Урок русского языка в 10 классе
преподаватель
русского языка и
литературы Т.И.Малыханова
ТЕМА: Имя прилагательное как часть речи.
Цель: формирование навыков и умений деятельности учащихся в процессе работы с именем прилагательным.
Задачи:
Повторение ранее изученного об имени прилагательном как части речи.
Проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа.
Развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, делать выводы; развивать умение самоконтроля, взаимоконтроля, работать по времени; развивать умение работать с заданиями.
Тип урока: урок повторение
Оборудование: мультимедийное устройство, учебники, раздаточный материал, презентация.
Методы и приемы: повторение, чтение, групповая работа, показ слайдов, , беседа.
Эпиграф к занятию:
Горят, как жар слова
Иль стынут, словно камни, -
Зависит от того,
Чем наделил их ты…
Ход урока
I. Организационный момент (проверить отсут-х)
2. Работа с эпиграфом, записанным на доске.
Учитель.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла отрывок из стихотворения
Н. Рыленкова (Никола́й Ива́нович Рылéнков — русский советский поэт).
- Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему уроку?
- Слова обладают большой силой. В зависимости от того, каким смыслом мы с вами наделим наши слова так они и «заиграют». Добрые слова «горят, как жар» и радуют нас правильными ответами, а злые и лишние (неправильные) «ранят» и приносят огорчение.
Мотивация учебной деятельности.
Русская весна
Скучно в лощинах березам.
Туманная муть на полях,
Конским размокшим навозом
В тумане чернеется шлях.
В сонной степной деревушке
Пахучие хлебы пекут.
Медленно две побирушки
По деревушке бредут.
Там, среди улицы, лужи,
Зола и весенняя грязь,
В избах угар, а снаружи
Завалинки тлеют, дымясь.
Жмурясь, сидит у амбара
Овчарка на ржавой цепи.
В избах темно от угара,
Туманно и тихо в - степи.
Только петух беззаботно
Весну воспевает весь день.
В поле тепло и дремотно,
А в сердце счастливая лень.
( И. Бунин)
- Перед вами стихотворение И. Бунина. Чего не хватает? Нужно на месте пропусков поставить слова с учётом смысла.
- Какой частью речи они являются?
- Вы догадались, что тема нашего урока «Имя прилагательное».
- Что мы должны вспомнить об имени прилагательном?
- Морфологические признаки, синтаксическую роль.
Формулируется и записывается тема урока и сообщается цель.
- Нашим помощниками на уроке будет учебник. Стр. 158
«Мозговой штурм»
- Что называется именем прилагательным?
* СЧР, которая выражает признак предмета, отвечает на вопросы какой?(какая?, какое?, какие?) красивая одежда, солнечный день и др. (слайд 4) признаки прилагательного)
- Каковы морфологические признаки имени прилагательного?
* Изменение по родам, числам, падежам. (слайд 6)(слайд 10)
1. Упражнение: В стихотворении «Русская весна» определить род, число, падеж прилагательных. (каждому ряду дается по одному столбику)
- С какой частью речи согласуется имя прилагательное?
* При употреблении в речи прилагательное, обозначая признак предмета, согласуется в роде, числе и падеже с существительным – носителем данного признака.(слайд 7) таблица (слайд 8)
2. Упражнение: От данных существительных образовать словосочетания с прилагательными: осень, холод – осенний холод, холодная осень. (работа у доски)
Город, шум; дерево, листва; стекло, лампа; железо, кровля; дорога, пыль; музыка, песня; молоко, корова.
- Вы помните, что имена существительные уже рождаются словами мужского, женского, среднего рода и общего рода. И это говорит о том, что по родам имя существительное не изменяется (слайд 9)
Николай Сладков написал: « Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегу тени как синие молнии. Голубая даль. Весь мир голубой!»
Месяц (какой?) голубой (мужского рода),
небо (какое?) голубое (ср.р.),
даль (какая?) голубая (ж.р.). (читают учащиеся)и записывают в тетрадь.
- А имена прилагательные? Изменяются:
* по родам ( только в единственном числе), числам и падежам ( падежная форма прилагательного зависит в каком падеже стоит имя существительное, к которому оно относится). Во множественном числе имена прилагательные в отличие от единственного числа изменяются только по падежам. По родам они не изменяются.
3. Упражнение: Согласуй имена прилагательные с именами существительными в роде и числе (устно). Составить предложение. Поставив данные словосочетания в творительном падеже. (Предложения бывают простые, сложные, распространенные)
Пример: Теплая ночь. Теплой летней ночью мы долго гуляли по берегу моря.
утренн… (туман, газета, солнце)
могуч… (богатырь, дерево, страна)
тяжёл…(груз, сердце, ноша)
рыж…(лист, лиса, животное)
Вывод:
Какого рода и числа имя существительное, такого же рода и числа имя прилагательное.
Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос какόй? имеет окончания
-ой, -ый или -ий.
Имя прилагательное женского рода отвечает на вопрос какáя?, имеет окончания -ая или -яя.
Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос какόе? имеет окончания -ое или –ее.
Вывод: Склонение имён прилагательных – это изменение прилагательных по падежам, числам и родам.
Как мы уже говорили, прилагательное неразрывно связано с именем существительным, на признак которого указывает, управляется им же. Это значит, что с данным существительным прилагательное согласуется в числе, роде и падеже.
- А чем отличаются имена прилагательные от имен существительных?
- Какие еще морфологические особенности имеют имена прилагательные?
- Каковы особенности кратких имен прилагательных? (слайд 11)
* Полные прилагательные отвечают на вопрос какой?( добрый, приятный, веселый); изменяются по родам (в единственном числе), числам и падежам. В предложении обычно являются определением.
Краткие прилагательные отвечают на вопрос каков? какова? каково? каковы? (добр, приятен, весел); изменяются по родам( в единственном числе) и числам ( Красив□, красива, красиво, красивы),но не склоняются. В предложении краткая форма прилагательного выполняет функцию сказуемого: Летом волк сыт, а зимой почти всегда голоден. (С.Покровский).
Следует правильно произносить:
глупый — глуп — глупа — глупо — глупы,
добрый — добр — добра — добро — добры,
зелёный — зелен — зелена — зелено — зелены,
прав — права — право — правы,
пустой — пуст — пуста — пусто — пусты,
резкий — резок — резка — резко — резки.
Физминутка.
4. Упражнение: Образовать краткую форму прилагательных. Составить словосочетания (работа у доски).
Пример: Послушный – мальчик послушен.
Терпеливый, удобный, серьезный, спокойный, полезный, прекрасный, тонкий, честный, спокойный, аккуратен.
- В зависимости от лексических и грамматических особенностей выделяют три разряда имён прилагательных: (слайд 14-16)
качественные,
относительные,
притяжательные.
Однако не все качественные прилагательные обладают этими признаками:
(слайд 17)
нет степеней сравнения у прилагательных типа босой, косой, слепой, хромой, мёртвый, женатый, потому что они выражают абсолютные качества, то есть такие качества, которые не поддаются сравнению (нельзя быть мёртвым в большей или в меньшей степени; нельзя быть женатым в большей или в меньшей степени);
нет краткой формы у прилагательных типа деловой, дружеский, комический, поскольку по происхождению они являются относительными;
нет степеней сравнения у относительных или притяжательных прилагательных в качественном значении.
Ср.: золотой браслет (относительное прилагательное) – золотой характер (качественное значение); лисий хвост(притяжательное прилагательное) – у этого человека лисий характер / лисья улыбка (качественное значение).
Переход прилагательных из одного разряда в другой:
Относительные и притяжательные имена прилагательные могут переходить в разряд качественных. При переходе такие прилагательные приобретают переносное значение и в отличие от относительных способны вступать в синонимические и антономические отношения: каменный дом = дом из камня (материал), каменное сердце = холодное сердце(равнодушное качество характера), антоним – пылкое.
Притяжательные имена прилагательные могут переходить в разряд относительных: заячий хвост (принадлежность), заячий тулуп (материал).
5. Упражнение: Определить разряд прилагательных.
Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег.
( Проводится фронтальная проверка)
- Какова синтаксическая роль имен прилагательных? (слайд 18)
* В предложении имена прилагательные выступают в роли определения.
Пр. У девочки была очень красивая кукла.
* В роли именной части составного именного сказуемого.
Пр. Кукла была красивой
- Вернемся к стихотворению «Русская весна» Ивана Бунина. Как выглядит стихотворение без прилагательных? (слайд 20)
- Какова роль прилагательных в речи?
Придают речи точность, меткость, особую выразительность, образность, яркость, передают настроение.
Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира.
- Употребление каких прилагательных придает речи особую выразительность?
Прилагательных – эпитетов
- Оказывается, по частоте употребления прилагательное в нашей речи занимает почётное третье место!
- Выходит, что без прилагательных нам не обойтись! Очень бедной будет казаться наша речь без этих замечательных слов: И многие ученые-лингвисты подтверждают это. Вот что говорят они: (слайд 21)
Прилагательное - "спутник" существительного.
Прилагательное - это "озаряющее" слово.
Прилагательное - это "живописующая" часть речи.
Прилагательное - это "красивая" и "певучая" часть речи.
Рефлексия: (слайд 23)
-Выполнили ли мы задачи нашего урока?
-Если вы считаете, что вы сегодня плодотворно поработали,……(например,поднимите правую руку)
-Если считаете, что могли бы работать и лучше,то…..
-А если вам было неинтересно, то …..
Домашнее задание:
1.Написать сообщение на тему: «Интересные факты об имени прилагательном».
2. Повторить тему «Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных», подготовить вопросы.
Оценивание учащихся.
Используемая литература:
Интернетисточник
1 .https://russky.info/ru/grammar/adjectives
2. https://www.calc.ru/Imya-Prilagatelnoye.html
3. https://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/imya-prilagatelnoe/izmenenie-imyon-prilagatelnyh-po-rodam
4. https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/10-klass/morfologiia-samostoiatelnye-chasti-rechi-10908/imia-prilagate
5. Н.В.Егорова «Поурочные разработки по русскому язык» 10 класс. Москва «ВАКО» 2016
6.Ю.С.Пичугов «Родное слово» 8-9 классы. Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учебных заведений. Москва «Сантакс – пресс» 1996
7. А.С.Хазанова, Л.В.Цвайг «Русский язык», практическое руководство. Часть 1.ТПЦ, «Полифакт», 1992.-64 с.
8. Е.С.Антонова, Т.М. Воителева «Русский язык». Учебник. Москва. Издательский центр «Академия» 2014 год
9