«Зимний фестиваль знаний 2025»

Чередование букв О-А в корнях –кас-// -кос-, -лаг-//-лож-.

Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Чередование букв О-А в корнях –кас-//-кос-, -лаг-// -лож-» запланирован, как урок-объяснение нового материала. Данный урок является первым в данной теме, который помогает познакомиться с правилом написания этих корней, учиться находить и правильно писать слова с данными корнями.Применение ИКТ, маршрутного листа, цветка достижений на уроке позволяет разнообразить виды работ, повысить работоспособность учащихся, активизировать их внимание к изучаемому материалу.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки



Учитель: Погребная Надежда Ивановна

Предмет: русский язык

Тема: Чередование букв О-А в корнях –кас-// -кос-, -лаг-//-лож-.

Продолжительность: 1урок (30мин.)

Класс: 5

Технологии: Microsoft PowerPoint

Аннотация:

Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Чередование букв О-А в корнях –кас-//-кос-, -лаг-// -лож-» запланирован, как урок-объяснение нового материала.

1.образовательная: - создать условия учащимся для освоения орфограммы «Чередование букв О-А в корнях –лаг-//-

лож, -кас-//-кос-»;

- помочь учащимся в определении важных для себя ключевых компетенций.

2. развивающая: помочь самореализоваться ребёнку на уроке.

3.воспитательная: самосовершенствование личностных качеств ученика и развитие его способности принимать

решение.

Данный урок является первым в данной теме, который помогает познакомиться с правилом написания этих корней, учиться находить и правильно писать слова с данными корнями.

Применение ИКТ, маршрутного листа, цветка достижений на уроке позволяет разнообразить виды работ, повысить работоспособность учащихся, активизировать их внимание к изучаемому материалу. При подготовке к уроку была сделана презентация, маршрутный лист, и каждый этап урока был отражен на листе. На уроке использовала следующие методы:

Для реализации на уроке поставленных целей были использованы следующие методы обучения:

1.По характеру познавательной деятельности учащихся:

- частично-поисковый метод;

- проблемное изложение;

- репродуктивный метод;

- объяснительно-иллюстративный;

- сравнения и аналогий.

По источнику знаний (фронтальная беседа, выступление детей);

- Словесные (слово учителя);

- Наглядные (опорный слайд-конспект, маршрутный лист);

-Практические (работа с текстом, создание образа по предмету.)

С целью заинтересовать учащихся изучением данной темы, повторить изученный материал самостоятельно им задается домашнее задание _________



Тема урока: Чередование букв О-А в корнях –кас-// -кос-, -лаг-// -лож-.

Тип урока: урок- объяснение нового материала.

Цель урока: познакомиться с правилом написания этих корней, учиться находить и правильно писать слова с данными корнями.

Задачи урока:

1.образовательная: - создать условия учащимся для освоения орфограммы «Чередование букв О-А в корнях –лаг-//-

лож, -кас-//-кос-»;

- помочь учащимся в определении важных для себя ключевых компетенций.

2. развивающая: помочь самореализоваться ребёнку на уроке.

3.воспитательная: самосовершенствование личностных качеств ученика и развитие его способности принимать

решение.


этапы

время

Деятельность учителя

Работа учащихся

Примечание

1

Организационный момент



Связь с жизнью.






Фантазия, воображение.












Рефлексия.






Правила поведения в автобусе.








Правила пользования билетом.


3 мин.

-Добрый день, дорогие ребята!

Меня зовут Надежда Ивановна. Я очень рада нашей встрече.

- Друзья, а вы любите путешествовать?Посещать новые места?

- Я тоже очень люблю знакомиться с новыми городами и их достопримечательностями.

- Сегодня предлагаю вам отправиться вместе со мной в воображаемое путешествие. Представьте себе, что вы пассажиры автобуса…, где я водитель и мне, конечно же, нужен помощник – кондуктор. Два кондуктора.

-Которые что…?

- И кто готов мне помочь? (выбор кондуктора)

-Товарищи кондуктора необходимо для проезда предъявить билеты.

- Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

Вы находитесь в салоне автобуса, где у вас появился сосед, занимающий с вами одно сидение.

- Ребята, а находясь в автобусе, мы должны быть какими?.. (слайд, где изображён автобус, и выскакивают нач. буквы слов).

-Билеты вы получили. Наверное, вы уже увидели, что они разные и содержат в себе много загадочного и интересного.

-Билеты эти именные. Укажите на них свои фамилию и имя.

-Билеты содержат в себе много информации, с которой мы поэтапно на уроке будем работать…





Ответы детей.













Выдаёт билеты.


Выбор кондуктора.

Кондуктор раздаёт билеты.














2

Переход к изучению новой темы.















Работа с правилом, опорной схемой.







Работа со слайдом.



Работа со словарём.









Цели урока.
















Работа с текстом.




















Работа со словом.






















Рефлексия.

25 мин.


- А попробуйте прокомментировать содержимое вашего билета.

- Кто самый наблюдательный? Кто увидел, над какой морфемой мы будем работать сегодня?

-Обратите внимание на следующие слова (слова выводятся на слайде и в билетах). –Что помогает нам избежать ошибки в написании этих слов?

-Вставьте буквы в слова.

-Проверочное слово можем подобрать к словам? А оно может помочь в данном случае?

- У вас есть в билете подсказка – правило-помощник.

- Чтобы выбрать букву в слове, я могу воспользоваться несколькими способами.

-Какими?

- Как нужно действовать при выборе гласной в данных корнях? (алгоритм).

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. О чём мы говорили?

(слайд - тема).

- О чём мы ещё не сказали, что мы упустили? Найти значение мы можем…

- Ребята, сейчас вы работаете в парах. Запишите словарную статью, а затем обменяйтесь своими билетами и проверьте у товарища по парте, правильно ли он сделал данную работу.

- Что же такое полог?

- Ребята, посмотрите на доску. Что ещё мы упустили?

- А определить цели нашего урока помогут ребята, у которых в билетах есть изображение маленького цветка в верхнем правом углу на последней странице билета.

(Сигнал.) – Перейдём к следующему заданию. Прочтём задание: составьте предложкение со следующими словами (прикоснуться, цветок).

- Объясните интересующую нас морфему, «ошибкоопасное» место.

(Сигнал.) - Мы упомянули в предложении о цветке, а ведь на доске у нас тоже цветок. Посмотрите на доску. Сопоставьте изображения. Подумайте и соотнесите морфемный состав слова со строением цветка. Найдите общее. Подготовьте устное высказыванние по теме «Общее в морфемном строении слова и цветка». (раздаётся опорный текст с пропущенными словами отдельным учащимся).

(Зачитывается текст, кондуктор у доски соотносит морфемы слова с частями цветка).

Друзья, мои, когда мы будем говорить о корнях кас-кос, лаг-лож, мы будем вспоминать цветок с суффиксом А.

- А как бы хотелось узнать, что это и это у цветка, а сколько бы новых слов мы добавили в свой словарный запас. Но со всем этим вы познакомитесь на уроках биологии. Вы обязательно потом мне расскажите.

- Ребята (группа, работающая с целями), вы готовы представить нам свою работу?

- Присаживайтесь и продолжайте работу над определением целей по этапам своего билета и подключайтесь в работу вместе с нами.

(Сигнал.) – Продолжаем наш маршрут. Следующее задание… (работа со стихотворением).

- Прочтём стихотворение выразительно (1 ученик).

Обратите внимание на написание слова БУТЕРБРОД. Это заимствованное слово и всегда вызывает затруднения в написании. –Правда, знакомое, вкусное слово. (Я смакаю эту фразу). Сфера использования слова «бутерброд»? Откуда пришло это слово в наш язык?

- Подчеркните это слово.

- Найдите в стихотворении слова с чередующимися корнями.

- От чего зависит написание корней в этих словах?

Ребята, сегодня мы… (на слайде) сделали что…

- У каждого из вас в билете есть три карточки, которые предназначены для соседа по парте. Напишите сообщение товарищу по парте, выбрав одну из предлагаемых фраз, которую вы перешлёте другу на одной из карточек. Таким образом, вы сообщите другу, как прошёл урок, оцените, как плодотворно он работал. Вместе с смс-сообщением отправьте соседу и домашнее задание. Вы найдёте его в специальном карманчике.

- Ребята, хлопните в ладоши, кто отправил смс другу со словами «Ты молодец!»

_Посмотрите, какие яркие, красочные получились у вас билеты. Покажите их друг другу (поднять вверх).

- Я хочу, чтобы все вы, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать ещё лучше – поаплодировали себе.

Комментарии детей.




Над корнем.



Ответы детей (наличие суффикса А).





Кондуктор у доски вставляет буквы.

Ответы детей.








В билете у одного ученика есть алгоритм.









В толковом словаре (У каждого на парте).





Читает один ученик.



Дети проходят к месту, где лежат заготовленные карточки с записанными на них целями, выполняют работу.



Подойди к группе. Физминутка с фарами автобуса.


Каждый записывает в своём билете, кондуктор на доске.


Вставить. – Ребята, что-то фары нашего автобуса запылились… Посмотрите, что же случилось? (Встаньте, потянитесь вперед, садитесь). - Наверное, мне просто показалось. (работа с зеркалами)








Я иду к группе.









Цветок попросить кондуктора собрать обратно.













В это время группа ребят, работающая с целями урока вывешивают их на макет цветка. Один из группы объясняет всему классу задание, над которым они работали.






















Выучили правило, работали в парах, повторили правила поведения в автобусе…













10

Домашнее задание

1 мин.



Слайд


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее