«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока русского языка "Удвоенные согласные"

Закрепление знаний о словах с удвоенными согласными.

Цель урока:

  1. Закрепить умение писать и переносить слова с удвоенными согласными;
  2. Продолжить работу по формированию орфографических навыков, умению применять изученные правила на практике;
  3. Развивать речь, мышление, интерес к предмету.

Ход урока.

  1. Организационный момент: представление гостей, объявление темы урока.

/Слайд 1./

- В школе прозвенел звонок!

-Значит, начался урок!

-Ручка?

-Есть!

-Тетрадь?

-На месте!

-Мы начнём урок все вместе!

Запись числа в тетрадях.

  1. Давайте вспомним слова с удвоенными согласными и пропишем те согласные, которые вы назовёте. А подсказку вы увидите на экране:

/Слайд 2/

Дети прописывают согласные

СС, НН, ЛЛ

Полуовалы буквы с должны быть ровными, плавно закруглёнными;

Наклонные линии букв н старайтесь написать ровно, параллельно друг другу;

Буквы л должны держать друг друга за руки.

-На какие группы по звучанию можно разделить эти буквы? (парные и непарные, звонкие, сонорные)

  1. Устная работа:

Назовите слова с удвоенными согласными по группам, указанным на экране: /Слайд 3/

-Имена

-Слова, обозначающие названия предметов

-Слова, обозначающие объединения людей

-Слова, связанные с транспортом

-Слова, связанные с измерением тяжести

-Слова, связанные со спортом

  1. Устная работа:

Расскажите, что вы знаете о словах с удвоенными согласными.

(Ответы детей, сопровождающиеся слайдами)

/Слайд 4/

-Долгие согласные звуки на письме обозначаются двумя буквами;

-При переносе слов буквы удвоенных согласных разделяются;

-В русских словах удвоенные согласные встречаются редко:

ЖЖ – можжевельник, жжение, вожжи

СС – Россия, ссора, ссуда;

НН - одиннадцать

- Удвоенные согласные чаще встречаются в заимствованных словах: бассейн, хоккей, класс, тролль, стеллаж, пицца, мусс, иллюминация, аттракцион, гиббон, аксессуар. (Пояснить смысл некоторых слов)

- Удвоенные НН и СС пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень оканчивается, а суффикс начинается с этих согласных: длинный, старинный, каменный, законный.

- Двойная СС пишется также в глаголах прошедшего времени при сочетании основ на –с- с возвратной частицей –ся-: нёсся, спасся.

  1. Письменная работа:

Образуйте слова с удвоенными согласными. Запишите полученные слова, разделяя их для переноса

в месте с удвоенной согласной. Подберите подходящие по смыслу имена существительные, чтобы получились словосочетания:

- при помощи суффикса:

Длина – длин-ный (ремень);

Камень – камен-ный (дом);

Домна – домен-ная (печь);

Осень – осен-ний (пейзаж);

- при помощи приставки:

Сад – рас-сада (цветов);

Держать – под-держать (друга);

Толкнуть – от-толкнуть (сумку);

Возить – вво-зить (картины)

  1. Физминутка:

Я буду читать стихотворные двустишия, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите слова с удвоенными согласными:

- Спросите, не повысив тона,

Что больше – центнер или тонна?

- Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы!

- Кто получит низкий балл,

Не придёт на школьный бал!

- Если в доме много сора,

Может вспыхнуть в доме ссора!

- Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп!

  1. Индивидуальная работа по карточкам:

- Каждому ряду предлагается карточка с набором слов с удвоенными согласными. Задача детей – составить короткий рассказ с помощью этих слов.

1 группа: шоссе, вилла, колонна, бассейн, терраса, аллея, аккуратный;

2 группа: телеграмма, перрон, касса, суббота, ранний, Одесса, пассажиры;

3 группа: суффикс, русский, грамматика, класс, каллиграфия, одиннадцать, орфограмма.

/слова по группам также показаны на экране для присутствующих

Слайд 5/

- Чтение полученных рассказов.

  1. Итог урока:

-Что понравилось на уроке?

-Какой звук образуют удвоенные согласные?

-Как перенести слова с удвоенными согласными?

/Слайд 6/

  1. Оценивание детей.
  2. Домашнее задание: Написать полученные рассказы в тетради, выделить орфограммы, повторить правила о написании слов с двойными согласными.

Примерные рассказы:

1 группа:

Недалеко от шоссе построили большую виллу с белыми колоннами. Около виллы был большой бассейн. По террасе вьются красивые цветы. К вилле ведёт аккуратная аллея.

2 группа:

Мы получили телеграмму с приглашением в Одессу. В кассе мы купили билеты. Ранним субботним утром мы пришли на перрон. Кругом было много пассажиров.

4 группа:

На уроках русского языка мы изучаем новые орфограммы. Недавно мы изучили суффиксы. Мы стараемся писать каллиграфическим почерком. Наш класс одиннадцатого декабря будет участвовать в конкурсе чтецов.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Закрепление знаний о словах с удвоенными согласными.

Цель урока:

  1. Закрепить умение писать и переносить слова с удвоенными согласными;

  2. Продолжить работу по формированию орфографических навыков, умению применять изученные правила на практике;

  3. Развивать речь, мышление, интерес к предмету.


Ход урока.

  1. Организационный момент: представление гостей, объявление темы урока.

/Слайд 1./

- В школе прозвенел звонок!

-Значит, начался урок!

-Ручка?

-Есть!

-Тетрадь?

-На месте!

-Мы начнём урок все вместе!

Запись числа в тетрадях.

  1. Давайте вспомним слова с удвоенными согласными и пропишем те согласные, которые вы назовёте. А подсказку вы увидите на экране:

/Слайд 2/

Дети прописывают согласные

СС, НН, ЛЛ

Полуовалы буквы с должны быть ровными, плавно закруглёнными;

Наклонные линии букв н старайтесь написать ровно, параллельно друг другу;

Буквы л должны держать друг друга за руки.

-На какие группы по звучанию можно разделить эти буквы? (парные и непарные, звонкие, сонорные)

  1. Устная работа:

Назовите слова с удвоенными согласными по группам, указанным на экране: /Слайд 3/

-Имена

-Слова, обозначающие названия предметов

-Слова, обозначающие объединения людей

-Слова, связанные с транспортом

-Слова, связанные с измерением тяжести

-Слова, связанные со спортом

  1. Устная работа:

Расскажите, что вы знаете о словах с удвоенными согласными.

(Ответы детей, сопровождающиеся слайдами)

/Слайд 4/

-Долгие согласные звуки на письме обозначаются двумя буквами;

-При переносе слов буквы удвоенных согласных разделяются;

-В русских словах удвоенные согласные встречаются редко:

ЖЖ – можжевельник, жжение, вожжи

СС – Россия, ссора, ссуда;

НН - одиннадцать

- Удвоенные согласные чаще встречаются в заимствованных словах: бассейн, хоккей, класс, тролль, стеллаж, пицца, мусс, иллюминация, аттракцион, гиббон, аксессуар. (Пояснить смысл некоторых слов)

- Удвоенные НН и СС пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень оканчивается, а суффикс начинается с этих согласных: длинный, старинный, каменный, законный.

- Двойная СС пишется также в глаголах прошедшего времени при сочетании основ на –с- с возвратной частицей –ся-: нёсся, спасся.

  1. Письменная работа:

Образуйте слова с удвоенными согласными. Запишите полученные слова, разделяя их для переноса

в месте с удвоенной согласной. Подберите подходящие по смыслу имена существительные, чтобы получились словосочетания:

- при помощи суффикса:

Длина – длин-ный (ремень);

Камень – камен-ный (дом);

Домна – домен-ная (печь);

Осень – осен-ний (пейзаж);

- при помощи приставки:

Сад – рас-сада (цветов);

Держать – под-держать (друга);

Толкнуть – от-толкнуть (сумку);

Возить – вво-зить (картины)

  1. Физминутка:

Я буду читать стихотворные двустишия, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите слова с удвоенными согласными:


- Спросите, не повысив тона,

Что больше – центнер или тонна?


- Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы!


- Кто получит низкий балл,

Не придёт на школьный бал!


- Если в доме много сора,

Может вспыхнуть в доме ссора!


- Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп!




  1. Индивидуальная работа по карточкам:


- Каждому ряду предлагается карточка с набором слов с удвоенными согласными. Задача детей – составить короткий рассказ с помощью этих слов.

1 группа: шоссе, вилла, колонна, бассейн, терраса, аллея, аккуратный;

2 группа: телеграмма, перрон, касса, суббота, ранний, Одесса, пассажиры;

3 группа: суффикс, русский, грамматика, класс, каллиграфия, одиннадцать, орфограмма.

/слова по группам также показаны на экране для присутствующих

Слайд 5/

- Чтение полученных рассказов.

  1. Итог урока:

-Что понравилось на уроке?

-Какой звук образуют удвоенные согласные?

-Как перенести слова с удвоенными согласными?

/Слайд 6/

  1. Оценивание детей.

  2. Домашнее задание: Написать полученные рассказы в тетради, выделить орфограммы, повторить правила о написании слов с двойными согласными.



Примерные рассказы:

1 группа:

Недалеко от шоссе построили большую виллу с белыми колоннами. Около виллы был большой бассейн. По террасе вьются красивые цветы. К вилле ведёт аккуратная аллея.





2 группа:

Мы получили телеграмму с приглашением в Одессу. В кассе мы купили билеты. Ранним субботним утром мы пришли на перрон. Кругом было много пассажиров.



4 группа:

На уроках русского языка мы изучаем новые орфограммы. Недавно мы изучили суффиксы. Мы стараемся писать каллиграфическим почерком. Наш класс одиннадцатого декабря будет участвовать в конкурсе чтецов.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее