Конспект урока
Предмет: Русский язык
Дата проведения: 23.01.2018
Класс: 4
Тема: Имя существительное.
Тип урока: систематизация знаний
Создать условие для реализации целей:
Предметные:
- обобщение знаний учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного,
- закрепление умения определять род, число, имён существительных,
- совершенствование умения правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений
Метапредметные:
Регулятивные: уметь определять учебную задачу на уроке, оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки, высказывать свое мнение.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать мнение других.
Познавательные: уметь ориентироваться в знаниях, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя свой опыт и текст учебника, формулирование выводов и понятий, работа со словарем, обобщать, обращаясь от частного к общему
Личностные:
Смыслообразование: мотивация учебной деятельности
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Методы: деятельностный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный.
Формы организации: парная, фронтальная
Для учителя: Компьютер
проектор
Карточки с заданием
Учебник «Русский язык» Н.А. Чуракова, М.Л.Каленчук 4 класс 2, 3 часть, рабочая тетрадь
Для учащихся: Учебник, рабочая тетрадь
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Осуществляемые действия | Коммуникативная Регулятивная Познавательная | ||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||
Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
|
Что нам на уроке не понадобится? Молодцы! Значит, все у нас сегодня получится!
| Высказывают предположения, делятся эмоциями | самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (П); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Целеполагание Цель этапа: постановка цели учебной деятельности | . -Ребята, я предлагаю вам поработать с набором слов - Работаем в паре. Игра «Видимо-невидимо» - -морковь, корова, нога, роса, берег снег, гусь, лужи, жиры, начало, жарища, молчу, чугун, ночка, юла, кабан, навес, кошка, вилка, волк. -найдите слово, которое является лишним по определению частей речи. -найдите слова разного рода -найдите слова разного склонения -найдите слова только множественного числа. -Проверим работы нескольких пар.
-Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (имя существительное) В чем у нас возникают трудности при изучении существительного - Так чему мы должны научиться на уроке? -Это урок закрепления или урок открытия новых знаний?
|
Выбор слов по заданию, обо бщение знаний о существительном- как части речи
Определяют тему урока, ставят цели
Коллективная работа Участвуют в учебном диалоге
Корректируют , изменяют
|
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - извлечение необходимой информации (П); - использование знаково-символических средст (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К); - учѐт разных мнений (К); - использование критериев для обсуждения своего суждения (К); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - - постановка и формулирование проблемы (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
|
Составление плана и стратегия его реализации Цель этапа: построение и фиксация нового знания |
Лев Васильевич Успенский, русский писатель говорил об этой части речи так: ««Имя существительное — это хлеб языка» - Теперь, пожалуйста, подумайте, почему Л.Успенский так утверждал? — поделитесь своими мыслями ВЫВОД: Как невозможно представить нашу жизнь без хлеба, так невозможно представить русский язык без имен существительных… Имя существительное, как и хлеб, дает пищу всем словам
А сейчас мы попробуем убедиться в справедливости слов Л.Успенского
-Перед вами фотография зимней рыбалки. Попробуйте с помощью только существительных описать фото.
Зима. Мороз. Река. Лед. Рыбак. Прорубь. Удочка. Ожидание. Вы видите получился план рассказа, распространяя эти предложения мы получим текст. Чтобы существительные в речи звучали верно , какие признаки нужно учитывать? Род, склонение, падеж, число. Потренируемся в их определении устраним затруднения.
-Вспомним еще раз, что такое имя существительное?. (имя сущ.- часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что?) Вспомните, что вы уже знаете о числе сущ.? (ед.число- обозначает один предмет, мн.число- несколько предметов, этот признак непостоянный) - Как определить род сущ.? (подставить слова он,она,оно) -Как определить склонение сущ.? (определить род и посмотреть на окончание в нач.форме)
| рассуждают, высказывают свое мнение Работают в паре Фронтальная работа |
- выдвижение гипотез и их обоснование (П);
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - доказательство (П); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л);
|
Этап реализации построенного проекта Цель этапа: выявление уровня сформированности познавательных учебных действий
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. Домашнее задание
| -Давайте поработаем в тетради Упр2 стр.6 прочтите первую часть задания. Понятно ли вам задание? -Какие слова имеют один род , но разное склонение?(дверь дорожка) -Какие слова относятся к одному склонению, разному роду7 (крыльцо, сарай, дерево забор.) Физминутка «Будь внимателен, мой друг» Если я называю существительное - хлопаете в ладоши, если другую часть речи – топаете День, короткий, компьютер, прыгает, прекрасная, ковёр, писать, ранняя, зима, наступает, холодное, ветер. Об имени существительном, мы много говорили на уроках. Кроме некоторые еще самостоятельно проводили исследовательскую работу и нашли интересное об имени существительном. Что интересного вы нашли? Бердукаева А. Знаете ли вы, что... есть языки, в которых у существительных нет никакого рода, ни мужского, ни женского, ни среднего? Их называют «безродовыми» языками. Это английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий, китайский, вьетнамский, японский, узбекский и другие. ...есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, румынский, молдавский...есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют «классами». Есть класс, обозначающий людей (сын, дочь, мать, брат), класс животных (овца, обезьяна, лев), класс вещей (стол, шкаф, нож), класс круглых предметов (колесо, яблоко, мяч), класс деревьев (клен, тополь) и другие классы Прочтите задание к упр.3 стр. 10.. - О каком признаке существительного идет речь в тексте упражнения? -Давайте вспомним какие сущ. называют одушевленными? А неодушевленными? -Где находится обратный словарь? (2 часть учебника с. 141) Выполните упражнение самостоятельно. - Проверьте свою работу, сравнив его с доской. Сделаем устно вывод по выполненному упражнению.
Вывод: Существительные могут быть одушевленными и неодушевленными. К одушевленным сущ. относятся сущ, которые обозначают живые предметы, к неодушевленным сущ., которые обозначают неживые предметы. Этот признак у сущ. постоянный. -О какой части речи говорили на уроке? -Составим кластер:
Имя существительное
Постоянные признаки непостоянные признаки ? ? ? ? ? ?
-Поднимите карточки красного, желтого, зеленого цвета для того , чтобы определить как вы оцениваете свою работу на уроке. Не расстраивайтесь, если на уроке у вас возникали трудности или вы не достигли всех своих целей. На следующем уроке вы продолжите работать над темой и обязательно добьетесь успеха.
Упражнение 4 с. 19 | Работают фронтально, наблюдают над языковым понятием
Выполняют физические действия, анализируя языковой материал
Участвуют в учебном диалоге Самостоятельно работают с языковым материалом Осуществляют самоконтроль своей деятельности Участвуют в учебном диалоге осуществляют рефлексию делают выводы,обобщения
| анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- выполнение действий по алгоритму(П); - - адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); -понимание текста, извлечение необходимой информации(П);
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - контроль, коррекция, оценка (Р);
рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения, учѐт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |