Алексеева Оксана Юрьевна, учитель русского языка
Тема урока: «Местоимение как часть речи»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Форма урока: урок-путешествие
Цели урока:
деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), коммуникативной.
содержательная: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; научиться узнавать и определять грамматические признаки и роль местоимений в нашей речи; познакомить с основными разрядами местоимений.
развивающая: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений; уметь находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников – учебника, электронных ресурсов.
Личностные: понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Познавательные УУД: анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию, выполнять учебно-познавательные действия, приобретать умения использовать полученные знания в практической деятельности, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника и электронных ресурсах, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы
Регулятивные УУД: планировать необходимые действия, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки, сопоставлять свою работу с образцами, находить информацию, представленную в неявном виде, группировать объекты по определенным признакам, осуществлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики, целеполагание, планирование, контроль и оценка деятельности на учебном занятии.
Личностные УУД: формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала, развитие адекватной самооценки, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, взаимопомощь, формировать умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, анализ и рефлексия, самооценка деятельности.
Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению, умение строить монологическое высказывание, высказывание и обоснование собственной точки зрения.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||
1.Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Проверка готовности рабочих мест к началу урока. Приветственное слово учителя: Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Мы вновь совершим с вами путешествие в завораживающую, увлекающую страну знаний. Сегодня, как и на предыдущих уроках, мы будем путешествовать по одному из королевств этой огромной страны – Морфологии. Слышите? (включен звук моря). Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие по морю, а также опуститься на морское дно и узнать, что же оно скрывает. Итак, наш корабль отправляется в плаванье. А чтобы наше путешествие было результативным, за активную работу и за верные ответы вы будете получать жетоны в виде морских фигур (якорь, ракушки, рыбки). По количеству жетонов каждый получит оценку за урок. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний! | Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе. | Личностные: настрой на позитивное начало урока | |||
2.Актуализация знаний Цель этапа: пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения | Слово учителя: Сегодня мы откроем еще один уголок нашего королевства, то есть изучим еще одну часть речи. А для начала послушайте стихотворение: Никто никому ничего не сказал, Что Некто и с кем-то куда-то попал. Никто ведь об этом ничто не узнал, Что Некто зачем-то куда-то пропал. А Некто с кого-то пример не берёт. Он только худеет, не ест и не пьёт, Не видит он даже, что некто идёт, Он знает, что кто-то кого-то не ждёт.
Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу Кому бы то ни было: этой, тому, Нашему, вашему, даже ему? Вернется когда-нибудь Некто к себе, Не спросит он больше: "Доколе?" и "Где?", В любой день недели он будет всегда Повсюду, везде улыбаться тогда. Вопросы:
Запись даты и темы урока «Местоимение как часть речи» | Слушают стихотворение. Формулируют тему урока, работают в тетрадях, записывают дату и тему урока «Местоимение как часть речи» | Регулятивные: определение темы урока | |||
3.Постановка учебной задачи Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации | Вопросы:
Слово учителя: Совершенно верно. И теперь, когда у нас есть цель, когда мы определились с задачами, можем приступать к изучению данной темы. | Формулируют цель и задачи урока . | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса | |||
4.Постановка проблемы. Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем) | Слово учителя: Изучать местоимение нам поможет таблица под названием «ЗУХ». Начертите таблицу в тетрадь.
Давайте поработаем с ней. Заполните пока только первую колонку, отметьте в ней то, что вы уже знаете о местоимении. К остальным графам таблицы мы вернемся позже.
Ответьте на вопросы:
(обучающиеся затрудняются с ответами). Нам явно не хватаем имеющихся знаний, давайте попытаемся пополнить копилку сведений о местоимениях. | Заполняют таблицу Отвечают на поставленные вопросы. Сталкиваются с затруднением. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | |||
5. Этап изучения нового материала. Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения, получить новые знания о местоимении как части речи. | Слово учителя: Пришло время изучить морское дно. Послушайте рассказ А.П. Чехова «Моя «Она» Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,- связь, стало быть, крепкая, прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…
(Моя «Она» - это лень.) Словарная работа Вглядитесь внимательно в слово местоимение Подумайте, как оно образовалось. Подсказка: Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена. (Означает, что оно вместо и имя, то есть вместо имени).
Для того чтобы ответить на этот вопрос, поработаем над предложениями. Запишем и сравним их. Учитель познакомил школьников с интересным рассказом. Он им (всем) понравился. Ответьте на вопросы:
Таким образом, какие части речи может заменять местоимение? (имя существительное, имя прилагательное и имя числительное) Попробуйте дать определение местоимению. (Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их) Следующим заданием будет работа над синтаксической ролью местоимений. Запишем текст: Жил да был Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду - Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло, Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда Звездочет решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. "Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь",- решил он. "Что ты, что ты, - заскрипела карета, - мне ведь не выдержать такого длинного путешествия - развалюсь по дороге! Ведь оно продолжится не меньше 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль". Слово учителя: Назовите все местоимения и определите их синтаксическую роль в предложении. Сделаем вывод: в предложении местоимении обычно бывает? (подлежащим, дополнением, определением)
Давайте обобщим все сказанное нами о местоимении. Заполните, пожалуйста, вторую графу нашей таблицы, что вы узнали на данном этапе урока о местоимениях | Слушают рассказ. Отвечают на вопросы. Проводят словарную работу. Определяют грамматические признаки и синтаксическую роль местоимений. Заполняют таблицу. Учатся давать определения. | Регулятивные: понимание цели этого этапа работы. Коммуникативные: умение сотрудничать, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Познавательные: умение понимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, умение анализировать информацию. Личностные: умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других, оценивать себя и своих одноклассников. | |||
6. Физкультминутка Цель этапа: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление, повысить умственную работоспособность учащихся | Зарядка под слова игры «Море волнуется раз…» Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три – Морская фигура замри. Молодцы, ребята! Вы сильные, ловкие, быстрые. Итак, продолжаем путешествовать на своем корабле «Местоимение» | Учащиеся выполняют упражнения: ноги на ширине плеч, покачивают руками справа - налево, изображая волны. Руки поднимают вверх, изображают «фонарики», опускают вниз. |
| |||
7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель этапа: развитие умения решать учебно-познавательные задачи | Слово учителя: Что я вижу! Какие необыкновенные раковины. А что скрывают в себе раковины такой красоты? (жемчужины). Верно, жемчужины. А наши жемчужины - это упражнения. Сейчас мы разделимся на группы. Первый вариант будет группой №1, второй вариант – группой № 2. 1 группа выполняет упражнение 433 и отвечает на вопросы: какие же части речи может заменять местоимения, какие местоимения могут изменяться по падежам (с примерами из текста) 2 группа выполняет упражнение 434 и отвечает на вопрос: какова синтаксическая роль местоимений в предложении. Проверка знаний. Слово учителя: Я вам предлагаю еще немного расширить свои знания о местоимении. Послушайте лингвистическую сказку. В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна. А страну эту называли Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города. И названия этим городам были – Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный, Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый. И жило в этой сказочной стране великое множество местоимений. И селились они по городам по своим интересам и характерам. Так в городе Личный жили личные местоимения. Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ. На улице Тыколки живут воспитанные взрослые – ВЫ и их озорные детки – ТЫ. На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО. Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ. Слово учителя: У нас на пути остров разрядов местоимений, на котором живут забавные обезьянки. Они, к тому же, и большие шалуньи перепутали все разряды местоимений. Как вы уже догадались, местоимения делятся по значению на разряды. У вас на партах лежат таблицы (см. Приложение 1) Более подробно мы поговорим о разрядах местоимений на следующих уроках, а сегодня только познакомимся с названиями разрядов и местоимениями, которые входят в эти разряды. Задание: Давайте поможем обезьянкам выписать из текста все местоимения, и с помощью таблицы определить их разряд (см. Приложение 2). 1. Я добрался, наконец, до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мной, а за ними виднелось пустынное поле. 2. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней 3. Небольшая ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. 4. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней. 5. Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука. 6. Кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. (И. С. Тургенев) Проверка знаний. Я думаю, вам есть, что еще записать в таблицу «ЗУХ» | Работают в группах, готовят небольшие сообщения по заданным вопросам, отвечают. Слушают сказку, знакомятся с таблицей разрядов местоимений по значению, выполняют задание. Продолжают заполнение таблицы. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | |||
8.Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону. Цель этапа: развитие умения решать учебно- познавательные задачи | Слово учителя: Попробуем восстановить все знания полученные на сегодняшнем уроке и выполнить тест по теме "Местоимение" ( на листах у каждого см. Приложение 3) 1. Укажите, каким членом предложения является местоимение в предложении: В нашем доме живет известный человек. А) дополнение; Б) определение; В) обстоятельство. 2. Укажите местоимение, которое изменяется по родам: А) весь; Б) некто; В) ты. 3. В каком ряду все слова являются местоимениями? А) я, кто, любой, второй; Б) себя, своего, по-моему, прежний; В) никого, что-либо, их, по-нашему; Г) ее, всякий, самый, каждый. 4. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной: Ее дом находился за городом. А) определительное местоимение; Б) личное местоимение; В) притяжательное местоимение; 5. Какое из местоимений соотносится с существительным? А) твой; Б) туда; В) кто-то. Проверка: Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполненной работы и оцените своего товарища. Ответы тестов (1 –б, 2 –а, 3 –г, 4 – в, 5 – в) | Работают с тестами. Оценивают работу своих товарищей. Ответы проверяют по ключу. Сравнивают свою оценку. | Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мыс- ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | |||
9. Итог урока. Домашнее задание | Слово учителя: Наступает время поворачивать нашему кораблю к берегу. Но что это у нас впереди? Пиратский корабль. Пираты расставили сети и ловушки. Сможем ли мы их преодолеть, ответив на вопрос:
Много тайн скрывает морское дно. Много лежит на дне утонувших кораблей с трюмами, наполненных сокровищами. Вот и вам повезло найти сундук с сокровищами. На сундуке шифр: Д/З: знать теоретический материал, представленный на с. 64 вашего учебника, заполнить третью графу таблицы «ЗУХ», Все верно, это ваше домашнее задание, а настоящими сокровищами являются знания, полученные на уроке. А как вы сможете применить это богатство, покажет время. | Ведут диалог, повторяют основные определения и правила, записывают домашнее задание | Регулятивные: анализ работы на уроке Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации | |||
10. Этап рефлексии учебной деятельности. Цель этапа: сформировать личную ответственность за результаты деятельности. | Слово учителя: Довольны ли вы уроком, своей работой на уроке? Нарисуйте смайлик на полях, который отражает ваше настроение.
| Оценивают свою работу на уроке. Оценивают работу класса | Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |