«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока русского языка в условиях реализации ФГОС. Местоимение. (5 класс)

Урок повторения и обобщения изученного в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи". Урок комбинированный и традиционный, включающий в себя слудующие задачи:

  • отработать способ действия при определении частей речи, определении морфологических признаков местоимения;
  • формировать умение использовать местоимения в речи;
  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические умения.
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Учитель Юрченко И.В.


Технологическая карта урока

русского языка в условиях реализации ФГОС. Местоимение. (5 класс)

Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: повторить местоимение как часть речи и использовать местоимение в речи.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • отработать способ действия при определении частей речи, определении морфологических признаков местоимения;

  • формировать умение использовать местоимения в речи;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения работы в парах.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу





Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Послушайте стихотворение и определите тему урока.

Мы предмет не называем,

Его признаки скрываем,

Прямого не дадим ответа,

Скажем: он, ты, мы, этот.

Велико бы было удивленье,

Если не узнали б вы …(Местоимение)


Тема урока: «Местоимения» - запишите в тетрадь тему


Приветствие учащихся.



Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Постановка учебной цели.


-Прослушайте текст. Ответьте на вопросы.

Мама принесла его домой однажды вечером. Это создание было ещё совсем крохотное и пушистое с коготками на лапках. Замёрзший и перепуганный он дико озирался по сторонам, и время от времени начинал громко плакать. Лишь к полуночи, выпив тёплого молока и, видимо, вконец, выбившись из сил, малыш заснул прямо на полу у тёплого камина.

- О ком говорится в тексте?

- Почему у вас не было однозначного ответа? (в этом тексте не было слова, которое называет предмет, о котором идёт речь в тексте, а есть местоимение, которое не называет предмет, а только на него указывает)

- Слова какой части речи используются в тексте?

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия?

Повторить…(местоимение)

Научиться…(использовать местоимения в речи)

Слушают текст, отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Запись учащимися числа, темы урока






Формулируют цель урока



Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).



Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.






Первичное закрепление знаний.































2).Формирование навыка нахождения местоимения в тексте, умения определять морфологические признаки местоимения).



















Физкультминутка










1.Беседа.

- Что такое местоимения? (часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает)

  • Чем они отличаются от имен существительных и прилага­тельных? (не называют предмет, признак предмета, а лишь замещают его)

  • Что общего у местоимений с этими частями речи? (сущ-изменяются по падежам, в предлжении подлежащее, сказуемое; прилаг-род, число, склоняется как прилагательное, подлежащее, дополнение)

  • Как изменяются местоимения? (по лицам, числам, родам, падежам)


2. Спишите и замените повторяющиеся слова местоимениями.

1. В воздухе кружились первые снежинки. Снежинки медленно опускались на землю.

2. Бутон бегонии должен был скоро распуститься. Бутон был розового цвета. От бутона исходил тонкий аромат.

3. Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе.

Ответы к упражнению:

1. В воздухе кружились первые снежинки. Они медленно опускались на землю.

2. Бутон бегонии должен был скоро распуститься. Он был розового цвета. От НЕГО исходил тонкий аромат.

3. Внизу ласково плескалось море. Оно манило к себе.

3. Дети, что это за местоимения?

Правильно, личные местоимения.

  1. Давайте устно просклоняем местоимения я и они.

Мы сейчас просклоняли местоимения. Давайте сделаем вывод о том, как они изменяются.

у. По падежам, числам лицам и родам в 3 лице единственного числа.

Итак, откройте учебник на странице 55и найдите упр.112.Прочитаем вслух задание к нему. Найдите в стихотворных текстах личные местоимения. Устно укажите их падеж, число, лицо.

МЫ-1л, ед.ч, им.п

С ним -3л, ед.ч, П.п

Он-3л,ед.ч, Им.п

Я-1л.,ед.ч, Им.п

На него-3 скл, ед.ч, Р.п.

С ним-3 скл, ед.ч, Тв.п

Ей-3л., ед.ч, Д.п.

Как пишутся местоимения с предлогами?\

6. Измените местоимения по вопросам: (карточки)

Кто? Я Мы

У кого? У меня У нас

К кому? Ко мне К нам

На кого? На меня На нас

С кем? Со мной С нами

О ком? Обо мне О нас

- По каким вопросам вы изменяли местоимения (по падежным)

- как нужно писать местоимения с предлогами (раздельно)

- почему? (предлог - это слово)

Итак, мы вспомнили правило правописания местоимений с предлогами. Между предлогом и существительным можно вставить другое слово, например: у школы – у новой школы

- а между предлогом и местоимением что можно вставить? (вопрос)


Раздельно.Правильно

А сейчас давайте с вами определим синтаксическую роль местоимений

1.Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года (Подлежащее)

2.Стал он кликать золотую рыбку(Подлежащее).

Приплыла к нему рыбка,

спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (Дополнения)

4. Глядь: опять перед ним землянка, на пороге сидит старуха, а перед

нею разбитое корыто.(Дополнение, дополнение).

А у доски работает самостоятельно Башкатов Егор . Находит упр.113 стр.56 текст под цифрой 1, определяет синтаксическую роль местоимений и делает разбор морфемный


Отвечают на вопросы















Работают в парах, выбирают местоимения, определяют их признаки













Выполняют физкультминутку




Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ )

Закрепление изученного материала







1.Вопросы-шутки.

  • Какое местоимение спрятано в алфавите? (Я.)

  • Какие местоимения нужны, чтобы руки стали чистыми?
    (Вы, мы, ты.)

  • Какие местоимения встречаются на плохих дорогах? (Я, мы.)

- Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?(оно)

4. Игра «Корректор». Работа в парах (карточки). Исправьте ошибки: в предложениях наблюдается неоправданное употребление одного и того же слова, или тавтология. Запишите в исправленном виде

1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.

5. Игра «Четвертый лишний»

А) ОН, ОНА, ОНО, Я (Я-1-е лицо, остальн-3лицо)

Б) Я, ТЫ, ОНИ, ОН (ОНИ-мн.ч, остальн-ед.ч)

В) МЫ, ОН, НО, ВЫ (НО союз)

Г) ТЫ, К, ОТ, ЗА (ТЫ-местоим, остальн. предлоги)

Д) МНЕ, МНУ, МНИ, МНЕМ (МНЕ местоим, остальн гл)

Е) ТЕБЕ, ОНА, ВЫ, НА (НА предлог)


Отвечают на вопросы






Записывают словарный диктант



Комментируют выполнение упражнения



Исправляют речевые ошибки

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.




Подведение итогов работы.

-Что нового узнали на уроке?

- Что запомнилось, понравилось?

- Испытывали ли вы трудности? В чём?

- Назовите местоимения, о которых говорили на уроке?

- Какого лица бывают местоимения?

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок

И в заключении я прочитаю стихотворение. Оно подведёт итог того, о чём мы говорили на уроке. Такими словами могло сказать о себе местоимение, если оно было бы у нас в гостях.



Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена!



Отвечают на вопросы.





УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.


  1. Выполнить упр.115 стр.56 (выписать местоимения, указать лицо, падеж и число)

  2. Пересказ сказки из упр.115 стр.56


Запись учащимися задания в дневники.



Источники.

1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО», 2011

2.А.Ю.Купалова, Т.А.Костяева. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс. М. Проосвещение, 1997

3.Л.А.Тростенцова, М.М.Стракевич, Н.В.Ладыженская. Русский язык 5 класс. Дидактические материалы. М.Просвещение, 2014

























1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.



1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.



1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.



1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.



1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.



1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.



1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.



1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.


1. ОН, ОНА, ОНО, Я

2. Я, ТЫ, ОНИ, ОН

3. МЫ, ОН, НО, ВЫ

4. ТЫ, К, ОТ, ЗА

5.МНЕ, МНУ, МНИ, МНЕМ

6. ТЕБЕ, ОНА, ВЫ, НА


Рабочий лист.

Тема урока______________________________________________________________

Цель урока___________________________________________________________

1.Синтаксическая пятиминутка.

Сильный веет..р внезапно (за)гудел (в) выш…не д…рев..я (за)бушевали крупные капли д…ждя ре…ко (за)стучали (за)шлёпали (по) лист…ям.

- Составьте схему предложения. Произведите синтаксический разбор.

2.Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

Мама принесла его домой однажды вечером. Это создание было ещё совсем крохотное. Замёрзший и перепуганный он дико озирался по сторонам, и время от времени начинал громко плакать. Лишь к полуночи, выпив тёплого молока и, видимо, вконец, выбившись из сил, малыш заснул прямо на полу у тёплого камина.

- О ком говорится в тексте?

- Почему у вас не было однозначного ответа?

- Слова какой части речи используются в тексте?

  1. Комментированное письмо. Задание. Найдите известные вам местоимения в стихотворе­нии Р. Киплинга в переводе С.Я. Маршака, определите их мор­фологические признаки.

Есть у меня шестерка слуг.

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг,

-Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их; Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

4.Игра «Корректор». Работа в парах. Исправьте ошибки: в предложениях наблюдается неоправданное употребление одного и того же слова, или тавтология. Запишите в исправленном виде

1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.


Рабочий лист.

Тема урока______________________________________________________________

Цель урока___________________________________________________________

1.Синтаксическая пятиминутка.

Сильный веет..р внезапно (за)гудел (в) выш…не д…рев..я (за)бушевали крупные капли д…ждя ре…ко (за)стучали (за)шлёпали (по) лист…ям.

- Составьте схему предложения. Произведите синтаксический разбор.

2.Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

Мама принесла его домой однажды вечером. Это создание было ещё совсем крохотное. Замёрзший и перепуганный он дико озирался по сторонам, и время от времени начинал громко плакать. Лишь к полуночи, выпив тёплого молока и, видимо, вконец, выбившись из сил, малыш заснул прямо на полу у тёплого камина.

- О ком говорится в тексте?

- Почему у вас не было однозначного ответа?

- Слова какой части речи используются в тексте?

  1. Комментированное письмо. Задание. Найдите известные вам местоимения в стихотворе­нии Р. Киплинга в переводе С.Я. Маршака, определите их мор­фологические признаки.

Есть у меня шестерка слуг.

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг,

-Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их; Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

4.Игра «Корректор». Работа в парах. Исправьте ошибки: в предложениях наблюдается неоправданное употребление одного и того же слова, или тавтология. Запишите в исправленном виде

1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.


Измените местоимения по вопросам


ФИ______________________________________


Кто?

Я

Мы


У кого?



К кому?



На кого?



С кем?



О ком?







Измените местоимения по вопросам


ФИ_____________________________________


Кто?

Я

Мы


У кого?



К кому?



На кого?



С кем?



О ком?







Измените местоимения по вопросам


ФИ_____________________________________


Кто?

Я

Мы


У кого?



К кому?



На кого?



С кем?



О ком?


















Измените местоимения по вопросам


ФИ_____________________________________


Кто?

Я

Мы


У кого?



К кому?



На кого?



С кем?



О ком?







Измените местоимения по вопросам


ФИ_____________________________________


Кто?

Я

Мы


У кого?



К кому?



На кого?



С кем?



О ком?







Измените местоимения по вопросам


ФИ_____________________________________


Кто?

Я

Мы


У кого?



К кому?



На кого?



С кем?



О ком?




































6


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее