Урок русского языка в 7 классе «Непроизводные и производные предлоги»
Тема урока: Непроизводные и производные предлоги
Тип урока: Изучения нового материала
Форма урока: Урок открытых мыслей
Форма организации учебной деятельности: Комбинированная: групповая, парная, индивидуальная
Формируемые на уроке компетенции:
Формирование коммуникативной компетенции: развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
Формирование языковой и лингвистической компетентностей: формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоение основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетентности: осознание родного языка как формы выражения национальной культуры.
Планируемые результаты
Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него как основного носителя русской культуры, потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: Способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умения планировать, оценивать достигнутые результаты и формулировать выводы; умение работать в группе; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
Предметные: Знать о признаках непроизводных и производных предлогов; Уметь отличать производные предлоги от других омонимичных частей речи, Учиться правильно писать производные предлоги и омонимичные им другие части речи (следующие уроки)
Развитие УУД:
личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию.
коммуникативные УУД: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.
познавательные УУД: опознавание и анализ производных предлогов, уместное употребление их адекватно ситуации речевого общения.
регулятивные УУД: планировать последовательность действий, формулировать выводы, оценивать себя и одноклассников.
Необходимые ресурсы и оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки; слова: предлоги (2 шт), ? (2 шт. красные); дидактический материал для работы в группах (слова и задания); таблицы «Учимся узнавать производные предлоги», листы для ответов на тесты «Верю - не верю»; таблица «Проектирование урока: лингвистический эксперимент, новый материал, практическая работа, тест, речевая практика»; памятка «Мы ставим цели урока»; памятка «Критерии оценки работы ученика на уроке»; памятка «Критерии оценки работы группы на уроке»; памятка «Мы подводим итог урока»; тетради для самооценки; для рефлексии график «Снежинка».
1. Выход на тему урока (работа в группе):
Прием «Ситуация практического затруднения» (проблемная ситуация)
Предлагается в группах разыграть спор о том, к какой части речи относится слово (используйте свои доказательства, примеры предложений с этим словом)
Слова: вокруг, в течение, благодаря, в продолжение, около(по 2 слова)
Прием «Группировка»
На доске: Предлог Наречие Существительное с предлогом Деепричастие
Вокруг вокруг в продолжение благодаря
В течение около в течение
Благодаря
В продолжение
Около
Дети распределяют слова самостоятельно.
Предлагаю слова: в, из, для, от, под. Это какая часть речи? (предлог) – распределяю колонку «Предлог»
Прием «Подводящий диалог»
- Что общего у предлогов из 1 группы? (Есть слова, которые являются одновременно предлогом и другой самостоятельной частью речи)
- Что общего у предлогов из 2 группы? (Есть слова, которые являются только предлогами)
- От чего это зависит? (от предложения, в котором есть это слово)
Добавляю вопросительные знаки:
На доске: ? предлоги и ? предлоги
-Как же назвать эти предлоги? (Одни предлоги обыкновенные, привычные, не напоминают нам другие части речи. Другие напоминают. Они образованы или произведены от самостоятельных частей речи. Значит, у каждой группы свои признаки).
-Какова тема нашего урока? (Непроизводные и производные предлоги)
Запись в тетради: Число и тема урока: «Непроизводные и производные предлоги».
Тетрадь самооценки
-Запишите дату в тетрадях для самооценки, оцените свою домашнюю работу по критериям в рабочих тетрадях.
2. Каковы цели нашего урока?
Узнать: Что такое производные и непроизводные предлоги.
Научиться: Узнавать производные предлоги в предложении и отличать их от омонимичных частей речи и т.д.
- Для чего нам надо отличать предлоги от других частей речи? (не знают)
Прием «Отсроченная загадка»
Ключик к разгадке спрятан в тексте, предлагаю его вам записать два предложения из него.
Диктант
3. Планирование урока:
4. Лингвистический эксперимент
Прием «Корзина идей»
-Трудно находить производные предлоги в тексте? Что для этого нужно?
-Давайте обратимся к нашей таблице, которую мы заполняли в начале урока.
Ваши предположения по поводу того, как отличить производный предлог от другой части речи?
Объяснения детей с помощью учителя:
-Как в русском языке называют слова, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение? Их еще называю слова-близнецы? (омонимы) а если такие слова принадлежат разным частям речи, как в нашем случае, то их называю омоформы.
Таблица «Учимся узнавать производные предлоги»
Предлоги | Омонимичные части речи |
Почитаю книгу вместо (чего?) прогулки = одно заменить другим | В место, где мы живем, многие едут отдыхать. (сущ. с предлогом) |
Я обошел вокруг (чего?) дерева. = вокруг предмета | (где?) Вокруг хорошо видно. (наречие) |
Мальчик встал около (чего?) стола. = возле, рядом, у | Мальчик присел (куда?) около. (наречие) |
Девушка говорила по телефону в продолжение (чего?) часа. = отрезок времени | Девушка заглянула (во что?) в продолжение книги. (сущ. с предлогом) |
Ребята отлично выступили благодаря (чему?) хорошей подготовке. = благодаря чему-то достичь желаемого | Дети вышли из-за стола, (что делая?) благодаря маму за вкусный обед. (деепричастие) |
Нам удалось договориться насчет (чего?) поездки. = о | Деньги переведены (на что?) на счет продавца. |
Дождь шел в течение (чего?) дня. = отрезок времени | (в чем?) В течении реки много поворотов. |
5.Изучение нового материала «Производные предлоги»
-Как нам проверить достоверность наших предположений? (обратиться к учебнику стр. 139)
Упр.338 (1 ряд: 1-2 предложения, 2 ряд: 3-5 предложения; 3 ряд: 3-5 предложения) Если успеем – разборы сделать (Дать папки). Проверка с указанием вида орфограммы.
6.Тест «Верю-не верю»
- Возьмите листочки с номерами вопросов, отмечаем + и – ответы.
1. Служебные части речи - это предлоги, частицы, союзы. (+)
2. Служебные части речи изменяются. (-)
3. Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении). (+)
4. Предлог - в переводе с греческого, обозначает «после слова». (-)
5. В русском языке всего около 10 предлогов. (-)
6. Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные. (+)
7. К непроизводным предлогам можно отнести предлоги: насчет, в течение, в продолжение. (-)
8. К производным предлогам можно отнести предлоги: около, вокруг, мимо. (+)
9. Предлог благодаря образован от деепричастия благодаря. (+)
10 Предлог вместо пишется раздельно. (-)
- Оцените себя! (ответ на экране)
7. Итог урока (по схеме на доске)
8. Самооценка
9. Д/з №337, Прием «Свой ОК оформите в тетрадях для ОК кратко новый материал, используя учебник.
по желанию подготовить чтение по ролям №341.
5