при однородных членах предложения». Используется слайд № 1.


Определяют цели урока (используется алгоритм постановки целей).





Слайд № 2:

- Повторение сведений об однородных членах предложения.

- Усвоение нового материала по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения».

- Выполнение пунктуационного разбора предложений с обобщающими словами при однородных членах, постановка знаков препинания в таких предложениях.


Проводят параллель между целями урока и знаниями, а также умениями, необходимыми в ходе работы

(Слайд № 3,4)



Мы должны знать:

- что такое однородные члены и какие слова называются обобщающими;

-правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.


Мы должны уметь:

-определять однородные члены и обобщающие слова при однородных членах;

-расставлять правильно знаки препинания в предложениях на изученное правило;

-работать с учебником, орфографическим словарём, схемами, материалом, представленным на слайдах;

-выявлять личностные собственные затруднения при расстановке знаков препинания, оценивать свои знания.



Познавательные УУД:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- определять и формулировать проблему; Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других.

- строить понятные для собеседника высказывания;

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - воспринимать информацию на слух;

- отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - выполнять пробные уче бные действия;








Мотивация к учебной деятельности

-Учитель предлагает обучающимся ознакомиться с оценочными листами. Сегодня на уроке, как было сказано, вы будете сами оценивать свои знания. Вам необходимо знать критерии оценки. Скажите:

- Где вы сможете применить знания по изученной теме?

- Зачем нужно знать критерии оценки?

- Где вы будете применять умения самооценки выполненных работ?

Критерии итоговой оценки также распечатаны и находятся на партах учащихся.







Обучающиеся отвечают на вопросы:

- При написании писем, при написании сочинений.

- При сдаче экзаменов, когда будем учиться в 9 классе.

- На различных этапах работы на уроке.

(Слайд № 5)

Личностные УУД: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

- формирование границ собственного «знания и «незнания».

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя;

- адекватная самооценка.




Повторение материала: подготовка к восприятию новых знаний


1) Учитель организует повторение изучаемого материала, задаёт вопросы.

Вспомните:

1. Какое простое предложение называется осложнённым? (Откройте учебники, рассмотрите материал по теме «Однородные члены предложения).



2. Вспомните, какие члены предложения называются однородными?



























3. Как соединяются между собой однородные члены предложения?





4. Какие члены предложения могут быть однородными?

























5. А что ещё можно сказать про однородные члены предложения?

Вспоминают пройденный материал (бегло просматривают материал учебника):

1. Осложненное предложение то, в составе которого есть однородные члены, обособленные члены, обращения, вводные слова и вводные конструкции.



2. Однородными членами предложения называются члены предложения, которые

- отвечают на один и тот же вопрос,

- относятся к одному и тому же члену предложения,

- обычно выражены одной и той же частью речи,

- являются одним и тем же членом предложения,

- произносятся с перечислительной интонацией.

(Слайд № 6)

3. Однородные члены предложения связаны союзной и бессоюзной связью.



4. Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения. (Слайды № 7,8)





5. Однородные члены могут быть распространёнными, то есть иметь при себе зависимые слова.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в системе знаний

Предметные УУД: знать ряд ключевых понятий по теме, уметь объяснять эти понятия: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.






















Проверка

умения применять полученные ранее знания

на практике

(СР №1 по вариантам)

2) Учитель организует самостоятельную работу обучающихся:

Самостоятельная работа №1

- Спишите предложения по вариантам: 1 вариант – 1 предложение, 2 вариант – 2 предложение. Вставьте пропущенные буквы, в случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю.



- Определите однородные члены предложения.

1в.

Раств…рились в т…мноте рощи сады и поля.

Л…сной ручей звенит шумит.



2в.

Под…рила яблонька людям крупные сочные плоды.

Снег л…жился на поля на кусты на деревья.

Выполняют задания по вариантам.

-Списывание предложений по вариантам, правильное написание слов с орфограммами, проверка правописания трудных слов по орфографическому словарю, расстановка знаков препинания.


(Слайд № 9)



- Определение однородных членов предложения.


Самопроверка работы (Слайд № 10).

Вынос ошибок на поля. Результаты проверки выставляются в оценочный лист.

Познавательные УУД:

- извлекать необходимую информацию из текста. Коммуникативные УУД:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- сознательно организовывать свою познавательную

Открытие нового знания, формулирова-ние правила

- Учитель ведёт беседу для открытия нового знания и формулирования правила.

Что вы должны знать об обобщающем слове при ОЧП? Обратимся к слайду № 11. Что можно сказать об обобщающем слове?








- Демонстрирует схемы, формулирует правило о постановке знаков препинания при обобщающих словах в предложении с однородными членами:



Обобщающие слова при однородных членах:

1.[:,,]

2.[, - ]

3.[:,,-... ]

(на партах)









Приводит дополнительную информацию:

-Особенно часто обобщающими словами являются следующие слова: всё, никто, ничто, везде, всюду, всё это.

1) Работают с материалом слайда №11.

- Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены и является тем же членом предложения.

- Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них.


2) Работают с раздаточным материалом - схемами, формулируют правила о постановке знаков препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения:


1) Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.


2) Если обобщающее слово стоит после

однородных членов, то за ними ставится тире.


3) Если обобщающее слово стоит перед

однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед ОЧП ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения ставится тире.


Познавательные УУД:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий; Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль/взаимо-контроль;

- планировать своё действий.

Первичное закрепление материала:

СР № 2.

(Применяется приём - разноуровне

вые задания)



-Организует самостоятельную работу.

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

-Вам даны предложения, запишите их и выполните самостоятельную работу №2 по своему выбору. Необходимо:

1) Расставить знаки препинания (3 балла).

2) Определить, какими членами предложения являются однородные члены и обобщающее слово (4 балла).

3) Выполнить синтаксический разбор одного из данных предложений (5 баллов).




В саду в доме_ всюду стояла тишина.

Всё_ поля небо кусты морозный туман _красилось молочным цветом.

Цветы росли повсюду_ на лугу на холме в лесу.






Предлагает самопроверку.

Самопроверка по слайду.

-Вынесите ошибки на поля

Проверка синтаксического разбора (самостоятельно, по карточке)

Выполняют задания по выбору с последующей фронтальной проверкой (самостоятельная работа №2).

Знакомство с критериями оценки (Слайд № 12)



(Слайд №13)

1. В саду, в доме - всюду стояла тишина.

2. Всё: поля, небо, кусты, морозный туман – раскрасилось молочным цветом.

3. Цветы росли повсюду: на лугу, на холме, в лесу.

Выносят ошибки на поля.

Оценивают выполненную работу (результаты проверки выставляются в оценочный лист).

(Слайд №14)


Регулятивные: уметь анализировать степень усвоения нового учебного материала на основе сопоставления решения с образцом для самопроверки, уметь производить коррекцию.


Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.








Получение новой информации
















Осмысление полученной информации через анализ предложения

-Предлагает ответить на вопросы.

Посмотрите на экран. Ответьте на вопрос:

-Что может усложнить постановку знаков препинания с ОЧП? (слайд № 15)


[, как-то :,,]

[, а именно:,,]

[, например :,,]


[,, - словом,]

[,, - одним словом,]

[,, - в общем,]







- Организует работу с предложениями для верной расстановки знаков препинания.

Прочитайте предложение. Объясните остановку знаков препинания.

1) Всё стало жёлтым от зноя, а именно: небо, земля и воздух.





2) Небо, земля и воздух – словом, всё стало жёлтым от зноя.

(Предложения распечатаны, находятся на партах учащихся

Учащиеся делают, опираясь на схемы, вывод:

- После обобщающего слова, которое стоит впереди однородных членов, могут быть слова: как-то, а именно, например, которые предупреждают о перечислении

- Перед обобщающим словом, которое стоит за однородными членами, могут быть слова со значением итога (одним словом, словом, в общем). (Слайд №15)




Анализируют предложения, объясняют постановку знаков препинания в них.


Если в предложении после обобщающего слова, которое стоит впереди однородных членов, имеется вводное слово (как-то, а именно, например), то перед вводным словом ставится запятая, а после обобщающего слова – двоеточие.


Если в предложении перед обобщающим словом, которое стоит за однородными членами, имеются вводные слова со значением итога (одним словом, словом, в общем), то перед вводным словом ставится тире, а после него - запятая.

Регулятивные УУД: уметь анализировать степень усвоения нового учебного материала на основе сопоставления решения с образцом для самопроверки, уметь производить коррекцию.

Формирование умений применять полученные знания на практике.

(СР № 3)

Организует самостоятельную работу №3.

-А теперь попробуйте сами выполнить задание на постановку знаков препинания (самостоятельная работа №3).








Задание: расставить знаки препинания (предложения напечатаны).

Некоторые грибы очень ядовиты например бледная поганка мух…мор.

Среди птиц насекомых в сухой траве одним словом всюду чу…ствовалось приближение весны.


Предлагает проанализировать полученные результаты и затруднения.

- Если закончили выполнение задания, проверьте по слайду и, если есть ошибки, вынесите их на поля.


Расставляют знаки препинания (предложения напечатаны и лежат на столах учащихся).

(Слайд №16)



Некоторые грибы очень ядовиты, например: бледная поганка, мухомор.

Среди птиц, насекомых в сухой траве - одним словом, всюду чувствовалось приближение весны



Самопроверка по слайду №17 (результаты проверки выставляются в оценочный лист, а листы с выполненными заданиями сдаются учителю).

Познавательные УУД:

- извлекать необходимую информацию из текста. Коммуникативные УУД:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- делать выводы по результатам работы.





Выработка

навыков применения полученных знаний на практике.

(СР № 4)



Организует самостоятельную работу №4

(Слайд №18)

- Обозначьте соответствие между предложением и схемой, например: 1-г. Запишите ответы в тетрадь.

1.И гам лесной и шум нагорный всё вторит весело громам.

2.Всюду вверху и внизу пели жаворонки.

3.Всё и деревья и трава и цветы дышало свежестью.

4.В корзинке была дичь два тетерева и утка.

5.Звёзды тускнеют и тают в синем небе.

6.Среди птиц насекомых в сухой траве словом всюду чувствовалось приближение осени.


а) О: и О, и О, и О - …

б) О: О и О -

в) О: О и О

г) и О, и О – О

д) О, О – словом, О …

е) О и О


Предлагает проверить правильность выполненного задания.

Давайте проверим: правильно ли вы выполнили это задание.

- Обоснуйте свои ответы.

Выполняют самостоятельную работу №4:

Соотносят предложение со схемой, ответы записывают в тетрадь.


(Слайд №18)












Самопроверка выполненного задания по (слайду № 19)


Результаты проверки выставляются в оценочный лист.


Регулятивные: уметь анализировать степень усвоения нового учебного

материала на основе сопоставления решения с образцом для самопроверки, уметь производить коррекцию.











Проверка усвоения материала на основе творческого задания

Организует творческую работу.

На экране текст (Слайд №20), прочитайте его:

В начале лета в лесу появилось много цветов.

На березовых опушках зацвели подснежники, показались лиловые колокольчики. В густой траве на лесных полянках мы собирали ночные фиалки. А у глухого ручья любовались голубыми незабудками.

- Передайте содержание текста одним предложением с однородными членами, перед которыми должно быть обобщающее слово.









- Предлагает проверить выполненное задание по слайду №21.

















Приводит дополнительную информацию.

- Заметьте! На обобщающее слово падает логическое ударение. Если оно стоит перед однородными членами предложения, то произносится с предупредительной интонацией.

Чтение текста вслух одним из учащихся.





Слайд №20


Передают содержание текста одним предложением.

В начале лета в лесу появилось много цветов: подснежники, лиловые колокольчики, ночные фиалки, голубые незабудки.

(Слайд №21)



Критерии оценки:

Правильно составлено предложение, верно расставлены знаки препинания – 2 балла.

Допущены ошибки в составлении предложения или при постановке знаков препинания – 1 балл.

Неверно выполнено всё задание – 0 баллов.

Результаты выставляются в оценочный лист.




Регулятивные УУД: уметь анализировать степень усвоения нового учебного материала на основе сопоставления решения с образцом для самопроверки, уметь производить коррекцию.











Контроль за результатами учебной деятельности; самопроверка

В качестве итога предлагает выполнить контрольный тест. Материалы теста находятся на ваших партах.

Обведите номера ответов, которые вы считаете правильными.


Подводит результаты выполнения теста.

- Сдайте тесты, я проверю ещё раз и посмотрю, над чем нам с вами предстоит ещё поработать.

Выполняют тест.

(тестирование идёт в 2-х вариантах).






Проверяют правильность ответов. (Слайд №22)

Результаты проверки выставляются в оценочный лист.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- анализ,

- синтез,

- установление причинно-следственных связей.








Рефлексия

Организует рефлексию учебной деятельности обучающихся.

-Что вы узнали нового?

- Чему научились?

- Какие затруднения вы испытывали?

- Определите, над чем ещё нам с вами необходимо поработать?

Отвечают на вопросы.

Выражают своё отношение к работе на уроке.

Личностные УУД: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

- формирование границ собственного «знания и «незнания».

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя;

- адекватная самооценка.

Подведение итогов.

Оценки

Подводит итоги.

-Чем мы сегодня занимались на уроке?










Предлагает обучающимся оценить свою деятельность.

-Посмотрите в свой оценочный листок и скажите, какую оценку поставили вы себе за урок.




- Если с какими-то заданиями вы не справились, не переживайте: эту тему мы доработаем на последующих уроках.

- Благодарю вас за плодотворную работу в течение всего урока.

Делают выводы:

- Сегодня на уроке мы повторили понятия: обобщающие слова, однородные члены.

- Повторили знаки препинания при обобщающем слове в предложении.

- Соотносили схемы с предложениями.

- Выполнили четыре самостоятельных работы по теме, обобщающий тест.

- Работали с учебником, раздаточным

материалом, словарями, слайдами.


Определяют, какую оценку могут поставить себе за работу на уроке (Оценивают результаты своей деятельности. Подводят итог работы, подсчитывают итоговый балл за работу на уроке. (Выставляют итоговую оценку в оценочный лист).





























Приложение №1

Слайд 1.


Слайд 2.




Слайд 3.





Слайд 4.



Слайд 5.



Слайд 6.



Слайд 7.

Слайд 8.



Слайд 9.


Слайд 10.


Слайд 11.


Слайд 12.



Слайд 13.


Слайд 14.




Слайд 15.


Слайд 16.



Слайд 17.


Слайд 18.

Слайд 19.



Слайд 20.



Слайд 21.

Слайд 22.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее