Занятие 2.
ЯЗЫК И РЕЧЬ
Цели: познакомить учащихся с понятием «речь»; показать значение речи как средства общения;
развивать логическое мышление и речь учащихся;
воспитывать культуру речи.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, давайте с вами посмотрим в окно. Что мы там видим? За окном пасмурно, небо хмурится, не видно солнышка, оно спряталось за тучи. Вы сходили в школу, у вас было много занятий, вы устали, поэтому давайте создадим себе хорошее настроение и улыбнемся друг другу. Появилось настроение?
II. Тогда начнем наше занятие. Сегодня мы с вами поговорим о языке как о важнейшем средстве общения. Запишите число и тему
III. Беседа по теме занятия.
- Что такое речь? В словаре можно найти ответ, что это «способность говорить, говорение».
Каждое слово в речи воспринимается как звук или совокупность звуков, однако не всегда это может называться словом. Например, слово стул состоит из четырех звуков: [с, т, у, л]. Каждый отдельно ничего не значит. Можно ли сочетание «тусл» считать словом? (Чтобы сочетание звуков стало словом, нужно звуки расположить в определенной последовательности, только тогда сочетание звуков будет иметь смысл. Звуки должны выражать какое-то понятие. Поэтому стул – слово, а «тусл» – бессмысленное сочетание звуков).
Слово имеет 2 стороны – внешнюю и внутреннюю. Внешняя – звуковой состав (на письме – буквенная, графическая). Внутренняя – его смысл, значение. Без внешней стороны слово не может быть услышано, увидено, а без внутренней – не может быть понято.
Наш язык богат пословицами и поговорками. Писатель и исследователь В. И. Даль занимался сбором пословиц и поговорок.
IV. Работа с пословицами о языке, собранными Далем В. И.
Задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.
-
Кто говорит, тот сеет; кто слушает - собирает (пожинает).
-
Держи язык короче!
-
Кто языком штурмует, немного навоюет.
-
На словах его хоть выспись (а на деле и головы не приклонишь).
-
На думах - что на вилах; на словах - что на санях, а на деле - что в яме.
-
Язык до Киева доведет.
V. Физминутка.
VI. Работа над отрывком из стихотворения Е. Тараховской «Где овечка без хвоста?».
У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.
… Повстречалась с ним корова
У зеленого куста.
– Эй, буренушка, здорово!
Не видала ль ты, корова,
Где овечка без хвоста?
Но корове эти речи
Непонятны человечьи,
И она в ответ ему
Промычала кратко: «Му!»
Повстречался пес зубастый
Возле речки у моста.
– Эй, послушай, псина, здравствуй!
Не видал ли, пес зубастый,
Ты овечку без хвоста?
Но собаке эти речи
Непонятны человечьи.
Ничего не разобрав,
Пес пролаял громко: «Гав!»
Повстречался с ним козленок
У кленового куста.
– Эй, рогатый! Эй, миленок!
Не видал ли ты, козленок,
Где овечка без хвоста?
Но козлу такие речи
Непонятны человечьи.
Лист кленовый теребя,
Он проблеял нежно: «Бя!»
Повстречался конь ретивый,
Грива черная густа.
– Эй, послушай, черногривый!
Не видал ли, конь ретивый,
Ты овечку без хвоста?
Но коню такие речи
Непонятны человечьи.
И заржавши: «Ги! Ги! Ги!», –
Конь возьми да убеги.
Затем Ване повстречался кот усатый, за котом – попугай и, наконец, мальчик, который помог найти овечку.
Мы с тобой такие речи
Понимаем человечьи.
Я в ответ сказать могу:
«Вон овечка – на лугу!»
В о п р о с ы:
– Почему животные не смогли помочь Ване?
– Кто помог мальчику и почему?
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
- К какому же выводу мы пришли?
- Для чего необходим язык?
(Речь (язык) служит для взаимопонимания людей, для передачи мыслей, чувств и т. д.)
– Что такое язык? (Язык – средство человеческого общения.)
– Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово язык? (Речь, слово.)
- У вас на партах лежат смайлики: веселый и грустный. Если вам понравилось занятие покажите веселый, если нет – грустный смайлик.