Открытый урок по теме «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»
( 8 класс)
Учитель Сайгушкина В. Л.
Цели урока
Образовательные: дать понятие об обобщающем слове и его роли в предложении; формировать умение находить обобщающее слово; познакомить обучающихся с правильной постановкой знаков препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения.
Развивающие: совершенствовать умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающим словом, однородными членами предложения; совершенствовать навыки правописания, слов проверяемой и непроверяемой гласной в корне; развивать культуру речи обучающихся.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету и родному языку; учить детей восприятию прекрасного; воспитать ответственность за групповое решение.
Задачи урока: создание педагогических условий для освоения материала; предоставлять возможность для самореализации обучащихся на уроке.
Оборудование: учебник для 8 класса под редакцией С.И.Львовой и В.И.Львова, проектор, ноутбук.
Дополнительные материалы: репродукции картин, маршрутная карта, карточки, интернет источник; С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»
Методы: 1. наглядно-иллюстративный; 2.словесно-репродуктивный; 3.практический; 4. частично-поисковый 5. творческий
I Приветствие.
Наш урок сегодня мне хотелось бы начать с фразы американского писателя Ричарда Баха: «Учение - это лишь открытие того, что уже давно знаешь. Скажите, как вы понимаете эту фразу?
А вот как Ричард Бах её продолжил: «Совершение поступков - это демонстрация того, что ты действительно знаешь это. Обучение - это напоминание другим, что они знают всё это так же хорошо, как и ты...»
Мы все учимся, совершаем поступки и учим.
На нашем уроке мне хочется пожелать нам как можно больше пользы от взаимного обучения.
Эпиграфом к занятию являются слова Ф. Васильева: «Если написать картину, состоящую из одного голубого воздуха и гор, без единого облачка и передать так, как оно в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати…, будет отложен» (Слайд №2)
Откройте тетради, запишите дату, классная работа, пропустите 2 строчки для записи темы урока. Начнем занятие с лексико-орфографической работы.
II Словарный диктант. Лексико-орфографическая работа.
- Ребята, вам необходимо определить слово по его лексическому значению. (Ученик работает у доски). Индивидуальная работа по карточке на месте.
Художник, рисующий пейзажи. (Пейзажист.)
Искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчества. (Архитектура).
Искусство сценического танца. (Балет).
Художник, изображающий морские виды, жизнь моря. (Маринист).
Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма). (Литература).
Художник, создающий портреты. (Портретист).
Изобразительное искусство - создание художественных образов с помощью красок. (Живопись).
Художник, занимающийся батальной живописью. (Баталист)
Карточка №1
Задание: вставьте пропущенные буквы; правильный ответ подчеркните.
Пр…изведение живоп…си (скульптура, к…ртина, фотография);
(не)большая дощеч (ь?)ка, на которой смеш…вают краски (п…литра, к…лорит);
художник, рисующий сцены вое(н, нн)ых сражений (м…ринист, бат…лист);
к…ртина с изображением пр…роды (п…йзаж, пл…кат, эскиз).
III Группировка языковых явлений Написание какого слова вызвало затруднение? Обратимся к этимологическому словарю.
Работа с этимологическим словарем Маринист – от латинского mare; буквально тот, кто изображает море.
– На какие 2 группы можно разделить эти слова?
1.Пейзажист, маринист, портретист, баталист;
2. архитектура, балет, литература, живопись.
Какие морфемы объединяют слова 1-й группы? Выделите их. ( Суффикс
–ист и нулевое окончание).
Объясните лексическое значение слова «баталия»- сражение, битва (устар.).
Какое слово образовано способом «сложение основ»?
- Каким одним словом можно назвать слова первой группы? (Художники).
(Слайд№3)
- А слова второй группы? (Искусство).
(Слайд 4)
- А чем будет являться слово «художники» по отношению к словам: маринист, пейзажист, портретист, баталист? (Обобщающим словом).
- Совершенно верно. Теперь Вы сами можете сформулировать тему нашего урока.
- Кто попробует? (Обобщающие слова и однородные члены).
- Откройте учебники § 34, стр. 225. Прочтите название параграфа. Ребята, как вы думаете, о чем мы не можем не упомянуть, изучая эту тему? (О знаках препинания)
(Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них).
(Слайд№5) Запишите тему урока в тетрадях.
Скажите, эта тема нам знакома? (Да)
- Верно. Мы познакомились с ней еще в пятом классе.
- Если она нам знакома, зачем её учить? (Чтобы повторить).
- Верно. Сегодня мы повторяем с Вами материал 5 класса, вспоминаем свое умение находить обобщающие слова при однородных членах.
- А зачем нам с вами необходимо изучать эту тему?
Формулирование целей урока.
Ребята урок наш будет проходить в необычной форме, мы совершим виртуальное путешествие в город Пуктоград. Все успешно справились с лексико-орфографической работой и предложенными заданиями и получают билеты. Перед вами маршрутная карта, итак отправляется в путь.
IV Работа по теме урока
Первая остановка в научном центре - Корзина идей.
(Слайд №6). Ребята, как вы думаете, какое задание нам необходимо выполнить? Верно, обратимся к параграфу 34 стр. 225, прочитайте теоретический материал и выскажите идеи, которые возникли у вас после прочтения, ими мы и заполним вот эту корзину.
Ответы учеников. (Обобщающие слова имеют общие обозначения однородных предметов, являются одним членом предложения с однородными членами. Часто обобщающие слова выражаются местоимениями, местоименными наречиями и существительными, постановка знаков препинания, после обобщающих слов перед однородными членами могут употребляться вводные слова: как-то, а именно, например, указывающие на дальнейшее перечисление. Перед обобщающим словом после ряда однородных членов могут употребляться вводные слова: словом, короче говоря, имеющие значения итога). (Слайды №7,8).
Что из прочитанного вам уже было известно, какая информация является новой?
Работа со слайдами №8, 9.
Обобщающие слова могут быть выражены словосочетаниями и фразеологизмами.
Что такое фразеологизмы?
Объясните значение фразеологизма «мастер на все руки»
V Закрепление изученного
Работа в парах (Слайды №10, 11) Сейчас мы отправимся в галерею Вдохновения. Необычное задание приготовлено для вас. Работаем в парах. Вы получаете вместе с соседом по парте файл с фрагментами рисунка. Как вы думаете, какое задание вам может быть предложено? Верно. Вам нужно собрать из фрагментов рисунок, соединить его при помощи самоклеящейся бумаги, вложить в файл, перевернуть лист, на оборотной стороне увидите части предложения, запишите его. Чтобы создать творческую атмосферу, послушаем музыку.
Ученики читают составленные предложения.
Ребята, как вы думаете, какое задание вам можно предложить выполнить одноклассникам в соответствии с изучаемой темой?
Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор, составить схему.
Слайд №11
У доски ученик производит синтаксический разбор предложения об осени. Представители от 1-го и 2-го ряда составляют схемы предложений, читают характеристику.
1.Весной все оживает, а именно: леса, поля, луга.
2. Деревья, крыши домов, скамейки в парке – все покрыто снегом.
3. Всюду: на траве, на былинках – блестели бесчисленные нити осенних паутин. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными обстоятельствами с обобщающим словом).
Проверка работ.
1. [ʘ,а именно: O,O,O ]. 2. [O,O,O - ʘ . 3. [ʘ: O,O, -…].
VI Сжатие текста
Следующая остановка на площади Компрессии. Что такое компрессия?
Как вы думаете, какое задание приготовлена нам здесь? ( Сжатие текста)
Ответ ученика. Компрессия - сжатие, особый вид пересказа, который ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), стилевые особенности исходного текста сохранять необязательно.
- Прочитайте текст.
Все из моего окна виделось мне здесь сказочным. На горе между двух озер стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поленницы березовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.
Сопоставление картины и текста.
Художниками слова называют писателей, потому что они рисуют картины жизни, предметы словами.
Лексическая работа
Теремная изба- от сущ. «терем»- высокий богатый дом с покатой крышей.
Поленница-дрова, уложенные друг на друга правильными рядами.
- Передайте содержание текста одним предложением, в котором должно быть обобщающее слово. Запишите предложение. (Слайд № 12).
( Все из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы березовых дров, бесконечные изгороди с белобокими сороками на колья).
Найдите однородные члены предложения.
Рассмотрите схемы. Какая из них соответствует предложению?
( Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными подлежащими с обобщающим словом).
- Какую роль играет обобщающее слово?
( Обобщающее слово обобщает конкретные предметы).
Где вам понадобится умение сжимать текст?
Учитель: Это один из приемов сжатия текста, который поможет нам при подготовке к ГИА).
VII Выполнение индивидуальных заданий
Следующая остановка у Фонтана вопросов. Ребята, возьмите карточки с №1.
И ответьте на предложенные вопросы, работа проводится по вариантам. Правильные ответы запишите.
Вариант 1
А1. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. (А. С. Пушкин)
Обобщающим в этом предложении является слово
1) тоска.
2) ямщика.
3) что-то.
4) в песнях.
А2. Изредка кое-где попадались старые деревья а именно тополь липа и другие. (В.Арсеньев).
В этом предложении пропущены
1) тире и две запятые.
2) двоеточие и две запятые.
3) двоеточие и три запятые.
4) двоеточие, 2 запятые, тире.
А3. Найдите предложение, соответствующее схеме: [ʘ: O,O,O -…]. (Запятые не расставлены).
1) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши мандарины.
2) И море и берег и горы все приняло общую окраску.
3) Всюду вверху и внизу пели жаворонки
4) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.
А4. Есть ли пунктуационные ошибки в предложении?
Всё: лицо, походка, взгляд, голос — вдруг изменилось в ней.
1)Да
2)Нет
В1. Подберите обобщающее слово, выраженное словосочетанием, к данным изображениям.
Вариант 2
А1. Другие факторы, как-то: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимой, морские брызги и прочее – играют второстепенную роль. (В. Арсеньев)
Обобщающим в этом предложении является слово
1) ветры.
2) как-то.
3) прочее.
4) факторы.
А2. Ни близких берегов ни далеких гор ни даже воды ничего не было видно. (В. Солоухин)
В этом предложении пропущены
1) тире и две запятые.
2) двоеточие и две запятые.
3) двоеточие и три запятые.
4) двоеточие, 2 запятые, тире
А3. Найдите предложение, соответствующее схеме: [ʘ: O,O,O, O -…]. ( Запятые не расставлены).
Вдруг все ожило и леса и пруды и степи.
В корзине была дичь два тетерева и утка.
3) Восход осыпал все сосну утес реку облака потоками золотой пыли. 4) Везде на полях и на лесных просеках пар поднимался от земли.
А4Укажите слово, которое не может быть обобщающим.
1) растения
2) животные
3) одуванчик
4)вредители
В1.Подберите обобщающее слово, выраженное словосочетанием, к данным изображениям.
11 Na натрий |
12 Mg магний |
13
Al алюминий |
VIII Взаимопроверка по ключу
Обменяйтесь заданиями, проверьте работу товарища, воспользуйтесь ключом. (Слайд13)
Вариант 1 | Вариант 2 |
А1- 3 | А1- 4 |
А2 -2 | А2-1 |
А3- 4 | А3-3 |
А4 - 2 | А4-3 |
В1-времена года | В1-химические элементы |
Фактор – (книжное) момент, существенное обстоятельство.
Вопросы варианту 1.
Почему в задание А1 выбрали ответ№3?
Задание А3.Количество однородных членов в предложениях под № 1 и 4 совпадает. Почему же необходимо выбрать ответ №4?
Вопросы варианту 2.
Почему в задании А2 необходимо выбрать ответ 1?
Задание А4. Объясните, почему слово «одуванчик» не может быть обобщающим? (видовое понятие).
IХ Подведение итогов
Составление синквейна
Вспомните определение синквейна и правила построения.
(Слайды № 14, 15).
Приём, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. («Синквейн» от французского «пять». Это специфическое стихотворение ( без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изучаемой теме).
Правила составления синквейна
1.В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
2. Описание темы двумя словами (прилагательными).
3.Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами
(глаголами, причастиями).
4. Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).
5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Составьте синквейн об обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Х Подведение итогов. Рефлексия деятельности (Слайд № 16).
Ребята, сегодня мы не только учились находить обобщающие слова, составлять схемы, конструировать предложения, но и говорили о произведениях живописи. Это не случайно. Ведь искусство - мудрый учитель. Оно увлекает, радует, облагораживает.
Закончите предложения.
Сегодня на уроке я научился…
Больше всего понравилось…
Было интересно…
Было трудно…
ХІ Оценивание
ХІІ Домашнее задание (стр. 226,упр. 451) или сочинение-миниатюра на тему «Приход весны». Слайд №17