«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Виды творческих работ на уроках литературного чтения"

Обязательным компонентом системы начального литературного образования младшего школьника общепризнана творческая деятельность.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Виды творческих работ на уроках литературного чтения


Обязательным компонентом системы начального литературного образования младшего школьника общепризнана творческая деятельность.

Курс литературного чтения призван ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, используя опору на смежные виды – рисование, музыку, инсценирование (драматизацию), подключение элементов и подходов, характерных для киноискусства, ведь литературное развитие ребёнка связано прежде всего с формированием способности к полноценному восприятию художественного произведения. Эта способность, в свою очередь, складывается из умения воспринимать изобразительно – выразительные средства языка и воссоздавать в своём воображении образы, адекватные авторскому тексту, умения видеть авторскую позицию и понимать идею произведения[5].

Особенно эффективен для стимулирования творческого мышления, воображения и ассоциативности такой интегративный по своей природе приём работы, как составление диафильма по прочитанному. Этот приём ценен по многим соображениям: во – первых, детям есть на что ориентироваться – создано огромное число различных диафильмов. Рассматривая один из них, дети смогут наглядно увидеть, что такое разбивка на кадры; во – вторых, отбор материала для заполнения каждого из кадров обостряет внимание детей к тому, что называется в произведении обстоятельствами, обстановкой, интерьером; в – третьих, выбор нужного и поясняющего кадр фрагмента текста помогает ученикам не только аналитически углубиться в текст, но и соотнести данную часть с произведением в целом, получить представление о том, что такое субтитры.

Аналогичная по результативности работа протекает при разных формах инсценирования, т.е. чтения текста по ролям. Здесь появляются дополнительные возможности для расширения «творческого кругозора» учеников за счёт знакомства с работой режиссёра, автора инсценировки текста, костюмера, художника и даже суфлёра.

Надо заметить, что традиционное обучение чтению предполагает использование творческих видов деятельности в процессе работы над произведением. Рекомендуют обычно такие приёмы, как чтение по ролям, словесное рисование, творческий пересказ, постановка живых картин, драматизация. Однако, методика рассматривает эти виды работы как желательные, но не строго обязательные. Это и приводит к тому, что в школьной практике творческие виды работ проводятся очень редко, хотя в контексте литературного образования творческая деятельность ребенка признается, во-первых, строго обязательной, во –вторых, предполагающей работу не только на основе прочитанного текста, но и собственное авторское творчество, в – третьих, фиксирующей внимание на форме произведения.

Оценивая детское творчество, и, высказывая своё суждение о нём, взрослый должен быть предельно деликатным, бережно относиться к восприятию мира маленькими авторами, не подменяя непосредственный детский взгляд на окружающее своим пониманием тех или иных явлений.

Развитию воображения и связной речи младших школьников на уроках чтения способствуют творческие работы, которые проводятся на основе изучаемого художественного произведения.

Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают. Творческая деятельность позволяет учащимся раскрыть и активизировать свои способности; неуверенным ребятам – развить инициативу, сообразительность, мышление. Ведь даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.

В истории методики принято выделять три основных вида творческих работ: иллюстрирование, драматизация и рассказывание.


Для успешного выполнения учащимися творческих работ им необходимо представлять сущность каждого их вида, они должны овладеть определенной системой понятий, отражающих специфику каждого вида. К ним относятся: рассказ, словесное рисование, иллюстрация, словесное, графическое и музыкальное иллюстрирование, композиция, сюжет, драматизация, портрет, поза, мимика, жесты, сценарий, декорации.

Среди перечисленных понятий легко выделить три группы:

-понятия, относящиеся к рассказыванию (рассказ, словесное описание);

-понятия, относящиеся к иллюстрированию (иллюстрация, словесное, графическое и музыкальное иллюстрирование);

-понятия, относящиеся к драматизации (драматизация, поза, портрет, мимика, жесты).

Внутри каждой группы понятия характеризуются близостью, родством: чаще всего они дополняют друг друга (например, иллюстрация –словесная; портрет – мимика, поза, жесты). Поэтому работу над формированием понятий целесообразно организовывать таким образом, чтобы одновременно отрабатывались не одно, а группа родственных понятий.

Каждое понятие имеет определение, в котором выражаются его наибо-лее существенные признаки и отношения. Например:

- «Иллюстрация – это изображение, сопровождающее и дополняющее текст»;

- «Декорация – устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки материального действия»;

- «Драматизировать – переделывать какое – нибудь произведение, придавая ему форму пьесы»;

- «Поза – положение тела»;

- «Жест – движение руками или телом, что – то обозначающее или сопровождающее речь».

Определение понятий в таком виде труднодоступно учащимся начальных классов, поэтому в процессе обучения необходимо найти такие способы введения понятий, которые позволили бы исключить объёмные по формулировке и абстрактные по содержанию определения.

В процессе работы над формированием понятий особые трудности также вызывает и терминология. Терминов оказывается слишком много, и обширная терминология загромождает процесс обучения детей творческим работам.

Обобщая всё вышеизложенное, замечу, что процесс формирования понятий необходимо строить с учётом следующих условий:

1. Вести одновременную работу не над отдельным понятием, а над группой родственных, близких понятий.

2. Давать определение понятия, которое затем уточняется и углубляется путём практических упражнений.

3. В отдельных случаях определение не даётся, а в работе над понятием используется только приём практического примера.

4. Терминология сообщается учащимся в том случае, если это имеет принципиальное значение в плане обучения.

Наиболее распространённым видом творческой деятельности учащихся является драматизация.

Ещё в начале 20 века многие передовые учителя на уроках чтения начали использовать активные творческие приёмы: рисование, лепку и драматизацию. Даже в Программах по русскому языку, выпущенных в 1920 году, был самостоятельный раздел «Драматизация». В то же время несколькими педагогами под руководством Е. Соловьёвой вышли методические рекомендации «Игра – драматизация в школе» (М.; Пг.,1924) [21].

Исключительное значение авторы данных рекомендаций придавали драматизации всего прочитанного детьми произведения, так как «драматизация есть последствие того психологического процесса, при котором всё виденное, слышанное и прочитанное вновь продумывается, переживается и воспроизводится при помощи слова, интонации, жеста, мимики, позы, группировки» (Игра – драматизация в школе –М.; Пг.,1924).

Таким образом, можно определить, что драматизация – это такая деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят прочитанное, увиденное или услышанное в лицах, используя все или некоторые из следующих выразительных средств: интонационно окрашенное слово, мимику, жест, позу, движение, действие, мизансцену.

Именно драматизация является одним из учебных приёмов, которые способствуют активизации учебной работы учащихся на уроках чтения. Вот некоторые из видов драматизации, которые могут быть использованы в классе без специальных театральных средств и подмостков:

- чтение произведения по ролям. Его удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как басня, сказка. Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить: выбрать эпизод, который может быть прочитан детьми по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сценку по ролям. Только после этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию из реплик и подготовиться к чтению. В заключение эпизод читается по ролям учениками, вызванными к доске.

-чтение наизусть с применением соответствующих жестов, телодвижений, интонации, расположения в группах;

- чтение произведения в классе с описанием тех положений, действий, выражений лиц, поз, интонации, костюмов, обстановки и прочих средств и предметов, которые необходимы для живого действия;

-разыгрывание сценария с некоторыми декорациями, условными костюмами, упрощенным гримом.

Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает детям зримо увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение учащихся, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Приём драматизации обеспечивает яркость внешних представлений, которые можно рассматривать как важную форму наглядности. Драматизация для детей, способствуя их отождествлению с героями произведения, служит средством, которое обостряет восприятие морального опыта, отраженного в книге. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и поведения. Привлекая детей к театральной деятельности, мы развиваем в них активное отношение к миру, создаём базу для действий не только эмоциональных, словесных, но и физических.

Драматизация также способствует развитию речи учащихся, являясь одним из способов воспитания ребёнка. Она влияет на речь детей в силу двух причин:

1) создания на уроке естественной ситуации речевого общения;

2) использования в качестве основы для инсценирования лучших образцов детской литературы.

При использовании приёма драматизации на уроках чтения нужно иметь в виду, что существуют формы драматизации различной сложности, развивающие творческую деятельность детей, которые следует вводить постепенно, всё более усложняя их с учетом возрастных особенностей учащихся и целей урока. Это анализ иллюстраций с точки зрения выразительной мимики и пантомимики изображенных на них героев; постановка индивидуальных и групповых «живых картин», подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности, чтение по ролям, драматизация развёрнутой формы.

Анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики, изображенных на них героев нужно начинать с подготови-тельного этапа обучения грамоте. Анализ иллюстраций происходит в таком порядке: восприятие иллюстрированного материала («Что изображено на картинке?»); выделение «эмоциональных знаков» («Что делает герой?», «Какое у него выражение лица?»); истолкование значения «эмоционального знака» («В каких случаях у людей бывает такое настроение?»).

Для того чтобы ученики почувствовали эмоциональное состояние героя иллюстрации, можно предложить им такое задание: «Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете?». И дети воспроизводят тот или иной жест, позу героя или его мимику, сидя на своих местах.

Хочу отметить, что на уроках литературного чтения анализ иллюстра-ции чаще всего не является самостоятельным видом работы. Он всего лишь подготовительный этап перед проведением более сложной формы - драматизации.

Постановка «живых картин» - эта форма драматизации, известная в методике русского языка ещё с начала 20 века. «Живая картина - это момент из художественного произведения, запечатленный не на полотне, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите».

Работа над произнесением отдельной реплики героя произведения с установкой не только интонации, но и пластики происходит в следующем порядке:

- восприятие текста произведения, который предстоит драматизировать;

- проверка качества восприятия; характеристика героев произведения с привлечением текста;

-анализ действий и слов одного из героев в названной учителем ситуации; - демонстрация поведения героя;

- анализ соответствия показа смыслу отрывка из литературного произведения;

- установление и устранение причин несоответствия этюда прочитанному произведению.

Данная форма драматизации более сложна, чем «живые картины», за счет того, что выразительно воспроизводится речь героев произведения. Однако, из – за того, что в драматизации участвует лишь один исполнитель, произнесение отдельной реплики можно проводить, уже начиная с уроков обучения грамоте, а продолжается эта работа на уроках чтения, постепенно переходя к более сложным формам драматизации: чтению по ролям и развернутой драматизации.

Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги. На первых порах при проведении чтения по ролям нужно учить детей определять количество персонажей, находить границы их реплик, обозначать принадлежность реплик тем или иным героям. Когда дети овладеют перечисленными навыками, то больше внимания следует уделять характеристике действующих лиц и выразительности их интонации.

Драматизация развернутой формы – самый сложный вид драматизации. Она содержит в себе все средства драматической выразительности, и поэтому вводится не сразу, а постепенно.

В зависимости от целей урока, этапа обучения, подготовленности класса к развернутой драматизации, учитель может драматизировать один эпизод , несколько эпизодов, связанных между собой или все произведение целиком, если это посильно детям.

Далее проводится показ творческой деятельности, а затем - анализ результатов драматизации.

Существует и схема работы над драматизацией, не зависящая от её вида:

1. Восприятие материала, который предстоит драматизировать.

2. Анализ произведения (обстановка, образы героев, их поступки).

3. Постановка исполнительских задач («Что нужно передать, разыгрывая сцену?»).

4. Выбор выразительных средств («Как это сделать?»).

5. Пробы, анализ.

6. Подведение итогов, внесение корректив.

7. Заключительный показ и его анализ.

Но все – таки эффективность использования приёмов драматизации на уроках литературного чтения будет зависеть от соблюдения следующих правил:

- учитель и учащиеся должны ясно осознавать цель использования на уроках каждого из приёмов драматизации;

- при использовании любой формы драматизации важно соблюдать последовательность работы;

- для повышения качества драматического воплощения литературного произведения целесообразно использование иллюстративного материала там, где это возможно;

- распределение ролей проводить сразу после проведения подготовки, перед завершающим этапом инсценировки;

- необходимо выработать у детей отношение к драматизации как к искусству переживания, а не изображения;

- должна быть оценка и анализ любого вида драматизации, используемого на уроке, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся;

- использовать прием драматизации в процессе обучения систематически, а не случайно.

Драматизация может стать находкой для любого учителя, интересным и полезным мероприятием для всего классного коллектива.

Кроме этого, драматизация или творческая деятельность ближе всего к детскому литературному творчеству. Наряду со словесным творчеством, драматизация (инсценирование) представляет собой самый распространенный вид творческой деятельности детей, поэтому она и близка ребёнку.

В драматической форме образ, созданный из элементов действительности, воплощается и реализуется снова в действительность, хотя и в условную; стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, здесь находит своё полное осуществление. Ребёнок, который в первый раз видит поезд, драматизирует свои представления: он играет роль паровоза, стучит, свистит, стараясь подражать тому, что он видел. И эта творческая драматизирующая деятельность доставляет ребёнку огромное наслаждение, т.е. драма, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, близко, действенно и непосредственно связывает творческую деятельность с личным переживанием.

Не менее близкой является и связь всякой драматизации с игрой. Игровая деятельность – корень, основа всякого детского творчества. В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки.

Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детской творческой деятельности. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, иногда инсценируют какой – нибудь готовый материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям, потому что оно приобретает смысл как часть целого; это есть подготовка или естественная часть целой занимательной игры.

Вообще, в настоящей детской постановке все – от занавеса до развития драмы - должно быть сделано руками и воображением самих детей, и только тогда драматическое творчество получит всю свою силу и всё своё значение для полноценного развития ребёнка.


Упражнения, направленные на развитие творческого воображения учащихся.


Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, имеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к успешной дальнейшей жизни. Человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразуя природу, создает предметы, которых в ней нет. Обычно перед материализацией какого – либо замысла строится мысленный его образ. Такое умение и называется воображением. Именно поэтому, воспитание новой современной личности должно быть ориентированно на развитие творческого воображения. Воображение сопряжено со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Оно включается в восприятие, обогащает новые образы, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Развитию творческого воображения помогают развитые творческие способности – продукт самостоятельного решения вопросов и задач, самостоятельного вскрытия закономерностей и связей между предметами и явлениями, это – продукт развития, при котором учитываются интересы, увлечения и страсть, т.е. главные движущие силы.

Чтобы развивалась творческая личность, необходимо сосредоточенность, нацеленность на активную работу воссоздающего и творческого воображе-ния, ассоциативного мышления, которое питается за счёт тех или иных разнообразных запасов впечатлений и представлений, почерпнутых в окружающей действительности.

Важно формировать творческое воображение в учебной деятельности младших школьников. Ведь именно оно предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в продуктах деятельности.

От уровня развития творческого воображения во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.

Разработанные задания и упражнения, применяемые систематически, развивают творческое воображение учащихся на уроках литературного чтения.

Используя метод иллюстрирования на уроках чтения, нужно иметь ввиду то, что существуют формы иллюстрирования различной сложности, которые необходимо вводить постепенно, начиная от простого к сложному. Первостепенно необходим анализ иллюстраций и картин, включающий в себя работу над иллюстрацией – портретом, анализ группового портрета и сопоставление иллюстрации и текста; а только затем можно использовать словесное рисование со зрительной динамической опорой; графическое рисование отрывка, с последующим выборочным чтением текста, составление диафильма к изучаемому литературному произведению; драматизацию и музыкальное иллюстрирование.

Для развития творческого воображения на уроках литературного чтения, предлагаю те упражнения, использование которых на каждом уроке, в системе, обязательно поможет развитию воссоздающего и творческого воображения на уроках литературного чтения.


I . Упражнения, направленные на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.

Для полноценного восприятия стихотворения ученикам необходимо проникнуться эмоциональным состоянием героя, прочувствовать и пережить то, что волнует, удивляет и радует персонаж. Для усиления эмоционального восприятия учащимся предложите следующие задания:

· Какие чувства при чтении возникли у вас: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

· Обратите внимание на слова, которые выбирает автор, для того, чтобы передать свою радость, восхищение, огорчение, восторг, грусть и т.п.

· Найдите в тексте слова, передающие настроение автора;

· Придумайте или подберите мелодию к прочитанному произведению.


II. Упражнения, направленные на пробуждение воображения и фантазии школьников.

Пробуждение воображения и фантазии учащихся необходимо на каждом уроке. Ведь, чтобы развивать воображение школьников, нужна систематическая и кропотливая работа. И данные упражнения помогут в этой деятельности любому учителю.

· Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень, землю и т.п.

· Подберите словесную иллюстрацию к выбранному вами отрывку или нарисуйте её сами;

· Какие строки произведения подходят к вашей иллюстрации?


III. Упражнения, направленные на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре.

Работа над образным языком очень важна. Она способствует развитию речи, обогащению словарного запаса учащихся, приближает к творческому процессу. Именно выразительные средства языка, красоту поэтических выражений должны понимать дети.

· Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими;

· Изменится ли описанный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору?

· Найдите в тексте образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору;

· Найдите эпитет и слово, которое он определяет.


IV. Упражнения, направленные на выражение личностного отношения:

Любому учащемуся нужно чувствовать настроение автора, произведения в целом, уметь высказывать своё отношение к прочитанному и к каждому герою в отдельности. Предлагаю упражнения, которые помогут выражению личностного отношения:

· Какие настроения автора вы почувствовали?

· Поделитесь с товарищами, родителями своими впечатлениями об услышанном;

· Выразите возникшее у вас чувство;

· Расскажите о своём отношении к воображаемой после прочтения картине.


Каждому учителю необходимо помнить, что важным методическим условием формирования у учащихся творческого и воссоздающего воображения с помощью иллюстрирования является система форм иллюстрирования, расположенных от простого к сложному.

А что же делать, когда ребёнок ещё не ходит в школу? Воображение непременно необходимо развивать и в этом случае. Рассказывайте детям сказки. Но, сказки можно не только рассказывать, их можно сочинять самим вместе с детьми. На сказках можно тренировать воображение, память, сообразительность ребёнка.

Несколько таких способов для тренировки (по мотивам книги Джанни Родари «Грамматика фантазии»):

· Детям предлагается перечислить все случаи употребления слова «кирпич», какие они знают или могут вообразить.

Этим тестом можно проверить и сообразительность, и память, и воображение ребёнка. Можно также пофантазировать как использовали бы кирпич те или иные герои сказок. Например, если любимая сказка ребёнка «Золушка», можно спросить: «А как использовала бы кирпич мачеха Золушки?» Может быть, она подперла бы им дверь, чтобы Золушка не могла попасть на бал. А сводные сестры Золушки? Они могли бы колоть кирпичом орехи. А сама Золушка? Поставила бы на кирпич горшок с цветком, чтобы он был поближе к солнцу.

Конечно, вместо «кирпича» может быть любой предмет. Даже тот, который является новым для ребёнка. Увидев что – то новое, ребенок интересуется открытием, и можно использовать это любопытство для развития воображения, пофантазировав, какие еще функции, кроме основной, может выполнять данный предмет.

· Чтобы активизировать воображение, Джанни Родари предлагает взять два разных слова и найти способ их соединить [6].


«Когда я был учителем, я вызывал к доске двух учеников, одного просил написать слово на видимой стороне доски, другого – на оборотной. Этот небольшой подготовительный ритуал имел определенный смысл. Он создавал атмосферу определенного напряжения, сюрприза. Если ребенок писал на виду слово «пёс», то оно уже было особым словом… Повернув доску, мы обнаруживали, предположим слово «шкаф». Дети встречали его взрывом смеха… Но «шкаф» в паре с «псом» -это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул…Самый простой способ их сочленить –это прибегнуть к помощи предлога. Таким образом, получится несколько картин:

-пес со шкафом;

-шкаф пса;

-пес на шкафу;

-пес в шкафу и т.д.» [4]

Из соединения двух слов можно придумывать истории. Дж. Родари утвер-ждает, что их таких сочетаний можно получить отличные сказки. Но даже для простой тренировки воображения такой способ может быть очень полезен.

Он призывает задавать наводящие вопросы: для чего два слова –объекта объединились? Что из это вышло? При этом можно обсудить все варианты соединения.

· Ещё способ придумать историю –гипотеза. Техника гипотезы проста: «Что было бы, если….?»

*Что было бы , если бы динозавры дожили до наших дней?

*Что было бы , если круглые сутки был только день или только ночь?

При этом, чем сложнее задача, тем интереснее ребенку будет её решать. Дети любят решать «взрослые» задачи. И ещё, пофантазировав на тему отсутствия дня или ночи, вы можете рассказать своему ребенку, что на севере, на самом деле, бывает такое время, когда наступает полярная ночь и т.д.

· Можно предложить детям игры:

1). Вырезаются из газет заголовки статей, вырезки тасуются и группируются – получаются сообщения о нелепейших, сенсационных или просто забавных событиях. Например:

-Купол собора святого Петра,

-Раненный ударом кинжала,

-Ограбив кассу, сбежал в Швейцарию.

2). Записочки с вопросами и ответами…

Например,

- Кто это был?

-Где находился?

-Что делал?

-Что сказал?

-Что сказали люди?

-Чем кончилось?

Все по очереди отвечают на вопросы, заворачивая свой ответ, чтобы другие не могли его прочитать.

3). Знаменитая игра: рисунок в несколько рук.

Первый участник делает набросок, второй –добавляет свои детали, третий –меняет направленность рисунка, трансформирует его. Например, первый рисует овал глаза, второй –пририсовывает куриные ноги, третий –вместо головы рисует цветок и т.д.

· Родари предлагает «перевирание сказки» и «продолжение сказки». Например,

«-Жила –была девочка, которую звали Желтая Шапочка….

-Не Желтая, а Красная!

-Ах, да, Красная! Так вот позвал ее папа и ….

-Да, нет же не папа, а мама…» и т.д.

«Перевирать» можно также, и добавляя других героев, и наделяя злых героев добрыми качествами, а добрых –злыми, можно придумывать другие окончания сказкам, или продолжения.

Природа щедро наградила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые высокие ступени творческой деятельности. И именно мы должны создать определенные условия для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться и ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее