Внеклассное мероприятие на тему: «Пасха. История, традиции, обряды»

МКОУ «Тимская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие на тему:

«Пасха. История, традиции, обряды»

Подготовила:

учитель начальных классов

Кизилова Лариса Ивановна

Тим

2017год

Внеклассное мероприятие на тему:

«Пасха. История, традиции, обряды»

Цель: формирование духовно- нравственной личности ребёнка с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способного к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми через включение в культуру собственного народа, его традиции и обряды.

Задачи мероприятия:

познакомить учащихся с русским праздником Пасхи, её историей, традициями;

формировать эстетическое сознание (совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры);

воспитывать интерес к народным обычаям и традициям;

развивать мотивацию (потребности, интересы) и способности к художественно-творческой деятельности;

расширять кругозор воспитанников.

(слайд 2)

Ход мероприятия

Под звуки праздничного колокольного звона выходит девочка в русском народном костюме и читает стихотворение К. Роше «Христос Воскрес!».

Христос Воскрес! — К. Роше

Христос Воскрес! Он, Царь миров,

Царей могучих Повелитель,

Он - весь смиренье, весь - любовь,

За грешный мир святую кровь

Пролил как ангел - искупитель!

Христос Воскрес! Он людям дал

Завет святого всепрощенья,

Он падшим милость даровал

И за святые убежденья

Велел страдать, как сам страдал!

Христос Воскрес! Он возвестил,

Что на земле все люди - братья.

Он мир любовью обновил,

Он на кресте врагов простил,

И нам открыл свои объятья!

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Пусть эти радостные звуки,

Как пенье ангелов с небес,

Рассеют злобу, скорби, муки!

Соединим все братски руки,

Обнимем всех! Христос Воскрес!

Ведущий: Здравствуйте дорогие дети и уважаемые взрослые.

Богат русский народ традициями, обычаями, праздниками. Одним из главных православных, христианских праздников является «Пасха».

Накануне Пасхи во всех храмах проходят всенощные бдения и крестный ход вокруг церкви. К этому времени уже во всех домах испекли традиционную праздничную выпечку – куличи, которые символизируют собой тело Христа, и выкрасили яйца. (слайд 3)

Празднование Пасхи - это праздник Воскресения Христа, выражающий Воскресение всей природы, всей жизни: В день Пасхи "солнце играет, восходя, пляшет от радости!"

Многие хотели подкараулить это мгновение.

А молодёжь забиралась на крыши домов, чтобы встретить солнышко.

Дети даже обращались к солнцу с песней:

(выходят дети в русских костюмах, поют)

Солнышко-вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, покатись!

Красное, нарядись!

(слайд 4)

Верующие отправляются по домам с угощением, даря другу крашеные яйца, приговаривая при этом: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!». Этот обычай приветствия-поздравления, сопровождаемый обниманиями и поцелуями, получил название «христосование». Праздник христианской Пасхи продолжается семь дней и называется Святой неделей или Седьмицей.

1 ребёнок: Пасха была очень большим праздником, длившимся целую неделю, и вся эта неделя была насыщена различными играми, развлечениями, хождениями по гостям. В этот праздник весь православный мир отмечает Воскресение Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти он воскрес из мёртвых. Люди, встречая друг друга, восклицают: «Христос воскрес!», и в ответ: «Воистину воскрес!»

2 ребёнок: Приготовления к празднику Воскресения Христова начинаются за несколько недель до великого поста.

В народной традиции Великий Четверг, последний четверг перед Пасхой, называют также «Чистый». Чистый Четверг – покровительствует чистоте и опрятности.

В этот день по народному убеждению даже

«ворона своих воронят в луже моет».

На этом же основании принято было избу чистить:

белили печи, мыли стены, чтобы весь год чистота в избе водилась.

3 ребёнок: В этот день был широко распространен обычай очищения водой.

Мыли детей своих и даже скот. Воду для обмывания брали до рассвета,

пока петух не прокукарекал. Вода предрассветная должна быть речная

или родниковая. Иногда в воду кидали серебряные монеты,

тогда она приобретала целебные свойства, и человек в течение года не болел.

4 ребёнок: Такую же целебную силу приписывали соли, пережигаемой в печах на Великий Четверг. Ее использовали как лекарство для людей и скота. Еще одним способом очищения было окуривание дымом: прыгали через огонь все члены семьи для того, чтобы запастись на целый год здоровьем, уберечься от всякой нечисти.

С Великого Четверга во всех домах готовились к празднику Пасхи: скот резали, яйца красили. В пятницу пекли пасху и куличи.

(слайды 5,6)

1 ребёнок: Наши предки почитали яйцо, как символ жизни, плодородия, святого воскресения. По приданию, пасхальные яйца обладали лечебными свойствами: коли болит голова, то надобно по солнцу поводить яйцом по голове, и оно втянет в себя боль; коли ноги гудят, надобно от подошв, вверх до пупка водить яйцом, поднимая себя и утешая боль.

Ведущий: Пасхальные яйца красили в луковичной шелухе. Это наиболее распространенный способ крашения пасхальных яиц.

Яйцо, которое традиционно красилось в разные цвета, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи с XII века.

Цвета тоже имели свою символику.

Красный цвет – цвет радости, жизни.

Желтый – посвящается солнцу.

Зеленый – символизирует весну.

Коричневый – плодородие земли.

Инсценировка сказки «Курочка Ряба».

Ведущая: Жили-были в одной деревушке

Старичок со своею старушкой.

Дружно жили они, не тужили,

Вместе в церковь в субботу ходили,

Вместе хозяйство вели, вместе пекли пироги.

Баба: Дед, ты печку затопил? Сегодня я затею пир.

Ведь праздник Пасхи наступил.

Дед: А я уж выбился из сил:

Дров наколол, воды наносил,

Печку давно для тебя натопил.

Баба: Ай да, помощник! И я не дремала.

Тесто поставила, клюкву намяла,

Сахар насыпала. Вкусный пирог

В печку сажу я, поспеет он в срок.

Сладкого морса в кувшинчик налила….

Дед: Бабка, мы яйца покрасить забыли!

Баба: Ну, это беда не беда!

Курочка Ряба, иди к нам сюда! (Появляется Курочка Ряба с золотым яйцом.)

Курочка Ряба: Здравствуй, Дед, и здравствуй, Баба!

Постаралась Кура Ряба.

Вы не слушали меня, а говорила я не зря:

Ко Христову дню я яичко принесу.

Да яйцо-то не простое

Принесла вам – золотое!

Баба: Дед, яйцо горит, как жар!

Дед: Я подумал, что пожар!

Баба: Жалко красить золотое, пусть оно стоит такое.

А тебе, моя хохлушка, я зерна насыплю в кружку.

Дед: Ну а я воды налью,

Тоже Рябу похвалю. (Все уходят.Появляется Мышка.)

Ведущая: Все бы ладно, но, детишки,

В доме том жила и Мышка.

Она по полу бежала и яичко увидала.

Мышка: Что за странное яйцо?

Словно жар горит оно!

С ним немножко поиграю,

Лапкой трону, покатаю. (Роняет и разбивает яичко.)

Ой! Пока не видят дедка с бабой,

Мышке ноги делать надо! (Убегает. Входят дед и баба. Замечают разбитое яйцо.)

Баба: Вот так горе! Вот беда!

Это Мышка, Дед, она!

Дед: Что же делать? Как тут быть?

Баба: Будем, старый, слезы лить! (Дед и баба плачут.Входит Курочка Ряба с корзинкой, полной цветных яиц.)

Курочка Ряба: Не плачь, Дед! Не плачь, Баба!

Принесла вам Кура Ряба яички другие,

Не золотые, а цветные!

Дед, баба: Спасибо, хохлатушка,

Курочка Рябушка!

Курочка Ряба: Яйца катайте,Пасху встречайте!

Звучат колокольные пасхальные звоны.

Ученик: На пасху разрешалось всем (мужчинам, парням, мальчикам) звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

Ведущий: А сейчас приглашаю вас поиграть в Пасхальные игры. ( слайды 7,8,9)

Игра «Волчок» (два игрока начинают одновременно крутить на столе яйца, чье дольше прокрутиться, тот и победил)

Игра «Катание яиц» (два игрока по команде катят яйца по столу, чьё дальше прокатиться, тот и выиграл),

Игра «Долбянка» (игроки стукаются крашеными яйцами, чье яйцо останется целым, то и победил).

1 реб: Давайте отгадаем пасхальные загадки.

Почему по всей земле радость и веселие? –

Потому, что празднуем Христово ………… (Воскресение).

2 реб: Солнышко играет, и щебечут птички,

Украшение стола – красные …………………….(яички)

3 реб: Напекли хозяюшки к празднику в печи

Пышные, румяные чудо-……………….( куличи)!

4 реб: Праздников всех Праздник, Чудо из чудес,

Всех вас поздравляю! Ведь ХРИСТОС…(воскрес!)

Ведущий:

Старину мы уважаем,

Старину мы бережем,

О старинном русском празднике

Мы сейчас вам пропоем.

Песня на мотив «Бабушка рядышком с дедушкой»( проецируется карт.7)

Пасху, Пасху празднуем с семьёй.

Пасха, пасха – праздник дорогой.

Крашеные яйца весело едим,

Вас поздравить с праздником хотим.

Припев:

Бабушка рядышком с дедушкой

Дружно кулич доедают.

Мамочка рядышком с папочкой

С весельем гостей принимают.

Этот праздник знать вы все должны

Поздравления летят со всей страны.

Будем праздник весело справлять

Про старинные обычаи вспоминать

Ведущий: С Пасхой я Вас поздравляю,

Счастья, радости желаю!

Чтобы было веселей

Ешьте яйца, кто быстрей!

Урок литературного чтения в 3 классе.

Подготовила и провела Кизилова Л. И.

(Учитель начальных классов МКОУ «Тимская СОШ им. Н.В.Черных»,Курская обл.,п.Тим)

Тема урока: С. А. Есенин «Черёмуха».

Цели урока:

познакомить с произведением С.А. Есенина «Черёмуха»;

учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной выразительности, с помощью которых поэт выражает свои чувства любви к природе родного края;

учить выразительному чтению лирического произведения;

развивать поэтический слух детей;

воспитывать любовь к природе, красоте своей Родины.

Оборудование:

портрет С.Есенина, выставка книг С.Есенина, карточки: «олицетворение»,«эпитеты»,»сравнение»,«аллитерация», «медвяная», « пряная», «гремучая», «вкрадчиво», «круча»;

иллюстрации с видами села Константиново; аудиокассета с

записями стихотворения С. Есенина « Черёмуха», голосами

птиц; компьютер, проектор.

Ход урока.

1.Организация внимания учащихся.

А я хочу на зорьке встать,

Солнце первой повстречать,

Крикнуть: « С добрым утром, солнце!

И оно мне улыбнётся.

- Давайте улыбнёмся и мы друг другу.

Доброе утро! –

Солнцу и птицам,

Доброе утро вам –

Улыбчивым лицам!

- Сегодня я познакомлю вас с произведением одного из самых известных и любимых поэтов не только в нашей стране – С.А.Есенина.

(Портрет Есенина)

2.Слово о поэте.

С. А. Есенин родился 3 октября 1895 г. в большой крестьянской семье.

СЛАЙД 1

то его родители Татьяна Фёдоровна и Александр Матвеевич.

-Читать научился рано, своё первое стихотворение написал в 9 лет.

СЛАЙД 2

-Посмотрите на экран.

Перед вами скромный уголок рязанской земли – село Константиново – родина поэта.Дом, в котором он родился.

Раздольные просторы, наполненные пряными ароматами полевых трав и цветов, не могли оставить его равнодушным. Есенин очень любил свою Родину и воспевал в стихах красоту её природы.

3.Подготовка к восприятию текста.

(Звучит музыка. « Весна» Вивальди )

-Закройте глаза и представьте за окном ВЕСНУ.

Вся природа ожила, одела новый зелёный наряд, поют птицы, журчат ручьи, слышны все весенние звуки, ярко светит солнце.

(Поднимите руки к солнечным лучикам, почувствуйте, как они согревают ваши пальчики.)

-Среди этой красоты стоит прекрасное дерево с белыми душистыми цветами.

-Догадались какое? (ЧЕРЁМУХА)

-Какая она?

-Послушайте как описал её Есенин.

4.Первичное чтение.

-Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

-Какое настроение у автора?

(Радостное, приподнятое, вольное.)

-Какое это лирическое или эпическое стихотворение?

-Какие чувства возникли у вас?

-Какие вы использовали бы краски, если бы рисовали картину?

(ФОТОГРАФИЯ ЧЕРЁМУХИ)

-Посмотрите, какая у нас черёмуха.

-Похожа ли на ту, что мы описали?

5.Вторичное чтение.

-Откройте учебники на 55 странице.

-Прочитайте стихотворение про себя и найдите непонятные слова.

Словарная работа.

Медвяная (роса) – имеющая запах мёда.

Пряная (зелень) – ароматная по вкусу и запаху.

Гремучая (волна) – издающая громкие звуки.

Вкрадчиво – старается вызвать к себе доверие.

Круча – крутой спуск, обрыв.

6. Аналитическое чтение

-Какие чувства владели поэтом, когда он писал?

(Любовь к природе, восхищение черёмухой.)

-Сколько героев в стихотворении? ( 2 )

-Прочитайте о черёмухе.

-Прочитайте о ручье.

-В каком порядке говорится о черёмухе и о ручье?

-Почему автор переплетает строфы?

-Какие слова подбирает поэт, чтобы показать движение ручья?

-(Бежит, струится)

- Как будем читать эти строки?

(Быстро, проворно)

Работа над приемами художественной речи.

-Скажите, ручей это живое или неживое существо?

-Найдите последние четыре строки.

Учитель: «Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт…»

-Как ведёт себя ручей?

-Прочитайте последние две строки.

-Как изменилось его поведение?

(Сначала хотел обратить на себя внимание, а потом ласково поёт песенки.)

-Какой художественный приём использует поэт?

(олицетворение)

-Какими словами он оживляет черёмуху?

(И ветки золотистые,

Что кудри, завила.)

-С кем автор сравнивает черёмуху?

(С молодой красивой девушкой)

-В этих строчках есть СРАВНЕНИЕ, найдите.

(Ветки – что кудри)

-Какие выразительные слова помогают нам представить, что черёмуха и ручей озарены ярким светом? (ЭПИТЕТЫ)

(Цветовые эпитеты: золотистые ветви,… зелень, серебряный ручей.)

-А какие эпитеты передают нам весенние запахи?

(медвяная,пряная)

-Какие звуки можно услышать весной? (Шелест листвы, свист птиц)

-Когда поэты хотят, чтобы читатель услышал даже звуки (шелест, свист, треск, писк), то подбирают слова, в которых повторяется определённая группа звуков.

-Прочитайте, подчеркивая голосом, эти звуки.

СЛАЙД 3

Черёмуха душиСтая,

РаЗвеСившиСь Стоит,

А Зелень ЗолотиСтая

На Солнышке горит.

Кругом роСа медвяная

СполЗает по коре,

Под нею Зелень пряная

Сияет в Серебре.

-Вы услышали эти звуки? (з – с )

Этот приём называется АЛЛИТЕРАЦИЯ.

ВЫВОД: -Какие же приёмы художественной речи использовал С.Есенин, чтобы мы представили всю красоту и прелесть весенней картины?

Ф И З М И Н У Т К А ( аудиозапись « голоса птиц» )

(Выполняют движения похожие на движение веток черёмухи.)

-Есенин великий художник слова и когда он рисует образы, будто загадку нам загадывает: «О ком могло быть написано это стихотворение?»

7. Работа над выразительным чтением.

-Как будем читать стихотворение? (неторопливо, с любованием )

-Постарайтесь передать чувства поэта.

а ) Работа в парах.

б ) 1-2 человека читают вслух.

Задание первому ученику:

-Прочитайте так,чтобы все полюбили черёмуху.

Задание второму ученику:

- Прочитай,как ты любуешься черёмухой.

-Есенин дорог каждому русскому сердцу, вот и вы прониклись любовью к его таланту, стихам.

-Послушайте, как читает это стихотворение мастер слова.

АУДИОЗАПИСЬ «ЧЕРЁМУХА» С. ЕСЕНИН.

8. Анализ выставки книг.

-Перед вами книги С. Есенина. Рассмотрите книги и задайте вопросы.

- Первые две зелёные книги большие потому, что в них помещены все произведения С. Есенина. Другие: «Стихи С. Есенина», «С. Есенин Стихи о природе», «Черёмуха» предназначены для детского чтения. Такие книги вы можете взять в библиотеке. Они помогут вам выполнить домашнее задание.

9. Домашнее задание. (по интересам )

-Выучить стихотворение наизусть.

-Прочитать другие стихи С. Есенина.

-Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

-Сочинить своё стихотворение.

10. Итог урока.

-Что вы можете сказать о творчестве С. Есенина и о его произведении?

-Он обладал даром через слово давать яркие образы. Через свои произведения он учит нас замечать необычное в обычном и любить красоту русской природы.

Прочитайте, что сказал литературный критик В. Чалмаев о С. Есенине

СЛАЙД 4

Сергей Есенин – это приглашение в весну. Он завещал потомкам жить на бескрайних просторах родной земли, преклоняться стыдливой красоте ее берез, звенящей в борозде ржи, луне, озаряющей снега.

В. Чалмаев

Подробный конспект урока литературного чтения в 3 классе.Сергей Есенин "Черёмуха". УМК "Школа России"

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Календарно-тематическое планирование

Литературное чтение – 136 часов – 4 ч в неделю


п/п


Наименование

раздела и тем


Час

учеб

вр

Сроки прохождения

Характеристика основной деятельности ученика


план

факт

Вводный урок по курсу литературного чтения 1 ч

1

Знакомство с учебником по литературному чтению.



Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника

Самое великое чудо на свете (4 ч)

2

Знакомство с названием раздела.



Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в сло­восочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим ка­талогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).Придумывать рассказы о книге, используя различные источники ин­формации.

Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, про­являть уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

3

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения.



4

Первопечатник Иван Федоров



5

Проверим себя и оценим свои достижения.



Устное народное творчество (14 ч)

6

Знакомство с названием раздела.



Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особен­ности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, са­мостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и кратко­го пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшеб­ные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; нахо­дить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристи­ке героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительно­го искусства.Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

7

Русские народные песни



8

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.



9

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.



10

Русская народная сказка « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»



11

Русская народная сказка « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»



12

Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый волк»



13

Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый волк»



14

Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый волк»



15

Русская народная сказка «Сивка-бурка»



16

Русская народная сказка «Сивка-бурка»



17

Русская народная сказка «Сивка-бурка»



18

Обобщение. Оценим себя. Контрольная работа № 1.



19

Проект «Сочиняем волшебную сказку».



Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

20

Знакомство с названием раздела.




Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, пе­редавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (рит­мом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства вырази­тельности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

21

Проект «Как научиться читать стихи». (на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского)



22

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»



23

Ф.И.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».



24

А.А.Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…» , «Зреет рожь над жаркой нивой»



25

И.С Никитин «Полно, степь моя спать беспробудно …»



26

И.С.Никитин « Встреча зимы»



27

И.З.Суриков «Детство»



28

И.З.Суриков«Зима»



29

Обобщение. Страницы русской классики




30

Оценка достижений. Контрольная работа № 2




Великие русские писатели (24 ч)

31

Знакомство с названием раздела.



Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических тек­стах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных вы­сказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скры­тый смысл

32

А.С.Пушкин. подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина».



33

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения.



34

А.С.Пушкин «Зимнее утро»



35

А.С.Пушкин «Зимний вечер»



36

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»



37

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»



38

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»



39

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»



40

И.А.Крылов . Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.



41

И.А.Крылов «Мартышка и очки»



42

И.А.Крылов Крылов «Зеркало и обезьяна»



43

И.А.Крылов «Ворона и Лисица»

Развитие речи: подготовка к театрализации басен.



44

М.Ю.Лермонтов . Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.



45

М.Ю.Лермонтов «Горные вершины». «На севере диком».



46

М.Ю.Лермонтов «Утес», «Осень».



47

Детство Л.Н. Толстого. Подготовка сообщения.



48

А.Н.Толстой «Акула»



49

А.Н.Толстой «Прыжок»



50

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»



51

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов.



52

Обобщение. Л.Н.Толстой



53

Развитие речи. Обучение пересказу: подробному (с использованием авторской лексики) и выборочному.



54

Обобщение. Великие русские писатели. Контрольная работа № 3



Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

55

Знакомство с названием раздела.



Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпи­теты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведе­нии. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотво­рении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения

56

Н.А. Некрасов «Славная осень!» «Не ветер бушует над бором…»



57

А.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»



58

К.Д.Бальмонт «Золотое слово»



59

И.А.Бунин «Детство» «Полевые цветы»



60

Обобщение. Поэтическая тетрадь 2. Оценка достижений. Контрольная работа № 4



Литературные сказки (8 ч)

61

Знакомство с названием раздела.



Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литератур­ных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью слова­ря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, ис­пользуя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать скажу в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на ос­нове диагностической работы, представленной в учебнике

62

Д.И.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»



63

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».



64

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»



65


В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»



66

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»




67

В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович»



68

Обобщение. Литературные сказки. Оценка достижений.



Были-небылицы (10 ч)

69

Знакомство с названием раздела.

Рассказы, повести А.Воронковой



Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.

Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.

Читать сказку выразительно по ролям

70

М.Горький (А.М.Пешков) «Случай с Евсейкой»



71

М.Горький (А.М.Пешков) «Случай с Евсейкой»



72

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»



73

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»



74

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»



75

А.И.Куприн «Слон»



76

А.И.Куприн «Слон»



77

А.И.Куприн «Слон»



78

Проверим себя и оценим свои достижения. Контрольная работа № 5



Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

79

Знакомство с названием раздела.

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»



Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; само­стоятельно оценивать свои достижения

80

Саша Черный «Воробей», «Слон»



81

А.А.Блок «Ветхая избушка»



82

А.А.Блок «Сны», «Ворона»



83

С.А.Есенин «Черемуха»



84

Урок-концерт по произведениям изученных поэтов. Оценим свои достижения.



Люби живое (16 ч)

85

Знакомство с названием раздела.



Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произве­дением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов.Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения,

характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения

86

М.М.Пришвин «Моя Родина» Заголовок – «входная дверь в текст. Сочинение на основе художественного текста.



87

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»



88

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»



89

В.И.Белов «Малька провинилась»



90

В.И.Белов «Еще про Мальку»



91

В.В.Бианки «Мышонок Пик»



92

В.В.Бианки «Мышонок Пик»



93

Б.С.Житков «Про обезьянку»



94

Б.С.Житков «Про обезьянку»



95

Б.С.Житков «Про обезьянку»



96

В.П.Астафьев «Капалуха»



97

В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»



98

В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»



99

Урок-конференция «Земля – наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»)



100

Оценка достижений. Контрольная работа № 6



Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

101

Знакомство с названием раздела.



Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке,

осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения

102

С.Я Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»



103

А.Л.Барто «Разлука»



104

А.Л.Барто «В театре»



105

С.В.Михалков «Если»



106

Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок»



107

Урок-концерт по произведениям изученных авторов



108

Оценка достижений.



Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч)

109

Знакомство с названием раздела.



Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием ус­ловных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять глав­ную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпи­зоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к собы­тиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни де­тей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

110

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Особенность заголовка произведения.



111

А. Платонов «Цветок на земле»



112

А. Платонов «Цветок на земле»



113

А.П.Платонов «Еще мама»



114

А.П.Платонов «Еще мама»



115

М.М.Зощенко «Золотые слова»



116

М.М.Зощенко «Великие путешественники»



117

Н.Н.Носов «Федина задача»



118

Н.Н.Носов «Телефон»



119

В.Ю.Драгунский «Друг детства»



120

Обобщение. «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»

Оценка достижений. Контрольная работа № 7



По страницам детских журналов (8 ч)

121

Знакомство с названием раздела.



Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содер­жанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе раз­говорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

122

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»



123

Ю.И.Ермолаев «Проговорился»



124

Ю. Ермолаев «Воспитатели»



125

Г.Б.Остер «Вредные советы»



126

Г.Б.Остер «Как получаются легенды»



127

Р.Сеф «Веселые стихи»



128

Обобщение. По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

Проверим себя и оценим свои достижения



Зарубежная литература (8 ч)

129

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.



Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о пред­ставлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному вы­бору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных ле­том. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

130

Мифы Древней Греции.

«Храбрый Персий»



131

Мифы Древней Греции



132

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»



133

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»



134

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»



135

Обобщение. Зарубежная литература



136

Проверим себя и оценим свои достижения. Итоговая контрольная работа № 8





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее