«Зимний фестиваль знаний 2025»

Род несклоняемых имён существительных.

6а русский язык

Тема. Род несклоняемых имён существительных.

Цели и задачи:

- познакомить учащихся со способами определения рода несклоняемых имён существительных;

- учить правильному употреблению их в речи.

- воспитывать самостоятельность.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

3.Работа по теме урока.

Работа с учебником

1) На доске записаны слова:

Пальто, авеню, бюро, кольраби, такси, пенальти.

-Как определить род этих имён существительных?

2) Чтение § 40.

Беседа по вопросам:

  1. К какому роду преимущественно относятся несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения?
  2. Какие несклоняемые одушевлённые имена существительные иноязычного происхождения относятся к женскому роду, а какие к мужскому роду?
  3. Как определяется род несклоняемых собственных имён существительных – географических названий?
  4. Как определяется род сложносокращённых слов, образованных из начальных букв?

3) Попробуйте теперь определить род слов, записанных на доске.

(ср.р. – пальто, бюро, такси; ж.р. – авеню (улица), кольраби (колбаса); м.р. – пенальти (удар).

4. Закрепление.

1. Отработка приёма определения рода несклоняемых существительных – упражнение 224.

2. Индивидуальная работа у доски – упражнение 225 (2-е учащихся)

3. Остальные учащиеся в это время выполняют упражнение 227 (1 и 2 часть).

**Проверка индивидуальной работы**

4.Самостоятельная работа с последующей проверкой.

-Раскройте о скобки.

1. Зимой, чтобы не простудиться, нужно одевать (тёплый) пальто.

2. Мы проснулись, а на кухне нас уже ждёт (горячий) кофе.

3. Кто-то играл на пианино, (который стоял) в большой комнате.

4. Исход игры (решил досадный) пенальти.

5. Дом, который нам нужен, находится на (пятый) авеню.

6. Дверь (открыл пожилой) мадам.

7. А вы любите (жареный) кольраби.

5. Итог урока.

-Как же правильно определить род несклоняемых имён существительных?

6. Домашнее задание.

1) § 40.

2) Упражнение 228.

7. Выставление оценок.

6а русский язык

Тема. Род несклоняемых имён существительных.

Цели и задачи:

- познакомить учащихся со способами определения рода несклоняемых имён существительных;

- учить правильному употреблению их в речи.

- воспитывать самостоятельность.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (1 СЛАЙД)
  1. Актуализация и постановка проблемы

Что объединяет все эти слова – КАФЕ, БИСТРО, АТЕЛЬЕ, СУШИ? НЕ забываем, что мы с вами сегодня «лингвисты»! ( это слова иноязычного происхождения)

- А какие подобные вывески есть в вашем городе?

- А теперь обратите внимание на демонстрационный стол, на котором у нас лежат КОФЕ, КАКАО, БЕЗЕ, СУФЛЕ. Что общего между словами, показанными наэкране и предметами на столе? ( с этими любимыми продуктами и вывесками мы очень часто сталкиваемся)

- Как вы думаете, в чём особенность употребления этих слов с точки зрения лингвистики? ( не изменяются по числам, падежам, т.е. не склоняются)

- (СЛАЙД 9) Обратите внимание на слайд. Составьте с данными несклоняемыми существительными словосочетания по схеме прил. + сущ.

Свежая, вкусная салями

Новое, интересное бистро

Ягодное, фруктовое желе

Вкусный, свежий сулугуни

- Какие трудности при выполнении задания вы испытывали? ( трудно было подобрать окончание прилагательного, определить род иноязычных слов

  1. Построение проекта выхода из проблемной ситуации

) Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?

( научиться определять род несклоняемых существительных).

Следовательно, тема урока?

(СЛАЙД 11) РОД НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

  1. Реализация проекта

Цель: апробация способа действий, направленного на решение проблемы ( коммуникативные УДД – умение работать в группах, познавательные УДД – умение работать с текстом, выделять главное, делать выводы)

( СЛАЙД 12) Чтобы добиться достижения поставленной цели, предлагаю объединить ваши силы и поработать в группах. На каждом столе лежат пронумерованные файлы-конверты. Открываем конверт №1(приложения 1,3), достаём задания. Вашему вниманию даны несклоняемые существительные с объяснением их лексического значения, схема и само задание. Вы должны распределить слова в соответствии с объяснением. Время на выполнение – 5 минут.

(СЛАЙД 13) У нас с вами получилась схема, объясняющая правило, как правильно определять род несклоняемых имён существительных. Но, как вы знаете, в любом правиле есть исключения. Есть и здесь. Например, несклоняемые существительные:

КОЛЬРАБИ - ЧТО ТАКОЕ? (вид капусты)

БРОККОЛИ (вид капусты)

САЛЯМИ ( колбаса)

АВЕНЮ (улица)

ИВАСИ ( рыба)

ЦЕЦЕ (муха) женского рода, хотя не обозначают лиц женского пола. Почему?(можно подобрать синоним из русского языка женского рода).

Несклоняемые существительные КОФЕ, ПЕНАЛЬТИ ( штрафной удар), СУЛУГУНИ (сыр), ТОРНАДО (ветер) будут мужского рода по той же самой причине.

СЛАЙД 14. Вернулись к слайду со словосочетаниями. Проговорить правило на этих примерах, используя схему.

- СЛАЙД 15. Теперь, когда вы знаете правило определения рода несклоняемых существительных, пришло время немного отдохнуть – сделаем рекламную паузу.

Я читаю стихотворение, а вы, когда встречается несклоняемое существительное, хлопаете в ладоши.

Однажды серый кенгуру решил купить пальто

Но по шоссе, где он стоял, не ездило авто.

Трамвай в ремонтном был депо,

И наш чудак пошёл в метро.

Оно домчало в миг его к огромнейшему магазину.

Народу здесь невпроворот, а сколько шуму!

Так растерялся бедный кенгуру,

Что чуть не съел он какаду.

Зашёл с досады он в кафе

И заказал там сладкое безе, ореховое эскимо и ананасовое ситро.

- Что было особенно интересным на уроке?

7. Домашнее задание.Стр.144 упр.275

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

6а русский язык

Тема. Род несклоняемых имён существительных.

Цели и задачи:

- познакомить учащихся со способами определения рода несклоняемых имён существительных;

- учить правильному употреблению их в речи.

- воспитывать самостоятельность.

     

                                                               Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.


3.Работа по теме урока.

          Работа с учебником

1) На доске записаны слова:

Пальто, авеню, бюро, кольраби, такси, пенальти.

-Как определить род этих имён существительных?

2) Чтение § 40.

Беседа по вопросам:

  1. К какому роду преимущественно относятся несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения?

  2. Какие несклоняемые одушевлённые имена существительные иноязычного происхождения относятся к женскому роду, а какие к мужскому роду?

  3. Как определяется род несклоняемых собственных имён существительных – географических названий?

  4. Как определяется род сложносокращённых слов, образованных из начальных букв?

3) Попробуйте теперь определить род слов, записанных на доске.

(ср.р. – пальто, бюро, такси; ж.р. – авеню (улица), кольраби (колбаса); м.р. – пенальти (удар).

4. Закрепление.

1. Отработка приёма определения рода несклоняемых существительных – упражнение 224.

2. Индивидуальная работа у доски – упражнение 225 (2-е учащихся)

 3. Остальные учащиеся в это время выполняют упражнение 227 (1 и 2 часть).

*******Проверка индивидуальной работы*******

4.Самостоятельная работа с последующей проверкой.

-Раскройте о скобки.

1. Зимой, чтобы не простудиться, нужно одевать (тёплый) пальто.

2. Мы проснулись, а на кухне нас уже ждёт (горячий) кофе.

3. Кто-то играл на пианино, (который стоял) в большой комнате.

4. Исход игры (решил досадный) пенальти.

5. Дом, который нам нужен, находится на (пятый) авеню.

6. Дверь (открыл пожилой) мадам.

7. А вы любите (жареный) кольраби.

5. Итог урока.

-Как же правильно определить род несклоняемых имён существительных?

6. Домашнее задание.

1) § 40.

2) Упражнение 228.

7. Выставление оценок.













6а русский язык

Тема. Род несклоняемых имён существительных.

Цели и задачи:

- познакомить учащихся со способами определения рода несклоняемых имён существительных;

- учить правильному употреблению их в речи.

- воспитывать самостоятельность.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (1 СЛАЙД)

  1. Актуализация и постановка проблемы

Что объединяет все эти слова – КАФЕ, БИСТРО, АТЕЛЬЕ, СУШИ? НЕ забываем, что мы с вами сегодня «лингвисты»! ( это слова иноязычного происхождения)

А какие подобные вывески есть в вашем городе?

- А теперь обратите внимание на демонстрационный стол, на котором у нас лежат КОФЕ, КАКАО, БЕЗЕ, СУФЛЕ. Что общего между словами, показанными наэкране и предметами на столе? ( с этими любимыми продуктами и вывесками мы очень часто сталкиваемся)

- Как вы думаете, в чём особенность употребления этих слов с точки зрения лингвистики? ( не изменяются по числам, падежам, т.е. не склоняются)

- (СЛАЙД 9) Обратите внимание на слайд. Составьте с данными несклоняемыми существительными словосочетания по схеме прил. + сущ.

Свежая, вкусная салями

Новое, интересное бистро

Ягодное, фруктовое желе

Вкусный, свежий сулугуни

Какие трудности при выполнении задания вы испытывали? ( трудно было подобрать окончание прилагательного, определить род иноязычных слов

  1. Построение проекта выхода из проблемной ситуации

Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?

( научиться определять род несклоняемых существительных).

Следовательно, тема урока?

(СЛАЙД 11) РОД НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

  1. Реализация проекта

Цель: апробация способа действий, направленного на решение проблемы ( коммуникативные УДД – умение работать в группах, познавательные УДД – умение работать с текстом, выделять главное, делать выводы)

( СЛАЙД 12) Чтобы добиться достижения поставленной цели, предлагаю объединить ваши силы и поработать в группах. На каждом столе лежат пронумерованные файлы-конверты. Открываем конверт №1(приложения 1,3), достаём задания. Вашему вниманию даны несклоняемые существительные с объяснением их лексического значения, схема и само задание. Вы должны распределить слова в соответствии с объяснением. Время на выполнение – 5 минут.

(СЛАЙД 13) У нас с вами получилась схема, объясняющая правило, как правильно определять род несклоняемых имён существительных. Но, как вы знаете, в любом правиле есть исключения. Есть и здесь. Например, несклоняемые существительные:

КОЛЬРАБИ - ЧТО ТАКОЕ? (вид капусты)

БРОККОЛИ (вид капусты)

САЛЯМИ ( колбаса)

АВЕНЮ (улица)

ИВАСИ ( рыба)

ЦЕЦЕ (муха) женского рода, хотя не обозначают лиц женского пола. Почему?(можно подобрать синоним из русского языка женского рода).

Несклоняемые существительные КОФЕ, ПЕНАЛЬТИ ( штрафной удар), СУЛУГУНИ (сыр), ТОРНАДО (ветер) будут мужского рода по той же самой причине.

СЛАЙД 14. Вернулись к слайду со словосочетаниями. Проговорить правило на этих примерах, используя схему.

- СЛАЙД 15. Теперь, когда вы знаете правило определения рода несклоняемых существительных, пришло время немного отдохнуть – сделаем рекламную паузу.

Я читаю стихотворение, а вы, когда встречается несклоняемое существительное, хлопаете в ладоши.

Однажды серый кенгуру решил купить пальто

Но по шоссе, где он стоял, не ездило авто.

Трамвай в ремонтном был депо,

И наш чудак пошёл в метро.

Оно домчало в миг его к огромнейшему магазину.

Народу здесь невпроворот, а сколько шуму!

Так растерялся бедный кенгуру,

Что чуть не съел он какаду.

Зашёл с досады он в кафе

И заказал там сладкое безе, ореховое эскимо и ананасовое ситро.

- Что было особенно интересным на уроке?

7. Домашнее задание.Стр.144 упр.275



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее