Тема: «Письмо строчной и заглавной букв Ш. Сочетание ШИ».
Цели: создать условия для обучения учащихся умению писать заглавную и строчную буквы Ш, ш; дляформирования навыка письма слов с сочетаниями жи, ши, каллиграфического навыка; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти, орфографического навыка написания имен собственных, предложения; содействовать воспитанию активности в работе, старательности, аккуратности, привычки правильно сидеть при письме.
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекция внимания, коррекция и развитие мелкой моторики кисти (формирование ручной умелости, соразмерности движений); коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к учебе;
Воспитывать умение работать в коллективе;
Воспитывать дружеские отношения
Ход урока:
I.Организационный этап
Проверка готовности к уроку.
II. Этап подготовки учащихся.
Вступительное слово учителя.
Ребята, прослушайте загадки, а отгадки мы запишем на доске.
III. Этап усвоения новых знаний.
1. Работа с образцом заглавной буквы Ш. (работа в прописях 1 строчка) (Учитель оказывает индивидуальную помощьучащимся.)
2. Слуховой диктант.Работа с чистоговоркой
Звук Ш Физкультминутка
Работа с образцом строчной буквы ш.
IV.Этап закрепления знаний 1.Письмо слогов и слов по образцу.
V.Этап применения знаний.1) Вписывание в слова букв Ш и ш2) Дифференцированная работа.1.Деление слов на группы.
VI. Этап обобщения и систематизации знаний.
VII.Этап подведения итога урока.
VIII.Рефлексия.
Ход урока
Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Поприветствуйте их.
1.У нас урок русского языка. Запишите в тетрадях число. Ребята, я вам приготовила интересные загадки.
1.Вырыла норку и в норке живёт
Бусинки – глазки. Малышка.
Спелое зёрнышко в норке жуёт
Серая, серая …(мышка)- (Слайд 2)
2.Прыгать может высоко
Пьёт из блюдца молоко
И разлёгшись у окошка
Жмурит глазки наша … (кошка).
3.Не овечки, не коровки,
На ногах у них подковки,
Могут мчаться без оглядки,
Это резвые …. (лошадки.)
Какой одинаковый звук встречается в этих словах? - [Ш]-
Какая буква одинаковая встречается в этих словах? - ША
- А ещё что общего? - подумайте внимательно…(животные)
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? - Писать букву – «ША» -заглавную и строчную. –(Слайд3)
- Ну, а теперь продолжим работу в тетрадях. – (Слайд4) - Пропишем букву - ША - в воздухе. Ну, а теперь в тетрадях. – (Индивидуальная работа с детьми.)
Вернёмся к нашим словам – отгадкам. Эти слова вы должны разделить на слоги и записать в тетрадь(сколько в слове гласных, столько и слогов)- проверим! – (Слайд-5,6) А теперь вам надо поставить ударение в словах проверим! – (Слайд-7) Молодцы, ребята, справились с заданием!- Ребята, прослушайте историю про эту букву.- (Слайд-8) В какие вещи она любила одеваться?! ШУБА, ШАПКА, ШАРФ.-Какой звук повторяется в этих словах? – [Ш]- С каким звуком познакомились? - [Ш]- Какой буквой обозначается звук - [Ш]? - ША –
- Прочитайте слова - (Слайд 9)- Найдите лишнее слово. – шум - Подумайте, почему все остальные слова написаны с большой буквы? - правило! - Придумайте предложение с этими словами. (дети составляют предложения).
– Теперь, ребята поработайте с моим предложением. – (Слайд-10) Прочитайте предложение - Запишите это предложение в тетрадь.- Кто такие друзья? Кого можно назвать другом? (человек, с кем интересно играть) .- Как нужно относиться к другу? (уважать, уступать, приходить на помощь) –
Физкультминутка – (Слайд11) -
У друзей нет выходных.- Как вы понимаете это выражение? (друг всегда должен прийти на помощь.)- Ребята, мы умеем работать, но ещё мы должны и отдыхать вместе с друзьями. С друзьями мы посидим у шалаша, где шумят камыши, разведём костёр. Думаю там будет очень хорошо. Работа с чистоговоркой. – (Слайд 12)-
Мы сегодня много говорили о звуке и букве «ША»- Сделаем вывод: звук [Ш] - согласный…. (Слайд 13)- С друзьями нужно не только отдыхать и играть. С друзьями вместе нужно читать и слушать сказки.
– Послушайте сказку. (Слайд 14)- Ребята, вам была понятна эта история?! - О чём она? Подтвердите правилом. – «ШИ»- И - Ребята, запишите в тетрадь слова, подчеркните слова с сочетанием - ШИ МАЛЫШИ, УШИ, МАШИНА – (Слайд 15)-
Рефлексия Сегодня нас весь урок согревало солнышко. Оно дарило нам тепло своими нежными лучиками. – У вас на столе лежат такие же лучики, но только большие и маленькие. Я хочу, чтобы вы оценили свою работу. Возьмите свои лучики и прикрепите к солнышку. – Кто доволен своей работой – клеит большой лучик, а маленький лучик приклеит тот ученик, у кого на уроке не всё получалось хорошо. (Когда дети вклеивали лучики, всё время звучала песенка про солнышко)Посмотрите на солнышко –оно засияло от ваших правильных ответов и грамотного красивого письма в тетрадях. - Ребята, урок окончен. Всем спасибо.