Тема: Использование мультимедийных презентаций на уроках по обновленной системе образования
Цель: выявить эффективные способы организации обучения младших школьников.
Одним из основных требований к процессу обучения на современном этапе является организация деятельности ученика по самостоятельному «добыванию» знаний.
«Доска и мел - наши главные инструменты,
но хочется чего-то большего.»
Из сайта « ИКТ в начальной школе»
www.zavuch.inf
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. То, что ещё вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально " заглатывают " все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы.
В результате снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Поэтому нам, учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков.
Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
Мультимедийные технологии являются неотъемлемой частью современной системы образования. Их активное применение в учебном процессе способствует повышению эффективности усвоения знаний, сложно представить себе современный урок без их использования.
С их помощью учебный материал можно сделать более интересным и продуктивным, представить визуально, что особенно важно в начальной школе, когда маленьких детей необходимо увлечь, заинтересовать, удержать их внимание и побудить к восприятию информации. Использование мультимедиа на уроках помогает обеспечить легкость восприятия информации учеником.
Мультмедийные технологии являются незаменимыми помощниками в обеспечении взаимосвязанной деятельности учителей и учащихся и эффективном усвоении материала. Для меня, как для учителя это тоже очень важно, теперь вся информация собрана и доступна быстро и в любое время, нет необходимости собирать и искать информацию из множества разных источников. Использование мультимедиа в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в окружаем их мире, способствует овладению информацией о нем, современные технические средства позволяют ученикам быстро обмениваться информацией.
На сегодняшний день это наиболее интересное и перспективное направление современного учебного процесса. На мой взгляд, современный урок невозможен без использования мультимедийных средств,
Google – сервис, направленный в сторону образования. В Google есть большое количество сервисов, которые можно полноценно использовать в учебной деятельности. Очень важно то, что зарегестрировавшись один раз, создав свой личный аккаунт, все сервисы google становятся доступны без дополнительной регистрации.
Наверное каждый человек на сегодняшний день не представляет своей жизни без использования электронной почты, сервис Gmail является удобным и доступным. Использование календаря Google - с его помощью я сосатвляю расписание, планирую внеклассные мероприятия, родительские собрания, определяю время проведения консультаций. Главное – это возможность составлять отдельные календари, а также оповещать и рассылать приглашения на мероприятия. С помощью google учитель имеет возможность создать свой персональный сайт для этого есть необходимые инструменты, вставка различных мультимедиа, google-документов. Использование google-диска позволяет иметь доступ к необходимой для урока информации в любое время и с любого устройства.
Необходимо отметить, что взаимодействие в сети интернет является неотъемлемой частью учебного процесса.
Обучение грамоте
Первые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте. (слайд 3-4) демонстрация «Звуко-буквенный анализ слова»
Русский язык
Наверное, многие согласятся, что многие дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в из глазах пытливый огонёк жажды знаний? Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, прохождение темы антонимы и омонимы т.д.) (слайд5-8). Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.
Литературное чтение
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарно-лексическая работа, чистоговорки, скороговорки,просмотр мультипликационных фильмов: как советских,так и зарубежных,диафильмов- всё становится интересным, если использовать эти современные методы.(слайд9-15)
Математика.
На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске(слайд16-18), может быть организована работа при знакомстве с объемными фигурами(слайд №19 ), состав чисел (слайд20)цепочек для устного счета при прохождении темы «Таблица умножения и деления»слайд(21)
В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому учителю приходится рисовать иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебные минуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, а здесь достаточно щелчка мышки –демонстрация решения задачи.
Художественный труд
Презентацию также можно использовать на уроках художественный труд: портреты художников,жанры изобразительного искусства, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы выполнения работы. (слайд22-23)
Естествознание
Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. Во многих школах нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь всё готовое.(слайд24)
Познание мира
При знакомстве с символикой Республики Казахстан(слайд25),а также с достопримечательностями родного города Семей(слайд26).
Физминутки
С помощью ИКТ можно проводить интересные, анимированные физминутки, которые очень нравятся детям. (слайд 20) – физминутка «Утренняя зарядка»
(слайд 27) – физминутка для глаз.
Литература
«Использование мультимедиа технологий на уроках математики в начальной школе», Югова Л.Б.,
ресурсы Интернета
«Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальных классах. Из опыта работы учителей начальных классов школы «Самсон», Михейкина Н. К., ресурсы Интернета
«Информационные технологии в образовательном процессе СШ №166», ресурсы Интернета(слайд 28-29)