Внеклассное занятие по экологии
«В гости к природе»
Знакомство с правилами поведения в природе
Цели: 1)формирование элементарных норм поведения в природе ;
2)развивать познавательный интерес, мышление, память;
3)воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: рисунки детей, плакаты на тему.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступительное слово.
Все знают и вы, конечно тоже, что в гостях надо вести себя вежливо, что существуют определенные правила поведения. Например, надо вытереть ноги, поздороваться, нельзя громко кричать, перебивать других. Правила вежливости нужны для того, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда ты к ним приходишь, как тебе будет приятно, когда они придут к тебе.
Скоро наступит весна, и мы с вами часто будем бывать в саду, парке, роще. Отправляясь на прогулки или в поход, помните, что и в лесу, и в поле, и на лугу мы тоже в гостях, в гостях у природы, у тех, кто здесь живет: у птиц, у зверюшек, у суетливых муравьев, у шустрых ящериц, у колючих ежей. Здесь тоже нельзя вести себя, как на ум взбредёт. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда пришел в гости к природе.
А все ли, ребята, знают эти правила? Правил таких много. Сегодня мы познакомимся с несколькими, хотя простыми, но очень важными правилами поведения в природе. ( Об этих правилах рассказывают подготовленные дети).
II. Знакомство с правилами поведения в природе.
Правило первое. « Звери всякие важны, звери всякие нужны».
Не трогайте, не убивайте, не обижайте зверей, которых встретите, ни скользкой пучеглазой лягушки, ни ползучего ужа, ни серой неповоротливой жабы, ни паука в паутине, даже если они вам кажутся некрасивыми, неприятными. Помните: они здесь хозяева, а вы гости. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.
Подготовленный ученик читает стихотворение Б. Заходера « Про всех на свете». Все- все
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете, нужны все подряд-
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы все-таки очень друг дружке нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно ошибкой окажется.
(Дети вспоминают взаимосвязи в природе, приводят примеры «полезности» животных).
Правило второе. Не старайтесь спасать птенцов. Иногда вам кажется: птичка в беде. Вот она убегает от вас, прыгая по земле. Бедняжка! Еще не умеет летать! Пропадет, съест её кто-нибудь! Нет, не пропадет, если вы её не поймаете и не унесёте из родных мест. В июле всюду полно слётков. Юные дрозды, овсянки, зяблики покидают свои гнёзда. Покинули, хотя еще не умеют летать, им так положено природой. Летать они не умеют, зато умеют спрятаться, стать невидимыми, чтобы никакой хищник их не заметил. А родители находят их и кормят. Они даже переговариваются, зовут птенцов, а птенцы им откликаются особенными неслышными звуками, доступными только птичьему слуху.
Ученик читает стихотворение:
Кто целится камнем
В птенца, в синеву?
Эй, брось, говорю!
Не шучу я с тобой.
Живой он,
Ты только подумай - живой!
И мама, наверное, ищет его:
Ребёнок для мамы дороже всего!
Правило третье. Не уносите, пожалуйста, из леса ежей. Ни маленьких, ни взрослых. К сожалению, человеку не так трудно взять ежа в плен. Но разве это дело - прийти в гости и утащить из дома хозяина? Ёжик нужен в лесу. Ёжик - насекомоядное животное. Он несёт очень важную службу. Какую? (Ответы детей)
И потом ёжик – одно из самых древних млекопитающих. Они появились на земле десятки миллионов лет назад. Вот они какие старинные ежи! Их надо беречь, а значит не трогать.
Чтение стихотворения Ю. Могутина «Убежал».
А ёжик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Он тосковал уже с утра.
Он тосковал ещё вчера
Чего он, глупый, тосковал?
К нему никто не приставал
Его мы так любили,
И гладили, и мыли,
Но он свернулся и дрожал.
А после взял и убежал.
А почему ёж убежал? (Ответы детей)
В траве сновали паучки,
Тихонько тренькали сверчки,
С родной природой в мире
Ёж был в своей квартире.
Правило четвёртое. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком. От красоты луга не останется и следа, если там побывает группа учеников - любителей цветов. Цветок, выросший в лесу, на лугу, в поле находится «у себя дома», он связан с другими обитателями. К нему прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадают в почву, где из семян вырастут новые растения.
Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им?
Чтение стихотворения Е Карасёва.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали
И не видели, как из- под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели…
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Правило пятое. Лесной вежливости. Иногда гости в лесу кричат, поют, аукаются. От этого шума лес стоит испуганный, затаившийся. И никто из крикунов не знает, что происходит. Не услышат, как дятел в своей кузнице долбит, а уж как кто-то невидимый в траве прошуршал – и подавно не заметят. С чем пришли, с тем уйдут крикливые гости. Будто хозяев дома не застали. (Показ плаката « Мы не любим шума»). По вывешенным красочным рисункам, плакатам дети сами составляют правила поведения в природе :
« Не оставляй мусор!», « Не убивайте пауков!» и др.
Знакомлю детей с цветами, занесёнными в «Красную книгу», изображенными на плакате « Не рви нас!».
Итог занятия. Выводы.
Выполняя эти несложные, но очень важные правила, дети, мы будем беречь природу и умножать её богатства. И конечно, надо учить этим правилам других.
Таковы основные правила поведения в природе, которыми могут овладеть учащиеся в начальных классах. Разумеется, это не все правила, а некоторые из них. Список может быть дополнен. Поскольку речь идет об элементарных нормах поведения в природе, формированию их необходимо уделять внимание всегда: и во время прогулок, экскурсий, походов, и на уроках, на внеклассных занятиях.
Нужно, чтобы правила поведения в природе воспринимались детьми не просто как пожелания, и тем более, голые запреты, а именно как правила, со своей значимостью, важностью.
Желательно, чтобы, помимо словесной формулировки, каждое правило имело и графическое выражение. Это может быть сделано в виде знаков, которые служат своеобразными опорами для запоминания довольно значительного числа правил. Работа со знаками вызывает большой интерес самих ребят и повышает в их глазах весомость правил поведения в природе . Работа над правилами поведения в природе, несомненно, поможет формированию у наших воспитанников ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли.