Закрепление знаний о словах с удвоенными согласными.
Цель урока:
Закрепить умение писать и переносить слова с удвоенными согласными;
Продолжить работу по формированию орфографических навыков, умению применять изученные правила на практике;
Развивать речь, мышление, интерес к предмету.
Ход урока.
Организационный момент: представление гостей, объявление темы урока.
/Слайд 1./
- В школе прозвенел звонок!
-Значит, начался урок!
-Ручка?
-Есть!
-Тетрадь?
-На месте!
-Мы начнём урок все вместе!
Запись числа в тетрадях.
Давайте вспомним слова с удвоенными согласными и пропишем те согласные, которые вы назовёте. А подсказку вы увидите на экране:
/Слайд 2/
Дети прописывают согласные
СС, НН, ЛЛ
Полуовалы буквы с должны быть ровными, плавно закруглёнными;
Наклонные линии букв н старайтесь написать ровно, параллельно друг другу;
Буквы л должны держать друг друга за руки.
-На какие группы по звучанию можно разделить эти буквы? (парные и непарные, звонкие, сонорные)
Устная работа:
Назовите слова с удвоенными согласными по группам, указанным на экране: /Слайд 3/
-Имена
-Слова, обозначающие названия предметов
-Слова, обозначающие объединения людей
-Слова, связанные с транспортом
-Слова, связанные с измерением тяжести
-Слова, связанные со спортом
Устная работа:
Расскажите, что вы знаете о словах с удвоенными согласными.
(Ответы детей, сопровождающиеся слайдами)
/Слайд 4/
-Долгие согласные звуки на письме обозначаются двумя буквами;
-При переносе слов буквы удвоенных согласных разделяются;
-В русских словах удвоенные согласные встречаются редко:
ЖЖ – можжевельник, жжение, вожжи
СС – Россия, ссора, ссуда;
НН - одиннадцать
- Удвоенные согласные чаще встречаются в заимствованных словах: бассейн, хоккей, класс, тролль, стеллаж, пицца, мусс, иллюминация, аттракцион, гиббон, аксессуар. (Пояснить смысл некоторых слов)
- Удвоенные НН и СС пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень оканчивается, а суффикс начинается с этих согласных: длинный, старинный, каменный, законный.
- Двойная СС пишется также в глаголах прошедшего времени при сочетании основ на –с- с возвратной частицей –ся-: нёсся, спасся.
Письменная работа:
Образуйте слова с удвоенными согласными. Запишите полученные слова, разделяя их для переноса
в месте с удвоенной согласной. Подберите подходящие по смыслу имена существительные, чтобы получились словосочетания:
- при помощи суффикса:
Длина – длин-ный (ремень);
Камень – камен-ный (дом);
Домна – домен-ная (печь);
Осень – осен-ний (пейзаж);
- при помощи приставки:
Сад – рас-сада (цветов);
Держать – под-держать (друга);
Толкнуть – от-толкнуть (сумку);
Возить – вво-зить (картины)
Физминутка:
Я буду читать стихотворные двустишия, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите слова с удвоенными согласными:
- Спросите, не повысив тона,
Что больше – центнер или тонна?
- Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы!
- Кто получит низкий балл,
Не придёт на школьный бал!
- Если в доме много сора,
Может вспыхнуть в доме ссора!
- Приятнее найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп!
Индивидуальная работа по карточкам:
- Каждому ряду предлагается карточка с набором слов с удвоенными согласными. Задача детей – составить короткий рассказ с помощью этих слов.
1 группа: шоссе, вилла, колонна, бассейн, терраса, аллея, аккуратный;
2 группа: телеграмма, перрон, касса, суббота, ранний, Одесса, пассажиры;
3 группа: суффикс, русский, грамматика, класс, каллиграфия, одиннадцать, орфограмма.
/слова по группам также показаны на экране для присутствующих
– Слайд 5/
- Чтение полученных рассказов.
Итог урока:
-Что понравилось на уроке?
-Какой звук образуют удвоенные согласные?
-Как перенести слова с удвоенными согласными?
/Слайд 6/
Оценивание детей.
Домашнее задание: Написать полученные рассказы в тетради, выделить орфограммы, повторить правила о написании слов с двойными согласными.
Примерные рассказы:
1 группа:
Недалеко от шоссе построили большую виллу с белыми колоннами. Около виллы был большой бассейн. По террасе вьются красивые цветы. К вилле ведёт аккуратная аллея.
2 группа:
Мы получили телеграмму с приглашением в Одессу. В кассе мы купили билеты. Ранним субботним утром мы пришли на перрон. Кругом было много пассажиров.
4 группа:
На уроках русского языка мы изучаем новые орфограммы. Недавно мы изучили суффиксы. Мы стараемся писать каллиграфическим почерком. Наш класс одиннадцатого декабря будет участвовать в конкурсе чтецов.