«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка в 7 классе «Непроизводные и производные предлоги»

  • Формирование коммуникативной компетенции: развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
  • Формирование языковой и лингвистической компетентностей: формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоение основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
  • Формирование культуроведческой компетентности: осознание родного языка как формы выражения национальной культуры.
Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок русского языка в 7 классе «Непроизводные и производные предлоги»

Тема урока: Непроизводные и производные предлоги

Тип урока: Изучения нового материала

Форма урока: Урок открытых мыслей

Форма организации учебной деятельности: Комбинированная: групповая, парная, индивидуальная

Формируемые на уроке компетенции:

  • Формирование коммуникативной компетенции: развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

  • Формирование языковой и лингвистической компетентностей: формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоение основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

  • Формирование культуроведческой компетентности: осознание родного языка как формы выражения национальной культуры.

Планируемые результаты

  • Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него как основного носителя русской культуры, потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

  • Метапредметные: Способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умения планировать, оценивать достигнутые результаты и формулировать выводы; умение работать в группе; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.



  • Предметные: Знать о признаках непроизводных и производных предлогов; Уметь отличать производные предлоги от других омонимичных частей речи, Учиться правильно писать производные предлоги и омонимичные им другие части речи (следующие уроки)

Развитие УУД:

  • личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию.

  • коммуникативные УУД: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

  • познавательные УУД: опознавание и анализ производных предлогов, уместное употребление их адекватно ситуации речевого общения.

  • регулятивные УУД: планировать последовательность действий, формулировать выводы, оценивать себя и одноклассников.

Необходимые ресурсы и оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки; слова: предлоги (2 шт), ? (2 шт. красные); дидактический материал для работы в группах (слова и задания); таблицы «Учимся узнавать производные предлоги», листы для ответов на тесты «Верю - не верю»; таблица «Проектирование урока: лингвистический эксперимент, новый материал, практическая работа, тест, речевая практика»; памятка «Мы ставим цели урока»; памятка «Критерии оценки работы ученика на уроке»; памятка «Критерии оценки работы группы на уроке»; памятка «Мы подводим итог урока»; тетради для самооценки; для рефлексии график «Снежинка».



1. Выход на тему урока (работа в группе):

Прием «Ситуация практического затруднения» (проблемная ситуация)

  1. Предлагается в группах разыграть спор о том, к какой части речи относится слово (используйте свои доказательства, примеры предложений с этим словом)

Слова: вокруг, в течение, благодаря, в продолжение, около(по 2 слова)

Прием «Группировка»

На доске: Предлог Наречие Существительное с предлогом Деепричастие

Вокруг вокруг в продолжение благодаря

В течение около в течение

Благодаря

В продолжение

Около

Дети распределяют слова самостоятельно.



  1. Предлагаю слова: в, из, для, от, под. Это какая часть речи? (предлог) – распределяю колонку «Предлог»

Прием «Подводящий диалог»

- Что общего у предлогов из 1 группы? (Есть слова, которые являются одновременно предлогом и другой самостоятельной частью речи)

- Что общего у предлогов из 2 группы? (Есть слова, которые являются только предлогами)

- От чего это зависит? (от предложения, в котором есть это слово)

Добавляю вопросительные знаки:

На доске: ? предлоги и ? предлоги

-Как же назвать эти предлоги? (Одни предлоги обыкновенные, привычные, не напоминают нам другие части речи. Другие напоминают. Они образованы или произведены от самостоятельных частей речи. Значит, у каждой группы свои признаки).

-Какова тема нашего урока? (Непроизводные и производные предлоги)

Запись в тетради: Число и тема урока: «Непроизводные и производные предлоги».

Тетрадь самооценки

-Запишите дату в тетрадях для самооценки, оцените свою домашнюю работу по критериям в рабочих тетрадях.

2. Каковы цели нашего урока?

Узнать: Что такое производные и непроизводные предлоги.

Научиться: Узнавать производные предлоги в предложении и отличать их от омонимичных частей речи и т.д.

- Для чего нам надо отличать предлоги от других частей речи? (не знают)

Прием «Отсроченная загадка»

Ключик к разгадке спрятан в тексте, предлагаю его вам записать два предложения из него.

Диктант

3. Планирование урока:

4. Лингвистический эксперимент

Прием «Корзина идей»

-Трудно находить производные предлоги в тексте? Что для этого нужно?

-Давайте обратимся к нашей таблице, которую мы заполняли в начале урока.

Ваши предположения по поводу того, как отличить производный предлог от другой части речи?

Объяснения детей с помощью учителя:

-Как в русском языке называют слова, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение? Их еще называю слова-близнецы? (омонимы) а если такие слова принадлежат разным частям речи, как в нашем случае, то их называю омоформы.

Таблица «Учимся узнавать производные предлоги»

Предлоги

Омонимичные части речи

Почитаю книгу вместо (чего?) прогулки = одно заменить другим

В место, где мы живем, многие едут отдыхать. (сущ. с предлогом)

Я обошел вокруг (чего?) дерева. = вокруг предмета

(где?) Вокруг хорошо видно. (наречие)

Мальчик встал около (чего?) стола. = возле, рядом, у

Мальчик присел (куда?) около. (наречие)

Девушка говорила по телефону в продолжение (чего?) часа.

= отрезок времени

Девушка заглянула (во что?) в продолжение книги. (сущ. с предлогом)

Ребята отлично выступили благодаря (чему?) хорошей подготовке. = благодаря чему-то достичь желаемого

Дети вышли из-за стола, (что делая?) благодаря маму за вкусный обед. (деепричастие)

Нам удалось договориться насчет (чего?) поездки. = о

Деньги переведены (на что?) на счет продавца.

Дождь шел в течение (чего?) дня. = отрезок времени

(в чем?) В течении реки много поворотов.



5.Изучение нового материала «Производные предлоги»

-Как нам проверить достоверность наших предположений? (обратиться к учебнику стр. 139)

Упр.338 (1 ряд: 1-2 предложения, 2 ряд: 3-5 предложения; 3 ряд: 3-5 предложения) Если успеем – разборы сделать (Дать папки). Проверка с указанием вида орфограммы.

6.Тест «Верю-не верю»

- Возьмите листочки с номерами вопросов, отмечаем + и – ответы.

1. Служебные части речи - это предлоги, частицы, союзы. (+)

2. Служебные части речи изменяются. (-)

3. Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении). (+)

4. Предлог - в переводе с греческого, обозначает «после слова». (-)

5. В русском языке всего около 10 предлогов. (-)

6. Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные. (+)

7. К непроизводным предлогам можно отнести предлоги: насчет, в течение, в продолжение. (-)

8. К производным предлогам можно отнести предлоги: около, вокруг, мимо. (+)

9. Предлог благодаря образован от деепричастия благодаря. (+)

10 Предлог вместо пишется раздельно. (-)

- Оцените себя! (ответ на экране)

7. Итог урока (по схеме на доске)

8. Самооценка

9. Д/з №337, Прием «Свой ОК оформите в тетрадях для ОК кратко новый материал, используя учебник.

по желанию подготовить чтение по ролям №341.

5


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее