Урок 11. Вспоминаем пройденное по теме «Единицы длины»
Тип урока: повторение и систематизация знаний и способов действий | ||
Педагогические задачи: способствовать формированию умений сравнивать длины; содействовать развитию навыков решения задач; совершенствовать умение строить и распознавать симметричные фигуры | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся: измерять длину в метрах, сантиметрах и миллиметрах; устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач; использовать полученные знания, самостоятельно анализировать задание и выполнять его, соблюдая орфографический режим | Метапредметные: Познавательные: умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Коммуникативные: умеют работать коллективно, контролируют действия партнера; допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению | Личностные: проявляют желание учиться; осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности обучающегося | ||||||||||||||||||||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Игра «“Лишнее” число» | Организует устный счет с целью актуализации знаний. ‒ Найдите и зачеркните «лишнее» число. Расположите числа в порядке возрастания. Теперь переверните карточки. Что получилось? 9, 19, 27, 81, 72, 45, 63, 36, 18, 54 | Выполняют задания устного счета. ‒ «Лишнее» число: 19.
| Выделять существенную информацию из текста задачи. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного за- дания | ||||||||||||||||||||||||||
Сравнение величин | – Ответьте на вопросы: – Во сколько раз миллиметр меньше сантиметра? – Во сколько раз метр больше миллиметра? – Во сколько раз миллиметр меньше дециметра? | Ответы: В 10 раз миллиметр меньше сантиметра. В 1000 раз метр больше миллиметра. В 100 раз миллиметр меньше дециметра | |||||||||||||||||||||||||||
Задача 1 | Длина шага Винни-Пуха – 420 мм, а Пятачок шагает на 300 мм. На сколько сантиметров шаг Винни-Пуха длиннее шага Пятачка? | Решение: 420 – 300 = 120 (мм) – длиннее шаг Винни-Пуха | |||||||||||||||||||||||||||
Задача 2 | Рики-Тики-Тави, набрасываясь на Нагайну, прыгал вверх на 55 см. Выразите эту высоту в миллиметрах | Решение: 55 см = 550 мм | |||||||||||||||||||||||||||
Задача 3 | В высоту Багира могла прыгнуть на 4 м, а Маугли – только на 2 м. Кто из них сможет перепрыгнуть стоящую перед ними преграду высотой 3200 мм? | Багира может перепрыгнуть стоящую перед ними преграду высотой 3200 мм. 3200 мм = 3 м 20 см 3 м 20 см | |||||||||||||||||||||||||||
II. Открытие нового знания, способа действия. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. ‒ Морская миля – единица измерения расстояния, применяемая в мореплавании и авиации. 1 миля ≈ 1 км 852 м. | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Слушают учителя | Анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель ‒ что известно, что требуется найти). Сопоставлять схемы и условия текстовых задач. Выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах | ||||||||||||||||||||||||||
Рубрика «Путешествие в прошлое» | Верста – старорусская путевая мера (её раннее название – «поприще»). Этим словом первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Два названия долгое время употреблялись параллельно как синонимы. «Верстой» также назывался верстовой столб на дороге. 1 верста ≈ 1 км 76 м |
| |||||||||||||||||||||||||||
Задача 1 | – От деревни до леса 8 верст, а до мельницы вдвое ближе. Сколько верст от деревни до мельницы? | Решение: 8 : 2 = 4 версты | |||||||||||||||||||||||||||
Задача 2 | – Крестьянин поехал из своей деревни на ярмарку. Отъехав 30 верст, он остановился на постоялом дворе покормить лошадь. Отсюда до города 19 верст. Сколько всего верст должен проехать крестьянин, чтобы попасть в город на ярмарку? | Решение: 30 верст + 19 верст = 49 верст | |||||||||||||||||||||||||||
Задача 3 | – Шхуна отошла от причала и прошла 12 миль на восток, а затем 18 миль на север. Вычислите длину пути шхуны | Решение: 12 миль + 18 миль = 30 миль | |||||||||||||||||||||||||||
III. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Задание 27 | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.
– Какое число получится, если увеличить: 8 на 7, 8 в 7 раз, 6 на 6, 6 в 6 раз? – Какое число получится, если уменьшить: 35 на 5, 35 в 5 раз, 49 на 7, 49 в 7 раз? – Какие знания помогли вам выполнить это задание? – Выполните взаимопроверку в парах | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Запись:
| Конструировать геометрические фигуры из заданных частей. Достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель ‒ что известно, что требуется найти) | ||||||||||||||||||||||||||
Задание 28 | – Начертите такие же четырехугольники на бумаге в клетку, вырежьте их и сложите из всех деталей квадрат | Из данных деталей составляют квадрат. | |||||||||||||||||||||||||||
Задание 29 | – Выпишите в один столбик выражения, которые являются суммой чисел, а в другой – разностью чисел. – Найдите значения этих числовых выражений. – Какие знания помогли вам выполнить это задание? | Запись:
| |||||||||||||||||||||||||||
Задание 30 | – Выпишите для каждого из данных чисел все однозначные числа, на которые оно делится. – На какие из них делятся все данные числа? | Запись:
– Числа 18, 27, 36, 45 делятся на 1 и на 9 | |||||||||||||||||||||||||||
Задание 31 | – Длина прямоугольника равна 9 см. Его площадь – 27 см2. Вычислите ширину прямоугольника | Решение: 27 : 9 = 3 (см) – ширина прямоугольника | |||||||||||||||||||||||||||
IV. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности |