«Осенний фестиваль знаний 2024»

Литературный час, посвященный жизни и творчеству С.А.Есенина "Всю душу выплесну в слова"

Методическая разработка литературного часа "Всю душу выплесну в слова" - литературный час посвященный творчеству С.А.Есенина.

Студенческая жизнь – это не только лекции, семинары, зачёты и экзамены. Есть ещё «внеклассная жизнь». Она интересна и увлекательна. Это - КВНы, викторины, фестивали, спортивные соревнования и многое другое. Но не только развлекательные мероприятия интересуют студентов. Они с большим интересом готовят и проводят тематические классные часы. Творческие классные часы посвящаются литературе, музыке, театру, памятным датам отечественной и международной культуры. Студенты активно участвуют в фестивалях творчества, художественной самодеятельности. Классные часы в форме литературно – музыкальных композиций помогают решать задачи эстетического воспитания молодёжи, учат их глубже понимать прекрасное, развивают художественно – творческие способности.

Эстетическое воспитаниецеленаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Прекрасное в жизни - это и средство, и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придаётся восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах – изобразительном, музыкальном, хореографическом, театральном, декоративно- прикладном и др.

Подготовка человека к восприятию прекрасного в искусстве, литературе, жизни, наслаждению им, правильная его оценка – одна из важнейших задач эстетического воспитания.

В нашем техникуме эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, особенно литературы, философии, истории. Большую роль в развитии творческих способностей и дарований в области литературы, пения, музыки, хореографии, изобразительного искусства и др. играют факультативные курсы, тематические классные часы.

Литературный час был подготовлен вместе со студентами. Дети активно включились в подготовку к литературному часу, сами подбирали стихотворения, песни на стихи С.А.Есенина. Вместе с преподавателем готовили презентацию и видеоклипы. Я считаю, что данный литературный час прошел с успехом, так как студенты были сами активными участниками, а не пассивными слушателями.

Мне, кажется, данный литературный час отвечает всем вышеуказанным требованиям: в проведении было занято более 10 студентов, классный час давался как открытое мероприятие.

Методическая разработка составлена с целью обмена опытом по проведению тематического классного часа в форме литературной композиции, и может быть рекомендована для проведения в группах 1 – 4 курсов.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Строительный техникум № 30»



















Методическая разработка литературного часа:

«Всю душу выплесну в слова»

(литературный час, посвящённая жизни и творчеству С. Есенина).



Автор: Шибалкова Т.П.



















План.

  1. Вступление.

  2. Целевое назначение.

  3. Содержание методической разработки.

    1. Подготовительная работа классного руководителя.

    2. Оформление.

    3. План.

    4. Сценарий.

4. Заключение.

5. Список литературы.































1. Вступление.

Студенческая жизнь – это не только лекции, семинары, зачёты и экзамены. Есть ещё «внеклассная жизнь». Она интересна и увлекательна. Это - КВНы, викторины, фестивали, спортивные соревнования и многое другое. Но не только развлекательные мероприятия интересуют студентов. Они с большим интересом готовят и проводят тематические классные часы. Творческие классные часы посвящаются литературе, музыке, театру, памятным датам отечественной и международной культуры. Студенты активно участвуют в фестивалях творчества, художественной самодеятельности. Классные часы в форме литературно – музыкальных композиций помогают решать задачи эстетического воспитания молодёжи, учат их глубже понимать прекрасное, развивают художественно – творческие способности.

Эстетическое воспитаниецеленаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Прекрасное в жизни - это и средство, и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придаётся восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах – изобразительном, музыкальном, хореографическом, театральном, декоративно- прикладном и др.

Подготовка человека к восприятию прекрасного в искусстве, литературе, жизни, наслаждению им, правильная его оценка – одна из важнейших задач эстетического воспитания.

В нашем техникуме эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, особенно литературы, философии, истории. Большую роль в развитии творческих способностей и дарований в области литературы, пения, музыки, хореографии, изобразительного искусства и др. играют факультативные курсы, тематические классные часы.

Литературный час был подготовлен вместе со студентами. Дети активно включились в подготовку к литературному часу, сами подбирали стихотворения, песни на стихи С.А.Есенина. Вместе с преподавателем готовили презентацию и видеоклипы. Я считаю, что данный литературный час прошел с успехом, так как студенты были сами активными участниками, а не пассивными слушателями.

Мне, кажется, данный литературный час отвечает всем вышеуказанным требованиям: в проведении было занято более 10 студентов, классный час давался как открытое мероприятие.



Методическая разработка составлена с целью обмена опытом по проведению тематического классного часа в форме литературной композиции, и может быть рекомендована для проведения в группах 1 – 4 курсов.



















3. Содержание методической разработки.

1) Подготовительная работа преподавателя.

Подготовка мероприятия начинается за 2 недели до его проведения. Сообщаются тема, цель, рекомендуется необходимая и дополнительная литература, выбираются 2 ведущих и чтецы, раздаются роли. Подготовка к данному мероприятию позволяет привлечь к работе более 10 студентов: 8 человек участвуют непосредственно в сценарии, остальные готовят выразительное чтение стихов.

После разбора сценария студентам даётся время на заучивание текста, затем проводятся репетиции. Преподаватель в данном случае выступает в качестве «режиссёра – постановщика»: сначала сам прочитывает весь сценарий, делая акценты в тех или иных местах и заостряя на них внимание ребят, помогает подобрать правильную интонацию прочтения стихотворений, репетирует с ними каждый шаг, каждый жест, каждое перемещение по сцене, консультирует студентов по всем возникающим вопросам.



2) Оформление.

а) Для проведения литературного часа оформляется сцена (полумрак, свечи, микрофоны).

б) Книжная выставка: «С. Есенин. Собрание стихотворений».

в) Портреты С.Есенина и его любимых женщин.

г) Мультимедиа компьютер.

3) План

проведения литературного часа.



Дата проведения: 06.10.2015г.

Время проведения: 12.40

Группа: № 4504.

Место проведения: библиотека техникума

Преподаватель: Шибалкова Т.П.



Тема: «Всю душу выплесну в слова».



Форма: литературный час

Цели: 1) развитие творческих способностей студентов;

2) формирование чувства прекрасного через поэзию.

Задачи: 1) ознакомить студентов с лирикой С. Есенина;

2) раскрыть студентам волшебный мир поэзии.

Оформление зала: 1) портреты: С.Есенина, А. Дункан, А. Миклашевской,

З. Райх с детьми и др.; 2) мультимедийный проектор; 3) презентация «Всю душу выплесну в слова»; 4) видеоклипы на песни С.А.Есенина



Ход литературного часа.



  1. Вступительное слово преподавателя.

  2. Литературный час «Всю душу выплесну в слова»

  3. Заключительное слово преподавателя.











Литературный час, посвященный 120-летию со дня рождения С.А.Есенина



1чтец: Небо над Рязанью, как над всей Россией,

Но не обижайтесь, что чуточку синей.

А еще в Рязани девушки красивей,

И под-над лугами песни позвончей.

Здесь один кудрявый с синими глазами

Спел когда-то песню про любовь и грусть,

Ах, какая песня родом из Рязани!

Знают эту песню наизусть.

Музыкальный клип «Отговорила роща золотая»

2 чтец: Автобиография Сергея Александровича Есенина.

Ведущий: 3 октября 2015 года отмечалось 120 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина. И этой дате посвящается наш вечер.

3 чтец: Край ты наш Рязанский,

Где мечта живет,

Кто в тебя не влюбится,

Кто не воспоет.

И холмы, и реченьки – все

Ласкает взор,

За холмами частыми голубой простор.

4 чтец: Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,

Да любимая навек,

По которой ездил много

Всякий русский человек.

Ведущий: В каждом есенинском слове чувствуется неразрывная связь с рязанской землей. Родная природа была тем источником вдохновения, из которого он черпал силу русского духа, силу любви к людям.

5 чтец: О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить-

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звучат родные степи

Молитвословным ковылем.

Ведущий: Из тридцати лет жизни Есенина более половины прошло в родном краю. Он впервые оставил его, держа путь на Москву, семнадцатилетним юношей: « Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге». И в каких бы дальних странах ни приходилось Есенину бывать, включая чужие страны, образ «отчих полей» никогда не угасал в памяти его души и сердца: «Свет луны, таинственный и длинный, плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный не разлюбит отчие поля». И где бы ни приходилось бывать поэту, всегда он оставался связан глубинными корнями с этой исконно русской землей.

Музыкальный клип «Забава» с иллюстрациями русских художников.

6 чтец: Я люблю тебя, родина кроткая!

А за что – разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина,

Угли-очи, в подковах бровей.

Ой, ты, Русь моя, милая родина,

Сладкий отдых в шелку купырей.

Помирился я с мыслями слабыми,

Хоть бы стать мне кустом у воды,

Я хочу верить в лучшее с бабами,

Тепля свечку вечерней звезды.

7 чтец: Разгадал я их думы несметные

Не спугнет их ни гром и ни тьма

За сохою под песни заветные

Не причудится смерть и тюрьма.

Ой, ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Ведущий: Стихи Есенина очень музыкальны. Эту же особенность заметили не только профессиональные композиторы. Мать поэта, Татьяна Федоровна, была неграмотной. Но многие стихи сына знала наизусть. Она никогда не читала их вслух, только пела, и каждое стихотворение на свой лад. С поразительно тонкой музыкальной чуткостью подбирала она мотивы напевов к есенинским текстам. Действительно, есенинские стих по мелодичности, богатству и «гибкости ритма – кровная родня народной песни».

Музыкальный клип «Над окошком месяц. Под окошком ветер»

Ведущий: А вспомните, как Есенин пишет о березе! Как о любимой девушке.

8 чтец: Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Студент читает стихотворение «Белая береза»

Ведущий: Да, много еще можно назвать стихов Есенина, которые композиторы положили на музыку. Это «Клен ты мой опавший, Клен заледенелый…», «Письмо матери», «Выткался на озере алый свет зари…», «Поет зима-аукает…» и другие.

Песня «Письмо матери».

Ведущий: Есенин говорил и пел теми словами, которыми поет народ. И его собственные стихи стали этой песней, песней нежной и ласковой, грустной и раздольной, вобравшей в себя все многообразие чувств и переживаний народа.

Ведущий: Наш литературный час подошел к концу. Я думаю, что сегодня каждый из вас открыл в своей душе своего Сергея Есенина, иначе взглянул на его творчество. Возможно, кто-то из вас завтра придет в библиотеку, возьмет томик стихов поэта и захочет побыть наедине с его творчеством - таким простым и понятным каждому из нас, таким душевным, мелодичным, способным пробудить даже в самой черствой душе живые и теплые чувства



Книжная выставка по творчеству С.А.Есенина

Ведущий: А продолжением нашего вечера станут конкурсы и игры.

  1. Конкурс «Любимы стих» - дети читают любимые стихи С.А.Есенина.

  2. Игра «Закончи строчку» (см. Приложение)

  3. Конкурс «Восстанови стих» (см. Приложение)



































Игра «Закончи строчку»

  1. Белая береза под моим окном…

(Принакрылась снегом

Точно серебром).

  1. Низкий дом с голубыми ставнями…

(Не забыть мне тебя никогда –

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года).

  1. Разбуди меня завтра рано,…

(О моя терпеливая мать.

Я пойду за дорожным курганом

Дорогого гостя встречать).

  1. Выткался на озере алый свет зари…

(На бору со звонами плачут глухари).

  1. Не бродить, не мять в кустах багряных…

(Лебеды и не искать следа.

Золотом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда).





















Конкурс «Восстанови стих»

  1. По словам «грядки», «восход», «матке», «сосет» вы должны восстановить отрывок из стиха С.А.Есенина

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленькой матке

Зеленое вымя сосет.

  1. По словам «драченами», «квас», «точеными», «в паз» стих С.А.Есенина «В хате».

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

  1. По словам «родная», «образа», «края», «глаза» стих С.А.Есенина.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

  1. По словам «закуте», «в ряд», «сука», «щенят» восстановить стих С.А.Есенина «Песнь о собаке».

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

  1. По словам «месяц», «ветер», «светел» стих С.А.Есенина.

Над окошком месяц. Под окошком ветер.

Облетевший тополь серебрист и светел.







4. Рефлексия:



  • – Какие стихи вы выбрали дома для выразительного чтения и чем объясняется ваш выбор.



  • Какое стихотворение вы выбрали бы после прослушанного на уроке. Аргументируйте свой ответ.



  • Первое ваше представление о С.Есенине изменилось после рассказов о поэте и чтения его стихов. Каким вы его сейчас представляете.



  • А теперь напишите на листочках, что бы сказали поэту при встрече. (Музыка. “Клён ты мой, опавший…”)





  • Обучающимся предлагается через рефлексивное устное сочинение-схему «Благодарю» высказать своё отношение к поэту:

он научил меня сострадать, быть внимательным…

он научил меня видеть необычное в обычных образах, а именно…

он помог мне разобраться в моих чувствах к родине, а именно…

он обратил моё внимание на красоту и образность слова…

он помог мне понять, что животные тоже могут чувствовать…














5. Литература.



  1. С. Есенин «Собрание стихотворений». – М.: Кузнецкий мост, 1994.



Открытые интернет - источники





http://images.yandex.ru

http://900igr.net/fotografii/literatura/Esenin-derevnja/002-Vvedenie.html

wiki…музей-заповедник_С…Есенина

http://kilat.ru/

bisound.com





Подготовила и провела: преподаватель русского языка и литературы Шибалкова Татьяна Павловна

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее