Урок занимательного русского языка в 6 классе
по теме «Фразеологизмы»
Слайд 1. Здравствуйте, ребята.
Тему урока вы узнаете, когда послушаете стихотворение и, увидев его на слайде, скажете, как одним словом можно назвать выделенные сочетания слов. Слушайте и читайте внимательно.
Слайд 2.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт –
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода!»
- Скажите, как одним словом можно назвать выделенные сочетания слов?
Да, правильно все выделенные слова - это фразеологизмы. Слайд 3
И это будет темой нашего урока.
Сегодня мы
- закрепим и обобщим ваши знания о фразеологизмах;
- будем находить фразеологизмы в тексте, объяснять их значение, употреблять в своей речи.
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
И вот для вас первое задание. Вспомните и скажите, что же такое фразеологизмы?
( Ученики: Это устойчивые сочетания слов.)
Слайд 4.
Фразеологизмы являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь. Они имеют переносное значение, их нельзя понимать буквально. Давайте убедимся в этом, дав объяснения некоторым фразеологизмам из прозвучавшего в начале урока стихотворения.
Это задание мы выполним устно. Что, по – вашему, означают эти фразеологизмы?
Слайд 5.
немало воды утекло прошло много времени с каких-либо пор
как с гуся вода - так говорят о человеке, которого ничто не волнует и не беспокоит
воды в рот набрал об упорном молчании, о нежелании говорить
воду носить решетом - заниматься ненужным и бессмысленным делом
Хорошо.
Продолжаем наш разговор о фразеологизмах. С давних времён в нашем языке сохранилось множество выражений, которые мы легко употребляем в своей речи.
Предлагаю вам еще одно задание: по рисункам назовите фразеологизмы и скажите, что они означают.
Слайд 6. 5 картинок на каждый клик
Дело в шляпе – всё будет в порядке
Водить за нос – обманывать
Развесить уши- слушать с чрезмерным увлечением, доверчивостью.
Прикусить язык - промолчать
Строить глазки - заигрывать, открыто проявлять свою симпатию
Замечательно. Продолжаем наш разговор о фразеологизмах.
Следующее задание.
Слайд 7.
Задание 1. Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте, и скажите, что они значат.
1.Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться ... (за чужую спину) не перекладывать свои обязанности на кого-нибудь.
2.На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить … (лицом в грязь)
(выполнить удачно, показать себя с лучшей стороны)
3.Бросились искать приезжего. а его и след ... (простыл) кто-либо исчез, сбежал, бесследно скрылся.
4. У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ...(не разлить) О неразлучных друзьях
5.Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ...(слона) Преувеличивать что-либо
6. Мы его расспрашиваем, а он словно воды ...(в рот набрал) Молчать, не говорить ни слова
7. Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как ... (мышь на крупу ИЛИ как индюк)
Обидеться, принять недовольный, сердитый вид
В задании втором вам надо найти ошибки в употреблении фразеологизмов. Готовы?
Слайд 8
Задание 2. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки.
1. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие. (некрасиво)
2. Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
3. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать. (красивым)
4. Мы дружно работали сложа руки. (не покладая рук)
5. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
6. У лягушки дух захватило от страшной высоты.
7. Яшка сломя голову остановился. (бежал)
Мы снова успешно справились с заданием. Теперь следующее испытание для вас.
Слайд 9.
Задание 3. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Выберите нужные фразеологизмы. Их в справочном материале больше, чем предложений. Есть лишние. Не ошибитесь.
1. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. (пропустил мимо ушей)
2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. (нос повесила)
3. Кирилл целый день бездельничал. (бил баклуши)
4. Мы догадывались, что он нас обманывает. (водит за нос)
5. Первого сентября Уля проснулась очень рано. (ни свет ни заря)
Кто готов пойти к доске и выполнить следующее задание?
Слайд 10.
Задание 4. Найдите фразеологические синонимы .
Но сначала вспомним, что такое синонимы. Кто скажет?
Да, это близкие по значению слова: друг - товарищ, правда - истина, радостный - веселый. Наше задание: найти близкие по значению фразеологизмы и соединить их.
Витать в облаках | Связывать по рукам и ногам |
Вставлять палки в колеса | Из другого теста |
Небо и земля | Семи пядей во лбу |
В тот же миг | Сию минуту |
Ума палата | Строить воздушные замки |
Хорошо. Кто следующий пойдет к доске?
Слайд 11.
Задание 5. Найдите фразеологические антонимы.
Что такое антонимы? (Слова с противоположным значением: друг - враг, вверх - вниз, веселый - грустный)
Ваша задача: найти противоположные по значению фразеологизмы и соединить их.
Душа в душу | Как звезд на небе |
С гулькин нос | Последняя спица в колесе |
Играть первую скрипку | Как кошка с собакой |
Рукой подать | За тридевять земель |
Восходящая звезда | Угасшее светило |
Слайд 12
Задание 6. Замените одним словом.
зарубить на носу - запомнить
вылетело из головы - забыть
кот наплакал - мало
рукой подать - близко
клевать носом - дремать
надуть губы - обидеться
падать с ног - устать
перемывать косточки - сплетничать
пускать пыль в глаза - обманывать
во всё горло - громко
Мы выполнили с вами много заданий, вспомнили фразеологизмы. Теперь я предлагаю вам поиграть и узнать “Знаете ли вы фразеологизмы?” Отвечать будете по цепочке, друг за другом.
Слайды 13- 21( другая презентация. Последний слайд - Дуща ушла в пятки)
!!!!Если останется время!
Следующее задание я предлагаю вам выполнить в парах.
Надо в предложенном тексте найти как можно больше фразеологизмов и подчеркнуть их. Слайд 22
(Выдать листки с текстом. )
Давайте проверим, как вы справились с заданием. Посмотрите на слайд. Все ли фразеологизмы вы нашли?
Слайд 23.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём, да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. «Вот пустомеля, – возмутился дед, – всё время кому-нибудь морочит голову».
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. «Ничего, ребятишки, – успокоил нас дед, - со мной пойдёте».
И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Урок наш подходит к концу. Давайте подведем итоги.
Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов? (Значение)
С какой целью фразеологизмы используются в речи? ( Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой.)
Фразеологизмы в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Порой мы даже не замечаем, что произносим эти устойчивые выражения,- настолько они привычны и удобны.
Я надеюсь, что сегодняшний урок вызвал у вас интерес к фразеологии и желание узнать как можно больше устойчивых словосочетаний и правильно употреблять их в речи, делая её образной, выразительной.
Оцените свое состояние на уроке с помощью фразеологизма. Слайд 24. Спросить
Душа радуется Воспрянул духом Делать большие глаза
Диву даваться Не в своей тарелке Ни холодно, ни жарко
Тоска зеленая Снимаю шляпу
Спасибо вам за работу на уроке. Мне было с вами интересно.
Я желаю вам только удачи! (Слайд 25 ) Какой фразеологизм зашифрован? Ответы учеников
.
Ни пуха ни пера!