Тема: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»
Цель: планируется, что к концу урока учащиеся будут владеть приёмами проверки парных звонких и глухих согласных
Задачи:
содействовать формированию умений анализировать языковой материал, устанавливать причинно-следственные связи и моделировать их в знаково-символической форме, действовать с опорой на алгоритм;
способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса учащихся;
содействовать воспитанию целеустремленности, уверенности в успехе.
Оборудование: учебник «Русский язык» , тетради, карточки
Ход урока:
I. Организационный этап
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
II. Этап проверки домашнего задания
-что надо было обозначить? (корень и суффикс)
-что называем корнем слова? Суффиксом?
Свет луны-__________________________,
дом из камня-_______________________,
день весной-_________________________,
дождь осенью-_______________________.
(проходит проверка дом.задания)
– Кто выполнил дополнительное задание: составил предложение с одним из вставленных слов? Прочитайте предложения.
III. Этап актуализации знаний
1.Орфографическая минутка (Парная работа)
-прочитайте стихотворение на доске
Словно белые пушинки
С н..бес падают сн..жинки.
Щедро сыпет сн..жок з..ма,
Все доро..ки замела.
-какова тема стихотворения?
-какие зимние месяцы знаете?
-какой месяц начинает год? заканчивает год?
-вставьте буквы, объясняя (устно), какое слово будет проверочным
-запишите в тетрадь слова с пропущенными буквами, выделите корень.
-какое слово «лишнее»? Почему? В какой части слова пропущена парная согласная?
- Как вы думаете, какая будет тема урока?
-Скажите, эта тема новая для вас?
-Что вам уже известно по этой теме? (знаем парные согласные, подбираем проверочные слова для написания. Способы проверки.)
-тогда какова будет цель урока?
ЦЕЛЬ: закрепить умение проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами (на доске закрыто)
2.Чистописание
На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с
- Что записано на доске? (Буквы)
- Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)
-Запишите парами –звонкие на 1 строке,глухие-на 2 строке
-Сколько мы знаем пар звон и глух согл звуков?
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний - тихо говорит.
-Запишем соединения с гласными буквами: ба,во,гу,ды,жи,зе,
IV. Этап закрепления знаний и способов деятельности
- прочитайте слова
-Совпадают ли звук и обозначающая его выделенная буква?
-Что нужно делать в такой ситуации?
-давайте вспомним, как проверить парный согласный в слове?
Правило (схема проверки на доске)
(работа с 2 словами с объяснением устно по образцу)
-поработайте с остальными словами самостоятельно по вариантам. Запишите их вместе с проверочными словами.
улыбка-слог, ... (2 человека – у доски)
сосед-глаз, …
Физкультминутка
С неба падают снежинки
Как на сказочной картинке. (Дети поднимают руки над головой)
Будем их ловить руками (хватательные движения ладонями рук)
И покажем дома маме (вытягивают ладони вперед)
А вокруг лежат сугробы, (дугообразные движения руками)
Снегом замело дороги (руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Снег пушистый все летает, (поднимают руки вверх и медленно опускают)
А метель все завывает. (Кружатся на месте)
Сколько снегу намело, (показывают сугробы волнообразными движениями)
Все тропинки занесло!
Ну, а мы идем, идём
И к себе приходим в дом.(ходьба, посадка за парты)
V.Этап применения знаний и способов деятельности
- Работа с упражнением в учебнике
- Спиши текст, выбирая букву и записывая проверочные слова.
Красив зимний наря(д/т) леса. На тонких ве(т/д)ках берё(з/с)ки лежит сне(г/к).
VI.Этап контроля и коррекции.
-сейчас мы проверим, на сколько хорошо вы усвоили написание парных согласных и способы их проверки.
Тря(б/п)ка-…, руба..ка-…, ни(т/д)ка-…, сколь..кие-…., лоша..ка-…. .
Ука..ка-…, се(д/т)ка-…, голо..ка-…, кре..кие-.., клю(ж/ш)ка-… .
(встают поочерёдно в зависимости от кол-ва ошибок)
VII. Этап информации о домашнем задании
- дома вы продолжите отрабатывать умение правильно писать в словах парные согласные
-прочитайте задание к упр.
-Что надо будет повторить перед выполнением упражнения?
(способы проверки слов с парными согласными)
VIII. Этап подведения итогов.
-Какова была тема нашего урока?
-Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?
-Всё ли нам удалось в работе?
IX. Этап рефлексии
Отметки
Замените сочетания слов близкими по смыслу. Запишите по образцу:
сок лимона-лимонный сок. Выделите корень и суффикс.
Свет луны-________________________________,
забор из камня-______________________________,
день весной-__________________________________,
каникулы осенью-____________________________________.
Замените сочетания слов близкими по смыслу. Запишите по образцу.
сок лимона-лимонный сок. Выделите корень и суффикс.
Свет луны-________________________________,
забор из камня-______________________________,
день весной-__________________________________,
каникулы осенью-____________________________________.
Замените сочетания слов близкими по смыслу. Запишите по образцу.
сок лимона-лимонный сок. Выделите корень и суффикс.
Свет луны-________________________________,
забор из камня-______________________________,
день весной-__________________________________,
каникулы осенью-____________________________________.
Замените сочетания слов близкими по смыслу. Запишите по образцу.
сок лимона-лимонный сок. Выделите корень и суффикс.
Свет луны-________________________________,
забор из камня-______________________________,
день весной-__________________________________,
каникулы осенью-____________________________________.
Тря(б/п)ка-…, руба..ка-…, ни(т/д)ка-…, сколь..кие-…., лоша..ка-…. .
Ука..ка-…, се(д/т)ка-…, голо..ка-…, кре..кие-.., клю(ж/ш)ка-… .
Тря(б/п)ка-…, руба..ка-…, ни(т/д)ка-…, сколь..кие-…., лоша..ка-…. .
Ука..ка-…, се(д/т)ка-…, голо..ка-…, кре..кие-.., клю(ж/ш)ка-… .
Тря(б/п)ка-…, руба..ка-…, ни(т/д)ка-…, сколь..кие-…., лоша..ка-…. .
Ука..ка-…, се(д/т)ка-…, голо..ка-…, кре..кие-.., клю(ж/ш)ка-… .
Тря(б/п)ка-…, руба..ка-…, ни(т/д)ка-…, сколь..кие-…., лоша..ка-…. .
Ука..ка-…, се(д/т)ка-…, голо..ка-…, кре..кие-.., клю(ж/ш)ка-… .