Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17» г. Тобольска
Разработка внеклассного мероприятия
«Дорогою добра»
Разработала учитель начальных
классов МАОУ СОШ №17
первая квалификационная категория
Суворова Наталья Викторовна
Тобольск, 2015
Открытое внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Добра
«Дорогою добра»
Цели и задачи:
- формировать в сознании детей понятие «доброта»;
- развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;
- расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;
- пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков.
Предварительная подготовка: подборка материалов из газет, книг о добрых поступках, пословицы о добре, изготовление цветов из цв. бумаги, рисунки на тему «Доброта спасет мир», дерево добра с записками о совершении доброго дела, заучивание стихотворений о добре и добрых делах.
Оборудование: презентация к классному часу, 3 конверта для команд с пословицами, бумажная кукла, заготовка лица-солнышка, дерево «доброты», буклеты и цветы – герберы, выполненные из бумаги для гостей.
Ход классного часа
Учитель. Сегодня мы с вами собрались в такой уютной кампании, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.
Качество это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец - ДОБРОТА.
- А чтобы настроиться на такой важный разговор, обязательно нужна добрая песня.
( звучит фрагмент песни « Доброта» из мультфильма «Приключения поросёнка Фунтика»)
Учитель: Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете? (ответы детей)
Учитель: Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работе группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое доброта?»
Выступление группы «исследователей».
Первая ученица: Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.
Второй ученик: У слова «доброта» есть много родственных слов:
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый;
добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный;
доброжелательный - желающий добра;
добропорядочный - приличный, достойный одобрения;
добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом;
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности.
А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.
Третья ученица: Писатель Виктор Розов так говорит о доброте: «Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид».
Четвёртый ученик: Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».
Пятый ученик: Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
Шестая ученица:
Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы, с тобой добрей.
Учитель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами:
А-аз Ж-живёте
Б-буки 3 - земля
В-веди Л-люди
Г - глагол М - мыслите
Д - добро П - покой
Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро». Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся. В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но их начало и окончание перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно.
Ребята работают в группах, затем представитель каждой группы зачитывает получившиеся пословицы. Учитель задаёт контрольные вопросы по выполненной работе каждой группе.
1 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Без добрых дел нет доброго имени»?
2 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Не одежда красит человека, а его добрые дела»?
3 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит»?
Поговорим об этом подробнее.
Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. (Ученица называет обидные слова, учитель загибает края куклы).
Учитель: Посмотрите на куклу, она изменилась? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось? (ответы учащихся).
- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное). Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова)
Учитель: ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить.
Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека.
Учитель: Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)
Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
Сейчас мы будем изображать портрет доброты. «Точка, точка, запятая...». Нельзя сказать, что этот человечек приятный для окружающих. Давайте сделаем его добрым - нарисуем доброе лицо и на лучики прикрепим качества доброго человека.
Учитель: А сейчас давайте устроим музыкальную паузу и споём песню самого наидобрейшего кота в мире «Песенку Леопольда».
Звучит клип, караоке «Песня кота Леопольда».
Учитель: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра.
И сейчас я хочу предоставить слово второй творческой группе, которая защитит свой мини-проект «Добро и зло».
Выступление второй творческой группы
Первая ученица:
Каждый знает этот мир
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое –
В нас живут вот эти двое.
Вторая ученица:
Они борются годами
В сказках, фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать
Кому в этом помогать.
Третья ученица:
Если хочешь в мире тёмном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.
Четвёртая ученица:
Ну, а если ты улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.
Пятая ученица:
Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
Шестой ученик: Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от плохих черт характера. Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие. (По ходу монолога демонстрируются тематические рисунки, которые ребята сделали заранее).
Седьмой ученик:
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
Твори добро, чтобы любя,
Добро тебя нашло.
Зла не верши, чтоб и тебя
Не погубило зло.
Словами, мыслями, делами
Твори добро, борись со злом.
Всегда, везде, где только сможешь,
А главное - в себе самом.
Первая ученица: Чтобы на Земле никогда не было зла, люди должны научиться выращивать «сады доброты». Сообща, все вместе, дружно, дерево за деревом. Своё дерево доброты мы уже сделали и хотим подарить его всем ребятам.
Выступающие дарят классу «Дерево доброты»
Учитель: Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Каждому из нас надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.
Я предоставляю слово третьей творческой группе. Тема их выступления - «Добро вокруг нас».
Выступление третьей творческой группы.
Первая ученица: Доброта бывает разная. Самая маленькая доброта - пассивная. Это когда человек не ударит слабого, не обидит легкоранимого. Но - пройдёт мимо зла. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже пройдёт мимо зла. И бывает доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Человек, обладающий такой добротой, всегда будет бороться со злом, защитит слабого, поможет в беде.
Второй ученик: Мы подвели итоги анкетирования «Добрый ли вы человек?» И вот что у нас получилось.
Оказывается, в нашем классе нет ребят недружелюбных, недоброжелательных, с которыми неинтересно общаться. Но зато есть ребята, которые добры далеко не со всеми, а только с теми, кто им нравится. Это неправильно, потому, что надо стараться быть добрыми со всеми. А ещё у нас есть ребята, которые любезны, нравятся окружающим, умеют общаться с людьми. У них, наверное, много друзей. Пожелаем им всегда быть такими же добрыми.
Третья ученица: Всегда приятно находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Мы составили правила доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым:
• Делись последним с другом.
• Помогай людям
• Защищай слабого
• Не завидуй
• Прощай ошибки другим
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятаться, а поделиться.
Не кричать, а выслушивать.
Не разорвать, а склеить.
Учитель: Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям. А какие добрые дела можем сделать мы с вами? Кому нужна наша доброта? (Старикам, детям, животным, растениям, другим людям)
Давайте подумаем, а что бы мы могли доброе сотворить? (Помочь бабушке перейти дорогу, соседке поднести сумку, придержать дверь в подъезде, помочь малышу на детской площадке сесть на качели, уступить место в транспорте, помочь молодой маме вынести коляску, накормить кошку или собаку косточкой из супа, птиц в парке, сделать кормушку, помочь дома маме, папе, бабушке, дедушке).
Учитель: Сегодня в нашем классе стартует акция «Спеши делать добро». В течение недели мы будем стараться делать как можно больше добрых дел. Эти дела мы будем обсуждать в классе, и если они действительно окажутся важными, нужными, добрыми, на нашем дереве доброты распустится ещё один цветок. И я надеюсь, что к концу акции дерево будет усыпано нашими добрыми делами. Согласны?
Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось бы узнать, а к какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств).
Чтец 1:
Будьте добры, это я говорю по секрету.
Будьте добры - и не ждите за это конфету.
Будьте добры - без игры и во время игры,
Если сумеете, будьте добры.
Чтец 2:
Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.
И если кому-то поможет твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Чтец 3:
Мы желаем, чтобы с вами людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами вы смотрели на людей,
Чтобы были справедливы и в решениях мудры.
К людям будете добры вы - люди будут к вам добры.
Чтец 4:
Как бы жизнь не летела - дней своих не жалей,
Делай доброе дело ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,
Делай доброе дело - тем живём на Земле.
Учитель: 17 февраля отмечается всемирный День Доброты. Он отмечается ежегодно по инициативе международных благотворительных организаций. В России этот праздник практически неизвестен. В этот день нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично. А ещё в этот день надо дарить подарки и герберы.
Дети дарят гостям цветы герберы, сделанные из бумаги.
Звучит песня «Дорога добра»
Учитель: Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди. Наш классный час окончен. Всем спасибо.