Администрация Смоленского района Алтайского края
МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №1»
Смоленского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №1 «24» августа 2018 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ______ Н.Н.Неверова «31» августа 2018 | ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол №__ «31» августа 2018 | УТВЕРЖДЕНО МБОУ «Смоленская СОШ №1» Приказ № 162 «31» августа 2018 |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
для учащихся 1Б класса
начального общего образования
Направление: Общекультурное
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
Составитель:
Попова Алёна Владимировна,
учитель начальных классов
с. Смоленское
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для 1 Б класса составлена с учетом:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом от 6 октября 2009 г. N 373,
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом от 19.12.2014 N 1598,
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год (приказ Минобрнауки от 31.03.2014 №253 с текущими изменениями);
- ООП НОО МБОУ «Смоленская СОШ №1»,утвержденной приказом №161 от 27.08.2018
- Учебного плана МБОУ «Смоленская СОШ №1» на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом №219 от 30.08.2019г.
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «Смоленская СОШ №1», утвержденной приказом № 3 от «16» 02. 2018г
- Годового календарного графика образовательного процесса в МБОУ «Смоленская СОШ №1» на 2019-2020 уч. год, утвержденного приказом № 219 от 30.08.2019г.
- авторской программой по ……………..», автор Л.В. Мищенкова – Москва «Просвещение».
Цели уровня общего образования с учётом специфики курса внеурочной деятельности: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи программы:
- развитие лингвистических компетенций учащихся;
- формирование любви и уважения к русскому языку;
- развитие познавательных способностей младших школьников:
- развитие творческих способностей младших школьников;
- расширение кругозора учащихся.
УМК
Курс внеурочной деятельности | Класс | Количество часов | Направление | Методический комплект |
Занимательный русский язык | 1 | 32 |
| Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (6-7лет). Методическое пособие, 1 класс. / Л.В. Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ.
|
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности
Курс “Занимательный русский язык” представляет собой комплекс социально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка и стремление к его изучению, также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровка, кроссворды, ребусы, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
Каждое четвертое занятие имеет название “Игротека”, и носит повторительный характер для трех предыдущих занятий. Оно строится на играх и игровых заданиях.
Коррекционно-развивающая работа для детей с ОВЗ
Так как в составе класса есть обучающиеся с ОВЗ (ЗПР), на уроках используются специальные методы и приёмы:
Наблюдение за особенностями развития ребёнка в динамике;
Использование словесных (рассказ, беседа, пояснение, указание, словесная инструкция, вопросы), наглядных (иллюстрация, демонстрация, прослушивание) и практических (упражнения, соревнования,моделирование, эксперимент) методов в обучении;
Приёмы развития мыслительной активности;
При запоминании использовать приём мнемотехники;
Метод стимулирования учения (использование дидактических игр и и занимательных упражнений);
Приём выделения главного.
Основные направления коррекционной работы:
Выбор индивидуального темпа обучения.
При утомляемости включать в социальные формы деятельности.
Развитие познавательной активности.
Формирование ориентации на личные достижения в учебном процессе.
Расширение представлений об окружающем мире, формирование отчётливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять её в соответствии с образцом или указанием педагога, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Поэтапное распределение учебного материала.
Структурное и краткое изложение инструкций.
Использование памяток, алгоритмов, опорных таблиц.
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема | Примечание |
1 | 05.09. | Речь устная и письменная |
|
2 | 12.09. | Что такое слово? |
|
3 | 19.09. | В мире звуков |
|
4 | 26.09. | Игротека |
|
5 | 03.10. | Звуки и буквы - не одно и то же |
|
6 | 10.10. | Что такое метаграммы? |
|
7 | 17.10. | Жили-были гласные и согласные |
|
8 | 24.10. | Игротека |
|
9 | 07.11. | Волшебник. Ударение. |
|
10 | 14.11. | Такие разные согласные |
|
11 | 21.11. | Такие разные, разные согласные |
|
12 | 28.11. | Игротека |
|
13 | 05.12. | Русские народные сказки |
|
14 | 12.12. | Зачем шипят шипящие? |
|
15 | 19.12. | Познакомьтесь: алфавит! |
|
16 | 26.12. | Игротека |
|
17 | 16.01. | Привет, пословица! |
|
18 | 23.01. | Поговорим о предложении |
|
19 | 30.01. | Еще немного о предложении |
|
20 | 06.02. | Игротека |
|
21 | 13.02. | Знакомимся с анаграммами |
|
22 | 27.02. | Что такое текст? |
|
23 | 05.03. | Что мы пишем с большой буквы? |
|
24 | 12.03. | Игротека |
|
25 | 19.03. | О безударных гласных |
|
26 | 02.04. | Опарных звонких и глухих согласных |
|
27 | 09.04. | Слова-приятели |
|
28 | 16.04. | Игротека |
|
29 | 23.04. | Слова-неприятели |
|
30 | 30.04. | Волшебное слово предлог |
|
31 | 07.05. | Что за зверь такой - фразеологизм? |
|
32 | 14.05. | Повторяем |
|