Средняя школа №5
Подготовили: учителя русского языка и литературы
Азнибакиева М.Т., Молотова Г.К.
Интеллектуальная игра «Занимательная грамматика » по русскому языку
(6-8 классы)
Цели урока:
1) Совершенствование и закрепление знаний, полученных на уроках русского языка;
2) формирование положительной мотивации к изучению русского языка;
3) развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся\и развитие лингвистических способностей.
Краткое описание: игра проводится среди учащихся 5-8 классов; учащиеся делятся на 2команды, состав команды – 7-8 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды.
Оборудование:высказывания о русском языке, слайды, проектор,волшебный квадрат (рисунок квадрата на доске), задания на карточках (см. Приложение); чистые листы на столах для записи ответов.
Девиз конкурса: «Выучи русский язык!»
Ход мероприятия
І. Учись ,и знание придет
Никто не сможет помочь ,коль ты,
Чуть вспыхнув ,погас
Учись не день и не час,
и будешь знаньем богат,
а знание –истинный клад!
Ведущий. В школе продолжается неделя языков.! Дорогие друзья добро пожаловать в Страну Русского языка и литературы ! Всех вас поприветствуем сегодня на нашей игре.
И сегодня здесь , в интеллектуальной игре «Знаток русского языка» встречаются сильнейшие представители 6-8 классов –знатоки русского языка.
Девиз нашей игры:: «Выучи русский язык!»
Сегодня мы узнаем ,кто из участников нашей игры самый умный, находчивый и остроумный любитель русского языка.Итак ,дерзайте,думайте, размышляйте. (Ознакомление с условиями игры)
Правила игры.
Играющие делятся на команды.Участники по очереди выбирают номер на игровом поле и и отвечают на вопросы,получая жетон за каждый правильный ответ.Если игрок не дал правильного ответа , то ответить и заработать жетон могут другая команда
2. Среди секторов игрового квадрата есть:
* -счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона) ;
-Бермудский треугольник (блиц из трех вопросов);
SOS-команда может воспользоваться помощью болельщиков;
Черный сектор (переход хода ,команда лишается одного жетона)
По окончании игры ,подсчитываются жетоны .Побеждает та команда, у которой больше жетона
Исправь ошибки, вставь буквы.
Польто, питух, п_нал, выганять, диревня, арфограмма, к_рова, агурец, итаж, ст_лица, пч_ла, навичок, г_ворить, рибята, к_рандаш, поднибесный.
2. КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)
Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ –1 балл.)
1. Что посеешь, … (то и пожнешь).
3. Кончил дело – … (гуляй смело).
4. Волков бояться – … (в лес не ходить).
5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).
6. Как аукнется – … (так и откликнется).
7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
8. Тяжело в учении – … (легко в бою).
10. Учение – свет, … (а неученье – тьма).
11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
12. Без труда не вынешь……..
13. Не имей сто рублей, а имей………
14. Не спеши языком, торопись ……
15. Один за всех - ……
15. Любишь кататься……
316. Поспешишь
4.Какое слово - “лишнее”?
1. Гром 2. Громадный 3. Громкость 4. Громкий
1. Мышь 2. Мышка 3. Мышонок 4. Смышлёный
5.Какое слово - “лишнее”?
1. Выспаться 2. Сыпь 3. Сыпучий 4. Сыпать
4) 1. Нечаянно 2. Чай 3. Чайник 4. Чайный
6. Найди слова с приставками:
(за)брать (в)окно
(у)летать (за)грибами
(до)дороги (на)родину
7. Найди слова с приставками:
с)правиться (с)другом
(на)правлять (до)бежать
8. Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:
1. Приставка 2. Корень 3. Суффикс 4. Окончание
9. К какой части слова относится разделительный твёрдый знак?
1. К приставке 2. К корню
10. Найдите сочетания слов, в которых существительные и
прилагательные не согласованы в роде:
Синяя цветок 11. Зимняя пальто
Новая утюг Яркое радуга Снежные зима Красивый картина Зубное врач Строгая учитель Высокое гора Чёрный море
12.Выбери правильное слово:
Животноводческая 1) фирма 2) ферма;
2. Цветок 1) душистый 2) душный;
13
3. Свитер 1) пушистый 2) пушной;
4. Секретный 1) шифер 2) шифр
14. Найди неправильно написанные слова:
1. Ручька 6. Конечьно
2. Точка 7. Атчищать
3. Веточька 8. Мощьный
4. Збросить 9. Сдесь
5. Ночной 10. Оддать
15 .Найди слова с двойными согласными:
1. Ак...уратно 6. Кил...ограмм
2. Клас...ика 7. Ал...ея
3. Бас...ейн 8. Один...адцать
4. Кос...мос 9. Кал...ендарь
5. Хок...ей 10. Тел...ефон
КОНКУРС . «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)
(правильный ответ – 1 балл)
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)
3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное).
4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы).
5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).
6. Неопределённая форма глагола (инфинитив).
7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).
8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение).
9. Часть слова без окончания (основа).
10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение).
11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное).
12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика).
КОНКУРС «БЛИЦ-ОПРОС» (устно) (правильный ответ – 1 балл)
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)
3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное).
4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы).
5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).
6. Неопределённая форма глагола (инфинитив).
7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).
8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение).
9. Часть слова без окончания (основа).
10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение).
11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное).
12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика).
КОНКУРС . «СИНТАКСИЧЕСКИЙ» (устно; делают пометки в рабочих листах)
Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение – 3 балла):
1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.
2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».
3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.
4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».
5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».
6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.
(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).
КОНКУРС . «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» (устно)
1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)
2. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный)
3. Чем похожи существительные ножницы, брюки, чернила? (они употребляются только во множественном числе)
4. Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
5. Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения)
6. Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)
7. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы)
8. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (строчку, прошитую на швейной машине)
Подведение итогов.
Награждение победителей
КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)
Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ –1 балл.)
1. Что посеешь, … (то и пожнешь).
2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
3. Кончил дело – … (гуляй смело).
4. Волков бояться – … (в лес не ходить).
5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).
6. Как аукнется – … (так и откликнется).
7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
8. Тяжело в учении – … (легко в бою).
9. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).
10. Учение – свет, … (а неученье – тьма).
11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).
КОНКУРС 2. «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» (на карточках)
Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ – 1 балл).
1) А / Я = О / ? (Ё)
2) М / М’ = Р / ? (Р’)
3) В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)
4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)
5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)
Что такое толь? (дополнительный балл).
*Толь – пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как кровельный, изоляционный материал.
КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)
Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл).
1) Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).
2) Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).
3) Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).
4) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).
Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!
КОНКУРС 4. «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА» (стихотворения на карточках)
Перед вами два стихотворения. Первое принадлежит перу В. Берестова («Луноход»), второе – Леониду Мартынову («Чет и нечет»).
1. Прочитайте первое стихотворение и скажите, сколько в нем слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик?
Луноход
Прилунился лунолёт.
В лунолёте - луноход.
Цирки, кратеры и лунки
Луноходу не страшны.
Оставляет он рисунки
На поверхности Луны.
Пыли много, ветра нет.
Жить рисункам тыщу лет!
(Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка – не однокоренное слово!).
(За каждое найденное слово – 1 балл).
2. Прочитайте второе стихотворение и ответьте, есть ли среди сопоставляемых поэтом слов однокоренные?
Чет и нечет
Попробуешь
Слова сличить –
И аж мороз идет по коже!
Недаром
«Мучить» и «учить»
Звучат извечно так похоже.
Но и бывает смысл иной,
Доподлинно необъяснимый:
Казнящий ли владел казной,
Или казной владел казнимый?
Земля и тля. Вина – вино.
Апрель и прель. Мороз и проседь…
Все это будет не одно,
Но от другого не отбросить!
Березка – розга. Лик и лак,
Увечить и увековичить…
Неужто это просто так,
Одна случайность –
Чет и нечет?
КОНКУРС 6. «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» (устно; делают пометки в рабочих листах)
Внимательно послушайте миниатюру Феликса Давидовича Кривина из книги «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» (текст читается 2 раза). Ответьте на вопрос: какие пословицы, фразеологизмы со словом язык он использовал? Вспомните другие пословицы и фразеологизмы со словом язык.
Говорят, наши пороки – продолжение наших добродетелей. В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. Ну, допустим, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык… А все остальное – призыв к молчанию. Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и проглотить язык – в особо опасных случаях. Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря – за зубами. В противном случае – тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей. Дело, впрочем, не ограничивается одними пожеланиями. Совершается немало решительных действий, чтобы не дать языку заговорить: и наступают на язык, и укорачивают язык, и стараются не дать языку воли. Потому что считается, что язык наш – враг наш, что он страшнее пистолета, что он длинный, что он злой и вообще плохо подвешен. О добрых языках почему-то в народе умалчивают. И даже всемогущее Слово считают всего лишь серебром, тогда как молчание – золотом. Если судить по этим изречениям, можно подумать, что людям вообще не нужен язык, что он для них – обуза. Но и то плохое, что сказано о языке, сказано благодаря языку… На этом и основывается оптимизм языковедов… (Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).
Фразеологизмы:
Тянуть за язык – вынуждать что-либо сказать, ответить.
Развязать кому-то язык – заставить говорить.
Находить общий язык – договариваться.
Прикусить язык – замолчать.
Придержать язык – помалкивать, поменьше говорить.
Проглотить язык – замолчать.
Держать язык на привязи / за зубами – молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях.
Типун тебе на язык – недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.
Чтоб у меня язык отсох – клятвенного заверение в том, что сказанное мной – правда.
Язык без костей – кто-то очень болтлив, болтает всякий вздор.
Наступают на язык – заставляют молчать.
Укоротить язык – заставить кого-либо поменьше болтать, быть менее дерзким.
Не дать языку воли – не позволять говорить лишнее.
Длинный язык – кто-то очень болтлив, говорит много лишнего.
Злой язык – манера, способность остро, резко, насмешливо говорить, судить о ком-либо, чем-либо.
Язык плохо подвешен – кто-то не умеет свободно излагать свои мысли.
Пословицы:
Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
Слово – серебро, молчание – золото.
+ (собственные примеры)
Мал язык, да всем телом владеет.
Язык до Киева доведет.
КОНКУРС 7. «ПАРОЧКИ СЛОВ» (устно)
Запишите пары слов: песня и стих, гол и пас, два и три. Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство (правильный ответ –3 балла).
(Вторые слова могут пониматься как глагольные формы).
КОНКУРС 10. «СОБЕРИ ТЕКСТ» (раздаточный материал)
Расположите данные вам предложения в правильном порядке, чтобы получился связанный текст. Команды должны собрать два текста. По итогам конкурса капитаны команд читают тексты вслух (правильно составленный текст оценивается в 3 балла).
Ответы
Текст №1
1. Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.
2. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».
3. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».
4. Голова сказала: «Разойдемся!».
5. И хвост оторвался от головы и пополз вперед.
6. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.
Текст №2
1. У одного отца было два сына.
2. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».
3. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.
4. Они пошли судиться к соседу.
5. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»
6. Они сказали: «Он велел делить все пополам».
7. Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»
8. Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Фонетические пропорции»
1) А / Я = О / ?
2) М / М’ = Р / ?
3) В Б / Ф П = З’ Ж / ?
4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ?
5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ?
«Родственные слова»
Луноход
Прилунился лунолёт.
В лунолёте - луноход.
Цирки, кратеры и лунки
Луноходу не страшны.
Оставляет он рисунки
На поверхности Луны.
Пыли много, ветра нет.
Жить рисункам тыщу лет!
Чет и нечет
Попробуешь
Слова сличить –
И аж мороз идет по коже!
Недаром
«Мучить» и «учить»
Звучат извечно так похоже.
Но и бывает смысл иной,
Доподлинно необъяснимый:
Казнящий ли владел казной,
Или казной владел казнимый?
Земля и тля. Вина – вино.
Апрель и прель. Мороз и проседь…
Все это будет не одно,
Но от другого не отбросить!
Березка – розга. Лик и лак,
Увечить и увековичить…
Неужто это просто так,
Одна случайность –
Чет и нечет?
Текст №1
И хвост оторвался от головы и пополз вперед.
Голова сказала: «Разойдемся!».
Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.
Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».
Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.
Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».
Текст №2
Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»
Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»
Они сказали: «Он велел делить все пополам».
Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».
Они пошли судиться к соседу.
У одного отца было два сына.
Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Курсы повышения квалификации АНЭКС
PortalMore
Ad
PortalMore Ads
для учащихся 7 класса
«Самый умный»
Цели:
Образовательная: используя занимательность, прививать учащимся интерес и любовь к русскому языку; выявить уровень усвоения учащимися изученного материала.
Развивающая: развивать познавательную и творческую активность учащихся.
Воспитательная: воспитывать у учащихся любовь и уважение к русскому языку.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
В
Правила игры:
1 тур. 11 участников игры отвечают на вопросы с вариантами ответов. Необходимо выявить 6 лидеров-финалистов.
2 тур. 6 участников игры определяют порядок ответа с помощью отгадывания слова из 7 букв (наречие). Каждый участник выбирает категорию (всего их 6) и отвечает на вопросы за 1 минуту. Необходимо выбрать тройку лидеров.
3 тур. 3 участника игры определяют порядок ответа с помощью отгадывания слова из 7 букв (суффикс). Участник игры отвечает на вопросы из ячеек. Если отвечает из своей ячейки, то получает 2 балла, на общие вопросы- 1 балл, на тему соперника- 3 балла. Из тройки лидеров выявить самого умного.
1 тур.
1. В каком из этих слов ударный гласный выделен неверно?
1. щавель.
2. приняла.
3. свекла.
4. щепоть.
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1. солнечный Сочи.
2. более высшая форма (тоталитаризма).
3. трое юношей.
4. у четырёхсот пятидесяти человек.
3. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
1. сошью.
2. прелестный.
3. ёлка.
4. сбить.
4.ь в середине пишется в числительных:
1. от 30 до 40.
2. от 90 до 200.
3. от 50 до 80.
4. от 5 до 10.
5. бе…численный.
1. з.
2. с.
3. щ.
4. ш.
6. Слово «смелость»- это…
1. имя существительное.
2. глагол.
3. наречие.
4. имя прилагательное.
7. Какое слово не является синонимом слову «большой»?
1.колоссальный.
2. крупный.
3. маленький.
4. громадный.
8. Какое слово означает «путешествие, поездку»?
1.верста.
2. вояж.
3. бригантина.
4. виза.
9. Что не является частью речи?
1. наречие.
2. категория состояния.
3. обстоятельство.
4. глагол.
10. Сколько второстепенных членов в русском языке?
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
11. Причастие – это…
1. второстепенный член предложения.
2. особая форма глагола.
3. самостоятельная часть речи.
4. часть слова.
12. Сколько категорий времени в русском языке?
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
13. Укажите несклоняемое существительное.
1. кофе.
2. окно.
3. село.
4. солнце.
14. Каким способом образовано слово «нигде»?
1. сложением основ.
2. приставочно-суффиксальным.
3. суффиксальным.
4. приставочным.
15. Какое имя существительное является разносклоняемым?
1. мама.
2. пень.
3. слово.
4. время.
2 тур.
Фонетика.
Сколько гласных звуков?
6.
Сколько букв в слове «степь»?
5.
Назовите только твёрдые согласные звуки.
ж, ш, ц.
Есть ли пара по глухости-звонкости у согласного ч ?
Нет.
Звук й согласный или гласный?
Согласный.
Какие две буквы в русском языке не обозначают звука?
ъ и ь.
Сколько гласных звуков в слове «школа»?
2.
Сколько звуков в слове «синь»?
3.
Какими звуками отличаются слова «дом»- «том»?
д-т
Может ли в безударном положении слышаться звук о?
Нет.
Лексика. Фразеология.
Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?
Однозначные.
Как называются слова, имеющие 1 лексическое значение?
однозначные.
Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению?
Омонимы
Как называются слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения?
Синонимы.
Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы.
Как называются слова, вышедшие из активного употребления?
Устаревшие.
Как называются новые слова, возникающие в языке?
Неологизмы.
Устойчивые сочетания слов, используемые для называния отдельных предметов, признаков, действий.
Фразеологизмы.
Слово «балет» русское или заимствованное?
Заимствованное.
Что значит «бить баклуши»?
Бездельничать.
Словообразование.
1.Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Окончание.
2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Корень.
3. Как называются слова с одним и тем же корнем?
Однокоренные.
4. Какой корень у слова «обуть»?
у.
5. Значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Суффикс.
6. Какой суффикс в слове «кожаный»?
ан.
7. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставка.
8. Какая приставка в слове «выход»?
вы
9. Каким способом образовано слово «кто-то»?
Суффиксальным.
10.Есть ли окончание в слове «дом»?
Да.
Морфология.
1.Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Имя существительное.
2.Изменяются ли имена существительные по родам?
Нет.
3.Назовите особые формы глагола.
Причастие и деепричастие.
4.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Имя прилагательное.
5.Сколько служебных частей речи?
3
6.Часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.
Имя числительное.
7.Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Местоимение.
8.Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глагол.
9.Часть речи, которая обозначает «признак действия» или «признак другого признака», отвечает на вопросы где7 куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и т.д.
Наречие.
10.Часть речи, которая имеет общее грамматическое значение состояния живых существ, природы, окружающей среды или оценки состояния и отвечает на вопросы: как? каков?
Категория состояния.
Синтаксис.
1.Назовите способ связи слов в словосочетании «стройная берёза».
Согласование.
2.Предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.
Простое.
3.Главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?
Подлежащее.
4.Разговор двух или нескольких лиц.
Диалог.
5.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.
Определение.
6.Вид подчинительной связи в словосочетании, при котором неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному по смыслу.
Примыкание.
7.В предложении наречие обычно является…
Обстоятельством.
8.Какие придаточные отвечают на вопросы: где? куда? откуда?
Места.
9.Сколько главных членов?
2.
10.Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь.
Обращение.
Стилистика.
1.Этот стиль употребляется в обыденной речи.
Разговорный.
2.Тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Описание.
3.Произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу.
Текст.
4.Сколько типов речи?
3.
5.Смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.
Повествование.
6.Смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.
Рассуждение.
7.Этот стиль употребляется в трудах учёных для выражения результатов исследовательской деятельности.
Научный.
8.В каком стиле могут быть написаны газетные статьи, заметки, интервью?
Публицистическом.
9.Какой стиль используется в произведениях писателей?
Художественный.
10.Сколько стилей в русском языке?
5.
3 тур.
Наречие.
1.Изменяются ли наречия?
Нет.
2.Каким способом образовано наречие «недавно»?
Приставочным.
3.Какая гласная пишется на конце наречия снов… (а,о)?
а.
4.Как пишется наречие (на) двоих?
Раздельно.
5.Каким способом связываются наречия в словосочетании с главным словом?
Примыканием.
6.К каким частям речи чаще всего относятся наречия в предложении?
К глаголам.
Категория состояния.
1.На какие вопросы отвечают слова категории состояния?
Как? каков?
2.Назовите слово категории состояния в предложении «Нам необходимо было приехать накануне».
Необходимо.
3.В предложении категории состояния являются….
Сказуемым.
4.Изменяются ли слова категории состояния по родам?
Нет.
5.Какое слово не может быть категорией состояния: холодно, теснота, можно, лень.
Теснота
6.Может ли иметь категория состояния степени сравнения?
Да
Деепричастие.
1.Общее грамматическое значение деепричастия.
Добавочное действие.
2. На какие вопросы отвечают деепричастия?
как? что делая? что сделав?
3.Вид-постояннный или не постоянный признак деепричастия?
Постоянный.
4.Есть ли у деепричастий окончания?
Нет.
5.К какому слову присоединяется деепричастие в предложении?
К глаголу-сказуемому.
6.Какие суффиксы имеют деепричастия несовершенного вида?
а, я.
Общие вопросы.
1.Какой корень в слове пешеход?
Пеш и ход.
2. Сколько спряжений у глаголов?
Два.
3.Назовите возвратное местоимение.
Себя.
4.С помощью каких знаков препинания оформляются на письме однородные члены предложения - выделительных или разделительных?
Разделительных.
5.На какие разряды делятся имена прилагательные?
Качественные, относительные, притяжательные.
6.Какими членами предложения могут быть причастия?
Определениями, сказуемыми.