ДОКЛАД
учителя НОО Барминой Ю.А.
на тему:
« Активизация познавательных интересов
младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения»
«Доска и мел – наши главные инструменты,
но хочется большего…..»
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели начального общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты нового поколения. Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно – коммуникационные. Возможности ИКТ: Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно – иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим принципам: создание презентаций к уроку; работа с ресурсами Интернета; использование готовых обучающих программ; разработка и использование собственных авторских программ. Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов. В том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни. Учитель или ученик могут на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись, снимки, чертежи. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, содержат изображения, видеоматериалы, тестовые задания. На конкретных примерах предлагаю рассмотреть возможность использования ИКТ на уроках в начальной школе. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети на экране монитора изучают количественные соотношения или состав числа. Для наилучшего представления условия задач и способа её решения можно использовать главных героев задачи, схему, таблицу, с помощью чего решаются, например, задачи на движение. Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Это работы с самопроверкой с эталоном или устный счет с проверкой знаний. ИКТ помогает организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляет возможность им систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения в виде компьютерных игр, развивать образное мышление, память На уроках математики можно применять самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ. Интерес к урокам математики вырастает. Русский язык (письмо) Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Например, собрать пословицу Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы по различным признакам, способствуют созданию проблемной ситуации. Такие уроки способствуют развитию творческих способностей, активизации мыслительной и познавательной деятельности. Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся уроки – викторины, уроки-путешествия по сказкам, по пройденному разделу. Они расширяют и закрепляют полученные знания, повышают активность учеников, способствуют развитию познавательного интереса к предмету. Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, технологии У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику. Задания различного характера, цели способствуют решению не только задач урока, но и развивают общеучебные УУД. Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы. Большинство учителей начальной школы сталкиваются с проблемой проведения уроков труда по технике "Оригами”. Детям порой сложно наглядно продемонстрировать этапы работы, указав линию сгиба, линию отрыва, промежуточное сечение. Презентации помогают ученикам разобраться в технике складывания, есть возможность повторить трудный этап, а значит у большинства получится желаемый результат, что поможет повысить интерес к урокам труда. При проведении физкультминуток можно использовать презентации с песнями, «делай с нами», «повторяй за нами», что повышает эмоциональный настрой учащихся, помогает им отдохнуть. А уроки-путешествия, уроки-КВНы, соревнования, тематические праздники стали наиболее интересны, наглядны при использовании ИКТ, что способствует развитию познавательного интереса учащихся к процессу обучения. В настоящее время, ко многим УМК разработаны электронные учебные пособия по обучению грамоте, по русскому языку, по математике, по технологии. Данные пособия помогают учителю в более наглядной, игровой форме объяснить новый материал, провести первичный контроль с самопроверкой, а ученику - закрепить изученный материал дома, путем самостоятельного общения с компьютером. Наиболее оптимальным является проведение занятий в таких классах, где расположены индивидуальные рабочие места учащихся у компьютеров, аналогичное рабочее место есть и у учителя. В этом случае существует возможность максимально использовать ресурсы электронного учебного пособия при организации различных форм обучения. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, он становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивы, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе. А значит, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения
|