Тип урока. Урок усвоения новых знаний
Тема: В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»
Цель: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Задачи и формируемые УУД:
Личностные:
-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относится к одноклассникам;
- учиться определять свою позицию;
- мотивировать к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;
-формировать нравственного сознания и эстетического вкуса;
- учиться понимать духовную сущность произведения
Коммуникативные:
-учиться чётко, правильно высказывать своё мнение, обосновывать его;
-выявлять точку зрения автора и выражать свою;
-сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи
Регулятивные:
- учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
-использовать установленные правила в контроле способа решения;
- продолжить работу по формированию умения проводить аналитическую работу, определять жанр, тему, различать содержание (о чём?) и форму (как?) художественного произведения
Познавательные:
- учиться находить информацию в тексте;
- делить текст на смысловые части;
-фиксировать информацию в виде плана;
- проводить анализ и синтез объектов;
- развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении;
- воспитывать интерес к чтению книги
Предметные:
- формировать полноценное восприятие художественного произведения на у ровне главной мысли (идеи);
-обучать самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать, выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)
Оборудование: учебник «Литературное чтение» - часть первая, авторы-составители Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова; ТПО – часть первая, автор Л.А.Ефросинина; текст сказки, интерактивный комплекс, индивидуальные листы для творческой работы, цветные карандаши, фломастеры, карточка для групповой работы
Методы обучения: исследовательский, проблемно - диалогический, системно-деятельностный подход.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа.
Вид обучения: проблемный.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
I.Организационный момент Мотивация к учебной деятельности. (1мин) Самоопределение к деятельности | Прозвенел звонок – начинаем урок литературного чтения | Учащиеся готовы к проведению урока
| Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу. |
II.Актуализация знаний (4 мин) | -С творчеством какого автора вы познакомились на предыдущем уроке? -Что вы запомнили из биографии этого автора? (слайд №1) Всеволод Михайлович Гаршин (1855 – 1888)
- С каким произведением работали дома?
- Что вам запомнилось об этом литературном произведении? (слайд № 2) В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» … «В 1887 году выходит последнее произведение автора – детская сказка «Лягушка-путешественница»…
| На прошлом уроке мы познакомились с творчеством В.М.Гаршина.
Дети отвечают о детских годах, о семье писателя, о годах учёбы , об участиях в военных событиях с Османской империей, о литературной деятельности В.М.Гаршина.
-Дома мы работали с литературной сказкой Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка-путешественница»
-Эта сказка была последней работой писателя | Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества |
III. Проверка домашнего задания (6 мин)
| -Что такое литературный эпизод?
(Проверка со слайда №3 Вспоминаем Эпизод – это часть текста художественного произведения, в которой происходит событие, влияющее на развитие действия или раскрывающее характер героя.
- Какие эпизоды вы отметили? Зачитайте.
Вывод: вспомнили содержание сказки, зачитали эпизоды. Вы хорошо справились с домашним заданием | -В эпизоде событие разворачивается в определённый момент времени в одном месте и состав героев не изменяется.
Учащиеся зачитывают эпизоды на с. 102 – 103; с.104 – 105, с 109 учебника | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
IV. Аналитическая работа с текстом сказки (8 мин)
| I - Почему автор назвал лягушку путешественницей
Как автор её описывает? Зачитайте подтверждения из текста
- Как к ней относится автор? - Уточним, что такое ирония?
Проверьте свою работу (Обращение к слайду № 4. Запомни!
Ирония – тонкая скрытая насмешка)
- В чём проявляется ироничное отношение автора к героине?
| Автор назвал лягушку путешественницей, потому что она смогла переместиться в другую местность, далеко от своего родного болота необычным для лягушки способом.
Учащиеся зачитывают: С. 102… «Дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке …», С. 104 … «большую и толстую квакушку…», … «лупоглазую голову «…
- Автор относится к ней с иронией. Ирония – не очень обидная насмешка.
Работа в ТПО с.56 задание №4 Дети осуществляют проверку и коррекцию
Учащиеся зачитывают: С.102 «лягушка- квакушка», С.105… «шлёпнулась»…, «бултыхнулась»…, с. 108 … «полетела вверх тормашками»…
| Регулятивные: планирование, прогнозирование . Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Находить нужную информацию о героях изучаемых произведений, представленную в явном виде.
Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
V. Деление текста на смысловые части (6 мин) | - Ребята, сейчас вам предстоит поработать в парах и постараться разделить текст сказки на большие смысловые части. Работайте внимательно – большое количество частей у вас получиться не должно
Проверка работы в парах - Зачитайте начало и конец I части
- Какая пара готова озвучить границы II части?
Продолжаем проверку. - Прочитайте, пожалуйста, границы III смысловой части.
-Назовите границы следующей части
Сделаем вывод: -Сколько смысловых частей вы определили в этой сказке? -Молодцы. Вы хорошо справились с этой работой. | Учащиеся приступили к заданию в парах – делят текст сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница» на смысловые части. (по завершению работы пары отправляют
I часть С.102 «Жила-была на свете лягушка-квакушка» … С.104 … « На этот раз утки, описав огромный полукруг, спустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка.»
II часть С.104 … «-Кря, кря! – сказала одна из них»… С.106… «Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и всё будет превосходно»
III часть С.106 … «Хотя молчать и тащить хоть бы и лёгкую лягушку три тысячи вёрст не бог знает какое удовольствие…» С.108 … «- Это я! Я!»
IV часть С.108 … «И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю.»… С.110 … «Они думали, что квакушка разбилась о землю и очень жалели её.»
Эту сказку мы разделили на IV смысловые части
| Регулятивные:планирование прогнозирование . Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра
|
VI. Составление плана сказки (6 мин)
Определение темы и идеи литературного произведения | - Ребята, предлагаю вам более сложное задание. Для его выполнения вам предстоит объединиться в группы. - На Карточках (для каждой группы подготовлена заранее Карточка) вам предстоит составить план сказки. Количество частей вы уже определили.
- По завершении работы всех 5 групп, представители от каждой – выходят к доске, чтобы озвучить план, составленный своей группой.
Вывод: Все группы предложили очень удачные планы. Были использованы разнообразные речевые обороты, синонимы. Все группы справились с заданием. Эти планы помогут вам дома подготовить пересказ этой сказки. |
Учащиеся объединяются в группы по 4 человека и приступают к выполнению задания – составляют план сказки.
План (примерный) 1.Знакомство с лягушкой 2.Встреча уток с лягушкой 3.Необыкновенное путешествие 4.Конец путешествия и фантазии лягушки.
|
Личностные: применять правила делового сотрудничества Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
- Вспомните, вчера на уроке мы определяли тему этой сказки?
- Какова же идея?
Вывод: Мы вспомнили тему и идею сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница» | Тема сказки совпадает с названием – необычная лягушка-путешественница
- Хвастовство не приводит к добру. Лягушка была умна и изобретательна, и могла бы долететь до юга. |
| |
VII. Работа над выразительным чтением (5 мин) | - Ребята предлагаю вам прочитать одну из частей сказки выразительно, по ролям. - Как вы считаете, содержание какой части больше всего подойдет для этой работы?
- Посмотрите в учебник. - Сколько персонажей нам потребуется для чтения этой части?
- Кто желает читать по ролям?
АВТОР – Тарасова Алёна ЛЯГУШКА – Морозова Алина УТКИ – Ларина Варвара, Храмов Дмитрий, Захарова Ульяна. (слайд № 5)
Вывод: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Чтение было выразительным, эмоциональным. |
- Для чтения по ролям самой удачной может быть II часть
- Нам будет нужен АВТОР, ЛЯГУШКА и несколько, например, ТРИ УТКИ. Учащиеся поднимают руки.
Дети выходят к доске – читают II часть сказки выразительно по ролям | Личностные: пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком произведения. Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра
|
VIII. Творческая работа . Моделирование книжной обложки (3 мин) | - Предлагаю вам составить модель книжной обложки - С чего начнём работу?
- Что ещё обязательно должно быть отражено на книжной обложке?
- Что ещё присутствует на модели обязательно?
- Что ещё возможно разместить на обложке?
Вывод: (слайд № 6) В.М.Гаршин
Лягушка-путешественница
-Ребята, мы повторили этапы оформления модели книжной обложки. Приступайте к работе – всё необходимое у вас приготовлено .
Покажите, какие обложки у вас получились
Передайте готовые модели по рядам.
Вывод: Мы выпустили книжку-самоделку! Труд каждого из вас вложен в изготовление этой книжки! Молодцы! |
- В верхней части модели книжной обложки необходимо указать фамилию автора .
- В нижней части модели обложки следует указать название произведения.
- Мы укажем жанр и тему литературного произведения .
- На модели мы можем нарисовать иллюстрацию .
Учащиеся выполняют творческую работу по моделированию книжной обложки.
Дети показывают свои работы.
Учащиеся передают по рядам учителю свои творческие работы.
| Коммуникативные: рисовать иллюстрации к отдельным отрывкам, эпизодам произведений индивидуально или в группах, оформлять книги-самоделки Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
|
IX. Подведение итогов урока
Рефлексия урока (1 мин) | Чему вы учились сегодня на уроке?
Ребята, глядя на нашу книжку-самоделку, сделайте вывод о нашей работе на уроке. | -Сегодня на уроке мы делили текст сказки на части. - Мы составляли план сказки. - Отвечали на вопросы, читали одну часть сказки по ролям. - Мы выпустили книжку-самоделку.
- Сегодня на уроке мы работали со сказкой о животных Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка-путешественница» |
Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, формировать контрольно-оценочную деятельность: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
-Кому на уроке было интересно? - у кого из вас настроение улучшилось?
Вы активно участвовали в работе. Спасибо, ребята. | Дети сигнализируют. Дети сигнализируют.
|