«Зимний фестиваль знаний 2025»

Правописание слов с глухими-звонкими согласными в корне слова

Открытый урок по русском языку в начальной школе - 3 класс. Включает в себя разные виды работ по изучению темы.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание слов с глухими звонкими согласными в корне».

Цель: создать условия для получения знаний по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».

Задачи урока:

- познакомить с правилом по теме;

-научить проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;

- сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.


Урок изучения новой темы.

Ход урока.

1.Орг. момент. Слайд 1. (на доске число, классная работа) 2 мин.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Станиславовна. Я учу третьеклассников в гимназии № 1. Мне вчера сказали, что в 3 В классе 44 школы учатся самые активные, послушные и умные ребята. Вы согласны с этим утверждением? Кто согласен, поднимите руку вверх. (ответы детей) Я решила проверить так ли это и сегодня пришла к вам, чтобы провести урок русского языка. Вам, ребята, предстоит ответственное задание - убедить меня, что вы действительно самые лучшие. Для этого вы должны активно работать на уроке и внимательно слушать задания. В течение урока вы будете получать стикеры синего, оранжевого и желтого цвета. (НА ДОСКУ А 4) Синий стикер со звездочкой сверху вручается за работу или ответ без ошибок, оранжевый стикер с галочкой – за правильный ответ, в котором допущен недочет или ошибка, и желтый стикер с вопросительным знаком будет значить, что еще не на все вопросы по данной теме вы знаете ответы. Готовы? Тогда откройте свои тетрадки и запишите число, 12 января, классная работа.

2.Проверка домашнего задания. Слайд № 2 3 мин

(УСТНО).

- Прочитайте слова. Лесник, борода, цветок, сторона, моряк, небеса.

-Разделите их на 2 группы. (1 – лесник, цветок, моряк; 2 – борода, сторона, небеса)

-По какому признаку вы разделили слова? (в 1 группе слова с одним безударным звуком в корне слова, во 2 - с двумя безударными гласными звуками в корне слова).

Слайд № 3

-Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах? (подобрать проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным)

- Назовите два способа подбора проверочных слов (изменить форму или подобрать однокоренное слово)

-Приведите примеры из наших слов.



3.Актуализация знаний. 5 мин

Когда я к Вам сегодня шла, то заметила, что у калитки школы стояли два приятеля согласных. Они часто гуляют парой. Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит, то его слышно. А другого очень трудно услышать, даже когда старается говорить громко. Вот что я услышала.

Слайд № 4

На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с

- Что вы идите на экране? (Буквы)

- Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)

- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний - тихо говорит.



-Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.

(Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ. НА ДОСКУ ПОВЕСИТЬ ЛИСТ А4 с буквами)

4. Самоопределение к деятельности.

- Что же это за приятели-согласные, которых я встретила и которые произносили звуки, которые вы сейчас назвали? Мы можем их узнать? (Это парные по глухости-звонкости согласные звуки).

- Сформулируйте тему урока. (Правописание слов с глухими звонкими согласными в корне).

Слайд № 5

-Как вы считаете, что необходимо знать по теме? (Знать парные согласные буквы. Знать правило проверки слов с парными согласными в корне).

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).



5. Новый материал. Слайд № 6 5 мин

- Посмотрите на экран, прочитайте слова, проследите закономерность и попробуйте сами сформулировать правило.

ХЛЕБ – ХЛЕБА – ХЛЕБНЫЙ

ЛЕБЕДЬ – ЛЕБЕДИ – ЛЕБЁДУШКА

ГЛАЗ – ГЛАЗА - ГЛАЗНОЙ

ПРАВИЛО: проверить согласный звук в слабой позиции в корне слова можно 2 способами: 1 - изменить слово или 2 - подобрать родственное так, чтобы этот согласный слышался четко.

- На какое правило похоже? (при проверке безударный гласных в корне)


СЛАЙД № 7. (правило)


- А теперь каждый расскажите это правило своему соседу по парте.



Стихотворение.

Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!

Грядка! Нет чего? – Нет грядок!

А тетрадка? - Нет тетрадок!

Зубки! Изменили – зубы.

Шубки – Проверяем – шубы.

Ждем снежинок, и салазок, и побольше чудных сказок.



6. Физминутка «У оленя дом большой» 2 мин.

7.Закрепление изученного материала. 7 мин

Игра «Зоркий глаз». Вам необходимо применить правило по проверке глухих звонких согласных в корне.

Раздаются карточки детям.

Карточки. Нужно обвести кружком верную парную согласную букву, подобрав устно проверочное слово. Работаем по вариантам.

1 вариант : Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с, з)кий, варе(ж, ш)ка, кана(ф, в)ка, мя(к, г)кий, игру(ж, ш)ка, улы(б, п)ка.

2 вариант : Серё(ш, ж)ка, ро(п, б)кий, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь , заря(т, д)ка, ло(в, ф)кий, повя(з, с)ка, сторо(ш, ж)ка, ко(г, к)ти, лё(г, к)ий.



Слайд № 8. (И ЛИСТЫ НА ДОСКУ!)

-Самопроверка. Возьмите карандаш и оцените работу по образцу на слайде.

1 вариант з д б д з ж в г ш б

2 вариант ж б в в д в з ж г г

Проверка: Палец правой руки вверх - всё верно.

Палец правой руки вбок - допустил 1 ошибку.

Палец правой руки вниз – допустил более 2 ошибок.

(Выборочно спросить проверочные слова)

- Составьте 1-2 предложения с любым из слов и запишите в тетрадь!!!



На партах лежат буквы б, п, з, с, ш, ж, г, к, д, т 5 мин.

Игра «Молчанка». Учитель показывает слово на карточке, учащиеся поднимают сигнальную карточку с нужной буквой. (5-7 слов)

Зу..ки, ги..кий, погру…ка, ска..ка, сколь..кий, у..кий, кату…ка, ле..кий, утю.., мя..кий, кры…ка, кни…ка, яго…ка, жи…кий, ча…ка.

- Какой ряд сделал меньше ошибок? Почему? (применяли правило, проверяли согласные)

-Почему нужно проверять слова с парными согласными? (потому что звук и буква могут не совпадать)

- Что для этого нужно сделать? (подобрать проверочные слова)

-Какие слова называются проверочными ? (слова, после которых стоит гласный звук)



Слайд № 8-13. 7 мин

6. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Обозначьте орфограммы. Рядом запишите проверочные слова.

1) В обоих домиках темно, зато жарища прямо. А коль засветит окно, его починит мама. (варежка- варежечка)

2)Сначала дерево срубили, потом нутро ему долбили, потом лопатками снабдили и по реке гулять пустили. (лодка – лодочка)

3)Буду мастером таким. Как наш дядя Евдоким:

Делать стулья и столы, красить двери и полы. А пока сестре Танюшке

Сам я делаю…(Игрушки - игрушечка)

4) Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички. (ромашки – ромашечка)

5) Из дерева вырезана, гладко вытесана, Поет заливается, как называется? (скрипка-скрипочка)

Проверка работы. Слайд № 14

-Как проверить по звонкости-глухости согласный звук в корне слова? Оцените свою работу с помощью большого пальца. (вверх – доволен сбой, в сторону - нужно еще постараться, вниз – не доволен собой)

7. Подведение итога урока. 3 мин.

-Работая сегодня на уроке, мы познакомились с правилом по теме: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»

-Какие цели мы с вами ставили на урок? (научиться применять правило, чтобы написать правильно согласный звук в корне в слабой позиции)

-Выполнили ли мы намеченные цели? ( да)



8.Рефлексия. Давайте подсчитаем стикеры.

- Поднимите руку, у кого только синие стикеры и их не меньше 3. Эти ребята молодцы! Тему усвоили хорошо.

- Поднимите руку у кого синие вместе с оранжевыми или все оранжевые? Эти ребята хорошо справлялись с заданиями, однако были небольшие недочеты или ошибки.

- Желтые карточки у кого? (Этим ученикам надо подучить правила и потренироваться на применить его на примерах)



Слайд № 15

9. Домашнее задание по выбору. .

1. Написать по 10 слов с парным согласным в корне слова.

2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.

3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным в корне слова.



Слайд № 16.

- Наш урок окончен. Многие из вас действительно оказались умными, активными учениками. Мне приятно с вами было работать сегодня. Вы молодцы! Спасибо всем за работу.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее