Открытый урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание слов с глухими звонкими согласными в корне».
Цель: создать условия для получения знаний по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».
Задачи урока:
- познакомить с правилом по теме;
-научить проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
- сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
Урок изучения новой темы.
Ход урока.
1.Орг. момент. Слайд 1. (на доске число, классная работа) 2 мин.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Станиславовна. Я учу третьеклассников в гимназии № 1. Мне вчера сказали, что в 3 В классе 44 школы учатся самые активные, послушные и умные ребята. Вы согласны с этим утверждением? Кто согласен, поднимите руку вверх. (ответы детей) Я решила проверить так ли это и сегодня пришла к вам, чтобы провести урок русского языка. Вам, ребята, предстоит ответственное задание - убедить меня, что вы действительно самые лучшие. Для этого вы должны активно работать на уроке и внимательно слушать задания. В течение урока вы будете получать стикеры синего, оранжевого и желтого цвета. (НА ДОСКУ А 4) Синий стикер со звездочкой сверху вручается за работу или ответ без ошибок, оранжевый стикер с галочкой – за правильный ответ, в котором допущен недочет или ошибка, и желтый стикер с вопросительным знаком будет значить, что еще не на все вопросы по данной теме вы знаете ответы. Готовы? Тогда откройте свои тетрадки и запишите число, 12 января, классная работа.
2.Проверка домашнего задания. Слайд № 2 3 мин
(УСТНО).
- Прочитайте слова. Лесник, борода, цветок, сторона, моряк, небеса.
-Разделите их на 2 группы. (1 – лесник, цветок, моряк; 2 – борода, сторона, небеса)
-По какому признаку вы разделили слова? (в 1 группе слова с одним безударным звуком в корне слова, во 2 - с двумя безударными гласными звуками в корне слова).
Слайд № 3
-Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах? (подобрать проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным)
- Назовите два способа подбора проверочных слов (изменить форму или подобрать однокоренное слово)
-Приведите примеры из наших слов.
3.Актуализация знаний. 5 мин
Когда я к Вам сегодня шла, то заметила, что у калитки школы стояли два приятеля согласных. Они часто гуляют парой. Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит, то его слышно. А другого очень трудно услышать, даже когда старается говорить громко. Вот что я услышала.
Слайд № 4
На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с
- Что вы идите на экране? (Буквы)
- Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний - тихо говорит.
-Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.
(Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ. НА ДОСКУ ПОВЕСИТЬ ЛИСТ А4 с буквами)
4. Самоопределение к деятельности.
- Что же это за приятели-согласные, которых я встретила и которые произносили звуки, которые вы сейчас назвали? Мы можем их узнать? (Это парные по глухости-звонкости согласные звуки).
- Сформулируйте тему урока. (Правописание слов с глухими звонкими согласными в корне).
Слайд № 5
-Как вы считаете, что необходимо знать по теме? (Знать парные согласные буквы. Знать правило проверки слов с парными согласными в корне).
- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).
5. Новый материал. Слайд № 6 5 мин
- Посмотрите на экран, прочитайте слова, проследите закономерность и попробуйте сами сформулировать правило.
ХЛЕБ – ХЛЕБА – ХЛЕБНЫЙ
ЛЕБЕДЬ – ЛЕБЕДИ – ЛЕБЁДУШКА
ГЛАЗ – ГЛАЗА - ГЛАЗНОЙ
ПРАВИЛО: проверить согласный звук в слабой позиции в корне слова можно 2 способами: 1 - изменить слово или 2 - подобрать родственное так, чтобы этот согласный слышался четко.
- На какое правило похоже? (при проверке безударный гласных в корне)
СЛАЙД № 7. (правило)
- А теперь каждый расскажите это правило своему соседу по парте.
Стихотворение.
Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!
Грядка! Нет чего? – Нет грядок!
А тетрадка? - Нет тетрадок!
Зубки! Изменили – зубы.
Шубки – Проверяем – шубы.
Ждем снежинок, и салазок, и побольше чудных сказок.
6. Физминутка «У оленя дом большой» 2 мин.
7.Закрепление изученного материала. 7 мин
Игра «Зоркий глаз». Вам необходимо применить правило по проверке глухих звонких согласных в корне.
Раздаются карточки детям.
Карточки. Нужно обвести кружком верную парную согласную букву, подобрав устно проверочное слово. Работаем по вариантам.
1 вариант : Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с, з)кий, варе(ж, ш)ка, кана(ф, в)ка, мя(к, г)кий, игру(ж, ш)ка, улы(б, п)ка.
2 вариант : Серё(ш, ж)ка, ро(п, б)кий, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь , заря(т, д)ка, ло(в, ф)кий, повя(з, с)ка, сторо(ш, ж)ка, ко(г, к)ти, лё(г, к)ий.
Слайд № 8. (И ЛИСТЫ НА ДОСКУ!)
-Самопроверка. Возьмите карандаш и оцените работу по образцу на слайде.
1 вариант з д б д з ж в г ш б
2 вариант ж б в в д в з ж г г
Проверка: Палец правой руки вверх - всё верно.
Палец правой руки вбок - допустил 1 ошибку.
Палец правой руки вниз – допустил более 2 ошибок.
(Выборочно спросить проверочные слова)
- Составьте 1-2 предложения с любым из слов и запишите в тетрадь!!!
На партах лежат буквы б, п, з, с, ш, ж, г, к, д, т 5 мин.
Игра «Молчанка». Учитель показывает слово на карточке, учащиеся поднимают сигнальную карточку с нужной буквой. (5-7 слов)
Зу..ки, ги..кий, погру…ка, ска..ка, сколь..кий, у..кий, кату…ка, ле..кий, утю.., мя..кий, кры…ка, кни…ка, яго…ка, жи…кий, ча…ка.
- Какой ряд сделал меньше ошибок? Почему? (применяли правило, проверяли согласные)
-Почему нужно проверять слова с парными согласными? (потому что звук и буква могут не совпадать)
- Что для этого нужно сделать? (подобрать проверочные слова)
-Какие слова называются проверочными ? (слова, после которых стоит гласный звук)
Слайд № 8-13. 7 мин
6. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Обозначьте орфограммы. Рядом запишите проверочные слова.
1) В обоих домиках темно, зато жарища прямо. А коль засветит окно, его починит мама. (варежка- варежечка)
2)Сначала дерево срубили, потом нутро ему долбили, потом лопатками снабдили и по реке гулять пустили. (лодка – лодочка)
3)Буду мастером таким. Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы, красить двери и полы. А пока сестре Танюшке
Сам я делаю…(Игрушки - игрушечка)
4) Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички. (ромашки – ромашечка)
5) Из дерева вырезана, гладко вытесана, Поет заливается, как называется? (скрипка-скрипочка)
Проверка работы. Слайд № 14
-Как проверить по звонкости-глухости согласный звук в корне слова? Оцените свою работу с помощью большого пальца. (вверх – доволен сбой, в сторону - нужно еще постараться, вниз – не доволен собой)
7. Подведение итога урока. 3 мин.
-Работая сегодня на уроке, мы познакомились с правилом по теме: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»
-Какие цели мы с вами ставили на урок? (научиться применять правило, чтобы написать правильно согласный звук в корне в слабой позиции)
-Выполнили ли мы намеченные цели? ( да)
8.Рефлексия. Давайте подсчитаем стикеры.
- Поднимите руку, у кого только синие стикеры и их не меньше 3. Эти ребята молодцы! Тему усвоили хорошо.
- Поднимите руку у кого синие вместе с оранжевыми или все оранжевые? Эти ребята хорошо справлялись с заданиями, однако были небольшие недочеты или ошибки.
- Желтые карточки у кого? (Этим ученикам надо подучить правила и потренироваться на применить его на примерах)
Слайд № 15
9. Домашнее задание по выбору. .
1. Написать по 10 слов с парным согласным в корне слова.
2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.
3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным в корне слова.
Слайд № 16.
- Наш урок окончен. Многие из вас действительно оказались умными, активными учениками. Мне приятно с вами было работать сегодня. Вы молодцы! Спасибо всем за работу.