1. Содержание работы с орфографическим словарем
Для того чтобы ученики уже на исходном этапе начали овладевать словарным запасом родного языка, очень важно формировать нужду пользоваться словарем, формируя на уроках и во внеурочное время ситуации поиска лексического смысла слова, а также применять создавшие внезапно ситуации разбора незнакомых слов в тексте учебников либо дополнительной литературы. В течение работы ученики обязаны выяснить предназначение словарей, выучиться находить в них необходимое слово и уметь заниматься со словарной статьёй.
Необходим направленный труд по ознакомлению младших школьников с азами использования справочной литературой.
К данной работе возможно приступить с изучения правильного использования “Орфографического словаря”. Имелось бы полным заблуждением отстранять решение этого непростого и многогранного вопроса на более позднее время обучения младших школьников. Во время обучения в каждом творческом письменном труде школьник встречается с множеством слов, орфографию которых он не понимает, даже известное правило использовать не всегда возможно. Какой путь в данном случае он избирает? А путь такой: пишет, как слышит. Либо: узнает у взрослых, друзей. Либо: подберет из двух-трех популярных слов самое обычное, примененное прежде, чем обдуманно обедняет свою речь.
Никакой из данных путей не приводит к увеличению грамотности. Следовательно, заниматься со словарем – это осуществлять контроль над собой, развивать речь, копить активный словарный запас.
Создание прочного опыта работы со словарем начинают с первых шагов учащегося в школе, т.е. с уроков изучения грамоты. Школьники знакомятся с буквами, ищут их место в кассе букв, непрерывно пополняют первый ряд кассы и повторяют азы на каждом задании. Этому уделяется 20-30 минут урока. Запоминание алфавита проводится как одна из физкультминуток, в игровой форме. К примеру, именуя буквы, школьники аплодируют. Это вынуждает проговаривать буквы правильно, не отставая от друзей. Ведется также игра с мячом “Быстро дай имя следующей букве”. Либо такая игра: повернувшись спиной к алфавиту, детки повторяют буквы и т.д.
Вторым этапом работы становится практическое применение алфавита. Для этого используются такие игры-задания: “Построй своих одноклассников по алфавиту”, “Расставь книги известных писателей на полочке так, чтобы их быстро можно было найти”, “Ты работаешь в регистратуре больницы. Наведи порядок на стеллажах с карточками больных”, “Ты авиадиспетчер. Запиши названия городов, в которые летят самолеты, по алфавиту”. И т.д. На этом этапе учащиеся выполняют задания от 5 до 10 слов. Потом задание усложняется. Ведется прямое знакомство учеников с определенными имеющимися словарями. Во-первых – зрительное: ученики видят, что словари бывают большие, узнают, что в них находится немало слов, что в отсутствии знания алфавита слово скоро не отыщешь. Работа с “Орфографическим словарем”, составленным П.А. Грушниковым, дают самые простые задания: отыщите свое имя в перечне имен в дополнении к “Словарю”. Прочтите слова на букву а, правильно соблюдая ударение (1 – 2 столбика).
Из данного столбика слов (колонка слов записана на доске) выпишите популярные слова, устно составьте с ними некоторое количество предложений (заодно выясняя смысл слов).
Выпишите несколько слов на заданную букву.
Разыщите спрятавшееся слово.
Посчитайте, сколько страниц занимают слова на букву п и ф. Как вы думаете, почему такая разница?
Пользуясь “Словарем”, решите ребусы. Подберите слово с нужным количеством букв (рис. 1, 2).
На третьем этаже работы учащимся предлагается использовать “Словарь” при выполнении различных видов самостоятельных работ. Вопросы и задания бывают следующие:
- Найдите нужное слово, вставьте его в предложение.
Составьте предложение по картинке, о написании трудных слов справляйтесь в “Словаре”.
Пользуйтесь “Словарем”, когда пишите изложение, сочинение.
Таким образом, работа с “Орфографическим словарем” не только преследовала грамматические цели, но и была направлена на ознакомление с лексическим значением новых слов или тех, значение которых дети понимали неправильно. Словарные упражнения проводились с целью обучения правильному орфоэпическому произношению, соблюдения нормативного ударения [Аргунова, 2014].
Работа со словарем – один из путей воспитания детей средствами языка.
2. Содержание работы с толковым словарем
Искусство употреблять толковый словарь имеет огромную социальную значимость. Оно гарантирует учащимся в школьные годы и в их будущей зрелой жизни возможность дополнять собственные знания о языке, справляться с лексическими затруднениями при чтении книг и печатных изданий, при слушании радио и телепередач. Выработка умения употреблять толковый словарь основывается на последующих познаниях о нем: толковый словарь, предназначение толкового словаря, словарная заметка, грамматические и лексические пометы в ней. Понятие толковый словарь введено в программу, другие понятия включатся в учебный процесс посредством учебника. «С лексикографическими понятиями наиболее целесообразно знакомить учащихся рассредоточено, параллельно с изучением лексикологических понятий: например, словом и его лексическим значением толковый словарь, словарная статья; с однозначными и многозначными словами со способом обозначения разных значений многозначного слова; с прямым и переносным значением с пометой перен. (переносное); с омонимами со способом обозначения омонимов; с диалектными словами с пометой обл. (областное); с профессиональными слова с пометой спец. (специальное) или с сокращенным названием специальности: мор. (морское) и т.д.; с устаревшими словами с пометой устар. (устарелое);с фразеологизмом с особым знаком ? » [Баранов,2013].
Целями работы с «Толковым словарем», является ввод школьников в культуру языка и речи чрез вербальные формы, которые выражают особенно значительные понятия в мыслительной работе носителей языка, открывают характерные черты русской народной философии и психологии, быта.
Познакомить с лексической ролью слов, с многозначностью слова, что повергнет к значительному росту лексического запаса ученика, росту правильности применения слов, расширению сферы их использования.
Приобщить школьников к литературе справочного типа по родному языку, научить их работать с толковым словарем.
Задачи работы со словарем в 3-4 классе.
Создавать способность применять словарь при лексико-стилистической подготовке к написанию творческого произведения.
Любая категория слов, над которой преподаватель и воспитанник функционируют по словарю, должна иметь выход в речевую практику. В случае если правописание текста отсрочено в периоде, в таком случае к словарной статье необходимо адресоваться как можно чаще, и совершать это так же в связи с заданием учебника, и как самостоятельно подготовленное задание к творческому занятию.
С целью ознакомления со словарными понятиями употребляется либо сообщение преподавателя, или самостоятельный анализ подходящего материала в учебнике. С целью укрепления приобретенных познаний проделываются последующие процедуры: анализ лексикографической заметки, направленный на поиск подходящей пометы; нахождение в толковом словаре слов, располагающих указанные пометы; толкование назначения той либо другой пометы в лексикографической заметке. Параллельно создается способность использовать толковый словарь. Вначале формируется необходимость пользоваться им для справки. С этой целью преподаватель или преднамеренно организовывает ситуацию поиска лексического смысла слова, или употребляет непринужденную обстановку анализа незнакомых слов в тексте упражнения учебника. Создается способность пользоваться толковым словарем с помощью следующих процедур: обнаружение слова в толковом словаре; декламирование в лексикографической статье толкования лексического смысла слова; нахождение в толковом словаре слов конкретной категории по надлежащим пометам. Исключительно большое значение в формировании речи учеников играет работа со словами-синонимами. Их внедрение делает речь яркой, образной, живой [Тоцкий, 2013].
Помимо этой собственной проблемы, толковый словарь осуществляет функции других языковых словарей: орфографического (по словарю всегда допускается проверить написание слова), орфоэпического (словарик отмечает нормативное произношение слов), фразеологического (в словаре приводятся идиоматичные сочетания), этимологического (к определенным словам приводятся сведения этимологического характера). По причине такой универсальности толковый словарь значим не только как справочник, но и как учебное руководство по русскому языку.
3. Содержание работы с этимологическим словарем
С 3 класса особенного интереса заслуживает обращение к происхождению слова, его этимологии. Приобщение детей к этимологии слова оказывает влияние на развитие внимания к языку, обогащение лексикографического запаса и орфографической зоркости. Понимание возникновения слова требует от учащихся некоторых языковых умений, следовательно, этимологический материал применяется выборочно и там, где он полностью доступен для осмысливания учеников.
Полный анализ практикуемых в нынешней школе способов словарной работы поверг нас к заключению, что обогащению словаря обучающихся способствует в первую очередь опоре на составляющие этимологии.
Обращение к происхождению слова дает возможность понять смысл исторического корня, к которому оно восходит, и таковым способом наиболее углубленно осознать семантику данной лексической единицы и предпосылки ее современного правописания. По причине этого в лингводидактике наравне с общепризнанными методами толкования смысла слова отделяют этимологический метод [Аргунова, 2014].
Мы, вслед за Аргуновой ВИ. , полагаем, что возможно и необходимо постоянное обращение к этимологии в начальных классах на межпредметном уровне вначале только в тех вариантах, когда слово тяжело для ребят не исключительно в орфографическом, но и в смысловом плане. Это обуславливается признаками психолингвистического формирования младших школьников. Согласно размышлению Л.С. Выготского, этимологический анализ возвращает словам основное, образное значение. Известно, что у младших школьников образное понимание доминирует над логическим, поэтому использование этимологического анализа при работе со словом в начальных классах несомненно поможет ребятам выявить колоритное, образное значение множества слов. Не считая этого, внедрение компонентов этимологии в начальных классах приносит вероятность базироваться на первоначальную, естественную способность ребенка к этимологизированию и устремлять ее в научное русло.
Нами описана система словарной работы на основе этимологического анализа в начальных классах, а сейчас хотелось бы отметить такие виды работы, как творческое списывание, письменные ответы на вопросы, игра «Верно ли?», словарные диктанты с опорой на этимологию, этимологические кроссворды.
Творческое списывание отлично известно в методе русского языка. В нашем случае оно применено с целью укрепить в памяти обучающихся смысл проходимых слов. Творческое списывание используется для закрепления познаний, умений и навыков на различных уроках по подобным школьным дисциплинам, как русский язык, математика, естествознание, изобразительное искусство, музыка. Отметим, что для труда употребляются слова и отдельные научные определения, смысл и орфография которых изучалась с опорой на этимологию. Например,
Задание: напишите на месте точек подходящие по смыслу слова.
I. Русский язык
1) Букву или часть слова, где возникает опасность ошибки, называют ...
2) Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов, называют ...
3) ... — это слова, совпадающие по звучанию, но полностью расходящиеся по значению.
4) ... — это слова, противоположные по значению.
5) ... — это слова, совпадающие или близкие по значению.
Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: орфограмма, этимология, омонимы, антонимы, синонимы.
II. Математика
1) Размер, объём, протяжённость предмета называется ...
2) ... — равносторонний прямоугольник.
3) ... — это единица длины, сотая часть метра.
4) Основная единица массы, равная тысяче граммов — ...
5) Мера длины, равная тысяче метров — ...
6) Инструмент для вычерчивания окружностей называется ...
Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: величина, квадрат, сантиметр, килограмм, километр, циркуль.
Ш. Природоведение (естествознание)
1) ... —это коллекция засушенных растений.
2) Видимая граница неба и земной или водной поверхности называется 3) Чтобы точно определить стороны света, нужно воспользоваться ...
4) Солнце всходит на ... и заходит на ...
Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: гербарий, горизонт, компас, запад, восток.
IV. Изобразительное искусство
1) ... — прозрачные краски, разводимые на воде, и картины, написанные такими красками.
2) Общий вид какой-то местности или рисунок, картина, изображающая виды природы, описание природы в литературном произведении — это...
3) ... — это изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре.
4) ... — это картина с изображением крупным планом предметов: цветов, плодов, битой дичи, рыбы, утвари.
Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: акварель, пейзаж, портрет, натюрморт.
V. Музыка
1) ... — благозвучная последовательность звуков, образующая музыкальное единство, напев.
2) Большое музыкальное произведение для оркестра называется ...
3) ... — это театральное представление, танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой.
4) ... — музыкально-драматическое произведение (или представление такого произведения на сцене), в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.
Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: мелодия, симфония, балет, опера.
Письменные ответы на вопросы
Этот вид работы также хорошо известен в методике русского языка. Он используется в данном случае для закрепления в памяти учащихся значения слов, изученных с опорой на этимологию. Приведем примеры таких вопросов. Они однотипны и начинаются одной фразой: как называется...
... тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков, коллекций, фотографий? (Альбом.)
... форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга? (Соревнование.)
... комплексное спортивное сооружение с трибунами для зрителей и со специально оборудованными площадками для тренировок, состязаний? (Стадион.)
… соревнование спортивных команд — бег, движение на дистанции, при котором на определенном этапе один спортсмен, сменяясь, передает другому условленный предмет? (Эстафета.)
... краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта, циркового представления? (Антракт.)
Игра «Верно ли?» помогает учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных им слов. Приведем несколько вопросов для этой игры.
Верно ли, что...
... слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню?
(Неверно. Слово портной исконно русское и восходит к слову порт в значении «полотно». Слово портфель восходит к французскому портер, что значит «носить».)
... слова ветеран и ветчина восходят к одному историческому корню?
(Верно. Слова ветеран и ветчина восходят к латинскому ветус, что значит «старый».)
... слово газета образовано от слова газ?
(Неверно. Слово газета образовано от итальянского газа, что значит «сорока» — изображение птицы на мелкой монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией. Слово газ восходит к греческому хаос в значении «первичное, бесформенное состояние мира».)
... слово мелодия можно проверить словом милый?
(Неверно. Слово мелодия возникло на базе сложения двух греческих слов: мело — «песня» и оде — «песня». Слово милый восходит к латинскому милис — «нежный, спокойный».)
... слово окулист восходит к тому же слову, что и слово око?
(Верно. Слова окулист и око восходят к латинскому окулюс в значении «глаз».)
... слово автограф — называет автомобиль, в котором ездят графы?
(Неверно. В слове автограф часть граф — не родственна слову граф в значении «дворянский титул или лицо, имеющее этот титул», она образована от греческого элемента графе — в значении «пишу». Часть авто- в обоих словах образована от греческого авто в значении «сам». Слово автограф имеет значение «собственноручная, обычно памятная надпись или подпись».)
... слова плотник и плот исторически родственные?
(Верно. В древности словом плот называли соединенные друг с другом бревенчатые стены домов. Такие плоты делали плотники.)
Изображенные виды деятельности содействовали закреплению приобретенных школьниками познаний об этимологии слов, мастерства разделять слова на морфемы как в современном, так и в историческом плане, умения сравнивать созвучные слова по значению (а смысл слова извлекать из его возникновения).
Словарные диктанты с опорой на этимологический разбор дают возможность активно обогащать лексикографический потенциал учеников. В подобные диктанты вводятся исключительно те слова, с этимологией которых дети уже ознакомились.
Кроссворды продуктивно употребляются для укрепления знаний, приобретенных в процессе словарной работы с опорой на этимологию. Мы рекомендуем два варианта кроссвордов, которые отличаются степенью сложности задачи:
1) отгадать слово по этимологической справке к нему;
2) отгадать слово по началу этимологической справки к нему.
Кроссворды с опорой на этимологию дают возможность ребятам активизировать в памяти знания о происхождении слов. Помимо этого, внедрение этимологических кроссвордов приносит вероятность обучающимся использовать приобретенный на заданиях материал об этимологии не только в учебной, но и в игровой работе [Тоцкий, 2013].
В заключении необходимо отметить, что способ словарной работы с опорой на этимологию и, в частности, описанные методы изучения лексики, изученной с помощью этимологического анализа, содействуют вырабатыванию у школьников смекалки, обнаруживать ранее не известные слова и разъяснять их смысл и орфографию с опорой на значение исторических корней, к которым они восходят, либо частей, из каких они состоят. В последствии становятся последующие позитивные перемены конкретной речевой деятельности учеников: во-первых, существенно повышается орфографическая подготовленность в тех вариантах, когда смысл данной лексической единицы анализируется с опорой на ее этимологию, во-вторых, улучшается синтаксический характер речи. Помимо этого, в силу обогащения словаря с опорой на этимологию у младших школьников сформировывается понятие о языке как о развивающемся явлении, о взаимосвязи языка с историей государства, народа, о содействии языков мира, закладываются азы лингвистического мышления. Этимологический тест содействует формированию логического мышления обучающихся, активизации познавательных процессов, обучению заинтересованности к языку.