«Зимний фестиваль знаний 2026»

Роль знаков препинания в письменной речи. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Тип урока. Урок обобщения, систематизации и углубления изученного.

Цели как деятельность учеников.

М/п: вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться изучающим чтением, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, извлекать информацию из разных источников (текста, схемы, ключевых слов), перерабатывать и преобразовывать информацию (текст в схему, алгоритм).

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.

1ЛР: овладевать стратегией читательской деятельности и механизмами речи (антиципации, эквивалентных замен, сжатия, опоры на ключевые слова).

6/4ЛР: находить смысловые отрезки – однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами.

5ЛР: пользоваться приёмами понимания учебно­научного текста с опорой на технологию продуктивного чтения.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


УРОК 53.


Тема: Роль знаков препинания в письменной речи. Однородные члены предложения.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.


Тип урока. Урок обобщения, систематизации и углубления изученного.

Цели как деятельность учеников.

М/п: вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться изучающим чтением, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, извлекать информацию из разных источников (текста, схемы, ключевых слов), перерабатывать и преобразовывать информацию (текст в схему, алгоритм).

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.

1ЛР: овладевать стратегией читательской деятельности и механизмами речи (антиципации, эквивалентных замен, сжатия, опоры на ключевые слова).

6/4ЛР: находить смысловые отрезки – однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами.

5ЛР: пользоваться приёмами понимания учебно­научного текста с опорой на технологию продуктивного чтения.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание


I. Оргмомент.


Домашнее задание проверяют консультанты, которые выступают с краткими сообщениями о результатах проверки, либо учитель собирает тетради на проверку.




II. Тренировочный словарный диктант.




Баян, гитара, пианино, состязание, атлет, дистанция, стадион, посвятить жизнь кому­либо, чему­либо; университет, экзамен.

– На какие три группы можно разделить эти слова? Почему?



Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, выделять основания группировки.



III. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.




1. – Что объединяет все эти схемы?

[ ═ , ═ ]. [ ═ и ═ ]. [ ═ , но ═ ]. [ ═ , а ═ ].

[ ═ и ═ , ═ и ═ ].

[ и ═ , и ═ , и ═ ].

– Запишите ключевые слова. (Однородные члены.)

– Послушайте шуточное стихотворение и назовите ключевое слово, которое связано с предыдущим заданием:

Был у поэта письменный стол.

Ящиков было в нём чуть ли не сто.

В ящиках тех помещались коробки;

В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей – тире, в остальных – многоточья,

Чёрточки, точки, кавычки и прочее…

(В. Хотомская)

Запись второго ключевого слова – знаки препинания.

– На основе ключевых слов сформулируйте тему урока. (Знаки препинания в предложениях с однородными членами.)

2. Наблюдение по учебнику за функцией знаков препинания после рубрики «Определяем основной вопрос урока», § 26.

Ученики сравнивают тексты с одинаковым словарным составом, но разными знаками препинания и разным графическим оформлением предложений, формулируют вопрос: зачем нужны знаки препинания в письменной речи?



Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3. Самостоятельно ставить цель деятельности.


IV. Актуализация и углубление изученного.



1. Упр. 253 – развиваются умения читательской деятельности: выявлять название текста (о роли знаков препинания), предполагать содержание текста по его названию, сравнивать свои предположения с ходом авторских рассуждений в процессе чтения текста, выявлять основную мысль, формулировать выводы.



2. Упр. 254 – работа (устная) с научно­учебным текстом.

Совершенствуются механизмы работы с текстом: находить главное, делить текст на части, задавать вопросы к каждой части, подробно (сжато) передавать содержание.

Вопросы к каждому абзацу:

1) Как пунктуация служит целям общения?

2) Почему значения знаков препинания должны быть едиными?

3) В чём суть пунктуационных правил?


3. Чтение выводов о роли знаков препинания в рамке после упр. 254.


4. Актуализация знаний об однородных членах предложения, которые изучались в начальной школе.

Работа проводится в парах. Ученики по вопросам готовят сообщения об однородных членах.



Познавательные УУД

2. Развитие умений читательской деятельности (антиципация, нахождение главного, смысловое и структурное деление текста, сжатие текста (компрессия), формулирование выводов).

3. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3. Выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.


V. Открытие новых знаний.


1. Анализ учебно­научного текста в рамке. Упр. 255.

Работа по вопросам перед текстом в рамке проводится в технологии продуктивного чтения на этапе «до чтения текста». Ученики по названию темы выдвигают предположение о содержании, последовательности изложения материала, задают вопросы.

Работа по анализу текста «во время чтения»: выделяют ключевые слова, новую информацию, обращают внимание на графические выделения, примеры.

Заключительная работа «после чтения»: на какие вопросы получили ответы? Что является новым?

В результате ученики самостоятельно должны сформулировать определение нового понятия «смысловой отрезок». (Это члены предложения, которым придаётся дополнительный смысловой оттенок.)


– По каким признакам можно найти смысловой отрезок – однородные члены?

2. Составление схемы «Опознавательные признаки однородных членов предложения». Для проверки см. материал предметного диска – схема «Опознавательные признаки однородных членов предложения к § 27.



1. Х О, О, О


один и тот же

2. (?) (?) (?)

перечислительная

3. О/ О/ О


– Вспомните, какая связь существует между однородными членами. (Сочинительная.)


Регулятивные УУД

4. Искать пути решения проблемы.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

4. Адекватно понимать содержание текста, опираясь на технологию продуктивного чтения.

5. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять на основе текста схему).



VI. Применение знаний, развитие учебно­языковых, пунктуационных и речевых умений.


1. Упр. 256 (неосложнённое списывание) – развивается умение находить смысловые отрезки-однородные члены с опорой на их опознавательные признаки (схему), устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами.

Составляется алгоритм­памятка нахождения смыслового отрезка (см. также материал предметного диска – алгоритм нахождения однородных членов предложения к § 27):

1) Найти смысловой отрезок и назвать его вид.

2) Установить границы смыслового отрезка.

3) Определить место смыслового отрезка в предложении.

4) Выбрать (поставить) нужный знак препинания.

2. Словарная работа: слово галерея.



Познавательные УУД

7. Составлять алгоритм действия.

8. Адекватно понимать содержание прочитанного (прослушанного) текста, выделять главную информацию, основную мысль.



VII. Итог урока.



– Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+», с неверными – «–».

1) Однородные члены – это смысловые отрезки.

2) Между однородными членами всегда ставится запятая.

3) Однородные члены соединены сочинительной связью.

4) Без однородных членов не существует предложения.

– Сравните с образцом на доске: + – + – .

– Кто справился без ошибок?


– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.



Регулятивные УУД

6. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.




ТОУУ


VIII. Домашнее задание.



1. Составить план текста правила и уметь рассказать по плану о смысловых отрезках – однородных членах.

2. Н. На каждую схему в правиле записать свои предложения, подчеркнуть однородные члены.

П. К каждой схеме правила подобрать примеры из художественной литературы.




© ООО «Баласс», 2012 Страница 5


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее