Галямова Н.Р. учитель-логопед
МДОУ «Детский сад № 100»
Тема: Зима. Зимующие птицы. Возраст: 5-6 лет
Задачи:
Виды задач | Предпосылки УУД |
| Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «зимующие птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, употребление уменьшительно-ласкательного суффикса). Совершенствование фонематического слуха. |
| Развитие длительного плавного выдоха. Развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики, координации речи с движением. Развитие памяти, внимания ,мышления. |
| Формирование навыков доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
|
Предварительная работа с детьми: Наблюдение за зимними изменениями в природе, за зимующими птицами. Чтение рассказов В. Зотова «Снегирь», «Клест-еловик». Разучивание стихов –потешек про птиц.
Виды деятельности в ходе НОД:
Оборудование и материалы к НОД: Запись шума метели, контуры птиц белые с одной стороны и раскрашенные с другой, картинки родственных слов к слову мороз, к слову снег, маски птиц, картинки зимнего и летнего корма, домики «он», «она»,
«они»
Ход НОД:
Этапы НОД | Продолжительность | Задачи | Методы, приемы | Ход | |
1.Организационный этап (подготовка к НОД) | 5мин | Создание эмоционально положительного фона. Развивать умение расслабляться. | | Звучит шум метели. Воспитатель ведет детей по группе и говорит: «Холодно, йо-йо-йо-йо! Холодно, холодно. Жутко зимой». Встали в кружок. Воспитатель: « Ходит Мороз одинокий и злой. Отморозил детям нос (потереть нос), отморозил детям щеки (потереть щеки) и самих детей превратил в ледышки (дети имитируют ледяные статуи). Я дотронусь до вас и отогрею (дети расслабляются). | |
2. Мотивационный (обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию) | 3мин | Совершенствование грамматического строя речи | | Воспитатель: «Мороз лютует. Совсем ребят заморозил. Давайте попробуем его смягчить. Если мы найдем слову мороз родственников, то он подобреет и станет слабее. Вспомните, в каких словах живет слово мороз (ребята по очереди вспоминают слова родственники). Вот Мороз и подобрел, нам стало тепло можно и посидеть (ребята садятся на стульчики). | |
3.Этап создания проблемной ситуации (актуализации знаний) | | 3мин | Активизация словаря строя речи
| | Воспитатель: « Ой! Ребята, посмотрите замершие птицы.( воспитатель показывает белые контуры птиц ). Откуда они взялись зимой? Птицы осенью улетают на юг, а эти остались. Какие это птицы? А каких зимующих птиц вы знаете (ребята перечисляют зимующих птиц) . |
4.Этап решения проблемной ситуации. |
7 мин | Развитие дыхания. Совершенствование грамматического Развитие связной речи | | Воспитатель: «Надо отогреть птиц. Подойдите и подуйте на них (дыхательное упражнение). Плохо помогает. Может, если позовем птиц ласково, они и отогреются. Ведь доброта любой лед растопит (дети называют птиц ласково: снегирь- снегирек,..). Оттаяли наши птицы от вашей доброты и ласки (воспитатель переворачивает контуры птиц раскрашенной стороной). Воспитатель: «Садитесь, ребята на стульчики и знакомьте меня с нашими гостями. Кого как зовут? И как вы его узнали?(дети называют и описывают птиц). Теперь я всех птиц смогу узнать. Я буду показывать и называть гостя, а вы проверяйте меня, говорите правильно или нет.» Воспитатель: «Хорошо вам детки зимним вечерком, в комнате уютной селе вы рядком. Пусть гудит сердито вьюга за окном. Хорошо вам детки в гнездышке своем. А хорошо ли птицам зимой? (предполагаемые ответы детей: холодно и голодно зимой птицам) Птиц мы отогрели, теперь их надо накормить. Выберите для них корм( дети по картинки отбирают зимний корм). А куда мы его положим? ( в кормушку)»
| |
5.Этап закрепления знания |
10мин | | | Пальчиковая гимнастика « Мы кормушку смастерили». Воспитатель: «Сделали доброе дело, можно гулять смело. Встаньте в круг. Наденьте маски птиц и вспомните веселые потешки (дети по очереди выходят в круг и представляют свою птицу) Гуля-гуля-голубок сизокрыленький, всем миленький. Синичка, синичка воробью сестричка. …. Воспитатель: « Пора прощаться с нашими гостями. Найдите в какие домики разлетятся птицы(показать домики «он», «она», «они», дети самостоятельно находят домики для птиц) А этих птиц разукрасьте карандашами ( выдать белые контуры).»
| |
6 (4). Рефлексивный этап (подведения итогов НОД, самооценка детей). | 2мин | |
| Воспитатель: « Молодцы ребята! Сколько добрых дел мы сегодня сделали. Только что-то я забыла, а что же мы сделали? Помогите мне вспомнить? (предполагаемые ответы детей: помогали птицам, кормили птиц…) А на участке будем делать кормушки? |