«Зимний фестиваль знаний 2025»

Склонение местоимений 1 лица

Тема: «Склонение местоимений 1 лица».

Цель:

Образовательные: формировать умения употреблять личные местоимения в нужной форме, обогащать словарный запас учащихся, совершенствовать орфографические и грамматические умения.

Развивающие: развивать умения правильного употребления личных местоимений в устной и письменной речи, развивать внимание и логическое мышление.

Воспитательные: формировать мотивацию к обучению, воспитывать уважение к русскому языку, бережное отношение к слову, взаимоуважение и взаимопомощь.

Ход урока

Орг. момент

Минутка чистописания: меня, вами.

2. Актуализация опорных знаний

Цель этапа:

Повторить материал предыдущего урока, выявить затруднения при выполнении домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос-беседа.

-Что такое местоимение? (Местоимение-это часть речи, которая сама предмет не называет, а только указывает на него.)

-Вместо какой части речи употребляется местоимение? (Вместо существительного)

-Какого именно существительного в данном случае? ( оно-солнце, он-месяц, она-луна).

-Как вы догадались, на какой предмет указывает местоимение? (По вопросу существительного.)

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: «Склонение местоимений 1 лица».

Цель: 

Образовательные: формировать умения употреблять личные местоимения в нужной форме, обогащать словарный запас учащихся, совершенствовать орфографические и грамматические умения.

Развивающие: развивать умения правильного употребления личных местоимений в устной и письменной речи, развивать внимание и логическое мышление.

Воспитательные: формировать мотивацию к обучению, воспитывать уважение к русскому языку, бережное отношение к слову, взаимоуважение и взаимопомощь.


Ход урока

Орг. момент

Минутка чистописания: меня, вами.

2. Актуализация опорных знаний

Цель этапа:

Повторить материал предыдущего урока, выявить затруднения при выполнении домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос-беседа.

-Что такое местоимение? (Местоимение-это часть речи, которая сама предмет не называет, а только указывает на него.)

-Вместо какой части речи употребляется местоимение? (Вместо существительного)

-Какого именно существительного в данном случае? ( оно-солнце, он-месяц, она-луна).

-Как вы догадались, на какой предмет указывает местоимение? (По вопросу существительного.)

-Значит, на какие вопросы отвечает местоимение? (На вопросы существительных)

-В каком лице мы определяем у местоимений род? (В 3-м лице.)

-Какого лица местоимения ОН, ОНА, ОНО? (3-го лица.)

-Какого числа эти местоимения? (Ед.ч.)

-Какого рода? (Он-м.р., она-ж.р., оно-ср.р.)

-Какое местоимение ещё относится к 3-му лицу? (ОНИ)

-Какого числа местоимение ОНИ?(Мн.ч.)

-Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица
Словарная работа.

-На доске записаны слова. Давайте их прочитаем.

Агроном, вагон, заяц,

-Как вы считаете, кто такой агроном? (Агроном-это специалист, занимающийся обработкой земли.)

-Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались. Давайте проверим. (Оно, он, я.)

Я, ты, он, она – Вместе дружная семья,

Вместе целая страна. В слове МЫ сто тысяч Я.

-О чём это стихотворение? (О дружбе всех людей.)

-Ваша задача: списать стихотворение, найти местоимения, определить лицо и число. Сколько местоимений вы нашли? (6 местоимений)

- назовите местоимения 1-го лица

Правило на стр. 114.

3. Объяснение нового материала.

При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в И.П. – Я, в Р.П. – меня; иногда происходит чередование: ТЕБЯ – ТОБОЙ; МЕНЯ – МНЕ.

- давайте их просклоняем по падежам. У доски


Склонение местоимений 1 лица:

И.П. Я Мы

Р.П. Меня Нас

Д.П. Мне Нам

В.П. Меня Нас

Т.П. Мной Нами

П.П. Обо мне О нас

4. Закрепление.

Работа с учебником стр. 115, упр. 157 письменно

Цель этапа:

Закрепить новые знания, выявить пробелы, коррекция.

4. А теперь я прочитаю вам шуточное стихотворение. Вы его послушаете и выпишите местоимения вместе с падежом. То есть мы с вами проведем выборочный диктант. Затем вы поменяетесь тетрадями, проверите друг у друга работу, а потом проверим вместе со мной и у кого все окажется правильно, тому в тетрадь мы поставим «5». Итак, начинаем!

Моя грамматика.

Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И моё местоимение

 Все вокруг склоняют так,

Перво-наперво решительно

Скажет вам семья моя,

Что, конечно

Именительный –

Это Я и только Я!

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж

Родительный

Для кого? А для МЕНЯ;

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне

И дают подарки.

Дательный-

Это значит – только  МНЕ!

Не смотрите подозрительно,

У меня родня – броня!

И запомните:

Винительный

Не касается МЕНЯ!

Жизнь легка и упоительна

За родительской спиной!...

Нет, друзья, падеж

Творительный

Сотворён совсем не МНОЙ!

Ждёте, видимо,

Предложного?

Новых данных обо МНЕ?

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне.

Д.з







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее