Тема урока: «Формирование функциональной ( читательской ) грамотности на уроках русского языка в 5 классе по теме « Лексика». Омонимы. Употребление в речи»
Цели урока и задачи урока
Образовательные:
∙ Сформировать у учащихся понятие об омонимах и их типах в сопоставлении с понятием о многозначности слова.
∙ Показать роль омонимов в речи.
∙ Формировать умение находить в толковом словаре омонимы.
∙ Повторить изученный материал по теме «Лексика».
Развивающие:
∙ Развивать творческую активность учащихся.
∙ Развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.
∙ Формировать навыки самостоятельной работы.
∙ Обогащать словарный запас языка, совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся
. ∙ Продолжить работу по формированию навыков комплексного анализа текста, (читательской ) грамотности на уроках русского языка в 5 классе по теме « Лексика»
Воспитательные:
∙ Воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку, бережное отношение к слову.
Оборудование: Учебник, компьютер, проектор, толковый словарь С.И. Ожегова,
Главная проблема урока: отличие омонимов от многозначных слов; разграничение различных типов омонимов.
Методы обучения:
∙ Творческий
∙ Исследовательский
∙ Объяснительно-иллюстративный (наглядный)
Структура урока
Организационный момент .
Учитель: Давайте улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Сегодня я предлагаю вам на один урок стать исследователями и свидетелями одного языкового явления. Я уверена, что к концу урока ваш словарный запас пополнится новыми русскими словами, и они оживут в вашей речи. Но для этого придётся потрудиться. Работаем эффективно.
Учитель: Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей. Расширять свои знания и возможности , участвовать в социальной жизни. Из текста мы должны выбрать ту информацию, которая нам необходима.
Прочитайте тексты.
О Омо́нимы (от др.-греч. ὁμός — одинаковый и ὄνομα — имя) — одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова, морфемы и другие единицы языка.( Термин введен Аристотелем ) Что такое омонимы? Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. Пример: лук в одном значении - растение, а в другом - оружие. Эти слова звучат одинаково, но обозначают разное. Подобные слова и называются омонимами. Омонимы необходимо отличать от многозначных слов. Омонимы – слова, что совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в семантике. К примеру, слово "брак" в значении «союз двух любящих друг друга людей» и "брак" в значении «испорченная продукция».
А многозначные слова имеют сходство по какому-либо признаку. Отличие многозначных слов от омонимов в том, что многозначные слова имеют несколько значений, связанных по смыслу, а омонимы — это разные слова, одинаковые по звучанию и написанию, но не имеющие ничего общего в плане значений.
Посмотри на конкретном примере. Допустим, нам нужно определить слово "кнопка" — это омоним или многозначное слово. Для этого мы вспоминаем, какие кнопки бывают. Бывает кнопка звонка, канцелярская кнопка, кнопка-застежка. Все эти кнопки объединяет, что их нажимают, и они маленького размера. У кнопки в разном употреблении слова все равно есть общее значение. Получается, что слово "кнопка" это многозначное слово.
Теперь другой пример. Нам нужно определить слово "клуб" — это омоним или многозначное слово. Итак, мы начинаем вспоминать, какие бывают клубы...
— ночной клуб; — клуб пыли; — клуб дыма
— клуб по интересам (вязания, литературный клуб, сельский ).
У значений этих слов нет ничего общего. Невозможно найти связь между клубом пыли и ночным клубом. Перед нами абсолютно разные по смыслу слова. Значит, перед нами омоним.
Омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам. Каков ни есть, а хочет есть .
Учитель: Итак , что вы узнали из текста? ( Как отличить многозначное слово от омонимов)
- В чем заключается это отличие?( Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. Пример: лук в одном значении - растение, а в другом – оружие) Омонимы – слова, что совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в семантике.
- Отличие многозначных слов от омонимов в том , что многозначные слова имеют сходство по какому-либо признаку. Все эти кнопки объединяет, что их нажимают, и они маленького размера. У кнопки в разном употреблении слова все равно есть общее значение.
В русском языке используется Омонимия – одно из средств создания комического эффекта. Каламбур – игра слов. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели юмористы.
Учитель: Познакомимся с рассказом Н.Сладкова.
Рассказ Н.Сладкова «Овсянка».
Николай Иванович Сладков (1920—1996) — писатель, Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.
У природы для всех найдется место: и для людей, и для животных, и для птиц. Но чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру, надо узнать очень много всего о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре, тайге и пустынях, и еще об очень-очень многом. Именно об этом и рассказывают книги Николая Сладкова, пронизанные бесконечной любовью к природе.
Его рассказы увлекательные. Интересные. Яркие. Красивые. Умер в 1996. В Возрасте 76 лет. Написал более 60 книг о природе. И сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов. Рассказ Н.Сладкова «Овсянка».
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей.
– Она желтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком.
– Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали .
( Н. Сладков)
2. Вопрос классу:.
3. Прочитаем по ролям
4. - Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ? ( Рассказ очень интересный , красивый) Это диалог . 15 реплик. Каждая реплика пишется с новой строчки и ставится дефис. Можно сыграть сценку..
5. - Почему мальчики долго не понимали друг друга?
6. (услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), произошла путаница слов)
7. -Одинаково ли звучат и пишутся эти слова? ( ДА) Лексическое значение разное. ( Да) Какой частью речи являются? Существительное) )
8. Вывод :Значит, Овсянка- омоним. Сценка
9. Работа над орфограммами и синтаксисом. Сахар, молоко.- сл. сл , сущ-е только ед. числа. 10.Подумаешь- гл .2л. ед ч .
11..Айда (разговорное слово, ненормированная лексика.)
11. В русском языке используется Омонимия – одно из средств создания комического эффекта. Каламбур – игра слов. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы: Белки сидели на ели И семечки из шишек ели.
Включить МУЗЫКУ. Минутная история П. И. Чайковский (таких пьес было двенадцать. Они составили цикл, названный композитором «Времена года». Петр Ильич запечатлел в музыке красоту природы. Каждая новая пьеса – пейзажная зарисовка, которая по характеру неразрывна с душевным состоянием человека, будь-то грусть, радость, мечта или раздумье.
Времена года изображались в музыке и другими композиторами – Гайдном, Вивальди. Слушая их музыку, мы зрительно представляем замечательные картины природы. Чайковский же не только изображает природу. Каждая его пьеса – это душевное состояние человека, которое перекликается с пейзажными зарисовками. Несмотря на то, что музыка каждой пьесы разная и по характеру, и по настроению, части цикла создают единую цельную картину. Перед каждой пьесой в нотах есть эпиграф – строки из стихотворений, которые родственны по настроению с музыкой. Показать картинки ОВСЯНКА- ПТИЦА. ОВЯНКА- КАША. Исследовательская работа. Ученица Рассказывает об омонимах. (ОВСЯНКА- ПТИЦА. ОВЯНКА- КАША.)
Небольшая птичка со смешным названием, которое ассоциируется у нас с овсяной кашей. Относится она к семейству овсянковых. Привлекает внимание своим интересным окрасом - золотисто-желтым. Золотистые перышки украшают голову и грудь овсянки обыкновенной. Встретить птичку можно в умеренных широтах Азии и Европы.
Полезные качества овсяной крупы напрямую исходят от богатого состава. Перечислить все до единого элементы невозможно, укажем самые известные для нас вещества. В состав овсяной крупы входят: белки, углеводы, зола и жиры.
При регулярном потреблении каши из овсяных хлопьев или крупы улучшается настроение. Оно всегда будет на высоте, так как в нем присутствует цинк, витаминный ряд группы В, магний. Доказано, что овсянка уже после первых дней потребления придает оптимизм, стимулирует работу нервной системы.
Синквейн – имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом
В бою рубят, а после боя развлекают.(Шашки) омонимы
Составим Синквейн
Каша
вкусная сладкая
Варится .Кушают. Нравится
Мне нравится эта каша
овсянка.
1.Омонимы
2.Увлекательные, интересные
3.Обогащают, развивают, воспитывают( коммуникавная функция) Прививает любовь к родному языку.
4.Похожие внешне, разные внутренне
5. Слова, совпадающие одновременно по звучанию и по написанию, но различные по значению. ИЛИ каламбур ИЛИ Каламбур .( Каламбур – игра слов)
Белки сидели на ели
И семечки из шишек ели.
Омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам.
Каков ни есть, а хочет есть .
С этим рассказом перекликается стихотворение А.Шибаева
ОВСЯНКА
Вот этой овсянки
Не хочется киске.
(Вот этой овсянки,
Которая в миске.)
Какой же овсянки
Она захотела?
Не той ли,
Что мимо сейчас пролетела?
Вывод, писатели , поэты с большой любовью используют омонимы в своём творчестве. Тесты. Задание 1.
Чем похожи слова, о которых говорили Сашка и Матвей ?
А) Эти слова пишутся и произносятся одинаково.
В) Значение этих слов одинаково.
С) Эти слова звучат одинаково и имеют одно лексическое значение.
Д) Эти слова имеют сходство по какому-либо признаку.
Задание 2. Используя информацию из текста «Омонимы», заполните таблицу.
Поставьте знак «+» в колонку с правильным ответом. Да Нет Нет информации
Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. Омонимы имеют сходство по какому-либо признаку.
Омонимы совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в семантике. Омо́нимы (др.-греч. ὁμός – одинаковый + ὄνομα – имя)
Значения многозначных слов имеют нечто общее, а значения омонимов никак не связаны между собой.
Задание 3.
Что является главной целью текстов, выберите правильный ответ:
А) Рассказать о том, что омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам.
В) Рассказать о том, что омонимы необходимо отличать от многозначных слов.
С) Дать информацию о том, что омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова.
Задание 4.
Слова земля (планета Солнечной системы) - земля (суша) – это омонимы?
А) Да. В) Нет
Я считаю,что слово "земля" омоним.Так как,есть слово близкое по значению-Земля.Земля-планета,земля-это суша. ... Земля - планета земля - почва на которой растет флора земля - говорят моя земля, значит Родина. Планета земля имеет чудесный вид из космоса
Задание 5. Согласны ли вы с тем , что слово КЛЮЧ является омонимом. Свой ответ аргументируйте. __________________________________________________________________ Интересный случай со словом "ключ". По моему мнению мы имеет случай, когда одним из омонимов является многозначное слово. По сути омонимами называются слова который пишутся одинаково, но имеют различные значения, описывают понятия или предметы, не имеющие общего смыслового источника. Многозначное слово - это слово, которое имеет разные смысловые оттенки, различающиеся областью применения, но имеющие общие смысловые корни.
∙ КЛЮЧ - как средство открывания, предмет отмыкающий/запирающий замки, затворы и т.п. ∙ КЛЮЧ - как инструмент слесарный, для откручивания/закручивания болтов, гаек и т.п.
∙ КЛЮЧ - как информационная структура, открывающая новый пласт информации или понимания (ключ к проблеме, ключ к знаниям)
∙ КЛЮЧ - в строительстве камень, замыкающие арку
∙ КЛЮЧ - в электротехнике как устройство замыкающее/размыкающее электрические цепи
∙ КЛЮЧ - музыкальный (скрипичный ключ и басовый ключ), определяет линейную нотацию, точку от которой происходит расчет высотных значений нот Во всех вышеперечисленных значения КЛЮЧ - многозначное слово, которое имеет общий смысловой корень - открыть/закрыть КЛЮЧ - источник, родник. Бить ключом. В этом понятии слово можно рассматривать как омоним слову КЛЮЧ с понятиями, перечисленными выше. Однако, если углубить смысловой корень многозначного слова КЛЮЧ до точки отсчета/входа/выхода, то и значение КЛЮЧ как источник, родник можно относить в смысловым оттенкам. Но, по-моему области применения понятия КЛЮЧ как источник, отстоит заметно дальше от остальных и есть смысл рассматривать его именно как омоним.
Разновидности омонимов
( 1). Омоформы. Печь (сущ.) – печь (глаг.), из стекла (сущ.) – стекла (глаг.), косой (сущ.) – косой (прил.).
2). Омофоны. Пруд – прут; плод – плот
. 3). Омографы. Замок – замок. рефлексия.
-С каким новым лексическим понятием вы познакомились на уроке?
- Что узнали нового?
- Что вызвало особый интерес? Интересный рассказ.Н. Сладкова
- В чём затруднялись? Отличие омонимов от многозначных слов
Синквейн .
Лексика.
Богатая, обширная.
Выражает, высказывает, понимает.
Помогает выразить суть мыслей.
Словарный запас.
2. Подведение итогов
Педагогическая ситуация- составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую инженер-педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой. Это концентрированное выражение педагогического процесса и педагогической системы в их временном пространстве. Значение педагогических ситуаций огромно. Они концентрируют в себе все достоинства и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом. Они играют значительную роль в формировании опыта педагогической деятельности. Любой педагог должен иметь свой "архив" ситуаций, записанных на карточках, в дневнике. Этот архив бережно хранится всю жизнь, он составляет профессиональное богатство любого педагога.
Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому, любая ситуация по сути проблемная. Педагогическая ситуация всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать стихийно в процессе проведения занятия, экзамена, экскурсии.
Классификация педагогических ситуаций:
1. По месту возникновения и протекания (на уроке, вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.);
2. По степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);
3. По степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);
4. По степени управляемости (жестко заданные, неуправляемые, управляемые);
5. По участникам (студент-студент, студент-преподаватель ,ученик-учетель и тд);
6. По заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);
7.По содержанию (учебные, создаваемые в целях обучения): проблемные, политехнические, производственно-технические.
Большинство ситуаций носит коммуникабельный характер (ситуации общения).
8. По характеру (дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные).
Проблемная ситуация - ситуация, порождающая познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели посредством уже имеющихся знаний и выработанных способов действия.
|
Пример разбора проблемной ситуации.
Ученик 7 класса систематически не выполнял домашние задания, даже не пытался притронуться к тетрадям. Учитель регулярно , каждый день, ставил ему двойки в дневник и в журнал. Однажды учитель сказал : « Саша, у тебя сплошные двойки и сегодня появится ещё одна, и так будет до тех пор, пока не выполнишь домашнее задание». На что ученик ответил :
« Ну и ставьте!».
Пути решения :
Ставить постоянно ученику двойки — это не выход из положения , стоило оставить ученика после урока и выяснить причину такого поведения, может всё серьёзнее , чем кажется, возможно у него проблемы дома или в школе.
Или есть ещё один вариант : позаниматься с мальчиком , помочь ему разобраться в непонятых темах , дать что-то решить дополнительно, чтобы исправить полученные ранее двойки. А систематически принижать ученика не даст никаких результатов , его самооценка только еще больше упадет.
Если не помогут беседы с учеником , можно привлечь родителей , чтобы они тоже приняли участие и поспособствовали в решение данной проблемы.
В класса есть слабый ребенок . и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается , боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель вздыхает , упрекает и ставит двойку.
Пути решения :
Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации , учителю необходимо поддержать слабого ученика , помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику специальное задание , например, творческое задание , знакомство , с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. А может он вовсе не слаб ? Для этой же цели его можно чаще сажать за парту в паре с разными ребятами, чтобы они его лучше узнали.
«Родители жалуются, что сын – подросток стал заметно хуже учиться, пропускает школу, не выполняет учебных заданий и обманывает их».
Возможные причины:
а) Проявление подростковых реакций, характерных для этого периода развития ребёнка. Направленность личности переходит от познавательной сферы в сферу интимно-личностную. В связи с этим может быть снижен интерес к учебной деятельности. Возможно, также влияние группы сверстников.
б) У подростка не складываются отношения с учителями, одноклассниками это может быть причиной снижения интереса к школе, что делает посещение её малопривлекательным и неприятным занятием.
- провести консультативную работу с родителями по разъяснению психологических особенностей подросткового возраста.
Рекомендации : Сформировать с сыном партнёрские отношения, установить доверительный контакт, чтобы понять, что происходит с сыном на самом деле. Не использовать давления и угроз, это может привести к отчаянным необдуманным поступкам со стороны ребёнка. В общении с сыном сообщайте ему о своих чувствах. Всё это создаёт предпосылки для возможности не резко, но всё же влиять на развитие ребёнка.
Личность педагога
- Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.
- Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
- Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.
Взаимодействие с детьми
- Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
- Сначала научите своих воспитанников, потом спрашивайте.
- Будьте ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.
- В любой ситуации попробуйте поставить себя на место ребёнка.
- Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым