«Осенний фестиваль знаний 2024»

Исследовательский проект на тему: «Песни и стихи Сталинграда»

Аннотация

к презентации «Стихи и песни Сталинграда».

Подготовили учащиеся 8 «в» класса

МОУ Гимназия г. Краснослободска Косач А.,Литвинова А., Шадрова В.

Руководитель – учитель русского языка и литературы

Кондратьева Е.В.

Данная презентация может быть использована на уроках литературы, музыки, в различных внеклассных мероприятиях патриотической направленности.

Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств через изучение событий истории и их отражение в искусстве.

Задачи: познакомить с историей Сталинградской битвы средствами художественной литературы, поэзии, музыки; воспитывать любовь к Отечеству, к героям Сталинградской битвы через искусство; Целевая аудитория: Разновозрастная группа учащихся.

Использованные технологии / программы: Microsoft Office PowerPoint

Объем:19 слайдов

Структура презентации: Титульный лист.

Введение.

Основное содержание.

Заключение.

Ссылки.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Стихи и песни Сталинграда

Стихи

и

песни

Сталинграда

Задачи:  1.Познакомить с историей Сталинградской битвы средствами художественной литературы, поэзии, музыки; 2.Воспитывать любовь к Отечеству, к героям ВОВ через искусство.

Задачи:

1.Познакомить с историей Сталинградской битвы средствами художественной литературы, поэзии, музыки; 2.Воспитывать любовь к Отечеству, к героям ВОВ через искусство.

Гипотеза:  военная песня, безусловно, достояние каждой нации. Именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня способна стать стержнем в духовном объединении нации и морально помочь солдатам на войне.

Гипотеза: 

военная песня, безусловно, достояние каждой нации. Именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня способна стать стержнем в духовном объединении нации и морально помочь солдатам на войне.

Актуальность:   военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Актуальность:  

военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее

огромная сила.

Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны.

Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Объект исследования:  песни и стихи Сталинграда. Область исследования:   литература, музыка. Методы исследования :  изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, литературных источников и Интернет-ресурсов; наблюдение за использованием и исполнением военных песен  в современных массовых праздниках.  Ожидаемые результаты проекта:  учащиеся узнают,  во-первых, какие песни вели наш город к Победе, во-вторых, их авторов и историю создания песен.  

Объект исследования: 

песни и стихи Сталинграда.

Область исследования:

  литература, музыка.

Методы исследования :

изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, литературных источников и Интернет-ресурсов;

наблюдение за использованием и

исполнением военных песен

в современных массовых праздниках.

Ожидаемые результаты проекта: 

учащиеся узнают,

во-первых, какие песни вели наш город к Победе, во-вторых, их авторов и историю создания песен.

 

Военная песня – это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий. В ходе работы над проектом среди учащихся 5-7 классов (34 человека) был проведён опрос на тему: «Какие песни и стихи о Сталинграде в военное время вы знаете?», «Кто их автор?», «Где звучат эти песни сегодня?». Результаты опроса мы обобщили в таблице. Какие песни знаете о Сталинграде? Кто автор? 53% 42% «На Мамаевом кургане тишина» «Растет в Волгограде березка» 10% 8% «Есть на Волге утес» «Случайный вальс»

Военная песня – это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий.

В ходе работы над проектом среди учащихся 5-7 классов (34 человека) был проведён опрос на тему: «Какие песни и стихи о Сталинграде в военное время вы знаете?», «Кто их автор?», «Где звучат эти песни сегодня?».

Результаты опроса мы обобщили в таблице.

Какие песни знаете о Сталинграде?

Кто автор?

53%

42%

«На Мамаевом кургане тишина»

«Растет в Волгограде березка»

10%

8%

«Есть на Волге утес»

«Случайный вальс»

История создания  стихотворения и песни «На Мамаевом кургане тишина».

История создания стихотворения и песни «На Мамаевом кургане тишина».

«Однажды я около полутора месяцев гостил у своего волгоградского друга, композитора Григория Пономаренко, — вспоминает В. Ф. Боков. — Как-то поехал на Мамаев курган и провел там целый день. В раздумье смотрел, наблюдал, вспоминал. И увидел стоящую на склоне легендарной высоты седую женщину, устремившую взор на Волгу. Она стояла неподвижно, как изваяние, как памятник, как скорбь, и смотрела, смотрела, смотрела на Волгу. Я не мог быть бестактным, не мог подойти к ней и спросить: «Почему вы здесь? Почему так печальны?

«Однажды я около полутора месяцев гостил у своего волгоградского друга, композитора Григория Пономаренко, — вспоминает В. Ф. Боков. — Как-то поехал на Мамаев курган и провел там целый день. В раздумье смотрел, наблюдал, вспоминал. И увидел стоящую на склоне легендарной высоты седую женщину, устремившую взор на Волгу. Она стояла неподвижно, как изваяние, как памятник, как скорбь, и смотрела, смотрела, смотрела на Волгу. Я не мог быть бестактным, не мог подойти к ней и спросить: «Почему вы здесь? Почему так печальны?" Видимо, она кого-то потеряла на Мамаевом кургане. Кого? Сына? Мужа? Дочь? Не знаю… Вот этот образ меня настолько потряс, что я не мог уже о нём забывать. И родилась строка «На Мамаевом кургане — тишина…» и родились другие строки».

Рождение песни «Есть на Волге Утёс».

Рождение песни

«Есть на Волге Утёс».

«Помню, как во время одной из ночных варварских бомбёжек города, в короткую минуту затишья, на центральной площади я слышал, как группа людей пела широкую, как Волга, песню «Есть на Волге Утёс». Это звучало символически. Уже тогда образ города-героя приобретал конкретное воплощение в песне» Трудно отделаться от впечатления, что оба автора независимо друг от друга рассказывают об одном и том же эпизоде, свидетелями которого им довелось быть. Они слышали, как на мелодию старинной песни «Утёс Стеньки Разина» бойцы пели другую песню, с новым, «военным» текстом.

«Помню, как во время одной из ночных варварских бомбёжек города, в короткую минуту затишья, на центральной площади я слышал, как группа людей пела широкую, как Волга, песню «Есть на Волге Утёс». Это звучало символически. Уже тогда образ города-героя приобретал конкретное воплощение в песне»

Трудно отделаться от впечатления, что оба автора независимо друг от друга рассказывают об одном и том же эпизоде, свидетелями которого им довелось быть. Они слышали, как на мелодию старинной песни «Утёс Стеньки Разина» бойцы пели другую песню, с новым, «военным» текстом.

«В дни жестоких боёв в Сталинграде, в августе-сентябре 1942 года, я пробовал написать слова на мелодию старинной русской песни «Есть на Волге утёс», придав этой крылатой фразе совершенно новое, боевое значение... Боевые впечатления просились в стихи, и, естественно, на память приходила исконно русская песня о волжском утёсе. Строка за строкой складывался образ Сталинградского утёса, воплотившись в новые слова старого напева... Вот и всё, что я могу сказать о рождении песни «Есть на Волге Утёс», посвященной героическим защитникам Сталинграда».

«В дни жестоких боёв в Сталинграде, в августе-сентябре 1942 года, я пробовал написать слова на мелодию старинной русской песни «Есть на Волге утёс», придав этой крылатой фразе совершенно новое, боевое значение...

Боевые впечатления просились в стихи, и, естественно, на память приходила исконно русская песня о волжском утёсе. Строка за строкой складывался образ Сталинградского утёса, воплотившись в новые слова старого напева...

Вот и всё, что я могу сказать о рождении песни «Есть на Волге Утёс», посвященной героическим защитникам Сталинграда».

Анна Рашевская Есть на Волге утёс, Он бронёю оброс Что из нашей отваги куётся. В мире нет никого, Кто не знал бы его, Тот утёс Сталинградом зовётся.

Анна Рашевская

Есть на Волге утёс,

Он бронёю оброс

Что из нашей отваги куётся.

В мире нет никого,

Кто не знал бы его,

Тот утёс Сталинградом зовётся.

История создания известной песни «Случайный вальс»

История создания известной песни «Случайный вальс»

Ночь коротка,  Спят облака,  И лежит у меня на ладони  Незнакомая  ваша рука.

Ночь коротка,

Спят облака,

И лежит у меня на ладони

Незнакомая

ваша рука.

«Растет в Волгограде березка». Родилась песня в послевоенное время. Толчком к ее написанию послужило одно  событие — все жители Волгограда в память о погибших на войне родных и близких  у Мамаева кургана посадили березки. Буквально за несколько дней на месте былых сражений вырос целый парк. Маргарита Агашина, гуляя по парку, была поражена. На деревьях висели таблички с именами людей, в память о которых будут расти березы. Особенно поэтессе запомнилась надпись «Памяти моих четырех братьев». Вскоре Маргарита Константиновна выплеснула нахлынувшие чувства на бумагу в стихотворении «Растет в Волгограде березка». Композитор Григорий Пономаренко переложил его на музыку.

«Растет в Волгограде березка».

Родилась песня в послевоенное время. Толчком к ее написанию послужило одно  событие — все жители Волгограда в память о погибших на войне родных и близких  у Мамаева кургана посадили березки. Буквально за несколько дней на месте былых сражений вырос целый парк.

Маргарита Агашина, гуляя по парку, была поражена. На деревьях висели таблички с именами людей, в память о которых будут расти березы. Особенно поэтессе запомнилась надпись «Памяти моих четырех братьев».

Вскоре Маргарита Константиновна выплеснула нахлынувшие чувства на бумагу в стихотворении «Растет в Волгограде березка». Композитор Григорий Пономаренко переложил его на музыку.

Заключение  В ходе исследования мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной войны песни и стихи духовно обогащали нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.

Заключение

В ходе исследования мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной войны песни и стихи духовно обогащали нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.

  • Песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага.
  • Песни объединяли, морально помогали выстоять и победить.
  • Песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных.
  • Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий.
Авторы : ученицы 8 «в» класса МОУ Гимназия г. Краснослободска  Анастасия Косач, Анна Литвинова, Валерия Шадрова. Руководители проекта : учитель русского языка и литературы  Е.В. Кондратьева, учитель музыки  А.А. Гурковская

Авторы :

ученицы 8 «в» класса МОУ Гимназия г. Краснослободска

Анастасия Косач, Анна Литвинова, Валерия Шадрова.

Руководители проекта : учитель русского языка и литературы

Е.В. Кондратьева,

учитель музыки

А.А. Гурковская

Литература:

Литература:

  • Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. – М., 1988.
  • Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной/ Сост. А.Е. Луковников. – М., 1975.
  • Жарковский Е. Люди и песни: Песня в строю. – М., 1978.
  • Утесов Л. Желанные гости бойцов // Музы вели в бой: Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / Сост. Красильщиков. – М., 1985.
  • Баштырева С. В. Внеклассное занятие на тему: «Сталинград во время Великой Отечественной войны: отражение в литературе, живописи, музыке, кинематографии» // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 529-532. — URL https://moluch.ru/archive/137/38233/ (дата обращения: 20.03.2018).

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее