Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Методическая разработка
урока русского языка в 8 классе
«Подлежащее»
Автор:
Муравская Наталья Андреевна
учитель русского языка и литературы
Гай
2018 г.
Предмет: русский язык.
Тема урока: «Подлежащее».
Класс: 8.
Место урока в системе раздела: урок «Подлежащее» – 1-ый урок раздела «Двусоставные предложения. Главные члены предложения», на который отводится 10 ч.
Образовательная концепция: личностно-ориентированное обучение.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: помочь учащимся обобщить сведения о подлежащем, известные им из курса 5-7 классов; продолжить формировать умение выделять главные члены предложения (и среди них подлежащее), определять способы его выражения.
Планируемые результаты: 1. Учащиеся актуализируют знания по теме «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», отработают умение вычленять словосочетание из предложения; научатся выделять подлежащие, выраженные разными частями речи. 2. Получат возможность научиться высказывать собственное мнение, суждения о патриотизме, нравственной памяти человека, малой Родине.
Формы: индивидуальная, фронтальная.
Инновационные методы и формы организации деятельности: развитие критического мышления (написание синквейна), составление кластера «Способы выражения подлежащего», исследование текста Д.С.Лихачёва.
Оборудование урока: учебник русского языка для 8 класса. Авторы: С.Г.Бархударов и др. М. «Просвещение». 2014; выставка «Моя малая Родина» ( виды храмов и соборов Дивеева), раздаточный материал ( текст №1, текст № 2, текст №3, текст Д.С.Лихачёва), карточки с индивидуальными заданиями, толковый словарь С.Ожегова, В.И.Даля и другие словари.
Эпиграфы к уроку:
Всякая благородная личность глубоко сознает свое
кровное родство, свои кровные связи с Отечеством.
В.Г.Белинский
Любовь к своей Родине — это и любовь к своему
городу, к своей местности, к памятникам
ее культуры, гордость своей историей.
Д.С.Лихачёв
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности.
Работа с эпиграфами (со всем классом). Учитель зачитывает эпиграфы к уроку.
– Как вы понимаете эти строчки? Какой общей темой объединены высказывания?
Ответы учащихся: речь идёт о патриотизме, о связях с Отечеством.
II. Актуализация знаний.
А) Индивидуальная работа у доски 2-х учащихся.
Карточка 1. Выписать из предложения по 1-му примеру на каждый вид связи слов в словосочетании. Выполнить разбор одного словосочетания.
Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством. В.Г.Белинский.
Карточка 2. Выполнить синтаксический разбор предложения.
Любовь к своей Родине — это и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. Д.С.Лихачёв.
Б) Упр. 113. Устное сообщение-рассказ о храме Василия Блаженного.
Примерный ответ учащегося.
Храм Василия Блаженного был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы — в начале октября 1552 года.
Согласно легенде, архитекторы собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма.
Это удивительное сооружение поражает своей оригинальностью. Необыкновенный цветок его причудливых форм, объединённых центральным шатром, не только напоминает многоглавую группу кремлёвских соборов, но парит над широко раскинувшимся простором площади. Собор состоит из восьми столпов, окружающих девятый. Столпы-храмы стоят на широком подклете сложного звёздчатого очертания. Это невиданно нарядное, праздничное сооружение похоже на гигантское растение или цветущий куст.
Центральный храм увенчан шатром. Замысловатые детали придают храму нарядный и сказочный вид. Несомненно, в этом храме воплощены народные представления о великой поэтической красоте архитектуры.
Слово учителя.
Прекрасные храмы и соборы есть и в нашем селе. Это Свято- Троицкий собор, Преображенский собор, Храм Рождества Богородицы, возведён ещё один храм –Благовещенский . Это достопримечательности нашей малой Родины.
В) Повторение по теме «Словосочетание. Виды подчинительной связи». Фронтальная работа с классом.
– Посмотрите на фотографии соборов, придумайте по 2 словосочетания на каждый вид связи: 1 ряд — словосочетание со связью согласование, 2 ряд —со связью управление, 3 ряд— со связью примыкание. Запишите их.
Например, согласование: великолепный собор, православный храм, народные представления; управление: поражать воображение, сооружение собора, красота архитектуры, увенчанный шатром; примыкание: сооружать быстро, виднеться вдали, отчётливо видно.
– Вспомним, что такое словосочетание. Что такое согласование? Управление? Примыкание?
Г) Подготовка к экзамену.
Знания о словосочетании проверяются на экзамене по русскому языку в 9 классе.
– Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление: каменное строение – строение из камня, золотой крест– крест из золота.
– Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование: архитектура Руси – русская архитектура, Храмы Дивеева – Дивеевские храмы.
Д) Устная синтаксическая разминка.
В стихотворении Петра Владимировича Шалина ( нашего земляка) читаем:
Соборы дивной красоты
Село Дивеево венчают,
Там красным звоном с высоты
Прибывших странников встречают.
– Как вы понимаете эти строчки?
Слово «венчать» употреблено в переносном значении «заканчивать собою что-нибудь». Перед нами красочная метафора. Создаётся яркий образ. МЕТАФОРА — Троп, оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой- нибудь аналогии, сходства,
– В каком значении употребляется слово «красный»? Красный звон. Какой это звон?
Работа со словарём В.И.Даля, этимологическим словарём, фразеологическим словарём.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля даётся следующее значение слова «красивый, прекрасный; превосходный, лучший».
Во «Фразеологическом словаре русского языка» под редакцией А.И. Молоткова слово «красный» представлено в словосочетаниях с другими словами. Например: «Красная девица» со значением «слишком робкий человек, застенчивый человек»; «Под красную шапку» с устаревшим значением «пойти, отдавать в армию»; «Красный петух» в значении «пожар, поджог» и производный фразеологизм «пускать красного петуха» в значении «устраивать пожар, поджигать что-либо»; «Красное словцо» со значением «остроумное, меткое выражение; яркие, выразительные слова»; «Проходить красной нитью» в значении «являться основным, главным, ведущим в чем-либо; насквозь пронизывать что-либо».
– Выполним устный синтаксический разбор этого предложения.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнённое однородными сказуемыми.
– Что такое грамматическая основа?
– Что такое подлежащее?
3. Формулирование темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы вспомним, что такое подлежащее, узнаем, какими частями речи, кроме существительного и местоимения, может быть выражено подлежащее; отработаем умение выделять подлежащее.
Запишем число, тему урока.
4. Изучение нового материала. Работа с материалом учебника § 11. Чтение материала учеником.
5. Первичное закрепление:
– Что такое подлежащее? Что нового вы узнали о подлежащем?
– Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Приведите примеры.
Составим кластер «Способы выражения подлежащего». Кластер записывается на доске и в тетрадях учащихся.
6. Закрепление материала на практике. У доски 3 ученика. На партах тексты.
Задание: списать, обозначить грамматическую основу предложений; указать, чем выражены подлежащие.
Учащиеся на местах выбирают для работы один из текстов.
1 текст
«Казанский собор ( словосоч.) — старейшая каменная церковь монастыря, строительство (сущ.) которой было начато еще в 1773 г. основоположницей обители матушкой Александрой. В годы советской власти храм ( сущ.) лишился куполов и крестов, здесь располагались различные службы. ( сущ.) С 1992 г. началось его возрождение. ( сущ.) Накануне 250-летия со дня рождения преподобного Серафима главный престол (сущ.) Казанской церкви был торжественно освящен».
2 текст
«Основной архитектурно-художественной ценностью Дивеевской обители считается Свято-Троицкий храм ( словосоч.), величественный и огромный, но одновременно светлый и радостный. Начало его строительства( словосоч.) состоялось в 1848 г., однако активные работы (сущ.) начались только в 1865 г. Строительство (сущ.) храма сопровождалось многими чудесами. В 1874 г. он ( мест.)был освящен, а один из его приделов ( сущ.) был освящен в честь преподобного Серафима после его прославления».
3 текст
«Спасо-Преображенский собор, заповеданный быть построенным в конце святой Канавки, с самого начала ожидала трудная судьба. ( сущ.) Полностью выстроенный и обустроенный, он ( мест.)так и не был освящен из-за начала революции. Много лет он (мест.)простоял в запустении. Освящение (сущ.) храма состоялось лишь спустя столетие после начала его строительства, в 1991 г.
Благовещенский собор ( словосоч.)— это самый новый собор в храмовом комплексе монастыря. Его строительство (сущ.) начато в 2012 году по завещанию преподобного Серафима. Этот храм (сущ.)встал в одну линию с колокольней и Троицким собором и завершил комплекс церквей у Святой Канавки».
– Чем же может быть выражено подлежащее?
– Какие случаи выражения подлежащего не были представлены в текстах? Приведите свои примеры, используя полученную информацию.
7. Работа с текстом Д.С.Лихачёва. Исследование текста.
Раздаточный материал на партах. Прочитайте текст и выполните задания.
О ПАМЯТИ
Память противостоит уничтожающей силе времени.
Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.
Память — преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.
Совесть — это память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство.
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном.
Д.С.Лихачёв ( 1906 – 1999), выдающийся советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор.
– Какой нравственный смысл вкладывает Д.С.Лихачёв в слово память?
– Согласны ли вы с мнением автора? Выскажите свою точку зрения.
– Напишем синквейн «Память» по этому тексту.
Пример синквейна:
память
народная, культурная
хранить, беречь, ценить
память – преодоление смерти
совесть
– Спишите предложения, в которых употребляется слово память. Подчеркните это слово как член предложения. Назовите подлежащие в выделенных предложениях. Чем они выражены?
8. Итоги урока. Рефлексия.
– Что нового вы узнали?
– Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?
Продолжите выражения я понял, я научился, мне показалось интересным ( сложным ), у меня получилось … и выскажите своё впечатление об уроке.
9. Домашнее задание ( слайд 14). Материал параграфа 11, письменное задание на выбор: упр. 119 или составить текст из 10– 15 предложений на тему « Моя малая Родина», в предложениях выделить грамматические основы, надписать, чем выражено подлежащее.
10