РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО внеурочной деятельности
«Фантазии из солёного теста»
(художественноэстетическое)
ФГОС
1 класс
срок реализации 1 год
Начальное общее образование 1 класс
Количество часов: 33
Учитель: Лозовая Наталья Петровна
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального образования, образовательной программы « школа России» «Художественный труд и искусство» О.А. Куревиной, 2012.
I.Пояснительная записка.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Организация процесса обучения.
Программа рассчитана на один год. Предполагается группа по 10 - 12 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю, продолжительностью около 35 мин. Состав группы – одновозрастной (7-7,5 лет). Форма работы: групповые и индивидуальные занятия.
Цель кружка.
Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии; воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи кружка.
Ознакомление со способами деятельности – лепка из соленого теста;
Овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
Формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
Овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания;
Активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями;
Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;
Развитие опыта и творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
Развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни;
Воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
Соблюдение правил техники безопасности;
Стремление к поиску, самостоятельности;
Понимание необходимости качественного выполнения образа;
Конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером.
II. Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности.
К концу года ребенок должен уметь: лепить предметы разной формы, применять в лепке по тестопластике знакомые способы и приемы: расплющивать, оттягивать, отщипывать, вдавливать, делать насечки, дополнять готовые изделия налепами.
Составлять несложную композицию, создавать объемные лепные фигуры, расписывать вылепленные изделия.
Рецепт соленого теста
1 стакан муки, 3/4 стакана соли, 5ст. ложек растительного масла, чуть-чуть теплой воды, немного крахмала.
Для цвета в тесто можно добавить гуашь, свекольный или морковный сок.
Соль растворить в минимальном количестве воды, замесить всё вместе.
Тесто можно использовать неоднократно, хранить в холодильнике в закрытой банке. Для затвердевания фигурку положить в холодную духовку, выпекать на среднем огне. Остывшие фигурки можно раскрашивать и покрывать лаком.
Обеспечение программы.
Солёное тесто, пищевые красители, стеки, клеёнки для столов, бусинки, соломка, формы для печенья, скалка, картон, семена, трафареты, листья деревьев, печатки, кисти, стаканчики для воды т.п.
III. Тематическое планирование курса
«Фантазии из солёного теста»
1 класс
№ п/п
| Цель | Формы работы | Дата
| |
1,2 Диагностика | Оценить умения детей в данной деятельности на начальном этапе. | Наблюдения, опрос, лепка. | 07.09 14.09 | |
3,4 “Плюшки - завитушки” | Познакомить со свойствами солёного теста, способами работы с ним. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. | Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка. | 21.09 28.09 | |
5,6 “Цветик - семицветик” | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | Чтение рассказа В.Катаева «Цветик – семицветик», лепка, пальчиковая гимнастика. | 05.10 12.10 | |
7,8 “Гусеничка” | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, лепка, дидак. игра. | 19.10 26.10 | |
9,10 “Ягода малина” | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка, подвижная игра. | 09.11 16.11 | |
11,12 “Пчёлка” | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка, подвижная игра. | 23.11 30.11 | |
13,14 “Рыбка” | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физминутка, подвижная игра, чтение стихотворений. | 07.12 14.12
| |
15,16 «Снеговик» | Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. | Рассказ воспитателя и составление рассказа по сюжетной картинке детьми, отгадывание загадок, дидактическая игра, лепка, физкультминутка. | 21.12 28.12 | |
17,18 Диагностика | Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по декабрь. | Наблюдения, опрос, лепка. | 18.01 25.01 | |
19,20 “Снежинка” | Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. | Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка, подвижная игра. | 01.02 08.02 | |
21,22 “Черепаха” | Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, лепка, дидактическая игра, заучивание стихотворения. | 15.02 22.02 | |
23,24 “Ёжик” | Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. | Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, лепка, дидактическая игра. | 01.03 08.03 | |
25,26 “Тихая сказка” | Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежей посредством включения в их оформление элементов природного материала (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. | Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, лепка, дидактическая игра, чтение стихотворения С.Маршака «Тихая сказка». | 15.03 22.03 | |
27,28 “Овечка” | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, лепка, дидактическая игра. | 05.04 12.04 | |
29,30 “Мышка” | Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физминутка. | 19.04 26.04 | |
31,32 “Сказочное деревце” | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка, музыкальная пантомима. | 03.05 10.05 | |
33 “Лепим сказку” | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи, воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм. | Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка, подвижная игра, сочинение сказки. | 17.05 |
Литература, используемые при составлении программы:
1. Гипсон Р., ТайлерТ. «Делай и играй «Весёлые игры»». – М. «РОСМЕН», 1995.
2. Зимина Н.В. «Шедевры из солёного теста». – М. «Мир книги», 2009.
3. Лыкова И.А., Глушина А.И. «Пир на весь мир из солёного теста». – М. Издательский дом «Карапуз», «Мастерилка» №5, 2008.
4.И. Михайлова «Лепим из солёного теста». – М. Издательство «Эксмо», 2004.
5. Рубцова Е.В. «Фантазии из солёного теста». – М. Издательство «Эксмо», 2008