«Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Урок русского языка в 5 классе. Тема: "Язык и речь"

Цели: познакомить учащихся с понятием «речь»; показать значение речи как средства общения;

развивать логическое мышление и речь учащихся;

воспитывать культуру речи.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

                                                  Занятие 2.

                                              ЯЗЫК И РЕЧЬ

Цели: познакомить учащихся с понятием «речь»; показать значение речи как средства общения;

развивать логическое мышление и речь учащихся;

воспитывать культуру речи.

                                                Ход занятия.

I.                  Организационный момент.

- Здравствуйте, давайте с вами посмотрим в окно. Что мы там видим? За окном пасмурно, небо хмурится, не видно солнышка, оно спряталось за тучи. Вы сходили в школу, у вас было много занятий, вы устали, поэтому давайте создадим себе хорошее настроение и улыбнемся друг другу. Появилось настроение?

II.               Тогда начнем наше занятие. Сегодня мы с вами поговорим о языке как о важнейшем средстве общения. Запишите число и тему

III.           Беседа по теме занятия.

Что такое речь? В словаре можно найти ответ, что это «способность говорить, говорение».

Каждое слово в речи воспринимается как звук или совокупность звуков, однако не всегда это может называться словом. Например, слово стул состоит из четырех звуков: [с, т, у, л]. Каждый отдельно ничего не значит. Можно ли сочетание «тусл» считать словом? (Чтобы сочетание звуков стало словом, нужно звуки расположить в определенной последовательности, только тогда сочетание звуков будет иметь смысл. Звуки должны выражать какое-то понятие. Поэтому стул – слово, а «тусл» – бессмысленное сочетание звуков).

Слово имеет 2 стороны – внешнюю и внутреннюю. Внешняя – звуковой состав (на письме – буквенная, графическая). Внутренняя – его смысл, значение. Без внешней стороны слово не может быть услышано, увидено, а без внутренней – не может быть понято.

Наш язык богат пословицами и поговорками. Писатель и исследователь В. И. Даль занимался сбором пословиц и поговорок.

IV.            Работа с пословицами о языке, собранными Далем В. И.

Задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.

  • Кто говорит, тот сеет; кто слушает - собирает (пожинает).

  • Держи язык короче!

  • Кто языком штурмует, немного навоюет.

  • На словах его хоть выспись (а на деле и головы не приклонишь).

  • На думах - что на вилах; на словах - что на санях, а на деле - что в яме.

  • Язык до Киева доведет.

V.               Физминутка.

VI.            Работа над отрывком из стихотворения Е. Тараховской «Где овечка без хвоста?».

У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.

    … Повстречалась с ним корова

    У зеленого куста.

    – Эй, буренушка, здорово!

    Не видала ль ты, корова,

      Где овечка без хвоста?

      Но корове эти речи

      Непонятны человечьи,

      И она в ответ ему

    Промычала кратко: «Му!»

    Повстречался пес зубастый

    Возле речки у моста.

    – Эй, послушай, псина, здравствуй!

    Не видал ли, пес зубастый,

    Ты овечку без хвоста?

      Но собаке эти речи

      Непонятны человечьи.

      Ничего не разобрав,

      Пес пролаял громко: «Гав!»

    Повстречался с ним козленок

    У кленового куста.

    – Эй, рогатый! Эй, миленок!

    Не видал ли ты, козленок,

    Где овечка без хвоста?

      Но козлу такие речи

      Непонятны человечьи.

      Лист кленовый теребя,

      Он проблеял нежно: «Бя!»

    Повстречался конь ретивый,

    Грива черная густа.

    – Эй, послушай, черногривый!

    Не видал ли, конь ретивый,

    Ты овечку без хвоста?

      Но коню такие речи

      Непонятны человечьи.

      И заржавши: «Ги! Ги! Ги!», –

      Конь возьми да убеги.

Затем Ване повстречался кот усатый, за котом –  попугай и, наконец, мальчик, который помог найти овечку.

      Мы с тобой такие речи

      Понимаем человечьи.

      Я в ответ сказать могу:

      «Вон овечка – на лугу!»

В о п р о с ы:

– Почему животные не смогли помочь Ване?

– Кто помог мальчику и почему?

VII.        Подведение итогов. Рефлексия.

- К какому же выводу мы пришли?

- Для чего необходим язык?

 (Речь (язык) служит для взаимопонимания людей, для передачи мыслей, чувств и т. д.)

– Что такое язык? (Язык – средство человеческого общения.)

– Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово язык(Речь, слово.)

- У вас на партах лежат смайлики: веселый и грустный. Если вам понравилось занятие покажите веселый, если нет – грустный смайлик.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее