Внеклассное мероприятие в рамках проведения недели истории
Викторина по теме: "Древние цивилизации".
5-6 класс
Цель: обобщить знания учащихся.
Задача: повторить и закрепить фактологический и понятийный компонент.
Класс делиться на 2 команды. Накануне дается задание подготовить название и девиз. Система оценок: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Ход мероприятия
1 тур «Истины»
Необходимо согласиться или опровергнуть утверждение и дать обоснование.
(для 1 команды)
1.ВЕгипте протекает река Тигр ( река Нил)
2.Выращивание растений называют ремеслом (Земледелием)
3.Фараона хоронили в обычной могиле, но в начале его сжигали (Мумию хоронили в пирамиде)
4.Свод законов в Вавилоне составил царь Ашшурбанапал (Хаммурапи)
5.Самый знаменитым философом и ученым Китая был Соломон (Конфуций)
(для 2 команды)
1.Египетский фараон попросил моряков из Китая совершить путешествие вокруг Африки (из Финикии).
2.В Палестине до сих пор с уважением относятся к корове, называют ее кормилицей (в Индии)
3.Лишь гробница фараона Рамзеса сохранилась не разграбленной до наших дней (Тутанхамона)
4. Область Персидской державы называлась царством (сатрапией)
5.В Египте писали на глиняных табличках (на папирусах).
2 тур “Отгадываем загадки”
(для 1 команды)
1. Он был царем
Потом завоевал Египет
И стал хозяином корон,
Повиливать стал всеми… (фараон).
2. Это чудное создание
Сделано нам в назиданье
Славится века оно
Пирамиду охраняет,
Видом своим всех пленяет. (Сфинкс)
3. Царь Вавилонии когда-то был
Могущественным, знаменитым слыл.
От рабства подданных он защищал
Законы он учредил. (Хаммурапи)
(для 2 команды)
1.На восточном побережье
Моря Средиземного
Государство моряков
Было очень древнее.
И чтоб им торговать,
Просто стали все писать.
Кто же знал – их алфавит
Все народы покорит. (Финикия)
2.Македонский царь Филипп
Победил всех греков.
Потому что хитрым был
И воинственным прослыл
Армию свою большую
На отряды он разбил.
В них все строились рядами,
Защищались копьями.
Назови отряд быстрей
Иль угадывай скорей! (Фаланга)
3.Когда-то в Греции в отдельных областях
Они возникли типа мини-государства
И сочиняли песни там о богачах,
Что вкруг его селенья и поля располагали
На городок с предместьями они похожи были
И по своим законам там весь люд судили. (Полис)
3тур “Отгадываем кроссворды”
(для 1 команды)
Лестница с “Б”
Просветленный мудрец
Тростник, из которого в Китае делали дощечки для письма.
Служитель бога в Индии.
Ответ: 1. Будда; 2. Бамбук; 3. Брахман.
Буква “И”
Великий мифический герой Аттики, сын царя афинского Эгея и Эфры, убивший на острове Крит Минотавра
Мифический царь, отец Ахиллеса
Главная гавань Афин, при Перикле соединенная с городом длинными стенами
Величайший скульптор древности, величайшее произведение – статуя Олимпийского Зевса.
Название учебного заведения, от которого происходит название “лицей”
Персидский царь
Место, где обитают Музы
Ответы: 1. Тесей; 2. Пелей; 3. Пирей; 4. Фидий; 5. Ликей; 6. Дарий; 7. Музей.
(для 2 команды)
Лестница с “Б”
Финикийская буква
Город Финикии
Знак, который соответствовал отдельному звуку
Священная книга
Ответы: 1. Бет; 2. Библ; 3. Буква; 4. Библия
В конце “С”
Имя персонажа мифа, критский царь, отец Ариадны, приказал афинянам каждые девять лет семь юношей и семь девушек посылать на съедение Минотавру, живущему в лабиринте.
Герой многочисленных сказаний, пастух, во время Троянской войны убил при помощи Аполлона Ахиллеса.
Один из независимых городов Греции.
Небольшое самостоятельное государство-город.
Большой остров у берега Малой Азии, родина Пифагора и место поклонения Гере.Громадная глиняная бочка для хранения зерна.
Остров близ Александрии, известный своим маяком.
Простой народ в Греции.
Ответы: 1. Минос; 2. Парис; 3. Пилос; 4. Полис; 5. Самос; 6. Пифос; 7.Фарос; 8. Демос.
4 тур «Кто лишний? Что лишнее?»
Перед вами несколько групп слов. В каждой группе есть лишнее слово, которое не подходит по смыслу. Найдите эти слова и объясните, почему вы их убрали.
(для 1команды)
1.Тутанхамон-Тутмос-Конфуций-Нефертити-Хеопс.
2.фараон-вельможа-раб-брахман-жрец.
(для 2 команды)
1.Зевс-Посейдон-Апполон-Артемида-Афродита-Деметра-Дионис-Аристофан
2.пальма-олива-лавр-сосна-кипарис
5 Тур «Разгадай ребусы»
Этот тур могут подготовить сами ребята, нарисовав ребусы накануне или учитель.
По желанию учителя (если остается время) можно добавить тур с тестами.
1. Ближайшими помощниками фараона в управлении государством были:
а) жрецы;
б) вельможи (+);
в) писцы;
г) воины.
2. В Египте высушенное тело человека, обмотанное белыми бинтами, называли:
а) амулетом;
б) мумией (+);
в) Саркофагом;
г) Сфинксом.
3. Народ, почитавший одного бога Яхве:
а) египтяне;
б) вавилоняне;
в) евреи (+);
г) филистимляне.
4. Первая часть Библии – Ветхий завет написана:
а) ассирийцами;
б) евреями (+);
в) египтянами;
г) финикийцами.
5. Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Палестине, а какие Египту?
1. Палестина
2. Египет
а) храм в Иерусалиме (1);
б) Пирамида фараона Хеопса (2);
в) Аллея сфинксов (2);
г) Царский дворец Соломона (2).
6. Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Двуречью, а какие Ассирии?
1. Двуречье
2. Ассирия
а) Висячие сады Семирамиды (1);
б) Ворота богини Иштар (1);
в) Царский дворец Ашшурбанапала (2);
г) Вавилонская храмовая башня (1).
7. “Благородный человек винит себя, а ничтожный других”, - говорил:
а) Будда;
б) Конфуций (+);
в) Соломон;
г) Моисей.
8. “Казнить кого-либо, вместо того, чтобы наставить его на истинный путь, - бесчеловечно”, - говорил:
а) Будда;
б) Конфуций (+);
в) Хаммурапи;
г) Моисей.
9. Соотнесите исторические факты с именами исторических деятелей: А – Тутмос III; Б – Дарий I; В – Цинь Шихуан.
1) Создание древнейших законов;
2) Завоевание Палестины и Сирии;
3) Строительство Великой Китайской стены;
4) Создание в Персии почтовой службы;
5) Строительство храма богу Яхве.
10. Соотнесите исторические факты с именами исторических деятелей: А – Хаммурапи; Б – Ашшурбанапал; В – Соломон.
1) Создание древнейших законов.
2) Завоевание Египта и Китая.
3) Организация первой библиотеки глиняных книг.
4) Строительство храма богу Яхве в Иерусалиме.
5) Строительство Великой Китайской стены.
Подведение итогов.