«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема: В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

Тип урока. Урок усвоения новых знаний

Тема: В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

Цель: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

Задачи и формируемые УУД:

Личностные:

-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относится к одноклассникам;

- учиться определять свою позицию;

- мотивировать к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;

-формировать нравственного сознания и эстетического вкуса;

- учиться понимать духовную сущность произведения

Коммуникативные:

-учиться чётко, правильно высказывать своё мнение, обосновывать его;

-выявлять точку зрения автора и выражать свою;

-сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи

Регулятивные:

- учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

-использовать установленные правила в контроле способа решения;

- продолжить работу по формированию умения проводить аналитическую работу, определять жанр, тему, различать содержание (о чём?) и форму (как?) художественного произведения

Познавательные:

- учиться находить информацию в тексте;

- делить текст на смысловые части;

-фиксировать информацию в виде плана;

- проводить анализ и синтез объектов;

- развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении;

- воспитывать интерес к чтению книги

Предметные:

- формировать полноценное восприятие художественного произведения на у ровне главной мысли (идеи);

-обучать самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать, выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)

Оборудование: учебник «Литературное чтение» - часть первая, авторы-составители Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова; ТПО – часть первая, автор Л.А.Ефросинина; текст сказки, интерактивный комплекс, индивидуальные листы для творческой работы, цветные карандаши, фломастеры, карточка для групповой работы

Методы обучения: исследовательский, проблемно - диалогический, системно-деятельностный подход.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа.

Вид обучения: проблемный.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тип урока. Урок усвоения новых знаний

Тема: В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

Цель: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

Задачи и формируемые УУД:

Личностные:

-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относится к одноклассникам;

- учиться определять свою позицию;

- мотивировать к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;

-формировать нравственного сознания и эстетического вкуса;

- учиться понимать духовную сущность произведения

Коммуникативные:

-учиться чётко, правильно высказывать своё мнение, обосновывать его;

-выявлять точку зрения автора и выражать свою;

-сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи

Регулятивные:

- учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

-использовать установленные правила в контроле способа решения;

- продолжить работу по формированию умения проводить аналитическую работу, определять жанр, тему, различать содержание (о чём?) и форму (как?) художественного произведения

Познавательные:

- учиться находить информацию в тексте;

- делить текст на смысловые части;

-фиксировать информацию в виде плана;

- проводить анализ и синтез объектов;

- развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении;

- воспитывать интерес к чтению книги

Предметные:

- формировать полноценное восприятие художественного произведения на у ровне главной мысли (идеи);

-обучать самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать, выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)

Оборудование: учебник «Литературное чтение» - часть первая, авторы-составители Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова; ТПО – часть первая, автор Л.А.Ефросинина; текст сказки, интерактивный комплекс, индивидуальные листы для творческой работы, цветные карандаши, фломастеры, карточка для групповой работы

Методы обучения: исследовательский, проблемно - диалогический, системно-деятельностный подход.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа.

Вид обучения: проблемный.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I.Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности. (1мин)

Самоопределение к деятельности

Прозвенел звонок – начинаем урок литературного чтения

Учащиеся готовы к проведению урока



Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.

II.Актуализация знаний

(4 мин)

-С творчеством какого автора вы познакомились на предыдущем уроке?

-Что вы запомнили из биографии этого автора? (слайд №1)

Всеволод Михайлович Гаршин

(1855 – 1888)



- С каким произведением работали дома?




- Что вам запомнилось об этом литературном произведении?

(слайд № 2)


В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

«В 1887 году выходит последнее произведение автора – детская сказка «Лягушка-путешественница»…



На прошлом уроке мы познакомились с творчеством В.М.Гаршина.

Дети отвечают о детских годах, о семье писателя, о годах учёбы , об участиях в военных событиях с Османской империей, о литературной деятельности В.М.Гаршина.







-Дома мы работали с литературной сказкой Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка-путешественница»


-Эта сказка была последней работой писателя

Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.

Личностные: применять правила делового сотрудничества

III. Проверка домашнего задания

(6 мин)





-Что такое литературный эпизод?



(Проверка со слайда №3

Вспоминаем

Эпизод – это часть текста художественного произведения, в которой происходит событие, влияющее на развитие действия или раскрывающее характер героя.


- Какие эпизоды вы отметили? Зачитайте.


Вывод: вспомнили содержание сказки, зачитали эпизоды. Вы хорошо справились с домашним заданием

-В эпизоде событие разворачивается в определённый момент времени в одном месте и состав героев не изменяется.












Учащиеся зачитывают эпизоды на с. 102 – 103; с.104 – 105, с 109 учебника

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

IV. Аналитическая работа с текстом сказки

(8 мин)


I - Почему автор назвал лягушку путешественницей






Как автор её описывает? Зачитайте подтверждения из текста






- Как к ней относится автор?

- Уточним, что такое ирония?



Проверьте свою работу (Обращение к слайду № 4.


Запомни!


Ирония – тонкая скрытая насмешка)


- В чём проявляется ироничное отношение автора к героине?



Автор назвал лягушку путешественницей, потому что она смогла переместиться в другую местность, далеко от своего родного болота необычным для лягушки способом.


Учащиеся зачитывают:

С. 102… «Дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке …»,

С. 104 … «большую и толстую квакушку…», … «лупоглазую голову «…


- Автор относится к ней с иронией.

Ирония – не очень обидная насмешка.


Работа в ТПО с.56 задание №4

Дети осуществляют проверку и коррекцию




Учащиеся зачитывают:

С.102 «лягушка- квакушка»,

С.105… «шлёпнулась»…, «бултыхнулась»…, с. 108 … «полетела вверх тормашками»…


Регулятивные: планирование, прогнозирование . Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Находить нужную информацию о героях изучаемых произведений, представленную в явном виде.


Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

V. Деление текста на смысловые части

(6 мин)

- Ребята, сейчас вам предстоит поработать в парах и постараться разделить текст сказки на большие смысловые части. Работайте внимательно – большое количество частей у вас получиться не должно


Проверка работы в парах

- Зачитайте начало и конец I части









- Какая пара готова озвучить границы II части?






Продолжаем проверку.

- Прочитайте, пожалуйста, границы III смысловой части.





-Назовите границы следующей части







Сделаем вывод:

-Сколько смысловых частей вы определили в этой сказке?

-Молодцы. Вы хорошо справились с этой работой.

Учащиеся приступили к заданию в парах – делят текст сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница» на смысловые части.

(по завершению работы пары отправляют


I часть

С.102 «Жила-была на свете лягушка-квакушка» …

С.104 … « На этот раз утки, описав огромный полукруг, спустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка.»



II часть

С.104 … «-Кря, кря! – сказала одна из них»…

С.106… «Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и всё будет превосходно»



III часть

С.106 … «Хотя молчать и тащить хоть бы и лёгкую лягушку три тысячи вёрст не бог знает какое удовольствие…»

С.108 … «- Это я! Я!»





IV часть

С.108 … «И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю.»…

С.110 … «Они думали, что квакушка разбилась о землю и очень жалели её.»


Эту сказку мы разделили на IV смысловые части

Регулятивные:планирование прогнозирование . Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра



VI. Составление плана сказки

(6 мин)




























Определение темы и идеи литературного произведения

- Ребята, предлагаю вам более сложное задание. Для его выполнения вам предстоит объединиться в группы.

- На Карточках (для каждой группы подготовлена заранее Карточка) вам предстоит составить план сказки. Количество частей вы уже определили.


- По завершении работы всех 5 групп, представители от каждой – выходят к доске, чтобы озвучить план, составленный своей группой.


Вывод: Все группы предложили очень удачные планы. Были использованы разнообразные речевые обороты, синонимы. Все группы справились с заданием. Эти планы помогут вам дома подготовить пересказ этой сказки.




Учащиеся объединяются в группы по 4 человека и приступают к выполнению задания – составляют план сказки.




План (примерный)

1.Знакомство с лягушкой

2.Встреча уток с лягушкой

3.Необыкновенное путешествие

4.Конец путешествия и фантазии лягушки.



Личностные: применять правила делового сотрудничества

Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

- Вспомните, вчера на уроке мы определяли тему этой сказки?


- Какова же идея?



Вывод:

Мы вспомнили тему и идею сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница»

Тема сказки совпадает с названием – необычная лягушка-путешественница


- Хвастовство не приводит к добру. Лягушка была умна и изобретательна, и могла бы долететь до юга.


VII. Работа над выразительным чтением

(5 мин)

- Ребята предлагаю вам прочитать одну из частей сказки выразительно, по ролям.

- Как вы считаете, содержание какой части больше всего подойдет для этой работы?


- Посмотрите в учебник.

- Сколько персонажей нам потребуется для чтения этой части?


- Кто желает читать по ролям?


АВТОР – Тарасова Алёна

ЛЯГУШКА – Морозова Алина

УТКИ – Ларина Варвара, Храмов Дмитрий, Захарова Ульяна.

(слайд № 5)



Вывод:

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Чтение было выразительным, эмоциональным.




- Для чтения по ролям самой удачной может быть II часть




- Нам будет нужен АВТОР, ЛЯГУШКА и несколько, например, ТРИ УТКИ.

Учащиеся поднимают руки.


Дети выходят к доске – читают II часть сказки выразительно по ролям

Личностные: пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком произведения. Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием


Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра


VIII. Творческая работа . Моделирование книжной обложки

(3 мин)

- Предлагаю вам составить модель книжной обложки

- С чего начнём работу?



- Что ещё обязательно должно быть отражено на книжной обложке?



- Что ещё присутствует на модели обязательно?


- Что ещё возможно разместить на обложке?


Вывод: (слайд № 6)


В.М.Гаршин




Лягушка-путешественница


-Ребята, мы повторили этапы оформления модели книжной обложки. Приступайте к работе – всё необходимое у вас приготовлено .


Покажите, какие обложки у вас получились


Передайте готовые модели по рядам.



Вывод:

Мы выпустили книжку-самоделку!

Труд каждого из вас вложен в изготовление этой книжки! Молодцы!



- В верхней части модели книжной обложки необходимо указать фамилию автора .


- В нижней части модели обложки следует указать название произведения.



- Мы укажем жанр и тему литературного произведения .


- На модели мы можем нарисовать иллюстрацию .




Учащиеся выполняют творческую работу по моделированию книжной обложки.




Дети показывают свои работы.



Учащиеся передают по рядам учителю свои творческие работы.



Коммуникативные: рисовать иллюстрации к отдельным отрывкам, эпизодам произведений индивидуально или в группах, оформлять книги-самоделки

Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием





IX. Подведение итогов урока











Рефлексия урока

(1 мин)

Чему вы учились сегодня на уроке?







Ребята, глядя на нашу книжку-самоделку, сделайте вывод о нашей работе на уроке.

-Сегодня на уроке мы делили текст сказки на части.

- Мы составляли план сказки.

- Отвечали на вопросы, читали одну часть сказки по ролям.

- Мы выпустили книжку-самоделку.


- Сегодня на уроке мы работали со сказкой о животных Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка-путешественница»


Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, формировать контрольно-оценочную деятельность: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

-Кому на уроке было интересно?

- у кого из вас настроение улучшилось?


Вы активно участвовали в работе.

Спасибо, ребята.

Дети сигнализируют.

Дети сигнализируют.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее