УРОК 53.
Тема: Роль знаков препинания в письменной речи. Однородные члены предложения.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Тип урока. Урок обобщения, систематизации и углубления изученного.
Цели как деятельность учеников.
М/п: вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться изучающим чтением, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, извлекать информацию из разных источников (текста, схемы, ключевых слов), перерабатывать и преобразовывать информацию (текст в схему, алгоритм).
М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.
1ЛР: овладевать стратегией читательской деятельности и механизмами речи (антиципации, эквивалентных замен, сжатия, опоры на ключевые слова).
6/4ЛР: находить смысловые отрезки – однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами.
5ЛР: пользоваться приёмами понимания учебнонаучного текста с опорой на технологию продуктивного чтения.
| Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
| I. Оргмомент. | Домашнее задание проверяют консультанты, которые выступают с краткими сообщениями о результатах проверки, либо учитель собирает тетради на проверку.
|
|
| II. Тренировочный словарный диктант.
| Баян, гитара, пианино, состязание, атлет, дистанция, стадион, посвятить жизнь комулибо, чемулибо; университет, экзамен. – На какие три группы можно разделить эти слова? Почему?
| Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, выделять основания группировки.
|
| III. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.
| 1. – Что объединяет все эти схемы? [ ═ , ═ ]. [ ═ и ═ ]. [ ═ , но ═ ]. [ ═ , а ═ ]. [ ═ и ═ , ═ и ═ ]. [ и ═ , и ═ , и ═ ]. – Запишите ключевые слова. (Однородные члены.) – Послушайте шуточное стихотворение и назовите ключевое слово, которое связано с предыдущим заданием: Был у поэта письменный стол. Ящиков было в нём чуть ли не сто. В ящиках тех помещались коробки; В одной запятые, в другой были скобки, В третьей – тире, в остальных – многоточья, Чёрточки, точки, кавычки и прочее… (В. Хотомская) Запись второго ключевого слова – знаки препинания. – На основе ключевых слов сформулируйте тему урока. (Знаки препинания в предложениях с однородными членами.) 2. Наблюдение по учебнику за функцией знаков препинания после рубрики «Определяем основной вопрос урока», § 26. Ученики сравнивают тексты с одинаковым словарным составом, но разными знаками препинания и разным графическим оформлением предложений, формулируют вопрос: зачем нужны знаки препинания в письменной речи?
|
Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. 3. Самостоятельно ставить цель деятельности. |
| IV. Актуализация и углубление изученного.
| 1. Упр. 253 – развиваются умения читательской деятельности: выявлять название текста (о роли знаков препинания), предполагать содержание текста по его названию, сравнивать свои предположения с ходом авторских рассуждений в процессе чтения текста, выявлять основную мысль, формулировать выводы. 2. Упр. 254 – работа (устная) с научноучебным текстом. Совершенствуются механизмы работы с текстом: находить главное, делить текст на части, задавать вопросы к каждой части, подробно (сжато) передавать содержание. Вопросы к каждому абзацу: 1) Как пунктуация служит целям общения? 2) Почему значения знаков препинания должны быть едиными? 3) В чём суть пунктуационных правил? 3. Чтение выводов о роли знаков препинания в рамке после упр. 254. 4. Актуализация знаний об однородных членах предложения, которые изучались в начальной школе. Работа проводится в парах. Ученики по вопросам готовят сообщения об однородных членах.
| Познавательные УУД 2. Развитие умений читательской деятельности (антиципация, нахождение главного, смысловое и структурное деление текста, сжатие текста (компрессия), формулирование выводов). 3. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста. Коммуникативные УУД 1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. 2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 3. Выступать с сообщениями перед коллективом сверстников. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 5. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике. |
| V. Открытие новых знаний.
| 1. Анализ учебнонаучного текста в рамке. Упр. 255. Работа по вопросам перед текстом в рамке проводится в технологии продуктивного чтения на этапе «до чтения текста». Ученики по названию темы выдвигают предположение о содержании, последовательности изложения материала, задают вопросы. Работа по анализу текста «во время чтения»: выделяют ключевые слова, новую информацию, обращают внимание на графические выделения, примеры. Заключительная работа «после чтения»: на какие вопросы получили ответы? Что является новым? В результате ученики самостоятельно должны сформулировать определение нового понятия «смысловой отрезок». (Это члены предложения, которым придаётся дополнительный смысловой оттенок.) – По каким признакам можно найти смысловой отрезок – однородные члены? 2. Составление схемы «Опознавательные признаки однородных членов предложения». Для проверки см. материал предметного диска – схема «Опознавательные признаки однородных членов предложения к § 27. 1. Х О, О, О один и тот же 2. (?) (?) (?)
перечислительная 3. О/ О/ О – Вспомните, какая связь существует между однородными членами. (Сочинительная.)
| Регулятивные УУД 4. Искать пути решения проблемы. 5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 4. Адекватно понимать содержание текста, опираясь на технологию продуктивного чтения. 5. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять на основе текста схему).
|
| VI. Применение знаний, развитие учебноязыковых, пунктуационных и речевых умений.
| 1. Упр. 256 (неосложнённое списывание) – развивается умение находить смысловые отрезки-однородные члены с опорой на их опознавательные признаки (схему), устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами. Составляется алгоритмпамятка нахождения смыслового отрезка (см. также материал предметного диска – алгоритм нахождения однородных членов предложения к § 27): 1) Найти смысловой отрезок и назвать его вид. 2) Установить границы смыслового отрезка. 3) Определить место смыслового отрезка в предложении. 4) Выбрать (поставить) нужный знак препинания. 2. Словарная работа: слово галерея. | Познавательные УУД 7. Составлять алгоритм действия. 8. Адекватно понимать содержание прочитанного (прослушанного) текста, выделять главную информацию, основную мысль.
|
| VII. Итог урока.
| – Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+», с неверными – «–». 1) Однородные члены – это смысловые отрезки. 2) Между однородными членами всегда ставится запятая. 3) Однородные члены соединены сочинительной связью. 4) Без однородных членов не существует предложения. – Сравните с образцом на доске: + – + – . – Кто справился без ошибок? – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
|
Регулятивные УУД 6. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ |
| VIII. Домашнее задание.
| 1. Составить план текста правила и уметь рассказать по плану о смысловых отрезках – однородных членах. 2. Н. На каждую схему в правиле записать свои предложения, подчеркнуть однородные члены. П. К каждой схеме правила подобрать примеры из художественной литературы.
|
|
© ООО «Баласс», 2012 Страница 5


