Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с. Октябрьское»
МО - Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания
РАЗРАБОТКА УРОКА-ПРОЕКТА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 1 КЛАССЕ
Тема: УРОК-ПРОЕКТ
«ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.ПЕРЕНОС СЛОВ»
Составитель: учитель начальных классов
Караева Регина Александровна
Цели:
Содержательная повторение написания слов с удвоенной согласной, общих правил переноса слов, закрепление учебного материала по переносу слов с удвоенной согласной;
Деятельностная: формирования алгоритма рефлексивного мышления, умения работать со справочной литературой, развитие навыков самоконтроля, творческих способностей, коммуникативных навыков, воспитание взаимопомощи.
Оборудование
- Мультимедийный проектор. Презентация урока.
- Карточки для самостоятельной работы.
- Карточки для проверки знаний темы (к самостоятельной работе и работе с тестами).
- Карточка с таблицей для самоанализа деятельности ученика на уроке.
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности.
Девиз урока:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
(на экране)
- Ребята, для того, чтобы узнать тему и цели урока ,
Посмотри, как перенёс слова Незнайка.
-
Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос?
Верно, сегодня на уроке мы будем повторять написание для переноса. Обоснуй свой ответ.
Цель нашего урока: повторить вместе с учениками правила переноса слов, а также ранее изученные правила переноса слов.
2. Актуализация знаний.
Повторение правил переноса слов (самостоятельная работа по карточкам):
Первое задание: (на экране)
1. Разделите слова для переноса : мама, Родина, совесть.
2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).
3. Сделай вывод.
Второе задание:
1. Разделите слова для переноса : отец, экскурсия, Мария .
2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по- разному ).
3. Сделай вывод.
Третье задание:
1. Разделите слова для переноса: зорька, пальто, подъезд.
2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).
3. Сделай вывод.
Четвертое задание:
1. Разделите слова для переноса: тайна, стройка, тройка.
2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).
3. Сделай вывод.
Пятое задание:
1. Разделите слова для переноса: перрон, миллион, тонна.
2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).
3. Сделай вывод.
Учитель: - К каким выводам вы пришли? (Учащиеся делают выводы, объясняют, как перенесли слова, на полях ставят «+», если задание сделано верно, или «-» , если неверно.)
Выводы: (на экране)
1. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ма – ма, Ро – ди - на, со – весть.
2. Слог из одной буквы нельзя оставлять на строке или переносить на другую: отец, язык, Ма –рия.
3. Нельзя переносить на другую строку буквы Ь, Ъ: зорь - ка, паль-то, подъ - езд.
4. Нельзя переносить на другую строку букву Й: тай-на, строй-ка, трой-ка.
5. При переносе слов с двойными согласными одну букву нужно оставлять на строке, а другую переносить: пер-рон, мил-лион, милли-он, тон-на.
3. Локализация затруднений.
Работа в группах. Дифференцированные задания.
-Чтобы проверить себя, поработайте в группах.
1 группа. Разделите слова для переноса. Найдите лишнее слово. Объясните почему.
Ольга
Тайна
Иней
Майка
Школа
(лишнее слово иней, потому что нельзя оставлять одну букву на строке)
2 группа. Разделите слова для переноса. Найдите лишнее слово. Объясните почему.
Орёл
Черепаха
Окуньки
Сорока
Кольцо
(лишнее слово орёл, потому что одну букву нельзя оставлять на строке)
3 группа. Найдите в тексте слова с ь и й в середине слова. Выпишите слова и разделите их для переноса. Найдите лишнее слово. Объясните почему.
На улице льёт дождь. Значит мне сегодня нельзя гулять. Я сижу у окна и смотрю на дождь. Маленькие дождевые капельки текут по стеклу, сливаются друг с другом и ручейком стекают на подоконник.
Нельзя, маленькие, капельки, ручейком.
(лишнее слово нельзя, потому что в этом слове только 1 вариант переноса, а в остальных словах несколько вариантов)
4. Построение проекта преодоления затруднений.
Алгоритм (на экране)
- разделим слово на слоги (сколько в слове гласных столько и слогов);
-если слог состоит из одной гласной, то перенос делать в этом месте нельзя;
-если слово можно переносить, то посмотрим, есть ли в слове Ъ, Ь, Й, эти буквы нельзя отрывать от предшествующей согласной;
-посмотрим, есть ли удвоенная согласная, если есть, то одну букву оставим на строке, а другую перенесём.
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
- Какие же ошибки были допущены, как вы преодолели данные трудности?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует результат своей деятельности значками.)
+ справился;
? сомневаюсь;
- нужно еще потренироваться
1 задание: (на экране)
1) Разделите слова для переноса : окно, зарево, доблесть, комбинат, мастерская.
2) Проверь ответ
2 задание: (на экране)
1) Разделите слова для переноса : огонь, якорь, София, Румыния, удача .
2) Проверь ответ
3 задание: (на экране)
1) Разделите слова для переноса: полька, кольцо, подъём, большая, дальнее.
2) Проверь ответ
4 задание: (на экране)
1) Разделите слова для переноса: война, гайка, балалайка, троллейбус, сейчас.
2) Проверь ответ
5 задание: (на экране)
1) Разделите слова для переноса: аппарат, грамматика, бассейн, осенняя, жужжание.
2) Проверь ответ
А кто не сделал ни одной ошибки выполняет упражнение в учебнике
7. Включение в систему знаний и повторение.
- Разделите тетрадь на три части, в каждый столбик запиши по одному предложению, писать нужно строго до черты, прежде, чем писать слово подумай, можно ли сделать перенос, если да, то каким образом (см. алгоритм).
1) Начался урок русского языка.
2) Учительница Инна Евгеньевна диктует классу группу словарных слов.
3) Ребята пишут: осенний, юннаты, жужжит, аллея, рассказ, суббота.
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий, вызвавшие затруднения, оценивают свою деятельность, заполняя таблицу:
Сегодня на уроке я повторил (а) … |
Мне понравилось … |
Меня заставило задуматься … |
9. Домашнее задание - творческая работа
Выписать со словаря 10 слов с удвоенной согласной Дополнительно: карандашом отметить места переноса в словах.