6а русский язык
Тема. Род несклоняемых имён существительных.
Цели и задачи:
- познакомить учащихся со способами определения рода несклоняемых имён существительных;
- учить правильному употреблению их в речи.
- воспитывать самостоятельность.
Ход урока.
|
|
3.Работа по теме урока. Работа с учебником | 1) На доске записаны слова: Пальто, авеню, бюро, кольраби, такси, пенальти. -Как определить род этих имён существительных? 2) Чтение § 40. Беседа по вопросам:
3) Попробуйте теперь определить род слов, записанных на доске. (ср.р. – пальто, бюро, такси; ж.р. – авеню (улица), кольраби (колбаса); м.р. – пенальти (удар). |
4. Закрепление. | 1. Отработка приёма определения рода несклоняемых существительных – упражнение 224. 2. Индивидуальная работа у доски – упражнение 225 (2-е учащихся) 3. Остальные учащиеся в это время выполняют упражнение 227 (1 и 2 часть). *******Проверка индивидуальной работы******* 4.Самостоятельная работа с последующей проверкой. -Раскройте о скобки. 1. Зимой, чтобы не простудиться, нужно одевать (тёплый) пальто. 2. Мы проснулись, а на кухне нас уже ждёт (горячий) кофе. 3. Кто-то играл на пианино, (который стоял) в большой комнате. 4. Исход игры (решил досадный) пенальти. 5. Дом, который нам нужен, находится на (пятый) авеню. 6. Дверь (открыл пожилой) мадам. 7. А вы любите (жареный) кольраби. |
5. Итог урока. | -Как же правильно определить род несклоняемых имён существительных? |
6. Домашнее задание. | 1) § 40. 2) Упражнение 228. |
7. Выставление оценок. |
|
6а русский язык
Тема. Род несклоняемых имён существительных.
Цели и задачи:
- познакомить учащихся со способами определения рода несклоняемых имён существительных;
- учить правильному употреблению их в речи.
- воспитывать самостоятельность.
ХОД УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (1 СЛАЙД)
Актуализация и постановка проблемы
Что объединяет все эти слова – КАФЕ, БИСТРО, АТЕЛЬЕ, СУШИ? НЕ забываем, что мы с вами сегодня «лингвисты»! ( это слова иноязычного происхождения)
- А какие подобные вывески есть в вашем городе?
- А теперь обратите внимание на демонстрационный стол, на котором у нас лежат КОФЕ, КАКАО, БЕЗЕ, СУФЛЕ. Что общего между словами, показанными наэкране и предметами на столе? ( с этими любимыми продуктами и вывесками мы очень часто сталкиваемся)
- Как вы думаете, в чём особенность употребления этих слов с точки зрения лингвистики? ( не изменяются по числам, падежам, т.е. не склоняются)
- (СЛАЙД 9) Обратите внимание на слайд. Составьте с данными несклоняемыми существительными словосочетания по схеме прил. + сущ.
Свежая, вкусная салями
Новое, интересное бистро
Ягодное, фруктовое желе
Вкусный, свежий сулугуни
- Какие трудности при выполнении задания вы испытывали? ( трудно было подобрать окончание прилагательного, определить род иноязычных слов
Построение проекта выхода из проблемной ситуации
) Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
( научиться определять род несклоняемых существительных).
Следовательно, тема урока?
(СЛАЙД 11) РОД НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Реализация проекта
Цель: апробация способа действий, направленного на решение проблемы ( коммуникативные УДД – умение работать в группах, познавательные УДД – умение работать с текстом, выделять главное, делать выводы)
( СЛАЙД 12) Чтобы добиться достижения поставленной цели, предлагаю объединить ваши силы и поработать в группах. На каждом столе лежат пронумерованные файлы-конверты. Открываем конверт №1(приложения 1,3), достаём задания. Вашему вниманию даны несклоняемые существительные с объяснением их лексического значения, схема и само задание. Вы должны распределить слова в соответствии с объяснением. Время на выполнение – 5 минут.
(СЛАЙД 13) У нас с вами получилась схема, объясняющая правило, как правильно определять род несклоняемых имён существительных. Но, как вы знаете, в любом правиле есть исключения. Есть и здесь. Например, несклоняемые существительные:
КОЛЬРАБИ - ЧТО ТАКОЕ? (вид капусты)
БРОККОЛИ (вид капусты)
САЛЯМИ ( колбаса)
АВЕНЮ (улица)
ИВАСИ ( рыба)
ЦЕЦЕ (муха) женского рода, хотя не обозначают лиц женского пола. Почему?(можно подобрать синоним из русского языка женского рода).
Несклоняемые существительные КОФЕ, ПЕНАЛЬТИ ( штрафной удар), СУЛУГУНИ (сыр), ТОРНАДО (ветер) будут мужского рода по той же самой причине.
СЛАЙД 14. Вернулись к слайду со словосочетаниями. Проговорить правило на этих примерах, используя схему.
- СЛАЙД 15. Теперь, когда вы знаете правило определения рода несклоняемых существительных, пришло время немного отдохнуть – сделаем рекламную паузу.
Я читаю стихотворение, а вы, когда встречается несклоняемое существительное, хлопаете в ладоши.
Однажды серый кенгуру решил купить пальто
Но по шоссе, где он стоял, не ездило авто.
Трамвай в ремонтном был депо,
И наш чудак пошёл в метро.
Оно домчало в миг его к огромнейшему магазину.
Народу здесь невпроворот, а сколько шуму!
Так растерялся бедный кенгуру,
Что чуть не съел он какаду.
Зашёл с досады он в кафе
И заказал там сладкое безе, ореховое эскимо и ананасовое ситро.
- Что было особенно интересным на уроке?
7. Домашнее задание.Стр.144 упр.275