Календарно-тематическое планирование
Литературное чтение – 136 часов – 4 ч в неделю
| № п/п
| Наименование раздела и тем
| Час учеб вр | Сроки прохождения | Характеристика основной деятельности ученика
| ||||
| план | факт | |||||||
| Вводный урок по курсу литературного чтения 1 ч | ||||||||
| 1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1ч |
|
| Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника | |||
| Самое великое чудо на свете (4 ч) | ||||||||
| 2 | Знакомство с названием раздела. | 1ч |
|
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |||
| 3 | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения. | 1ч |
|
| ||||
| 4 | Первопечатник Иван Федоров | 1ч |
|
| ||||
| 5 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1ч |
|
| ||||
| Устное народное творчество (14 ч) | ||||||||
| 6 | Знакомство с названием раздела. | 1ч |
|
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |||
| 7 | Русские народные песни | 1ч |
|
| ||||
| 8 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1ч |
|
| ||||
| 9 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1ч |
|
| ||||
| 10 | Русская народная сказка « Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 1ч |
|
| ||||
| 11 | Русская народная сказка « Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 1ч |
|
| ||||
| 12 | Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый волк» | 1ч |
|
| ||||
| 13 | Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый волк» | 1ч |
|
| ||||
| 14 | Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый волк» | 1ч |
|
| ||||
| 15 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 1ч |
|
| ||||
| 16 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 1ч |
|
| ||||
| 17 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 1ч |
|
| ||||
| 18 | Обобщение. Оценим себя. Контрольная работа № 1. | 1ч |
|
| ||||
| 19 | Проект «Сочиняем волшебную сказку». | 1ч |
|
| ||||
| Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) | ||||||||
| 20 | Знакомство с названием раздела. | |
|
| Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения | |||
| 21 | Проект «Как научиться читать стихи». (на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского) | 1ч |
|
| ||||
| 22 | Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза» | 1ч |
|
| ||||
| 23 | Ф.И.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 1ч |
|
| ||||
| 24 | А.А.Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…» , «Зреет рожь над жаркой нивой» | 1ч |
|
| ||||
| 25 | И.С Никитин «Полно, степь моя спать беспробудно …» | 1ч |
|
| ||||
| 26 | И.С.Никитин « Встреча зимы» | 1ч |
|
| ||||
| 27 | И.З.Суриков «Детство» | 1ч |
|
| ||||
| 28 | И.З.Суриков«Зима» | 1ч |
|
| ||||
| 29 | Обобщение. Страницы русской классики | 1ч |
|
|
| |||
| 30 | Оценка достижений. Контрольная работа № 2 | 1ч |
|
|
| |||
| Великие русские писатели (24 ч) | ||||||||
| 31 | Знакомство с названием раздела. | 1ч |
|
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл | |||
| 32 | А.С.Пушкин. подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина». | 1ч |
|
| ||||
| 33 | А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. | 1ч |
|
| ||||
| 34 | А.С.Пушкин «Зимнее утро» | 1ч |
|
| ||||
| 35 | А.С.Пушкин «Зимний вечер» | 1ч |
|
| ||||
| 36 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» | 1ч |
|
| ||||
| 37 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» | 1ч |
|
| ||||
| 38 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» | 1ч |
|
| ||||
| 39 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» | 1ч |
|
| ||||
| 40 | И.А.Крылов . Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | 1ч |
|
| ||||
| 41 | И.А.Крылов «Мартышка и очки» | 1ч |
|
| ||||
| 42 | И.А.Крылов Крылов «Зеркало и обезьяна» | 1ч |
|
| ||||
| 43 | И.А.Крылов «Ворона и Лисица» Развитие речи: подготовка к театрализации басен. | 1ч |
|
| ||||
| 44 | М.Ю.Лермонтов . Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1ч |
|
| ||||
| 45 | М.Ю.Лермонтов «Горные вершины». «На севере диком». | 1ч |
|
| ||||
| 46 | М.Ю.Лермонтов «Утес», «Осень». | 1ч |
|
| ||||
| 47 | Детство Л.Н. Толстого. Подготовка сообщения. | 1ч |
|
| ||||
| 48 | А.Н.Толстой «Акула» | 1ч |
|
| ||||
| 49 | А.Н.Толстой «Прыжок» | 1ч |
|
| ||||
| 50 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | 1ч |
|
| ||||
| 51 | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов. | 1ч |
|
| ||||
| 52 | Обобщение. Л.Н.Толстой | 1ч |
|
| ||||
| 53 | Развитие речи. Обучение пересказу: подробному (с использованием авторской лексики) и выборочному. | 1ч |
|
| ||||
| 54 | Обобщение. Великие русские писатели. Контрольная работа № 3 | 1ч |
|
| ||||
| Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) | ||||||||
| 55 | Знакомство с названием раздела. | 1ч |
|
| Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения | |||
| 56 | Н.А. Некрасов «Славная осень!» «Не ветер бушует над бором…» | 1ч |
|
| ||||
| 57 | А.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1ч |
|
| ||||
| 58 | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» | 1ч |
|
| ||||
| 59 | И.А.Бунин «Детство» «Полевые цветы» | 1ч |
|
| ||||
| 60 | Обобщение. Поэтическая тетрадь 2. Оценка достижений. Контрольная работа № 4 | 1ч |
|
| ||||
| Литературные сказки (8 ч) | ||||||||
| 61 | Знакомство с названием раздела. | 1ч |
|
| Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать скажу в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | |||
| 62 | Д.И.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» | 1ч |
|
| ||||
| 63 | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1ч |
|
| ||||
| 64 | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1ч |
|
| ||||
| 65
| В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1ч |
|
| ||||
| 66 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | 1ч |
|
| | |||
| 67 | В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович» | 1ч |
|
| ||||
| 68 | Обобщение. Литературные сказки. Оценка достижений. | 1ч |
|
| ||||
| Были-небылицы (10 ч) | ||||||||
| 69 | Знакомство с названием раздела. Рассказы, повести А.Воронковой | 1ч |
|
| Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям | |||
| 70 | М.Горький (А.М.Пешков) «Случай с Евсейкой» | 1ч |
|
| ||||
| 71 | М.Горький (А.М.Пешков) «Случай с Евсейкой» | 1ч |
|
| ||||
| 72 | К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей» | 1ч |
|
| ||||
| 73 | К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей» | 1ч |
|
| ||||
| 74 | К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей» | 1ч |
|
| ||||
| 75 | А.И.Куприн «Слон» | 1ч |
|
| ||||
| 76 | А.И.Куприн «Слон» | 1ч |
|
| ||||
| 77 | А.И.Куприн «Слон» | 1ч |
|
| ||||
| 78 | Проверим себя и оценим свои достижения. Контрольная работа № 5 | 1ч |
|
| ||||
| Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) | ||||||||
| 79 | Знакомство с названием раздела. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?» | 1ч |
|
| Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения | |||
| 80 | Саша Черный «Воробей», «Слон» | 1ч |
|
| ||||
| 81 | А.А.Блок «Ветхая избушка» | 1ч |
|
| ||||
| 82 | А.А.Блок «Сны», «Ворона» | 1ч |
|
| ||||
| 83 | С.А.Есенин «Черемуха» | 1ч |
|
| ||||
| 84 | Урок-концерт по произведениям изученных поэтов. Оценим свои достижения. | 1ч |
|
| ||||
| Люби живое (16 ч) | ||||||||
| 85 | Знакомство с названием раздела. | 1ч |
|
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов.Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения | |||
| 86 | М.М.Пришвин «Моя Родина» Заголовок – «входная дверь в текст. Сочинение на основе художественного текста. | 1ч |
|
| ||||
| 87 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1ч |
|
| ||||
| 88 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1ч |
|
| ||||
| 89 | В.И.Белов «Малька провинилась» | 1ч |
|
| ||||
| 90 | В.И.Белов «Еще про Мальку» | 1ч |
|
| ||||
| 91 | В.В.Бианки «Мышонок Пик» | 1ч |
|
| ||||
| 92 | В.В.Бианки «Мышонок Пик» | 1ч |
|
| ||||
| 93 | Б.С.Житков «Про обезьянку» | 1ч |
|
| ||||
| 94 | Б.С.Житков «Про обезьянку» | 1ч |
|
| ||||
| 95 | Б.С.Житков «Про обезьянку» | 1ч |
|
| ||||
| 96 | В.П.Астафьев «Капалуха» | 1ч |
|
| ||||
| 97 | В.Ю.Драгунский «Он живой и светится» | 1ч |
|
| ||||
| 98 | В.Ю.Драгунский «Он живой и светится» | 1ч |
|
| ||||
| 99 | Урок-конференция «Земля – наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое») | 1ч |
|
| ||||
| 100 | Оценка достижений. Контрольная работа № 6 | 1ч |
|
| ||||
| Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) | ||||||||
| 101 | Знакомство с названием раздела. | 1ч |
|
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения | |||
| 102 | С.Я Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной» | 1ч |
|
| ||||
| 103 | А.Л.Барто «Разлука» | 1ч |
|
| ||||
| 104 | А.Л.Барто «В театре» | 1ч |
|
| ||||
| 105 | С.В.Михалков «Если» | 1ч |
|
| ||||
| 106 | Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок» | 1ч |
|
| ||||
| 107 | Урок-концерт по произведениям изученных авторов | 1ч |
|
| ||||
| 108 | Оценка достижений. | 1ч |
|
| ||||
| Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч) | ||||||||
| 109 | Знакомство с названием раздела. | 1ч |
|
| Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |||
| 110 | Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Особенность заголовка произведения. | 1ч |
|
| ||||
| 111 | А. Платонов «Цветок на земле» | 1ч |
|
| ||||
| 112 | А. Платонов «Цветок на земле» | 1ч |
|
| ||||
| 113 | А.П.Платонов «Еще мама» | 1ч |
|
| ||||
| 114 | А.П.Платонов «Еще мама» | 1ч |
|
| ||||
| 115 | М.М.Зощенко «Золотые слова» | 1ч |
|
| ||||
| 116 | М.М.Зощенко «Великие путешественники» | 1ч |
|
| ||||
| 117 | Н.Н.Носов «Федина задача» | 1ч |
|
| ||||
| 118 | Н.Н.Носов «Телефон» | 1ч |
|
| ||||
| 119 | В.Ю.Драгунский «Друг детства» | 1ч |
|
| ||||
| 120 | Обобщение. «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» Оценка достижений. Контрольная работа № 7 | 1ч |
|
| ||||
| По страницам детских журналов (8 ч) | ||||||||
| 121 | Знакомство с названием раздела. | 1ч |
|
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |||
| 122 | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 1ч |
|
| ||||
| 123 | Ю.И.Ермолаев «Проговорился» | 1ч |
|
| ||||
| 124 | Ю. Ермолаев «Воспитатели» | 1ч |
|
| ||||
| 125 | Г.Б.Остер «Вредные советы» | 1ч |
|
| ||||
| 126 | Г.Б.Остер «Как получаются легенды» | 1ч |
|
| ||||
| 127 | Р.Сеф «Веселые стихи» | 1ч |
|
| ||||
| 128 | Обобщение. По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» Проверим себя и оценим свои достижения | 1ч |
|
| ||||
| Зарубежная литература (8 ч) | ||||||||
| 129 | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. | 1ч |
|
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |||
| 130 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персий» | 1ч |
|
| ||||
| 131 | Мифы Древней Греции | 1ч |
|
| ||||
| 132 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» | 1ч |
|
| ||||
| 133 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» | 1ч |
|
| ||||
| 134 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» | 1ч |
|
| ||||
| 135 | Обобщение. Зарубежная литература | 1ч |
|
| ||||
| 136 | Проверим себя и оценим свои достижения. Итоговая контрольная работа № 8 | 1ч |
|
|
| |||


познакомить учащихся с русским праздником Пасхи, её историей, традициями;
познакомить с произведением С.А. Есенина «Черёмуха»;
