«Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Подготовка к ВПР по русскому языку 2025, 6 класс

карточки-задания для подготовки к ВПР по русскому языку для 6 класса

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

1.  Тип 1 

Текст 1

Солнышко еще только выгл..нуло(3) из(за) дальнего леса а пчелы уже (на) работе. Воздух над пасекой весь наполнен пч..ли..ым гулом.

Вслед за пчелами подн..мается Саня. Он спит в деревя..ой беседке, поставленной прямо в с..р..дине пасеки. Мальчик пот..нулся сла..ко умылся и п..шел к своему р..бочему месту(4). Теперь до самого завтр..ка буд..т постукивать т..пориком стр..гать побл..скивающие доски ч..нить поломанные ульи и м..стерить новые. Затем пойдет осматр..вать пасеку. Двести пч..линых домиков. Работы немного.

А в комнатах Володи и Лены тихо. Идет научная работа. Пч..ловоды(2) шума (не)любят. Я, осторожно пр..открывая дверь, вижу что Лена скл..нилась над микр..скоп..м. Она пиш..т на большом л..сте, и(с/з)р..сованном графиками. К ней по(т/д)ход..т Володя и они (о) чем(то) г..в..рят. Они г..в..рят (о)новой п..род.. пчел.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

2.  Тип 1 

Текст 1

Щипихино б..лото ок..залось почти круглым. (По)самому краю его обойдёшь за каких-нибудь(2) двадцать м..нут. (В)нем нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тря..кого места.

Высокие(3) пышные кочки напом..нают груду только что в(с/з)битых пуховых подуш..к которые заботл..вая х..зяйка вынесла пр(о/а)сушить на вет..рке.

Новичок долго топч..тся в (не)доумении потому что его подводят глаза, натренированные на с..гнальную яркость летней ягоды. Нужно пристально вгл..деться в ближайшую кочку. И тогда обнаруж..шь вдруг что при слабом сол..це вся она сверка..т алыми каплями клюквы, прячущейся в мох. Вся кочка будто перел..ва..тся сам..цветами, просыпанными чьей(то) бережной рукой.

Соб..раешь ягоду и (не)дума..шь о времени, о других делах(4). Хочется запомн..ть навсегда пронзительную кислоту б..лотной твердой ягоды воркование птиц в лесу светлые мхи пружинистую почву б..лотной колыбели.

 

(По Ю.Лощицу)

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

3.  Тип 1 

Текст 1

Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя н..чевал в доме дяди Гриценко.

Заскв..зили первые проблески ра(с/сс)вета, и дядя Гриценко, затопав босыми н..гами (по)хате, поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра. Затем он ра(з/с)толкал крепко спавших р..бят.

Мальчики, з..вая, од..вались. Они умылись студеной в..дой, согнавшей с них зевоту. Сосредоточе..о ж..вали они х..лодные лепешки, оставшиеся (с)вечера.

Прощ..лись в темноте. Утре..ий ветер нес с с..бой гарь(4).

У входа в каменоломню(2) ч..совой (не)пропустил их, не проверив п..роля. Перед ними был ч..рный колод..ц, казавшийся бе(с,з)до..ым. Из невидимых недр ш..л какой(то)(3) зап..х слышались г..лоса.

 

(По Л. Кассилю и М. Полянскому)

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

4.  Тип 1 

Текст 1

Во все времена года хорош ру(с/сс)кий лес з..мой летом осенью и в..сной.

В тихий зимний день выйдеш.. в лес на лыжах дыш..ш.. и не надыш..ш..ся. Под деревьями ра(с/сс)тилают..ся белые сугробы, а над л..сными тр..пинками кружевными(2) арками с..гнулись под тяжестью инея молодые бере..ки.

Хорош лес ра(н/нн)ей и поз..ней весной когда пробуждается в нем(3) бурная жизнь, затаивш..яся на зиму и теперь ж..лающая взять своё. Тает снег. Все больше слыш..тся в лесу голоса птиц. На лесных полянках по..вляются проталины ковром ра(з/с)р..стаются по..снежники. На кочках вид..ш.. крепкие листочки брусники.

Многое услыш..ш.. в весеннем л..су. На вершине высокой ели расп..вает дрозд. Тонко пищат рябчики на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жу(ж/жж)ат пчелы(4).

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

5.  Тип 1 

Текст 1

Поз..ним вечером мы останавлива..мся на ночле(г/к) в горах. У сочащегося из земли роднич..ка р..стут старые пихты тяну(тс/тьс)я корявые берё..ки. Яркая звезда заг..релась над г..рами. Летом (под)высокими пихтами жили пастухи. Раньше (с/з)десь стоял(3) сделанный из пихтовых дранок балаган. Ветер и (не)погода давно ра(с/з)метали лё..кое пастушеское жилище.

Мы взялись за во(с/сс)тановление разрушенного б..лагана.

Среди охотник..в и пут..шестве..иков есть особе..о (не)оценимые в пут..шествиях люди. Мой пр..ятель умело раздува..т к..стёр. Лицо его освещено вспышками огня. Красные искры унося(тьс/тс)я в небо и остывают(4).

Ночью мы будем вст..вать чтобы подкинуть топлива в костёр. Вот я кладу в огонь дрова. Пламя прин..мается жарко лизать сухие поленья.

Как х..роша как чудесна над горами звёз..ная(2) ноч..!

 

(108 сл.) (По И. Соколову-Микитову)

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

6.  Тип 1 

Текст 1

Дальние(3) горы, овеянные син..ватой мглой, реяли и распл..влялись у г..ризонта. Лё..кий ветер ш..велил густые травы, п..стревшие разн..цветными г..ловками. Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, будто упавшие на землю и оправленные в изумрудную зел..нь.

Мы миновали (не)большую кучку юрт, распол..жившихся на холме над озером. З..лёный луг опять принял нас в свои молчаливые об(ь/ъ)ят(ь/ъ)я. Горы на другом берегу уже (не)туманились. Всё ближе подступали холмы, разделённые у..кими лужками. Врем..нами(2) в ущельях ра(с/з)давался топот конских копыт, и табун, одичавший и об(ь/ъ)евшийся на буйных травах, выскакивал на луговину. Его пр..влекло ржание наших л..шадей(4).

 

(По В.Г. Короленко)

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

7.  Тип 1 

Текст 1

Петька и Мишка устало пл..лись по пусты..ому берегу моря(4). От едва колышущегося моря на мальчиков веяло стра(н/нн)ым п..коем и тиш..ной. Лучи не зашедшего еще за г..ризонт со..нца ск..льзили по ле..ким волнам, наб..гавшим на берег.

Пропитанная полы..ым зап..хом дли..ая степная дорога к морю осталась позади, а впереди во всю даль и ширь ра(с/сс)т..лалось открытое море. И ребятам к..залось что они добр..лись до самого края света, что дальше уже нет н..чего. Есть одно тихое море а над ним такое же бе(с/з)крайнее(2) небо, лишь кое-где покрытое бледно(розовыми) облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их(3) головы прятались за ворохами сухого бур..яна, который они собрали для будущего к..стра.

 

(103 слова)

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

8.  Тип 1 

Текст 1

Слово «з..ря» одно из пр..красных слов ру(с/сс)кого языка. Это слово никогда (не)говорят громко. Н..льзя даже пре..ставить себе чтобы его можно было прокр..чать. Оно сродни той уст..явшейся т..шине ночи когда над зар..слями д..ревенского сада зан..ма..тся чистая и слабая с..нева.

З..ря бывает не только утре(н/нн)яя но и в..черняя. В..черняя з..ря нач..на..тся(3), когда со..нце уже зайдёт за край з..мли.

Кр..чат в кустах коростели б..ют перепела гудит выпь г..рят первые звёзды а з..ря ещё долго дотл..ва..т над далями и туманами.

В з..ре на ра(с/сс)вете(2) есть что(то) д..вическое, целомудре(н/нн)ое. На зорях трава омыта росой, а по д..ревням пахнет теплым парным м..локом. И поют в туманах за окол..цами пастуш..и жалейки(4).

Св..та..т быстро.

(106 слов, по К. Паустовскому)

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

9.  Тип 1 

Текст 1

Дом ст..ял (не)сколько в ст..роне. Окна его были покрашены масля..ой краской а (не)большое(3) крылечко сбоку еще пахло с..сной. Двери были раскрыты настежь но хозяев в доме (не)оказалось. Направо от двери ст..ял (не)краше..ый стол, слева виднелась ма(с/сс)ивная печь.

Вскоре с улицы пр..бежала Наташа. Она радушно предл..жила мне чаю и ра(н/нн)ей малины но я попр..сил ее сначала показать мне сад, выращенный чуть ли не под самым Полярным кругом.

Мы вышли из дома. Сад л..петал тополиной листвой. Я неожиданно увид..л яблоньки(2) мали..ик с уже посп..вающей ягодой. Почу..ствовав смолистый ар..мат, я повернул голову налево и увид..л кедры. Они были иссиня(черные), по-медвежьи угрюмы и неприветливы. Наташа ласково и как-то застенчиво потр..пала одно дерево(4).

 

(108 слов) (По Ф. Абрамову)

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

10.  Тип 1 

Текст 1

Р..стения и(с/з)м..няются под вл..янием руки человека(4). Человек перенос..т не только культурные р..стения но и дикие в другие м..ста, д..леко от их родины.

И встреченный в поле или на д..роге с..рняк вдруг оказыва..тся пам..тником(2) древнего события. Как во(з/с)пом..нание о взятии Парижа ру(с/сс)кими войсками в тысяч.. восем..сот четырна..цатом году осталось сорное р..стение свербига сем..на которого вместе с сеном для лош..дей зав..зли во Францию казаки.

О грозном событии говорят зар..сли аира на берегах Чуд..кого озера. Аир источник ч..десных восточных ар..матов. Татары зан..сли аир с (юго)востока, так как царство их прост..ралось по всей (р/Р)уси.

Так загадоч..но, на первый взгляд, по..вились р..стения которые(3) мы часто вид..м но которых (не)зна..м.

 

 

(107 слов)

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

1.  Тип 3 

Существу..т стари(н,нн)ая л..генда. Однажды (древне)греческий художник нарисовал на грубом х..лсте масля(н,нн)ыми2 красками гроздь сочн..го вин..града. Он п..ставил свою к..ртину на те(р,рр)а(с,сс)у, чтобы краски побыстрее выс..хли. Ярко св..тило со..нце дул пр..морский ветерок. Ягоды на рисунке искрились перел..вались с..яли. Художник насл..ждался прелес..ной погодой и тишиной. Вдруг он услышал какой(то)3 (не)обычный шум. Оказывается, на те(р,рр)а(с,сс)у стали слетат..ся птицы и кл..вать нарисованный вин..град, настолько он был правдоподобным.

Эта пр..крас..ная л..генда повествует о том, как в глубокой древности зародил..сь и(с,сс)ку(с,сс)тво живописи.

Совреме(н,нн)ые художники, наследуя лучшие стари(н,нн)ые традиц..и, всматривают..ся и вслушивают..ся в окружающий мир. И потом бережно переносят на холст красочные истории, на которых ост..навливался их внимат..льный взгляд.

(По Е. Каменевой)

Когда, по мнению автора текста, «зародилось искусство живописи»? Запишите ответ.

2.  Тип 3 

Колибри крошеч(?)ное ч..до пр..роды. Они самые маленькие в мире птиц.., (не)которые виды размером с шмеля. Их крылья с..вершают до во(с?)мидесят.. взмахов в с..кунду и позв..ляют тем самым зав..сать в воздух.. и летать задом наперёд. (Н..)кто, кроме колибри, так не умеет! Яркое оп..рение пер..л..вается на солнце, словно драгоце(нн/н)ые камни.

Колибри п..таются нектаром для этого используют дли(н/нн)ый(2) клюв и язык-труб..ч(?)ку. Они также лов..т нас..комых, обеспеч..вая себя б..лком. Чтобы жить, крохам требует(?)ся еж..дневно потреблять пищи по весу вдвое больше собстве(нн/н)ого.

Эти птиц..  — важные опылит..ли. П..релетая между цветами, они пер..носят пыльцу, сп..собствуя размн..жению р..стений. Несмотря на хру(п/б)кость, колибри выносл..вы(3): (не)которые виды перем..щают(?)ся на тысячи километров. Их стр..мительный полёт и жизне(нн/н)ая ..нергия делают птиц символом свободы и совершен(с/ц)тва пр..роды.

Почему колибри называют чудом природы? Запишите ответ.

3.  Тип 3 

Иногда говорят Распушил хвост, как павлин. Но хвост..к у павлина крох..тный и (не)заметный, а р..скошный(2) «хвост» павлина на самом деле  — это дли(нн/н)ые перья над хвостом. . (Н..)(у)кого нет такого украшения! Каждое перо украшено «глазками» с переливч..тыми сине(зелё(нн/н)о)(золотыми) о(тт/т)енками. Перел..вают(?)ся они благодаря микроскопич..ским боро(з/с)дкам, которые пр..ломляют свет. Самец ра(з/с)пуска..т этот веер (а он представьте себе до (полу)тора метров в шир..ну!) в брач(?)ном танце и вибрирует перьями для с..здания шел..ста, чтобы привлеч.. самку.

Но крас..та имеет цену: т..ж..лый «хвост» затрудняет бег и полёт. Это делает павлина доступным для хищ(?)ников. Но пр..рода сохранила этот признак, так как самки выб..рают самых(3) ярких самцов и так об..спеч..вают рождение здорового потомства. После сезона размн..жения павлин т..ряет перья, которые отр..стают к следующему году ещё более пышными.

В Индии павлин  — символ бе(сс/с)мерти.. и красоты а его перья используют в ритуалах и и(с/сс)ку(с/сс)тве. Оказывается этот уд..вительный «хвост»  — не простое укр..шение а сложный инструмент выж..вания вида, при этом эстетика служит биологии.

Как нужно понимать фразу «красота имеет цену»? Запишите ответ.

4.  Тип 3 

Радуга в..лшебный мост между землёй и небом. Она р..ждает(?)ся, когда солн..чный свет пр..ломляется в каплях дождя, и образу..т (семи)цветную дугу из красного оранж..вого ж..лтого зелё(н/нн)ог голубого синего и ф..олетового цветов. Запомнить порядок помогает фраза: Каждый Охотник Ж..лает Знать, Где Сидит Фазан.

Радуга всегда в..зникает напротив солнца, чаще после ливня. Иногда можно увид..ть двойную радугу  — вторую, более бледную дугу над основной.

Физически радуга иллюз..я или как говорят игра зрения. Именно поэтому (н..)кому(3) ещё (не)удалось пр..близиться к радуге и тем более пр..коснуться(2) (к)ней. Как только человек (с)делает (не)сколько шагов, радуга стра(нн/)ным образом отдали(т?)ся.

Это ч..до природы пр..буждает в нас дет(с/ц)кий восторг и веру в ч..д..са. Но мы(то) мы знаем, что радуга  — (не)простое красивое зрел..ще, а результат сложных физических процессов, которые прои(с/з)ход..т вокру.. нас каждый день.

Почему нельзя дотронуться до радуги? Запишите ответ.

5.  Тип 3 

Колбас(?)ное дерево, извес..ное как кигелия, пр..изр..стает на Африканском континент... Но (н..)кто(3) (не)ест его плоды, несмотря на их «вкус(?)ное» название. Плоды дерева, похожи.. на колбасу своей формой и окраской, несъедобны для людей, но после спец..альной обработки используют(?)ся мес(?)ными ж..тел..ми для пр..г..товления соусов и пр..пав. Ещё из плодов делают л..карства. Из коры г..товят средство от укусов яд..витых змей, а изм..льчённую в порошок кору используют для заж..вления ран.

Во время засушл..вого п..риода колбасное дерево (с/з)брасывает листья, а с пр..ходом дож(?)дливого(2) сезона вновь од..вает(?)ся молодой листвой. Плоды могут в..сеть на дерев.. мес..цами, медленно увелич..ваясь в размере и созревая до нужной кондиции. Размер одной «взрослой» колбаски может дост..гать одного метра в дли(н/нн)у.

Чем полезна «колбаса», растущая на кигелии ? Запишите ответ.

6.  Тип 3 

Один из самых страшных на вид м..рских обитателей  — это (длинно)рогий (сабле)зуб. Цвет..м он черне.. ночи, с огромным зубами, жу(д/т)кой (тупо)рылой мордой и (не)дружелюбными глазами. Поэтому эта рыба по праву заслуж..ла название самого страшного ж..вотного в мире. И дали это звание ей сами экологи. Интерес(?)но, что саблезуб обладает самыми дли(нн)ыми(3) в мире зубами по отн..шению к дли(н/нн)е тела. 

Ж..вет он на глуб..не в (полутора)километрах от п..верхност.. воды, пр..дпоч..тает тр..пические и субтр..пические воды. Этот страшный хищ(?)ник обладает размерами всего в пят(?)надцать сантиметров и сост..вляет значит..льную долю рац..она тунца. Последнему видимо безр..злич(?)на эстетич..ская це(нн/н)ость(2) и крас..та пищи, раз уж в его меню оказались такие жу(т/д)кие сущ..ства, как (сабле)зубы.

Почему это морское чудовище называется саблезуб? Запишите ответ.

7.  Тип 3 

В последн..е время на просторах интернета можно увид..ть много забавных роликов о енотах, живущих в квартирах с людьми. Однако это (не)означает, что енот  — милое домашн..е ж..вотн..е.

В пр..роде еноты ж..вут и охотят(?)ся в пр..брежных, а иногда и б..лот..стых(2)зонах. Помимо ягод и фруктов еноты употр..бляют в пищ.. нас..комых, л..гуш..к, раков, моллюсков и даже ловят рыбу. Чтобы найти любимых (рако)образных, енотам приходит(?)ся копать ил, просе..вать дно и пер..в..рачивать камни. Пойманные деликатесы ч..сто бывают в водор..слях или комках ила. Чтобы очистить пищу, еноты трут её(3) лапами в воде, совершая пол..скательные дв..жения. Добычу, пойманную на суше, также име..т смысл «пост..рать». Кроме того, если под..ржать жертву под водой подольше, она пр..кращает сопр..тивлят(?)ся, и с..есть ее гораздо проще. Так например еноты любят т..пить пойманных жуков.

Возможно именно из-за того, что енот полощ..т еду, он и получил название «енот-полоскун». При этом еноты ст..рают дал..ко не всё подря(д/т), а в домашних условиях зан..мают(?)ся этим чаще всего просто для развл..чения.

Зачем, по мнению автора, енот полощет пойманную добычу? Запишите ответ.

8.  Тип 3 

Еноты имеют весьма чу(?)ствительные лапы благодаря вибри́ссам. Вибри́сса  — это осязат..льный ворс, ч..сто его называют усами. Он есть у многих млекопитающих хищ(?)ников и помогает им(3) ориентир..ваться в пр..странств... Вибриссы у енотов ра(с/з)пол..гаются группами: на мордоч(?)ке, нижн..й части ж..вота и груди, а также на лапах. К одной вибриссе подключено огромное множество нервных ок..нчаний. Бо́льшую часть тактильной инф..рмац..и (то есть при прик..сновении) енот получа..т от (много)численных вибриссов. Благодаря (не)вероятной чу(?)ствительности вибрисс енот чу(?)ству..т пр..пятствия на ра(сс/с)тоянии, сп..собен найти проп..тание в кромешной тьме и под водой, а также быстро и безопас)?)но перемещат(?)ся по ноч(?)ному лесу.

Дли(нн/н)ые усы (сч/щ)итаю(т?)ся пр..имуществ..м для успешной охоты и ориентирования. Ученые выяснили, что без усов еноты охотят(?)ся в два раза мен.. эффективно. Поэтому очень важно держать вибриссы в ч..стоте, чтобы их чу(?)ствительность не уг..сала. Еноты  — очень ч..стоплотные ж..вотные, поэтому всегда моют свои лапы в воде. Это ещё одно науч(?)ное(2) об..яснение, почему енота называют «енот-полоскун».

С какой целью, по мнению автора, енот моет лапки? Запишите ответ.

9.  Тип 3 

У многих растений и ж..вотных, помимо их ботанич..ского названия, имеют(?)ся и д..полнительные  — образные, устаревшие, народные. Часто они отр..жают какие(то) свойс(?)ва, пр..меты, л..генды об этом пр..дставител.. флоры или фауны. К таким словам относит(?)ся и «солнцекрут».

Какое р..стение называют солнцекрутом? Так когда-то им..новали подсолнечн..к. Подсолнух всегда связывали с со(?)нцем. Действительно, он похож(?) на со(?)нце, но есть у него и одно интерес(?)ное свойство, выражающееся в стари(нн/н)ом(2) слове «солнцекрут». Люди давно заметили, что м..лодые подсолнухи всегда «смотр..т» на солнце, пов..рачивая вслед (за)ним свои цветы, то есть крутят(?)ся за св..тил..м.

Подсолнух пр..вез в Европу Христофор Колумб. Первые сем..на были высеяны в Мадриде, откуда подсолнух начал свое

ше(?)ствие по континентам. Долгое время его(3) выращивали исключительно как декоративный цветок, но затем люди стали и(с/з)кать спос..бы изготавл..вать из семеч..к масло. И только в д..в..тнадцат..м ⁠ веке простым ру(сс/с)ким крестьянин..м Даниилом Бокаревым был изобретен наиболее экономич(?)ный способ добычи масла  — отж..м. С тех пор подсолнух стал одним из самых распр..странённых (сельско)хозяйственных р..стений в славянских странах.

Почему, по мнению автора текста, подсолнух называли «солнцекрутом»? Запишите ответ.

10.  Тип 3 

Леопард мастер скрытности и силы. Этот крупный хищ(?)ник об..тает в горах и лесах. Его гибкое тело мощ(?)ные лапы и уникальный п..тнистый окрас позв..ляют ид..ально м..скироват(?)ся среди деревьев и камней. Днём ​​леопарды любят отдыхать на высоких в..твях деревьев, свесив лапы. Леопард одиночка. Он ..хотит(?)ся ноч(?)ю, нападая из з..сады на антило(п,б), обез(?)ян или других мелких ж..вотных.

Эти мощ(?)ные дикие кошки тес(?)но связаны с другими своими с..родичами л(?)вами ягуарами тиграми и ирбисами, хоть и отл..чают(?)ся от них и размерами, и внешне. Рост взрослого леопарда сост..вляет пят(?)десят-сем(?)десят см, а длина тела  — от девяност.. до ст.. ш..стидесяти сантиметров. Хвост ув..личивает дли(н/нн)у тела еще на шест(?)десят пять3, а то и на сто дес..ть сантиметров и служит балансиром при беге, прыжках или лазани.. по дерев(?)ям. Отл..чительная ч..рта хищ(?)ника  — умение затаскивать добычу на дерев(?)я и прятать её там от гиен и львов.

Несмотря на силу, леопарды уязвимы из-за бракон(?)ерства. (Дальне)восточный леопард занесён в Красную книгу Ро(сс/с)ийской Федерации как ре(д/т)чайший(2), нах..дящийся на грани и(с/з)ч..зновения подви(д/т).

Что отличает леопарда ог его сородичей? Запишите ответ.

1.  Тип 5 

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)  пирог более вкуснее

2)  с шестьюстами страницами

3)  забавный шимпанзе

4)  для обоих сестёр

2.  Тип 5 

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)  река более глубокая

2)  о пятистах книгах

3)  забавное кенгуру

4)  на ихней территории

3.  Тип 5 

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)  много облаков

2)  пара ботинок

3)  много советываю

4)  с двухсот бойцами

4.  Тип 5 

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)  мокла под дождём

2)  косвенных падежов

3)  ложи на парту

4)  здоровые дёсны

5.  Тип 5 

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)  ихние письма

2)  в обоих руках

3)  до тысяча девятьсот пятого года

4)  уважаемые директора

6.  Тип 5 

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)  к две тысячи пятому году

2)  жгёт костер

3)  пачка макарон

4)  фильм наиболее интереснее

7.  Тип 5 

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)  опытные тренера

2)  менее значительный

3)  в две тысячи пятом году

4)  ехай домой

8.  Тип 5 

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)  конфликт более глубочайший

2)  ляжьте на пол

3)  опытные шофёры

4)  в трехстах метрах

9.  Тип 5 

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)  попробоваем

2)  килограмм яблок

3)  семидесятью способами

4)  наисложнейший

10.  Тип 5 

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)  семьюдесятью процентами

2)  более резкое движение

3)  длиньше

4)  спелых абрикос

11.  Тип 5 

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)  менее сильнее

2)  сороками метрами

3)  подписать договоры

4)  прорисовывая детали

12.  Тип 5 

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)  триста жителям

2)  насквозь промок

3)  поезжайте на юг

4)  надень ребёнка.

13.  Тип 5 

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)  двадцать двух километров

2)  смотрел искоса

3)  сильнейший удар

4)  одень пальто.

14.  Тип 5 

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)  поклади на стол

2)  килограмм яблок

3)  пара полотенцев

4)  сильнейший

15.  Тип 5 

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)  яркая тюль

2)  менее значительный

3)  в двух тысячи пятом году

4)  их успехи

1.  Тип 1 

Текст 1

 

В самый (пол)день Марьяна вышла в сад. Она соб(е/и)рала обед для своего семейства. Её брат уже пр..бежал с пруда и бе(з/с)покойно погляд..вал на сестру и мать в ожидании обеда. Старуха-мать ра(з/с)кладывала (янтарно)ж..лтый вин..град сушёную рыбу и хлеб на (не)высоком столике. Мал..чишка схв..тился за глиня(н,нн)ый кувшин и жадно принялся пить.

Все сели к столу. Ветер прох..дил сквозь ветви, но (не)пр..носил (ни)какой прохлады.(4) Он только гнул в..ршины ра(з/с)сыпанных по садам груш..вых, персик..вых(2) и тутовых деревьев. Всё семейство было весело и довольно.

После обеда Марьяна подложила(3) быкам травы и легла на примятую траву. Было невыносимо жарко. Лицо её г..рело ноги (не)находили места. Глаза были подёрнуты со(н,нн)ой влагой.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

2.  Тип 2 

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2)  — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3)  — морфологический разбор слова; (4)  — синтаксический разбор предложения.

3.  Тип Д3 C3 

Текст 2

(1)Каждый знает воробья, ворону, голубя, но для опознания многих птиц подробно знать их окраску не обязательно: серенький, у ног прыгает  — это и есть воробей. (2)Часто птиц узнают не по окраске, даже не по внешнему виду  — облику. (3)Опытному охотнику стоит лишь мельком, издали увидеть пролетающую птицу  — он безошибочно определит: рябчик, бека́с, журавль, гага́ра. (4)Окраску он не успел разглядеть, да и не нужна она ему. (5)А что же нужно? (6)Образ! (7)Образ вместил в себя всё: и облик птицы, и её поведение. (8)Силуэт, размеры, голос  — даже место и время встречи!

(9)Охотники и писатели чаще всего в рассказах передают образ птицы: то главное и всеобъемлющее, что присуще каждой из них. (10)Вот как писатель М. М. Пришвин описал трясогузку: «С чёрным галстучком, в светло-сером отлично натянутом платьице, живая, насмешливая, раскачивалась на своих тоненьких пружинистых ножках». (11)А другой писатель, В. В. Бианки, добавил: «Трясогузка в полёте моргает крылышками». (12)Всё вместе это настолько точно, что и без упоминания имени все бы узнали эту птичку.

(13)Так же обстоит дело и с передачей голосов птиц. (14)Можно попытаться записать голоса с помощью нотных знаков, передать буквами или особыми условными значками. (15)А можно и по-другому, как это часто делают те же писатели и охотники: «переводят» с птичьего языка на человеческий. (16)Вот как переводил птичьи голоса В. В. Бианки: снегирь  — «жуть жуть!», чечевица  — «Тришку видел?», перепел  — «спать пора, спать пора!», пеночка-теньковка  — «тё-тень-ка, тё-тень-ка!», чиж  — «чулки, чулки, варежки!».

 

(По Н. Сладкову)

Почему, по мнению автора текста, узнать птицу помогает именно её образ?

4.  Тип Д4 C4 

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.

Текст 2

(1)Несколько лет назад в одном спортивном лагере произошла такая история. (2)В гости к юным спортсменам приехали дети из разных стран. (3)Однажды, вволю накупавшись, ребята принялись играть в бадминтон. (4)Возник спор (переводчикам работы хватало!): в какой стране родился порхающий волан?

(5)Японский мальчик сказал, что, конечно же, в Японии: там еще 600 лет назад увлекались игрой «ой-бане», что в переводе на русский язык значит «летающее перо». (6)Ракетка тогда была деревянной, а волан фруктовый! (7)Брали крупную вишенку или небольшое яблоко и втыкали в них несколько гусиных перьев. (8)А девочка-француженка утверждала, что волан «прилетел» из её страны и называлась эта игра во Франции «коквантён». (9)Возразил и русский парнишка, который читал в книжке про «лето́к». (10)Оказывается, ещё 200 лет назад в деревнях русские дети гоняли лето́к из перьев. (11)Потом заговорил маленький малаец, потом  — вьетнамец, горячо спорила индианка, и каждый доказывал, что волан «прилетел» из его страны. (12)В спор вступил мальчик из Англии. (13)Он спросил, знают ли ребята, почему современная игра называется бадминтон. (14)Англичанин рассказал, что в 1872 году один житель небольшого городка Бадминтон вблизи Лондона назвал эту игру именем родного города.

(15)Вожатый слушал, слушал и сказал: «Искать страну, где создана игра в порхающий волан,  — всё равно что пытаться найти изобретателя стола, вилки или табуретки. (16)Она возникла одновременно в разных концах Земли. (17)За долгие годы многие народы добавляли в неё что-нибудь своё. (18)Поэтому лучше не спорить, а просто играть». (19)И волан запорхал над пляжем.

 

(По Г. Юрмину)

Определите и запишите лексическое значение слова «гоняли» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

 

Гоняли  — ...

5.  Тип 5 

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).

 

1)  красивая тюль

2)  более выгодный обмен

3)  около пятидесяти домов

4)  с обоими подругами



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее