«Зимний фестиваль знаний 2025»

« Город герой Ленинград «Блокада»

Аннотация: Для того чтобы воспитать гражданина, патриота своей Родины, имеющего собственное мировоззрение, необходимо ему рассказать как о радостных, так и о трудных страницах биографии родной земли, дать почувствовать свою сопричастность к судьбе Отечества. Только переживание и понимание событий исторического прошлого Родины способно сформировать у подрастающего человека настоящее чувство гражданственности и патриотизма.

Внеклассное мероприятие «Город герой - Ленинград «Блокада» основана на восстановлении исторической памяти, воспитании чувства уважения к родной стране, городу-герою Ленинграду, его героическим жителям и защитникам. Именно через эмоциональную сферу мы можем привнести общечеловеческие ценности в духовный мир ребенка. Наиболее действенным является воссоздание обстановки, в которой протекала жизнь ленинградцев в тяжелое блокадное время

Музыкальное сопровождение, видеоряд в форме презентации способствует наиболее полному и яркому восприятию звучащих произведений прозы и поэзии известных авторов того времени и наших современников. Поэтические строки Ольги Бергольц, юной жительницы блокадного Ленинграда, звуки метронома которые звучали в военное время, а так же песня «Вставай, страна огромная», песня на музыку Е. Стихина, « Мальчишки военной поры», песня «Синий платочек», песня «Ладога» вносят свои неповторимые мотивы в общий стиль литературно-музыкальной композиции.

Цель: содействие воспитанию патриотизма и сопричастности к истории своей Родины посредством «погружения» участников мероприятия в события блокадного периода жизни ленинградцев.

Задачи: дополнить знания учащихся о блокаде Ленинграда и героизме его жителей;

  • познакомить с музыкальными произведениями и поэтической литературой, посвященными блокадному городу;
  • развивать навыки выразительного чтения;
  • способствовать воспитанию уважительного отношения к

памяти погибших и пережившим блокаду ленинградцам и чувства гордости за своих соотечественников.

Реквизит: лампа - коптилка, котелок, миски, кружки, кусочки хлеба,

Оформление: действие происходит в зале: на доске - изображение панорамы блокадного Ленинграда; на окнах - имитация маскировки; в центре комнаты - имитация разведенного костра, над ним – кипяток в котелке, рядом - дрова, старые газеты на растопку, брошенная кукла; в углу - детская машинка, лоскутное одеяло.

Оборудование:

мебель: стол, стулья, табуреты,

техническое обеспечение: медиапроектор, ноутбук, колонки, экран.

Электронные образовательные ресурсы:

  • записи «Ленинградский метроном», видеофильм «Дети блокадного Ленинграда», муз. А Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача (фонограмма) «Вставай, страна огромная», музыка Е. Стихина «Мальчишки военной поры» слова П. Богданова музыка Л. Шенберга «Ладога» слова Я. Галицкого и Г. Максимова «Синий платочек» «Блокада»;
  • презентация «Город герой Ленинград «Блокада»».

Действующие лица:

Ведущий (учащиеся)

Чтецы (учащиеся), (родители).

Данное внеклассное мероприятие можно провести как в области курса "Окружающий мир", «Литературное чтение», час общения, посвящённый победе в Великой Отечественной войне.

Сценарный ход

Внеклассное мероприятие на тему:

« Город герой – Ленинград «Блокада»

Слайд 1

Ученик: ( приложение 1)

Город Ленинград построил Пётр, А фашист хотел его отнять. Ленинградскую блокаду люди выстояли, Мы должны об этом знать. Я родился и живу без войн, Благодарен за покой и тишину, Я учусь, я сыт и я спокоен, Но не надо забывать войну. Сорок первый год остался в прошлом веке, Из книг узнали мы о нём. Началась война, война священная, И оказалась вся Россия под огнём. Ленинград в блокаде! Ленинград в блокаде! Весь народ встревожен, и нельзя помочь Разгромить фашиста, мира ради, И борьба с врагами длилась день и ночь. Кто пригоден к службе был, Те город защищать ушли. Подростки, женщины и старики К станкам на смену им пришли. От вражеских обстрелов дети погибали. Нужно было срочно тех детей спасать; Не восточный берег их матросы доставляли, где сирен воздушных было не слыхать. Нет воды в ленинградских квартирах, Норма выдачи хлеба мала, Но приходят машины из тыла, И надежда опять ожила. От холода и голода умирали люди. Ладожское озеро народу помогло. Мы дорогу жизни вечно помнить будем, Выстояли люди всем врагам назло. Прошло уж семь десятков лет С тех пор, как прорвана блокада, Но здесь свершился перелом, Победа стала нам наградой. Живу я в Новом Бешпагире, Так далеко от Ленинграда, Но знают все мои друзья Об этом подвиге в блокаду.

Учитель:

Этому городу и его отважным жителям посвящается сегодня наша литературно музыкальная композиция.

Ведь действительно, прошёл уже семьдесят один год со дня полного снятия блокады Ленинграда. У поколения, не знавшего ужасов войны, родились и выросли дети, которые сейчас тоже уже стали папами и мамами. Время идет. И становится историей.

Да, ведь именно потому, что ваши бабушки и дедушки выжили, выжили ценой чьих-то отданных за них жизней, на свет появились ваши родители, а потом – вы.

Но генетическая память у коренных ленинградцев все-таки начинается войной.

Ведущий 1:

27 января мы отмечали памятную дату – день полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Жители и защитники города одержали героическую и справедливую победу над голодом, холодом, страхом и болью.

Ученик:

Вечный, памятный огонь –

Как над бездною ладонь.

К нам протянута она

Из беды…беда – война.

Слайд 2

Голос Левитана (Звучит песня « Вставай, страна огромная») – все встали.

Ведущий 2:

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.

Слайд 3

Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город. Ленинград был окружён вражескими войсками со всех сторон. Кольцо блокады сомкнулось.

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. Люди находили в себе силы и мужество даже сочинять стихи.

(Ольга Бергольц: « Февральский дневник» - читают родители детей). (Приложение 2)

  • А город был в дремучий убран иней

Уездные сугробы, тишина…

Не отыскать в снегах трамвайных линий

Одних полозьев жалоба слышна.

  • Скрипят, скрипят по Невскому полозья

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных…

  • Так с декабря кочуют горожане

За много вёрст, в густой туманной мгле,

В глуши слепых, оледеневших зданий,

Отыскивая угол потеплей.

  • А девушка с лицом заиндевелым

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завернутое в одеяло тело

На Охтинское кладбище везёт.

5. Везёт, качаясь, к вечеру добраться б

Глаза бесстрастно смотрят в темноту

Скинь шапку, гражданин!

Провозят ленинградца,

Погибшего на боевом посту.

  1. Скрипят полозья в городе, скрипят…

Как многих нам уже не досчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят.

Слайд 4

Ведущий 1:

Начало войны было для нас неудачным. Враги наступали. Их армии шли вперёд. В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ.

Посмотрите на карту! Земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.

В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны.

Единственным путем сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находящееся в пределах досягаемости артиллерии захватчиков. Ладожское озеро тогда стали называть транспортной артерией. Пропускная способность этой транспортной артерии была несоответствующей потребностям города.

Слайд 5

Ведущий 2:

Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.

Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции

Слайд 6

Ведущий 1:

Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

Слайд 7

Ведущий 2:

Не было топлива. Не было электричества.

Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и всё снова выходило из строя.

Ученик:

Кто доживет.

Тот вспомнит в дни побед

Коптилку –

Наш убогий свет.

Не слишком ярок

Тонкий фитилек

И все ж,

К тебе придвинувшись вплотную,

Сумеет школьник

Выучить урок.

Ученик:

Сестра

Больному рану забинтует,

Согреет пальцы

О твои лучи…

Ученик:

Нам

Без тебя был мрак

Казался вечным

Ты –

Как светляк

В безвыходной ночи.

Ты

Как сверчок,

Стрекочущий за печкой.

Хранительница света и огня,

Ты в эту ночь

Опять со мною рядом,

Опять теплом подуло на меня…

Гори. Гори. Гори моя лампада. ( Приложение 3)

Слайд 8

Ведущий 1:

Кто же защищал нашу страну и наш город?

Солдаты, матросы, рабочие, женщины и даже

Дети…

(Дети исполняют песню « Мальчишки военной поры» - муз. Е. Стихина).

Слайд 9

Ученик:

Камни серые молчат

А под плитами лежат

Кати, Маши, Тани, Вовки…

Мы с тобой на Пискарёвке.

Ученик:

Маленькая ленинградка

Взрослой никогда не станет

Здесь, в музее, есть тетрадка

Автор – Савичева Таня.

Строчки – детскою рукой –

Вслух прочтём сейчас с тобой.

Ученик:

Умерла сестрёнка Женя

Бабушка и брат, и дядя

Метроном считает время

Скорбный счёт ведёт блокаде.

Ученик:

Мамы больше нет на свете

«Я одна осталась – Таня…»

Свет погас на всей планете

Лишь коптилка на буфете

Чуть мерцает, в такт дыханью

Помнит всё огонь у камня.

Ученик:

Постоим и помолчим

Мы зовём огонь святым

Он – молитва сквозь года,

Чтобы помнили всегда!

Ученик:

Всех героев Ленинграда

Чтобы дети из блокады

Как из ада в светлый рай

Из зимы попали в Май.

Чтобы мы не забывали

Слайд 10-11

Ведущий 2:

По Ленинграду ходила смерть. В городе не хватало продовольствия. Голод косит ленинградцев. Смерть входила во все дома. Свыше 650 тысяч ленинградцев погибли от голода.

1-ое фото.

На переднем плане – девочка на каком-то листе тащит за собой маленькое мертвое тельце, а женщина (видимо мама девочки) сзади подталкивает палочкой, пытаясь таким образом облегчить тяжелую ношу девочки. У этой женщины нет сил от нехватки еды, т.к. все до последней крошки она отдавала своим детям.

Почему не на санках? Почему не папа тянет за собой ношу?

На заднем плане – люди, много людей. Город живет, не сдается. Видимо идут в театр. Театры работали во время тяжелого времени.

2-ое фото.

На переднем плане – старик что-то тащит за собой на веревке. Остается только догадаться, что это может быть.

На заднем плане – на скамейке сидит мужчина, у него нет сил передвигаться. Другой мужчина сидит на асфальте, видимо уже давно сидит, т.к. его полностью замело снегом. И никто на него не обращает внимания, т.к. в блокаду у людей не было сил… хоронить своих близких и трупы на улице никого не пугали…

Ведущий 1:

Сколько людей ушло на фронт – защищать нашу Родину,

Наш Ленинград. А сколько их не вернулось…

( Дети исполняют танец « Синий платочек»).

Слайд12

Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

Слайд 13-14

Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Ученик: (приложение 4)

Девчонка руки протянула И головой - на край стола. Сначала думали - уснула, А оказалось - умерла.

Её из школы на носилках Домой ребята понесли. В ресницах у подруг слезинки То исчезали, то росли. Никто не обронил ни слова. Лишь хрипло, сквозь метельный сон, Учитель выдавил, что снова Занятья - после похорон.

Ученик:

Я к ним подойду, одеялом укрою,

О чем-то скажу, но они не услышат.

Спрошу – не ответят…

А в комнате – трое.

Нас в комнате трое,

Но двое не дышат.

Я знаю не встанут,

Я все понимаю…

Зачем же я хлеб

а три части ломаю.

Слайд 15

Ведущий 2:

Мы никогда не забудем тех, кто защищал город Ленинград.

Тех, кто проложил дорогу жизни и спас жителей блокадного

Ленинграда ценою собственной жизни!

Ученик:

Есть дорога через лёд…

День и ночь к нам шла подмога

Хлеб и соль, тепло и свет.

Ученик:

Никто не забыт и ничто не забыто…

Подвиг свой ежедневный

Вы совершали достойно и просто…

Ведущий 1:

Тем, кто погиб, защищая наш город, поставлены памятники, и мы всегда помним об их подвиге. (песня « Ладога»).

Слайд 16

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым:

- Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.

- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

- В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

Ученик:

Горят дома – тушить их больше нечем,

Горят дома – неделями горят.

В полнеба, как расплавленный закат.

Ученик:

И от домов промерзших, от заводов,

На кладбища все новые следы,

Ведь людям без огня и без воды,

Еще трудней, чем сквозь огонь и воду.

Ученик:

Но город жив, он выйдет из бомбежек.

Из города, из горя, из зимы.

И выстоит!.иначе быть не может.

Ведь это говорю не я, а мы!

Слайд 17

Ведущий 2:

Город на Неве остался непокорённым, но победа нам досталась дорогой ценой. Вечная память павшим в суровую годину! Они стояли за свободу родного города.

Давайте же вспомним о тех, кто погиб, и почтим их светлую память минутой молчания. И пусть в эту минуту звучит (как в годы блокады) ленинградский метроном.

(Все встают – минута молчания, звучит метроном).

Слайд 18

Но победа пришла в наш город.

Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.

Слайд 19

Ведущий 1: .

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.

В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60-100км.

Блокада длилась 872 дня.

Ученик:

Такого дня не видел Ленинград!

Нет радости подобной не бывало

Казалось, что всё небо грохотало…

Ученик:

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий

Смеялись, пели, обнимались люди.

Ученик:

И ежели отныне захотят

Сказать о пролитой бесценной крови,

О мужестве, проверенном стократ

О доблести, то скажут – Ленинград –

И всё сольётся в этом слове.

Ученик:

Мы у Вечного огня

Ночь всегда слабее дня

И в бессмертье есть мосты –

Мы несём сюда цветы!

Слайд 20

(Дети выходят из зала под музыку « Блокада»).

Заключительное слово

Во время внеклассного мероприятия мы слов­но перелистали героические страницы города героя Ленинграда. Нам нельзя забывать, что за нашу сегодняшнюю жизнь была запла­чена огромная цена. Мы должны помнить своих героев. Ибо народ, который забыл свое прошлое, не имеет будущего.

Ребята, приближается Праздник Победы. Этот праздник очень дорог нашему народу. Не только в Ленинграде, но и на всей тер­ритории нашей страны шла великая битва против фашизма, битва за жизнь, за свободу нашей Родины. Участников сражений почти не ос­талось в живых. Но живы еще люди, у которых война отобрала дет­ство. Сейчас это пожилые люди, ветераны. Они живут с нами рядом и нуждаются в нашем внимании и уважении. Не забудьте поздравить их с Днем Победы, вручить цветы, открытки, георгиевские ленточки. Эти люди достойно и честно прожили свою жизнь.

Использованная литература:

1. Бергольц О. Ф. Прошлого – нет! Стихи. Поэмы. Из рабочих тетрадей. – М.,

1999

2. Воронов Ю. П. Блокада. Книга стихов. – М., 1993

3. Дудин М. А. Все с этим городом на век… Ленинградская книга. – Л. 1985

4. Инбер В. М. Душа Ленинграда. Избранное. – Л., 1979

5. Молчанов А. В. Мы из блокады. Стихи. Воспоминания. 2-е изд., исправл. и дополн. – СПб., 2005

6. Павлов Д. В. Ленинград в блокаде. – 6-е изд., испр. и доп. – Л., 1985

7. Прокофьев А. А. Стихотворения и поэмы. – Л., 1976

8. Тихонов Н. С. Стихотворения и поэмы. – Л., 1981

9. Шумилов Н. Д. В дни блокады. – М., 1974

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Аннотация: Для того чтобы воспитать гражданина, патриота своей Родины, имеющего собственное мировоззрение, необходимо ему рассказать как о радостных, так и о трудных страницах биографии родной земли, дать почувствовать свою сопричастность к судьбе Отечества. Только переживание и понимание событий исторического прошлого Родины способно сформировать у подрастающего человека настоящее чувство гражданственности и патриотизма.

Внеклассное мероприятие «Город герой - Ленинград «Блокада» основана на восстановлении исторической памяти, воспитании чувства уважения к родной стране, городу-герою Ленинграду, его героическим жителям и защитникам. Именно через эмоциональную сферу мы можем привнести общечеловеческие ценности в духовный мир ребенка. Наиболее действенным является воссоздание обстановки, в которой протекала жизнь ленинградцев в тяжелое блокадное время

Музыкальное сопровождение, видеоряд в форме презентации способствует наиболее полному и яркому восприятию звучащих произведений прозы и поэзии известных авторов того времени и наших современников. Поэтические строки Ольги Бергольц, юной жительницы блокадного Ленинграда, звуки метронома которые звучали в военное время, а так же песня «Вставай, страна огромная», песня на музыку Е. Стихина, « Мальчишки военной поры», песня «Синий платочек», песня «Ладога» вносят свои неповторимые мотивы в общий стиль литературно-музыкальной композиции.

Цель: содействие воспитанию патриотизма и сопричастности к истории своей Родины посредством «погружения» участников мероприятия в события блокадного периода жизни ленинградцев.


Задачи: дополнить знания учащихся о блокаде Ленинграда и героизме его жителей;

  • познакомить с музыкальными произведениями и поэтической литературой, посвященными блокадному городу;

  • развивать навыки выразительного чтения;

  • способствовать воспитанию уважительного отношения к

памяти погибших и пережившим блокаду ленинградцам и чувства гордости за своих соотечественников.

Реквизит: лампа - коптилка, котелок, миски, кружки, кусочки хлеба,

Оформление: действие происходит в зале: на доске - изображение панорамы блокадного Ленинграда; на окнах - имитация маскировки; в центре комнаты - имитация разведенного костра, над ним – кипяток в котелке, рядом - дрова, старые газеты на растопку, брошенная кукла; в углу - детская машинка, лоскутное одеяло.

Оборудование:

мебель: стол, стулья, табуреты,

техническое обеспечение: медиапроектор, ноутбук, колонки, экран.

Электронные образовательные ресурсы:

  • записи «Ленинградский метроном», видеофильм «Дети блокадного Ленинграда», муз. А Александрова, сл.. В. Лебедева-Кумача (фонограмма) «Вставай, страна огромная», музыка Е. Стихина «Мальчишки военной поры» слова П. Богданова музыка Л. Шенберга «Ладога» слова Я. Галицкого и Г. Максимова «Синий платочек» «Блокада»;

  • презентация «Город герой Ленинград «Блокада»».

Действующие лица:

Ведущий (учащиеся)

Чтецы (учащиеся), (родители).

Данное внеклассное мероприятие можно провести как в области курса "Окружающий мир", «Литературное чтение», час общения, посвящённый победе в Великой Отечественной войне.


Сценарный ход

Внеклассное мероприятие на тему:


« Город герой – Ленинград «Блокада»

Слайд 1

Ученик: ( приложение 1)

 Город Ленинград построил Пётр,
А фашист хотел его отнять.
Ленинградскую блокаду люди выстояли,
Мы должны об этом знать.
Я родился и живу без войн,
Благодарен за покой и тишину,
Я учусь, я сыт и я спокоен,
Но не надо забывать войну.
Сорок первый год остался в прошлом веке,
Из книг узнали мы о нём.
Началась война, война священная,
И оказалась вся Россия под огнём.
Ленинград в блокаде! Ленинград в блокаде!
Весь народ встревожен, и нельзя помочь
Разгромить фашиста, мира ради,
И борьба с врагами длилась день и ночь.
Кто пригоден к службе был,
Те город защищать ушли.
Подростки, женщины и старики
К станкам на смену им пришли.
От вражеских обстрелов дети погибали.
Нужно было срочно тех детей спасать;
Не восточный берег их матросы доставляли,
где сирен воздушных было не слыхать.
Нет воды в ленинградских квартирах,
Норма выдачи хлеба мала,
Но приходят машины из тыла,
И надежда опять ожила.
От холода и голода умирали люди.
Ладожское озеро народу помогло.
Мы дорогу жизни вечно помнить будем,
Выстояли люди всем врагам назло.
Прошло уж семь десятков лет
С тех пор, как прорвана блокада,
Но здесь свершился перелом,
Победа стала нам наградой.
Живу я в Новом Бешпагире ,
Так далеко от Ленинграда,
Но знают все мои друзья
Об этом подвиге в блокаду.

Учитель:

Этому городу и его отважным жителям посвящается сегодня наша литературно музыкальная композиция.

Ведь действительно, прошёл уже семьдесят один год со дня полного снятия блокады Ленинграда. У поколения, не знавшего ужасов войны, родились и выросли дети, которые сейчас тоже уже стали папами и мамами. Время идет. И становится историей.

Да, ведь именно потому, что ваши бабушки и дедушки выжили, выжили ценой чьих-то отданных за них жизней, на свет появились ваши родители, а потом – вы.

Но генетическая память у коренных ленинградцев все-таки начинается войной.

Ведущий 1:

27 января мы отмечали памятную дату – день полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Жители и защитники города одержали героическую и справедливую победу над голодом, холодом, страхом и болью.


Ученик:

Вечный, памятный огонь –

Как над бездною ладонь.

К нам протянута она

Из беды…беда – война.


Слайд 2

Голос Левитана (Звучит песня « Вставай, страна огромная») – все встали.


Ведущий 2:

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения  напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских  захватчиков.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.


Слайд 3

Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город. Ленинград был окружён вражескими войсками со всех сторон. Кольцо блокады сомкнулось.

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. Люди находили в себе силы и мужество даже сочинять стихи.

(Ольга Бергольц: « Февральский дневник» - читают родители детей). (Приложение 2)


  • А город был в дремучий убран иней

Уездные сугробы, тишина…

Не отыскать в снегах трамвайных линий

Одних полозьев жалоба слышна.

  • Скрипят, скрипят по Невскому полозья

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных…

  • Так с декабря кочуют горожане

За много вёрст, в густой туманной мгле,

В глуши слепых, оледеневших зданий,

Отыскивая угол потеплей.

  • А девушка с лицом заиндевелым

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завернутое в одеяло тело

На Охтинское кладбище везёт.

5. Везёт, качаясь, к вечеру добраться б

Глаза бесстрастно смотрят в темноту

Скинь шапку, гражданин!

Провозят ленинградца,

Погибшего на боевом посту.

  1. Скрипят полозья в городе, скрипят…

Как многих нам уже не досчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят.


Слайд 4


Ведущий 1:

Начало войны было для нас неудачным. Враги наступали. Их армии шли вперёд. В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ.

Посмотрите на карту! Земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.

В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны.

Единственным путем сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находящееся в пределах досягаемости артиллерии захватчиков. Ладожское озеро тогда стали называть транспортной артерией. Пропускная способность этой транспортной артерии была несоответствующей потребностям города.


Слайд 5

Ведущий 2:

Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.

Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции


Слайд 6

Ведущий 1:

Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

Слайд 7

Ведущий 2:

Не было топлива. Не было электричества.

Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и  всё снова выходило из строя.

Ученик:

Кто доживет.

Тот вспомнит в дни побед

Коптилку –

Наш убогий свет.

Не слишком ярок

Тонкий фитилек

И все ж,

К тебе придвинувшись вплотную,

Сумеет школьник

Выучить урок.


Ученик:

Сестра

Больному рану забинтует,

Согреет пальцы

О твои лучи…


Ученик:

Нам

Без тебя был мрак

Казался вечным

Ты –

Как светляк

В безвыходной ночи.

Ты

Как сверчок,

Стрекочущий за печкой.

Хранительница света и огня,

Ты в эту ночь

Опять со мною рядом,

Опять теплом подуло на меня…

Гори. Гори. Гори моя лампада. ( Приложение 3)

Слайд 8

Ведущий 1:

Кто же защищал нашу страну и наш город?

Солдаты, матросы, рабочие, женщины и даже

Дети…

(Дети исполняют песню « Мальчишки военной поры» - муз. Е. Стихина).


Слайд 9


Ученик:

Камни серые молчат

А под плитами лежат

Кати, Маши, Тани, Вовки…

Мы с тобой на Пискарёвке.


Ученик:

Маленькая ленинградка

Взрослой никогда не станет

Здесь, в музее, есть тетрадка

Автор – Савичева Таня.

Строчки – детскою рукой –

Вслух прочтём сейчас с тобой.


Ученик:

Умерла сестрёнка Женя

Бабушка и брат, и дядя

Метроном считает время

Скорбный счёт ведёт блокаде.


Ученик:

Мамы больше нет на свете

«Я одна осталась – Таня…»

Свет погас на всей планете

Лишь коптилка на буфете

Чуть мерцает, в такт дыханью

Помнит всё огонь у камня.


Ученик:

Постоим и помолчим

Мы зовём огонь святым

Он – молитва сквозь года,

Чтобы помнили всегда!


Ученик:

Всех героев Ленинграда

Чтобы дети из блокады

Как из ада в светлый рай

Из зимы попали в Май.

Чтобы мы не забывали

Слайд 10-11

Ведущий 2:

По Ленинграду ходила смерть. В городе не хватало продовольствия. Голод косит ленинградцев. Смерть входила во все дома. Свыше 650 тысяч ленинградцев погибли от голода.

1-ое фото.

На переднем плане – девочка на каком-то листе тащит за собой маленькое мертвое тельце, а женщина (видимо мама девочки) сзади подталкивает палочкой, пытаясь таким образом облегчить тяжелую ношу девочки. У этой женщины нет сил от нехватки еды, т.к. все до последней крошки она отдавала своим детям.

Почему не на санках? Почему не папа тянет за собой ношу?

На заднем плане – люди, много людей. Город живет, не сдается. Видимо идут в театр. Театры работали во время тяжелого времени.

2-ое фото.

На переднем плане – старик что-то тащит за собой на веревке. Остается только догадаться, что это может быть.

На заднем плане – на скамейке сидит мужчина, у него нет сил передвигаться. Другой мужчина сидит на асфальте, видимо уже давно сидит, т.к. его полностью замело снегом. И никто на него не обращает внимания, т.к. в блокаду у людей не было сил… хоронить своих близких и трупы на улице никого не пугали…


Ведущий 1:

Сколько людей ушло на фронт – защищать нашу Родину,

Наш Ленинград. А сколько их не вернулось…

( Дети исполняют танец « Синий платочек»).

Слайд12

Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

Слайд 13-14

Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Ученик: (приложение 4)

Девчонка руки протянула 
И головой - на край стола... 
Сначала думали - уснула, 
А оказалось - умерла. 

Её из школы на носилках 
Домой ребята понесли. 
В ресницах у подруг слезинки 
То исчезали, то росли. 

Никто не обронил ни слова. 
Лишь хрипло, сквозь метельный сон, 
Учитель выдавил, что снова 
Занятья - после похорон. 


Ученик:

Я к ним подойду, одеялом укрою,

О чем-то скажу, но они не услышат.

Спрошу – не ответят…

А в комнате – трое.

Нас в комнате трое,

Но двое не дышат.

Я знаю не встанут,

Я все понимаю…

Зачем же я хлеб

а три части ломаю.

Слайд 15

Ведущий 2:

Мы никогда не забудем тех, кто защищал город Ленинград.

Тех, кто проложил дорогу жизни и спас жителей блокадного

Ленинграда ценою собственной жизни!

Ученик:

Есть дорога через лёд…

День и ночь к нам шла подмога

Хлеб и соль, тепло и свет.


Ученик:

Никто не забыт и ничто не забыто…

Подвиг свой ежедневный

Вы совершали достойно и просто…


Ведущий 1:

Тем, кто погиб, защищая наш город, поставлены памятники, и мы всегда помним об их подвиге. (песня « Ладога»).

Слайд 16

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым:

- Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.

- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

- В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

Ученик:

Горят дома – тушить их больше нечем,

Горят дома – неделями горят.

В полнеба, как расплавленный закат.


Ученик:

И от домов промерзших, от заводов,

На кладбища все новые следы,

Ведь людям без огня и без воды,

Еще трудней, чем сквозь огонь и воду.


Ученик:

Но город жив, он выйдет из бомбежек.

Из города, из горя, из зимы.

И выстоит!...иначе быть не может.

Ведь это говорю не я, а мы!

Слайд 17

Ведущий 2:

Город на Неве остался непокорённым, но победа нам досталась дорогой ценой. Вечная память павшим в суровую годину! Они стояли за свободу родного города.

Давайте же вспомним о тех, кто погиб, и почтим их светлую память минутой молчания. И пусть в эту минуту звучит (как в годы блокады) ленинградский метроном.

(Все встают – минута молчания, звучит метроном).

Слайд 18


Но победа пришла в наш город.

Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.

Слайд 19

Ведущий 1: .

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.

В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60-100км.

Блокада длилась 872 дня.

Ученик:

Такого дня не видел Ленинград!

Нет радости подобной не бывало

Казалось, что всё небо грохотало…


Ученик:

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий

Смеялись, пели, обнимались люди.


Ученик:

И ежели отныне захотят

Сказать о пролитой бесценной крови,

О мужестве, проверенном стократ

О доблести, то скажут – Ленинград –

И всё сольётся в этом слове.


Ученик:

Мы у Вечного огня

Ночь всегда слабее дня

И в бессмертье есть мосты –

Мы несём сюда цветы!!!


Слайд 20

(Дети выходят из зала под музыку « Блокада»).








Заключительное слово

Во время внеклассного мероприятия мы слов­но перелистали героические страницы города героя Ленинграда . Нам нельзя забывать, что за нашу сегодняшнюю жизнь была запла­чена огромная цена. Мы должны помнить своих героев. Ибо народ, который забыл свое прошлое, не имеет будущего.

Ребята, приближается Праздник Победы. Этот праздник очень дорог нашему народу. Не только в Ленинграде, но и на всей тер­ритории нашей страны шла великая битва против фашизма, битва за жизнь, за свободу нашей Родины. Участников сражений почти не ос­талось в живых. Но живы еще люди, у которых война отобрала дет­ство. Сейчас это пожилые люди, ветераны. Они живут с нами рядом и нуждаются в нашем внимании и уважении. Не забудьте поздравить их с Днем Победы, вручить цветы, открытки, георгиевские ленточки. Эти люди достойно и честно прожили свою жизнь.

 


Использованная литература:


1. Бергольц О. Ф. Прошлого – нет! Стихи. Поэмы. Из рабочих тетрадей. – М.,

1999

2. Воронов Ю. П. Блокада. Книга стихов. – М., 1993

3. Дудин М. А. Все с этим городом на век… Ленинградская книга. – Л. 1985

4. Инбер В. М. Душа Ленинграда. Избранное. – Л., 1979

5. Молчанов А. В. Мы из блокады. Стихи. Воспоминания. 2-е изд., исправл. и дополн. – СПб., 2005

6. Павлов Д. В. Ленинград в блокаде. – 6-е изд., испр. и доп. – Л., 1985

7. Прокофьев А. А. Стихотворения и поэмы. – Л., 1976

8. Тихонов Н. С. Стихотворения и поэмы. – Л., 1981

9. Шумилов Н. Д. В дни блокады. – М., 1974







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее