Тренинг-беседа
«Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!»
Цели
повышение уровня информированности по данной проблеме.
выработка и развитие навыков предотвращения зависимости от психоактивных веществ у подростков.
Задачи
1) выявить исходный уровень информированности подростков, актуализировать проблему табакокурения
2) информировать учеников о вредном влиянии дыма на организм и развитии никотиновой зависимости
4) проверить уровень усвоения информации и закрепление навыков.
СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ОБЕСПЕЧИТЬ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ.
Напомнить правила.
НУЖНО НЕЛЬЗЯ
Выражать свое мнение Начинать свою речь словами
«я считаю, я думаю» «ты, вы, он, она»
Смотреть на того к кому Шуметь, когда кто-то говорит
ты обращаешься Перебивать
Внимательно слушать, Обзываться, передразнивать
когда говорят другие Рассказывать о чувствах
Уважать чужое мнение другого человека за пределами
Говорить искренне группы
Говорить по одному Ставить другим оценки
Не давать оценок Опаздывать
Вступительное слово: “Нам предстоит трудный разговор о коварном враге человечества - никотине. Вы, наверно, не раз слышали о вреде курения. Сегодня на нашей встрече мы поговорим об этой несерьезной забаве. И тема нашего тренинга-беседы: «Жизнь прекрасна! Не потрать её напрасно!» на занятии мы узнаем об истории табака, как он попал в Европу, какой вред здоровью приносит эта вредная привычка.
«Ассоциации по имени»
- Ребята, посмотрите, на доске я не случайно написала свое имя и к каждой букве своего имени, написала ассоциации, относящиеся к табакокурению и никотину.
-Сейчас я предлагаю Вам написать свое имя. Рядом с каждой букве своего имени написать по слову, начинающемуся с этой буквы, относящемуся к табакокурению и никотину.
-Теперь прошу ответить, какие ощущения Вы испытывали, когда выполняли задание..(Ответы ).
-Ребята, ваша реакция - это реакция нормального, психологически здорового человека.
-А теперь, как Вы понимаете, мы будем говорить об табакокурении и его вреде - проблеме, которая губит людей, уничтожая в человеке человека. Возможно, кто-то скажет, что меня это не касается, и будет совершенно не прав. Это касается каждого из нас, потому что никотин не щадит никого, он поражает человека.
2. Информация к размышлению:
Табак – это самый распространенный легальный наркотик нашего времени. Курение является одним из главнейших факторов риска в развитии рака легких, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Каждые 10 секунд от последствий употребления табака на планете гибнет один человек (без учета так называемых «пассивных курильщиков). Таков результат исследований Всемирной организации здравоохранения. В последние десятилетия опасность курения еще более возросла, поскольку, кроме миллионов мужчин и женщин, она охватила миллионы юношей, девушек и даже детей.
Более того, в семьях, где курят родители, вполне правомерно поставить вопрос: «Сколько сигарет в день выкуривает ваш ребенок!». Аналогичен вопрос и в отношении некурящих, но окуриваемых людей, вынужденных по различным причинам вдыхать табачный дым. По данным доктора медицинских наук Л. В. Орловского, полуторачасового пребывания в накуренном помещении достаточно для того, чтобы уровень никотина в организме некурящего человека увеличился более чем в 7 раз и приблизился к уровню никотина в организме курящего.
Пассивный курильщик, человек некурящий, находящийся в помещении с активными курильщиками, в течение одного часа вдыхает такую дозу некоторых газообразных частей табачного дыма, которая равносильна выкуриванию половины сигареты. Установлено, что 25 % вредных веществ задерживается организмом, 20% сгорает, 5% задерживается в окурке и 50% загрязняет окружающую среду.
Табачные компании, чтобы найти сбыт своей продукции и получить прибыль, пытаются заманить молодежь в ряды курильщиков.
Послушайте высказывания опрошенных на улице людей о рекламе сигарет. «Мелькнула у меня добра мысль, что курить надо бросить, и … пропала. Посмотрела на один, на второй, на 25-й рекламный плакат и решила, что глотание дыма – это нормально, это спутник удачи!»
Еще бы, на это реклама и рассчитана! Посмотри – ковбой с сигаретой, он такой бравый малый!
3. «Тихая дискуссия» (приложение № 1)
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в дискуссии. Что такое дискуссия? (выражение собственного мнения относительно рассматриваемого вопроса). Но эта дискуссия необычна, т.к. свое мнение надо выражать на листке мнений. Этот листок, прочитав предыдущие утверждения и написав свою мысль, соглашаясь или не соглашаясь с предыдущим заявлением, выражая собственную мысль (одно или несколько предложений), передаем следующему. Тем для дискуссии три.
Сигареты – распространенное явление в жизни нашего общества.
Проблему табакокурения решить нельзя, т.к. продажа сигарет приносит огромные средства отдельным людям и в бюджет государству.
Табакокурение- это проблема всего человеческого общества , а не отдельных людей.
Приступаем.
По окончании работы листы мнений зачитываются вслух. Все участвуют в обсуждении.
4.Термины-ассоциации (МИНЗДРАВ)
Ребята, а что такое здоровье, как его изменить? По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
По данным отечественных ученых, на наше здоровье влияют: образ жизни (50-55%), состояние окружающей среды (10%). Получается, что в большей степени здоровье человека зависит от него самого.
Представление табличек (таблички: Молодые, Интеллектуальные,
Непьющие, Здоровые, Деловые, Раскованные, Активные, Веселые)
Рассмотрение каждой таблички и обсуждение по каждому термину.
Да, здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы говорим о здоровье, когда его теряем.
(таблички. На них написаны вредные привычки: Алкоголизм, Наркомания, Табакокурение, Распущенность, Воровство, Ложь, Тунеядство.)
Рассмотрение каждой таблички и обсуждение по каждому термину.
5.Разбор ситуаций в группе.
Ситуация
Во дворе Наташа и Катя предложили Ирине пойти в подъезд и покурить. Ирина не курит, и поэтому отказалась, на что получила в ответ: «Ну и трусиха же ты! Кого из себя строишь? Посмотри, почти все девочки нашего двора курят». Как поступить Ирине в данной ситуации?
6.Подведение итогов
Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кто никогда не болел. А кто болеет один раз в году. А кто болеет два и более раз? Посмотрите, мы привыкли к тому, что человек ежемесячно болеет! А ведь это неверная установка. Давайте изменим установку и запомним, что человеку естественно быть здоровым! Ученые доказали, что человек должен жить 150-200 лет. Как же этого можно добиться? Во-первых, вести Здоровый Образ Жизни.
Соблюдать режим дня, заниматься спортом, уметь управлять собой в любых ситуациях.
И мы говорим: «Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!»
В ходе занятия проводились такие упражнения, как «Передай тепло по цепочке», «От чего зависит здоровье», «Ассоциации», «Займи свою позицию». Но самым запоминающимся для учащихся стало упражнение «Карточки». В ходе этого упражнения учащиеся записывали на карточках 4 любимых блюда, 4 увлечения, любимых занятий, 4 мечты, 4 самых близких им людей.
Затем ведущая попросила участников отдать по одной карточке из каждого блока, представив, что они теряют их навсегда. Это повторялось до тех пор пока на руках у участников не осталось по одной карточке. А последние карточки тренер забирал, не спрашивая разрешения.
В конце упражнения подведен итог, что зависимый от ПАВ человек также по одному отказывается от самого любимого блюда, любимого увлечения, заветной мечты и самых близких людей.
В конце мероприятия все участники выразили свои чувства, пережитые в ходе этого занятия, и высказали пожелания друг другу.