Дата:
Группа:
Предмет: русский язык
Тема: Введение. Общие сведения о языке.
Преподаватель: Колмакова Ирина Владимировна
Вступительное слово о содержании работы в семестре:
Всего по программе -32 часа. В конце 1 полугодия - экзамен по предмету.
Задание 1: познакомиться с материалом лекции.
Лекционная часть.
Язык — сокровищница, кладовая, копилка культуры. Он хранит культурные ценности в формах письменной и устной речи.
Язык — передатчик, носитель культуры, он передает сокровища национальной культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение.
Язык — орудие, инструмент культуры. Он формирует личность человека, носителя языка, через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения.
Русский язык - один из самых распространенных языков мира. Им (по некоторым подсчетам) владеет около 250 млн. человек. Современный русский язык является важным и неотъемлемым элементом национальной культуры русского народа. Это и национальное достояние, и необходимое средство общения, которое объединяет всех людей, населяющих нашу страну, сохраняет наши культурные ценности, традиции и помогает жить вместе самым разным народностям в едином политическом, экономическом, культурном пространстве.
Русский язык имеет две разновидности: литературный язык и диалектный. Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Диалектная речь имеет только устную форму общения. Большое значение для развития русского литературного языка имеет взаимовлияние литературного языка и диалектов. Многие диалектные слова перешли в литературный язык: самодур, неудачник, батрак и др. Общеупотребительные слова могут перейти в разряд диалектных: зобать – «есть».
В литературном языке слова подчиняются общепринятому образцу – языковой норме. Норма – это правило, которому следуют говорящие на том или ином языке. Говорить о норме имеет смысл тогда, когда есть ее нарушения.
Языковая норма – категория историческая. Язык живёт и развивается. Нормы в связи с расширением сферы употребления тех или иных форм слова могут переходить из просторечия или диалектов в нормированный язык (профессора, директора, корма).
Язык является средством сообщения, общения и обобщения. Его главная функция – коммуникативная. Не менее важна и функция номинативная – называть предметы, свойства, явления. Важна и эстетическая функция язык – получать удовольствие от чтения образцов литературных произведений, наслаждаться красотой речи…
Развитие языка происходит в рамках функциональных стилей. В стиле художественной литературы используется всё богатство русского языка, его разнообразные изобразительно-выразительные средства. В публицистическом, научном, официально-деловом стилях соблюдают точность и строгость языковых норм. В разговорном стиле допускаются отклонения от нормированных образцов речи. Однако человека образованного всегда отличает культура речи, то есть знание языковых норм родного языка, уместность и правильность употребления грамматических форм и конструкций.
Значение русского языка в нашей стране и в мире очень велико.
Во-первых, русский язык – это национальный язык русского народа. На нем созданы замечательные памятники искусства и литературы, это язык науки, культуры. В расстановке. слов, их значениях, смысле их соединений заложена та информация, которая передает нам знания о мире и людях, приобщая к духовному богатству, созданному многими поколениями предков.
Во-вторых, русский язык – это государственный язык Российской Федерации.
В-третьих, русский язык – это один из международных языков.
Задание 2: Прочитайте высказывания о родном языке известного русского языковеда Л. В. Щербы и замечательного русского писателя 20 века К. Г. Паустовского.
Что может быть ближе и дороже, чем родной язык? И, верно, слово родной – волшебное слово, оно затрагивает сокровеннейшие стороны нашего существования, оно согревает своим теплом всё то, к чему прикладывается в качестве эпитета: родная страна, родной дом, родная мать, родной язык. Только любящим его, то есть в совершенстве владеющим им, открывает он свои возможности, открывает пути. Его надо любить и неустанно изучать в его совершенных образцах, но вместе с тем и бороться с ним, стремясь найти способы выражения новых мыслей. Л. В. Щерба
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. К. Г. Паустовский
Задание 3: Какое из высказываний вам понравилось больше и почему?
Задание 4: Прочитайте высказывания о родном языке русских поэтов и писателей, оставивших заметный след в истории российской культуры. Понравившееся высказывание перепишите в тетрадь.
Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. ( А. Куприн)
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К. Паустовский
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. ( И.С. Тургенев)
Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.
( И.С. Тургенев)
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. (Толстой Л. Н.)
Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. ( Н. А. Добролюбов )
Домашнее задание (самостоятельная работа № 1):
Написать мини-сочинение (не более 1 тетрадной страницы) на одну из тем:
Русский язык в современном мире.
Русский язык - один из богатейших языков мира.
Богатство русского языка.
Есть ли будущее у русского языка?
Алгоритм работы над сочинением
1. выберите тему. Попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет сочинение? Какой именно случай или событие будет рассказан? Какое настроение хочется передать?
Например, тема: "Моя любимая книга". Здесь не требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему выбрана именно эта книга? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый, отважный). Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось благополучно).
2. соберите материал. Например, тема сочинения "Мой путь в школу". Понятно, что ежедневно мы проделываем этот путь. Но с утра мы обычно спешим, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное, скучное и не всегда радостное. Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку по привычному маршруту. Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и т.д. Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу.
3. составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?
Вступление
Основная часть
Заключение.
Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.